Научная статья на тему 'Особенности государственной инновационной политики и факторы, препятствующие инновационной активности в России'

Особенности государственной инновационной политики и факторы, препятствующие инновационной активности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ВЕНЧУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной инновационной политики и факторы, препятствующие инновационной активности в России»

Суть данного принципа заключается в том, что каждый процесс должен оцениваться и постепенно улучшаться по ряду показателей: требуемое время, используемые ресурсы, качество готовой продукции и т.д.

По мнению авторов, одной из важнейших проблем в деятельности кредитных организаций является вопрос качества, себестоимости и конкурентоспособности банковских товаров и услуг. Для того чтобы обеспечивать конкурентоспособность предлагаемых банковских продуктов, финансовым институтам необходимо проводить исследования и внедрять передовые технологии управления бизнес-процессами на всех стадиях.

Таким образом, использование lean-методов в банковской деятельности позволит усилить ориентацию услуг на потребности и приоритеты клиентов, снизить себестоимость операций посредством сокращения избыточных звеньев и функций, обеспечить рост производительности труда путем стандартизации деятельности всех сотрудников, минимизировать использование трудовых ресурсов, и, самое главное, повысить удовлетворенность клиентов предлагаемыми банковскими товарами и услугами, а также качеством сервиса.

Библиографический список

1. Адлер Ю. Бережливого Бог бережет // Мат. конф. «Созвездие качества 2004». Киев, 2004. - 204 с.

2. Вумек Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М., 2004.

3. Джеймс П. Вумак Дэниэл Т. Джонс, Дэниэл Рос Машина, изменившая мир: история о лин-производстве. - New York, 1990.

4. Коляда М.А., Акинин П.В. Развитие инноваций в банковском секторе США и возможность их реализации в российской действительности // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38).

5. Масааки Имаи. Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества. -М., 2005.

6. Хаирова С.М., Дремина Г.А. Финансово-кредитная система. Бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики. - № 3(31), 2009.

М.Н. Мурашова В.М. Груздев

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ

Ключевые слова: государственная инновационная политика, инновационная активность, научно-технический прогресс, технологии, инвестиции, венчурное производство.

Понимание сложившейся ситуации, несомненно, отражается в российской государственной политике. К примеру, в конце 1990-х гг. была разработана и принята «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы». Начиная с 2001 г.,

© Мурашова М.Н., Груздев В.М., 2013

проблема инновационного развития прослеживается в каждом ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. За последние десять лет в России было разработано и принято несколько программных документов, которые стимулируют инновационное развитие.

В 2002 г. Президентом России были утверждены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», где акцентируется внимание на то, что «целью государственной политики в сфере развития науки и технологий выступает переход к инновационному пути развития государства на базе избранных направлений». В этом же документе ставится вопрос о создании национальной инновационной системы как главной задачи экономической политики государства: «Национальная инновационная система призвана объединять усилия государственных органов власти на всех уровнях, субъектов научно-технического сектора и предпринимательской среды экономики для дальнейшего ускоренного внедрения достижений науки и технологий с целью реализации стратегических национальных приоритетов государства».

В 2005 г. Правительство Российской Федерации утвердило документ «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». В соответствии с этим документом, задача государственной политики в сфере развития инновационной деятельности заключается в обеспечении «экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах осуществления стратегических национальных интересов России: увеличение качества жизни населения, обеспечение экономического роста, рост фундаментальной науки, образования, культуры, поддержка обороноспособности и безопасности государства посредством интеграции усилий страны и предпринимательской среды экономики на базе взаимовыгодного сотрудничества».

Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике в 2006 году была утверждена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», которая разработана Министерством образования и науки России на базе приведенных выше программных документов. Задача осуществления этой стратегии обозначается как «создание сбалансированной сферы исследований и разработок и продуктивной системы инноваций, которые обеспечивают технологическое переоснащение экономики и увеличение ее конкурентоспособности на базе новейших технологий и превращение научного потенциала в один из главных ресурсов стабильного роста экономики».

В 2008 г. Министерством экономического развития (МЭР) была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», которая уделяет огромное внимание инновационному пути развития государства. Концепция определяет как приоритетную задачу на следующий период переход от экспортно-сырьевого к инновационному сценарию экономического роста, который должен поддерживать увеличение конкурентоспособности российских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. В этом документе в частности предусмотрено, что «экономика России не только останется мировым лидером в сфере энергетики, добычи и переработки сырья, но и сформирует конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий».

Инновационная политика страны непосредственно связана с внешнеэкономической деятельностью, формирует условия для создания совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску отечественных товаров и сбыту их на внешнем рынке для обеспечения рекламы отечественных нововведений за границей, активизации выста-вочно-ярмарочной работы, использования международных информационных систем для обмена информацией по инновационным проектам. Важнейшее значение имеет обеспе-

чение в иностранных кредитных линиях лимитов для совершенствования инновационной инфраструктуры: для покупки оборудования (для запуска высокоэффективных инновационных проектов под государственной гарантией), патентов на высокоэффективные технологии и новых приобретенных знаний для начала производства нового продукта. Нужно усилить взаимодействие государственных структур и частного бизнеса, которое будет направлено на развитие деловых отношений с иностранными партнерами и способствование участию инновационно-активных предприятий Российской Федерации в международных конкурсах.

Согласно Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2008-2015 гг., одной из основных целей выступает развитие экономики, базирующей на знаниях, создание которой может проводиться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и, главное, высокотехнологичных секторов. В отношении области науки достаточно ясно определено то, что нужно оптимизировать объемы и структуру научно-технической сферы, увеличить ее продуктивность и направленность на реализацию поставленных целей. В этой связи определены основные направления развития элементов национальной инновационной системы. Среди главных направлений формирования и развития НИС можно выделить такие как:

- совершенствование организационной и кадровой структуры науки;

- формирование новых компонентов инфраструктуры национальной инновационной системы;

- оптимизация наукоемких секторов (прежде всего информационно-коммуникационных);

- пристальное внимание к оборонным НИОКР.

На государственном уровне важную роль играет объединение компонентов инновационной системы государства. К примеру, уже поставлена задача создания «технологического коридора» между наукой и бизнесом, который будет обеспечивать коммерциализацию знаний и выход на новые рынки высокотехнологических товаров. Категория «технологический коридор» очень емкая. Она охватывает создание связей между основными субъектами инновационного процесса, запуск новых инновационных проектов, совершенствование венчурной индустрии, оптимизация законодательства в сфере интеллектуальной собственности [2].

Функционирование федеральных целевых программ ведется на базе общих принципов, которые определяются правительством и учитывают приоритеты и задачи социально-экономического развития России, элементы научно-технической и структурной политики, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния государства, внешнеполитических и внешнеэкономических условий, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также международных соглашений.

Вместе с общими принципами, при формировании федеральных целевых программ в области науки и технологий учитываются следующие условия:

- поддерживание непрерывности процесса «фундаментальные исследования

— поисковые научно-исследовательские работы (НИР) — прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — технологии — производство

— рыночная реализация» [5] и оптимизация его стадий, опираясь на конечный результат

— массовое производство наукоемких конкурентоспособных товаров в экономически целесообразных масштабах;

- грамотная концентрация средств федерального бюджета и внебюджетных средств на развитие главных направлений и повышение эффективности мер мотивации научно-технической и инновационной политики;

- обеспечение выбора объектов финансирования, опираясь на их оценку по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим параметрам с учетом возможности бюджета страны.

Политика государства в области науки и технологий предполагает осуществление важных инновационных проектов государственного значения, базирующихся на достижениях науки мирового уровня, которые получены при проведении исследований по основным направлениям. Приоритетные цели этих проектов [1]:

- укрепление позиций национальных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

- уменьшение издержек производства посредством ресурсосбережения (прежде всего — энергоснабжения);

- рост процента продукции высокой степени переработки;

- увеличение продуктивности использования сырьевой базы;

- поддерживание гибкости производства.

Следует заметить то, что в федеральных программах Российской Федерации намечаются главные цели, которые соответствуют мировым направлениям научно-технического развития, описывают финансово-экономические механизмы их осуществления, способы выхода на мировые рубежи. Государство занимается проблемой обеспечения коммерциализации технологий как частью целого механизма создания и внедрения инноваций.

Но все же сами программы не в достаточной степени консолидированы. Те направления, которые в них предусмотрены, на практике действуют крайне медленно, если вообще осуществляются. Принимаемые меры в целом несистемные и непоследовательные. В конечном итоге складываются отдельные невзаимосвязанные элементы инфраструктуры нововведений. Ряд этапов инновационного цикла не получает нужной финансовой, информационной и инфраструктурной поддержки. Прежде всего, это касается фундаментальных исследований начинающих небольших предприятий, которые приступают к коммерциализации результатов исследований и разработок, и стимулируют развитие взаимодействия между основными участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями, крупным бизнесом). В программах нет координации тематики и подходов. Программы не ориентируются на развитие критических, самых основных технологий, прежде всего гражданских, которые связаны с ростом и реализацией человеческого потенциала, возможностей и способностей, с ростом качества жизни. Приоритетная роль отводится военным программам. При осуществлении программ очень мало усилий прикладывается для обозначения четких параметров поиска и выбора проектов, определения целесообразности программных мероприятий в условиях рынка, оценки продуктивности государственных инвестиционных и научно-технических программ, аргументирования соотношения бюджетных и внебюджетных источников осуществления финансирования [3].

В контексте отношений «наука - производство» определяют два приоритетных вида сотрудничества. Первый являет собой соотношения университетских факультетов и государственных исследовательских организаций с одной стороны, и крупных предприятий, а также высокотехнологичных малых и средних организаций - с другой. Второй вид сотрудничества определяется как привлечение университетов к оказанию технологи-

ческой поддержки и консультационных услуг малому и среднему бизнесу. Важную роль в содействии малому бизнесу часто играют региональные центры.

Продуктивность взаимодействия науки и бизнеса ограничивается тремя факторами, каждый из которых нужно брать во внимание, разрабатывая инновационную политику:

- концентрация внимания университетов и государственных исследовательских структур на потребности бизнеса;

- взаимодействие университетов и государственных исследовательских организаций с частными предприятиями;

- заинтересованность бизнеса в результатах разработок.

Усиление связи «наука - производство» предполагает использование широкого спектра методов и схем, которые поддерживают финансирование прежде всего совместных разработок, создают мотивацию для государственных НИИ и лабораторий вести работы в интересах производства, укрепляют организации-посредники (к примеру, организации по передаче технологий) и приветствуют свободу перехода исследователей из государственной сферы в частную и обратно.

Становление государственно-частного партнерства в сфере исследований и разработок за рубежом зачастую подразумевает активное участие различных фондов. В Великобритании, к примеру, этим занимается Фонд инноваций высшего образования (Higher Education Innovation Fund). Перечень его интересов включает в себя вопросы финансирования организаций-посредников, помогающих ученым налаживать связи с бизнесом, консультировать частные предприятия, содействовать развитию наставничества и расширять диалог с частной сферой и теми организациями, которые его поддерживают. Некоторая часть средств Фонда используется на финансирование подготовки студентов по основам предпринимательства. Этому в государстве уделяют огромное внимание [4].

Одним из главных критериев продуктивности этой стратегии стало создание инновационных альянсов и стратегических партнерств, которые выступают новыми инструментами в процессе ведения инновационной деятельности. Инновационные альянсы формируют предприятия с единой технологической платформой. К ним может присоединиться малый и средний бизнес, а также государственные исследовательские учреждения. Стратегические партнерства создаются по инициативе профильных федеральных министерств посредством интеграции заинтересованных бизнес-структур и научных организаций для осуществления специальных программ. Такие партнерства уже сформированы в сфере электроэнергетики, информатики, безопасности в области транспорта.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия, разрыв между государственной и частной сферой исследований и разработок по-прежнему не преодолен. Построение национальной инновационной системы подразумевает фактически реализацию шоковой терапии - единовременное и существенное изменение системы институтов. Очень низкая продуктивность осуществления инновационных программ и проектов является следствием отсутствия единого контрольного органа (лишь на федеральном уровне инновационную политику проводят четыре министерства и ведомства).

Выводы. Инновационной активности в России наиболее препятствуют такие факторы, как высокая стоимость инноваций, недостаточная поддержка государства, экономические риски, связанные с инновациями. Приоритетными направлениями инновационной политики в России являются создание соответствующей нормативной базы, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры и конкурсная система отбора инновационных проектов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2002 № 1764-р «Об Основных направлениях государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий».

2. Государственная система учета НИР, ОКР, ОТР: новые возможности, методика, практика. Тезисы докладов / Под ред. В.Е. Кратенка. - Минск: ГУ «БелИСА», 2005. - с. 41.

3. Кушлин В. Выбор модели развития в условиях ужесточения эколого-ресурсных ограничений // Экономист. - М.: Издательство «Экономист», 2008. - № 7. - с.3

4. Леонтьев Б.Б. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: «Экономика», 2002. - с. 93

5. Макогон Б.П. Инновационная деятельность - ключ к экономическому росту // Меркурий. - Донецк, 2000. - № 5. - с. 28

6. Ярощук А.Б. Государственное регулирование инновационной деятельности // Кафедральный вестник МосГУ, 2005. - № 2.

Ю.А.Ходжаев В.М. Груздев

ИННОВАЦИИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: инновации, научно-технический прогресс, экономический рост, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инновационная инфраструктура, научно-производственный потенциал.

Экономический рост на сегодня во многом зависит от научно-технического прогресса и интеллектуализации главных факторов производства. Применение инноваций является определяющим фактором рыночной конкуренции, позволяющим ведущим предприятиям зарабатывать сверхприбыли путем получения интеллектуальной ренты, возникающей вследствие монопольного использовании новых более продуктивных технологий. Особенностью экономического роста на сегодняшний день является переход к непрерывному инновационному процессу в системе управления. Проведение НИОКР играет все большую роль в инвестициях, превышая в наукоемких секторах затраты на оборудование и строительство. Вместе с этим увеличивается роль государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, которые определяют общие направления научно-технического прогресса. Степень интенсивности НИОКР во многом формирует сегодня степень экономического развития — в глобальной экономической конкуренции побеждают те государства, которые создают благоприятные условия для научных исследований и НТП [2, с.211].

Особая роль государственной мотивации НТП в обеспечении экономического роста на сегодняшний день определяется объективными особенностями инновационных процессов. Среди них можно назвать следующие: большой риск, зависимость от уровня

© Ходжаев Ю.А., Груздев В.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.