Научная статья на тему 'Направления участия государства в создании национальной инновационной системы'

Направления участия государства в создании национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НОВОВВЕДЕНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Груздев Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления участия государства в создании национальной инновационной системы»

2. Воронина М.В., Кунина Е.Ф. Механизм реорганизации сельскохозяйственных предприятий АПК Нечерноземной зоны России // Материалы научной конференция «Современные проблемы пищевой промышленности». - МГЗИПП, 1996.

3. Кобулов Б.А. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности: Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо, РУДН, 2011. - С. 300-315.

4. Медведева Т.Ю. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно- консультационных систем / Т.Ю. Медведева, Т.В. Хомутин-никова, В.В. Филатов // Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо; РУДН, 2011. - С. 496-503.

5. Филатов В.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Филатов, Б.А. Кобулов, Г.М. Колосова [и др.]. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.

6. Филатов В.В. Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности: монография / В.В. Филатов. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.

В.М. Груздев

НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновации, государственное регулирование, инновационная политика, нововведения, научно-технический прогресс, управление инновациями.

Управление инновациями нуждается в системном подходе, который подразумевает единство и согласование инновационной деятельности на всех уровнях хозяйственной деятельности, тесное взаимодействие и согласование всех управленческих методов и решений. Важную роль в управлении инновационной деятельностью играет государство [4, с. 10].

Основной проблемой, которая мешает динамичному росту экономики России в инновационном направлении, является отсутствие достаточного количества компетентных специалистов в сфере управления проектами. Система образования не соответствует требованиям перехода государства на инновационный путь развития. Степень подготовки в большинстве учебных заведений России не вписывается в требования инновационной экономики. В последние годы все же прослеживаются некоторые позитивные сдвиги в сфере образования. Компьютерное обеспечение школ, формирование исследовательских и национальных университетов, рост финансирования высшего образования, увеличение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. позитивно сказываются на всей сфере образования. Однако в этих мерах отсутствует системный подход к содействию инновационному пути развития государства.

Проведенный опрос предпринимателей позволил составить рейтинг факторов, которые препятствуют инновационной активности отечественных фирм (см. рис.).

© Груздев В.М., 2013

О 10 20 30 40 50 60 70 ВО 90

Недостаток денежных средств Высокая стоимость нововведений Нет господдержки Высокий экономический риск Гос.регул ирование Недостаток квалифицированного персонала Недостаток информации о новых технологиях Низкий спрос на новые товары Инновационная инфраструктура Проблемы с интеллектуальной собственностью Низкий инновационный потенциал организации Недостаток информации о рынках сбыта Неразвитость кооперационных связей

■ Активные ■ Пассивные

Рис. Оценка факторов, которые препятствуют инновациям: в процентах от числа ответивших, оценивших фактор как значительный и решающий среди инновационно активных и инновационно пассивных групп предприятий [4, а 10]

По сути, не имеет значения, занимаются ли фирмы нововведениями или не занимаются, чаще всего они сталкиваются с проблемой недостатка денежных средств, высокой стоимостью нововведения, слабым уровнем государственной поддержки и с экономическими рисками, которые связаны с нововведениями [9, е. 30]. Следует заметить, что такие факторы, как спрос, инфраструктура, проблемы интеллектуальной собственности и кооперация не часто рассматриваются предпринимателями как основные или решающие, хотя именно на эти препятствия направлено много мер отечественной инновационной политики государства.

Важной предпосылкой формирования инновационной системы выступает продуманная инвестиционная политика государства в области науки и технологий обеспечения финансово-экономических условий для активизации основных направлений развития науки, технологий и техники России. Для решения поставленной задачи необходимо объединение усилий государства и предпринимательского сектора, использование современных инвестиционно-финансовых инструментов для привлечения негосударственных российских и иностранных инвестиций в сферу науки и технологий.

Основным направлением, с помощью которого можно обеспечить повышение эффективности использования федеральных бюджетных средств для планирования исследований и разработок по главным направлениям, является государственный заказ на разработку научно-технических продуктов. Он дает возможность согласовывать планы выполнения научно-исследовательских разработок с общими государственными программами социально-экономического развития. Базу государственного заказа на научно-техническую продукцию формируют федеральные целевые программы в области науки и технологий, а также программа государства по вооружению и государственный оборонный заказ [6, е. 48].

Среди мер повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов следует отметить [3, е. 143]:

- финансирование на безвозвратной основе лишь тех инновационных проектов, в которых прослеживается общенациональный характер и которые влияют на рост экономической безопасности государства;

- более широкое использование практики размещения бюджетных средств на конкурсной основе для осуществления инновационных проектов, которые представлены организациями любой формы собственности; в данном случае привлеченные частные и государственные капиталовложения предоставляются на паевых началах;

- повышение продуктивности механизма образования и привлечения внебюджетных источников для запуска инновационных проектов; в большей степени это имеет отношение к внебюджетным фондам поддержки научных исследований и опытно-конструкторских разработок, определенная часть их финансовых ресурсов направляется на финансирование российского и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, которые используются в инновационных проектах.

Федеральный уровень инновационной политики включает в себя комплекс мер и механизмов общегосударственной поддержки инновационной политики. В концептуальном плане она охватывает создание первичных стимулов к нововведениям, формирование общих принципов нормативно-правовых, организационных, институциональных изменений и преобразований, а также обозначение мер, которые связаны с защитой и поддерживанием отечественного научно-технического потенциала, совершенствованием федерального регистра исследовательских результатов и наработок с их дальнейшим делением по этапам готовности к тиражированию и сбыту [7, с. 29]. Очень актуальны вопросы систематизации набора основных технологических и продуктовых нововведений, которые готовы к широкому использованию в секторах и регионах; формирование информационных баз данных, готовых к внедрению в перспективные технологии, которые отвечают этой задаче; создание системы государственного мониторинга за состоянием инновационной сферы. Также важно обозначить образцы желаемых результатов инновационного процесса в кратко- и среднесрочном периодах, при достижении которых приоритетная роль государства в инновационном секторе будет заменена, в основном, мерами косвенного регулирования.

М. Кастельс анализирует связь между изобретателями, предпринимателями, финансовыми корпорациями и государством в информационно-технологической революции. Он (на примерах от США до Китая и Индии) доказывает, что во всем мире государство (а не изобретатель) было инициатором и главным двигателем этой революции, фактором, выражающим и организующим социальные и культурные силы, содействующим развитию широких и защищенных рынков и финансирующим макроисследовательские программы.

По мнению Ю. Яковца, задача государства сводится к тому, чтобы отбирать самые перспективные результаты научно-технических исследований и наиболее эффективные изобретения, и, соответственно, оказывать значительную поддержку тем изобретениям, которые способны произвести инновационный прорыв. Суть в том, что базисные инновации в большинстве случаев нуждаются в крупной государственной поддержке, поскольку частный бизнес из-за очень высокого риска, межотраслевого применения, длительного периода окупаемости не стремится вкладывать собственные финансовые ресурсы. Совместное частное и государственное партнерство способно исправить данную ситуацию. Но в то же время в России государство придерживается такой позиции, что инновационный процесс - это дело частного капитала, а поддержка, в лучшем случае,

проявляется в развитии инфраструктуры. Это ошибочная позиция, которая приводит к потере конкурентоспособности [12].

В научной литературе при рассмотрении сущности и основы стратегии инноваций главным образом дается определение степени участия государства в развитии инноваций и определяется количество затрачиваемых государственных ресурсов. Дается и другая трактовка сущности участия государства в создании национальной инновационной системы, заключающаяся в выборе уровня субъектов инновационного процесса, на котором осуществляется использование государственных ресурсов и проводится оценка эффективности использования этих ресурсов. Выбор уровня (макро-, мезо-, микроуровень) для использования государственных ресурсов или отказ от вложения государственных ресурсов в инновационное развитие должен зависеть от принятой модели инновационного развития (например, «социальная» модель, как в Германии или Финляндии, или «рыночная» модель, как в США или Сингапуре, или уникальная модель для конкретной страны или временного периода), истории развития экономики страны и уровня экономического развития. Предлагаемое уточнение сущности участия государства в создании национальной инновационной системы отличается от принятых в настоящее время представлений о сущности использования государственных ресурсов тем, что предлагается определять не степень участия государства и количество затрачиваемых государственных ресурсов, а выбрать тот уровень субъектов инновационного процесса, для которых использование государственных ресурсов является наиболее эффективным.

Результат выбора уровня субъектов инновационного процесса заключается в том, какой при этом вариант выбора уровня или сочетания уровня использования государственных ресурсов обеспечивает наиболее эффективное их использование:

- микроуровень (предприятие) обеспечивает наиболее эффективное использование государственных ресурсов для больших предприятий, выпускающих инновационную продукцию, конкурентную на мировом рынке;

- мезоуровень (регион или территория) обеспечивает наиболее эффективное использование государственных ресурсов для отдельных территорий, на которых развиваются инновационные кластеры или отдельные группы инновационных предприятий;

- мезоуровень (отрасль) обеспечивает наиболее эффективное использование государственных ресурсов для отдельных отраслей, в которых развиваются группы предприятий данной отрасли, выпускающих инновационную продукцию, конкурентную на мировом рынке;

- макроуровень (страна или экономический союз стран), в которых одновременно во многих отраслях и во многих регионах развиваются группы инновационных предприятий или кластеров.

В качестве альтернативы сущности участия государства в стратегии инновации мы предлагаем выбор того уровня субъектов инновационного процесса, для которых использование государственных ресурсов является наиболее эффективным - а это нужно обосновать, используя в качестве аргументов наши российские особенности. Принципы инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, делают необходимой концентрацию ресурсов на основных направлениях технологического развития, государственной поддержки отдельных компаний и производств. В итоге нужно создать условия для развития инновационного предпринимательства в области прикладной науки и техники, продуктивной коммерческой реализации нововведений.

К основным направлениям инновационной политики государства в Российской Федерации относят следующие [5, е. 114]:

- разработка и совершенствование нормативно-правовой поддержки инновационной политики, механизма ее мотивации, системы институциональных изменений, защиты интеллектуальной собственности в инновационном секторе и использование ее в хозяйственном обороте;

- формирование системы всесторонней поддержки инновационной политики, развития производства, увеличение конкурентоспособности и экспорта наукоемких товаров. В процессе активизации инновационной политики нужно участие не только органов государственного контроля, коммерческого сектора, финансовых организаций, но и общественных организаций на всех уровнях;

- формирование и развитие инфраструктуры инновационного процесса, в том числе и системы информационной поддержки, экспертизы, финансово-экономического сектора, производственно-технологического обеспечения, сертификации и внедрения достижений, обучения и переподготовки персонала. Опыт свидетельствует о том, что причиной отставания российской экономики в области нововведений выступает, прежде всего, слаборазвитая инфраструктура инновационной политики, отсутствие стимула товаропроизводителей к внедрению новации как метода конкурентной борьбы, что в итоге выражается в невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

- активизация малого инновационного предпринимательства посредством обеспечения адекватных условий для создания и успешной деятельности малых высокотехнологических организаций и обеспечения их государственной поддержкой на начальной стадии функционирования;

- обеспечение конкурсной системы отбора инновационных программ и проектов; реализация в секторах экономики быстро окупаемых и сравнительно небольших инновационных проектов, в которых будут участвовать частные инвесторы, и которые будет поддерживать государство, что даст возможность развиваться самым перспективным предприятиям и организациям, а также увеличить приток в них частных капиталовложений;

- внедрение критических технологий, основных направлений инновационной политики, которые могут изменить экономику государства. При этом приоритетной задачей формирования и проведения инновационной деятельности является определение сравнительно малого количества значимых базовых технологий, которые в значительной степени влияют на увеличение продуктивности производства и конкурентоспособности товаров и которые обеспечивают преобразования к новому технологическому укладу;

- применение технологии обоюдного назначения как с целью изготовления вооружений и военной техники, так и для товаров гражданского назначения.

Размеры применения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов товаров в большой степени зависят от институциональных перемен, которые дают возможность развиваться новым прогрессивным формам инновационной политики и бизнеса [11]. Внедрение инновационной политики государства нуждается в институциональных переменах, создающих инфраструктуру рынка и способствующих активной инновационной политике. Важным направлением институционального сектора выступает правовая политика государства. В законодательной базе нужно предусмотреть меры по разработке нормативных актов инвестиционной деятельности в России, указов Президента РФ в сфере государственной инновационной и инвестиционной деятельности, постановлений Правительства РФ, касающихся развития сферы интеллектуальной собственности, внедрения результатов научно-технической работы и др.

Институциональные факторы включают в себя государственную поддержку и стимулирование инвесторов, которые вкладывают средства в наукоемкое, высокотехно-

логичное производство, обеспечение некоторых налоговых льгот, гарантий и кредитов государства. Для уменьшения рисков частных инвесторов необходимо расширить участие государства в венчурных фондах, в перестраховании финансовых и других рисков, которые непосредственно касаются реализации инновационных проектов. Огромное значение нужно придавать совершенствованию налоговой политики для обеспечения выгодных условий по проведению инновационной деятельности всеми участниками независимо от форм собственности и способов финансирования. На сегодняшний день речь идет о совершенствовании налогооблагаемой базы и формированию механизмов взыскания налогов, пересмотр амортизационной политики для предоставления организациям возможности увеличить амортизационные фонды как способа финансирования инноваций [8, с. 311].

Институциональные преобразования включают в себя демонополизацию в инновационном секторе, развитие малого предпринимательства, в том числе и посредством выделения небольших организаций из крупных компаний, формирование региональных центров инноваций. Развитие инновационной политики нуждается в комплексе мер по формированию исключительно рыночных структур, к примеру, бирж инноваций для реализации инновационных проектов, обеспечения торгов ценными бумагами, инновационных компаний, информационной поддержки субъектов рынка инноваций.

Библиографический список

1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 №Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу».

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. Утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7.

3. Государственное регулирование экономики // Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Юнити-Дана, 2002.

4. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. - СПб.: Трансфер, 2003. - № 1 (58).

5. Исраилов Х.Л. Проблемы формирования и реализации инновационной политики региона в условиях восстановительного роста // Экономические науки. - М.: Экономические науки, 2011. - № 12.

6. Клейнер Г., Петросян Д. Взаимодействие государства и общества при формировании экономической политики // Общество и экономика. - М.: Академиздатцентр, 2005. - № 4.

7. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. - М., 1925. -Т. 1. - Вып. 1.

8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва. - 2-е изд. - М.: Экономика, 2005.

9. Малышев Д.П. Теоретические и практические аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий машиностроения // Проблемы современной экономики. - СПб.: РОСТ, 2011. - № 3.

10. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации // Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. - М., 2009.

11. Фридлянов В.Н. Развитие промышленности России на основе национальной инновационной системы: дис. ... д-ра. экон. наук. - СПб., 2003.

12. Яковец Ю. Формирование инновационного партнерства государства и бизнеса, науки и образования идет очень медленно. - Science RF, 30.10.06. [Электронный ресурс]. - URL: http://orange.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=3803 (дата обращения 07.12.2012).

13. Ярощук А.Б. Государственное регулирование инновационной деятельности // Кафедральный вестник МосГУ. - 2005. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.