Научная статья на тему 'Современные подходы к определению цели создания национальной инновационной системы'

Современные подходы к определению цели создания национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАЗРАБОТКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению цели создания национальной инновационной системы»

гоприятные условия, дать импульс и запустить процессы развития в области ВИ и коммерциализации НИОКР.

Данная статья показывает общую историю зарождения венчурного предпринимательства в РФ, его развитие и проблемы. Здесь проводится сравнительный анализ венчурного финансирования инновационной сферы США, Европы и РФ. Дается описание отличительных особенностей, актуального состояния и практического опыта работы венчурного капитала в этих регионах. В статье предлагаются пути решения некоторых вопросов, расставляются акценты в проблематике, очерчивается применимость зарубежного опыта по отношению к РФ. Положения указанной статьи будут способствовать улучшению государственной политики России в области стимулирования венчурного предпринимательства и рискового финансирования.

Библиографический список

1. Аммосов Ю. П. Венчурный капитализм: от истоков до современности / Ю. П. Амосов. -СПб.: РАВИ, 2004. - 409 с.

2. Вишняков А. А. Венчурное инвестирование инновационных проектов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера; Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2006. - № 2.

3. Европейский рынок венчурного капитала: Новые горизонты // под науч. рук. проф. Дже-рарда Джорджа, д-ра Эвы Натусиус. - М.: Росс. ассоц. прям. и венчур. инвестир., 2008. -98 с.

4. Муслимова Г.Е. Мировые тенденции венчурного финансирования нанотехнологий: российские реалии, зарубежный опыт и возможность его адаптации [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. - 2012. - № 39. - URL: http://www.uecs.ru

5. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011 // под ред. Н. Жуковской. -СПб.: РАВИ, 2012. - 100 с.

6. Приоритетные направления государственной политики. Прямые инвестиции и венчурный капитал: инструмент экономического роста, конкурентоспособности и устойчивости // EVCA, пер. с англ. - М.: РАВИ. - 28 с.

В.М. Груздев

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: национальная инновационная система, инновации, инновационная деятельность, национальная экономика, государство, научно-исследовательские разработки.

В научной литературе встречается множество определений, описывающих понятие «инновационная система». К примеру в представленных в 1997 г. материалах ОЭСР приведено несколько трактовок, достаточно близких по смыслу и в целом описывающих

© Груздев В.М., 2013

инновационную систему государств как перечень институтов, которые относятся к частному и государственному секторам и совместно или самостоятельно обеспечивают развитие и передачу в широкое пользование новых технологий на территории конкретного государства. Нужно уточнить смысл отдельных составляющих этого понятия: «инновации» и «система» [3, С 6].

«Инновации», или инновационную деятельность следует понимать как создание и применение фирмами продуктов и производственных процессов, которые являются новыми для этих фирм. Следовательно, рассматривая инновационную систему, исследователи, которые придерживаются данного определения (например, Нельсон и Розенберг), концентрируют внимание на технологических инновациях. Но все же ряд других авторов (например, Лундвалл, Фриман) исследуют также и нетехнологические инновации-точ-нее, институциональные, социальные и образовательные инновации, а также организационные изменения [3, С 9].

Системность, свойственная понятию «инновационная система», выражается в рассматривании технологического развития не в форме цепочки направленных в одну сторону причинно-следственных связей, которые ведут от НИОКР к инновациям, а в виде процесса, отображающего взаимодействие и обратные связи между всем набором факторов, которые определяют создание инноваций (политических, организационных, экономических, социальных и пр.) [9, С 13].

Первый раз понятие инновационной системы было упомянуто в 1987 году в исследовании К. Фримана [10, С 24] о проводимой в Японии технологической политике. В этой работе Фриман описывает основные составляющие японской инновационной системы, обеспечивающие экономический успех этого государства в послевоенный период. Однако первым действительно серьезным и основательным материалом, который посвящается инновационным системам, можно считать опубликованную в 1992 г. книгу «Национальная система инноваций» под редакцией Б. Лундвалла [8, С 140]. По ряду причин подход к исследованию технологического развития в некоторых государствах, базирующийся на данном понятии, оказался очень привлекательным К этим причинам относятся [9]:

понятие инновационной системы-концентрирует в себе самое современное определение процесса инноваций;

эта категория отображает ключевые изменения в структуре и условиях инновационной деятельности, произошедших за последнее десятилетие;

исследования, базирующиеся на понятии инновационной системы, обеспечивают эффективную основу для реализации технологической и промышленной политики.

Основные тенденции инновационной деятельности, которые прослеживаются в последнее десятилетие, следующие [9]:

повышение роли и значения использования накопившихся научных знаний, опыта и технологий в производстве товаров и услуг;

- увеличение количества производителей новых знаний;

повышение зависимости динамики инноваций от продуктивного взаимодействия предпринимательской сферы и научных учреждений;

совершенствование взаимодействия и сотрудничества между предприятиями;

- развитие новых технологий на данный момент предполагает намного больше, чем просто покупка новейшего оборудования, - это происходящие организационные перемены и изменения во всей системе менеджмента.

В результате данных тенденций, как показывает анализ технологического развития, появляется необходимость изучения множества факторов инновационной деятельности, особенно требующих обратить внимание на взаимосвязи и потоки знаний между разными участниками инновационного процесса. Вместе с этим рассматриваемый концептуальный подход имеет тесную связь с некоторыми новейшими подходами в экономической теории. Изучение новой теории экономического роста позволяет сделать вывод о том, что инвестиции в человеческий капитал или НИОКР являются необходимым, однако недостаточным условием технологической динамики и быстрого экономического роста: они определяются процессом циркуляции знаний с помощью процесса обучения между академическими учреждениями и предприятиями [2, С. 108].

Выделим несколько факторов, от влияния которых зависит экономический рост на макроуровне. Во-первых, это разнообразие и неопределенность, а, во-вторых, процессы регулирования, стандартизации и гармонизации на микроэкономическом уровне, описываемые эволюционной экономической теорией. Эта теория анализирует историческую преемственность и определенные закономерности в технологической динамике. Она при этом опирается на такие понятия, как технико-экономическая парадигма и технологическая траектория. Институциональная экономическая теория изучает вопросы, которые непосредственно связаны с развитием и координацией институтов, взаимодействием между рыночными и нерыночными структурами, институциональной динамикой. С точки зрения институциональной парадигмы в первой половине 90-х годов прошлого века, изучение определения «национальная инновационная система» было и продолжает оставаться в центре внимания и к настоящему времени. Разные ученые (К. Фриман, Б. Лунд-валл, Р. Нельсон), которые занимаются проблемами технологического развития, а также государственные и международные институты, отвечающие за разработку инновационной и промышленной стратегии, занимаются рассмотрением этого понятия.

Несмотря на то, что социально-экономическое развитие некоторых регионов значительно отличается, государство в рамках своих полномочий может применять к ним единые экономические подходы. Также в случае, когда социально-экономическое развитие регионов характеризуется большой дифференциацией, каждый из них будет нуждаться в индивидуальном подходе, который должен формироваться на уровне страны при участии администрации заинтересованных регионов. В таком случае, в масштабах государства термин «национальная» утрачивает свой первоначальный смысл [4, С. 61].

Создание государственных инновационных систем выступает начальным этапом построения постиндустриального общества, экономика которого базируется на приобретении новых знаний и их использовании по назначению. Вместе с этим НИС разных государств значительно отличаются друг от друга. До настоящего времени так и не было дано ни единого определения НИС, ни разработана единая методология ее создания. На данный момент существует три основных трактовки категории НИС [12].

Первая рассматривает НИС как совокупность институтов, деятельность которых направлена на рождение и диффузию инноваций. Данное определение показывает проявление инновационных процессов непосредственно в хозяйственной практике. Главный упор этой теории находится в плоскости коммерциализации, прагматичности науки, поскольку появление нового товара является результатом совместной работы ряда хозяйствующих субъектов.

Вторая концепция объясняет НИС как набор похожих экономических механизмов и видов деятельности, которые обеспечивают инновационные процессы. Такая трактовка намного функциональнее, потому что она выделяет динамизм взаимодействия субъектов НИС, переход к нелинейной модели инновационного цикла, таким образом ставя на задний план движущие силы инновационных процессов.

Третье определение подразумевает более глубокую сущность экономических отношений. НИС объясняется как компонент национальной экономической системы, который обеспечивает закономерное встраивание инновационных процессов в планомерное экономическое и социальное развитие. Данная концепция допускает то, что успех нововведений не гарантируется только формированием формальных инновационных структур. Крайне важно создание соответствующей экономической атмосферы, а также благоприятного для нововведений социального климата.

В каждом государстве НИС формируется под влиянием множества факторов, объективно заданных для данной страны, включая ее размеры, наличие природных ресурсов, географическое положение и климат, особенности исторического развития государства и форм предпринимательской деятельности. Инновационные системы разных стран отличаются друг от друга, поскольку различны их инновационные стратегии. Такое различие можно объяснить особенностями исторического и национального развития, уровнем развития промышленности и технологической базы, долей инвестиций в НИОКР и прочими факторами [11]. Единого универсального рецепта создания национальной инновационной системы нет, как не может существовать единственно верная и эффективная инновационная стратегия государства. Тем не менее при всех своих различиях, инновационные системы имеют некоторые общие черты, в силу чего возможно использование успешного опыта технологически более конкурентоспособных стран.

Приоритетная цель НИС лежит в создании условий для стабильного экономического развития и увеличении показателей качества жизни населения посредством обеспечения дополнительных рабочих мест, как в области науки, так и в областях производства и услуг. Также выражается в повышении доходов бюджета разных уровней путем роста объемов производства наукоемкой продукции и, следовательно, повышения доходов населения.

Фундаментальными областями национальной экономики, которые создают основу НИС, выступают следующие [1, С. 24]:

генерирование знаний (наука и ее компоненты в других сферах); распространение и использование знаний (исследования и наработки, производство товаров и услуг);

коммерциализация инноваций (сфера научно-технической продукции, рыночные структуры);

- обучение и профессиональная подготовка персонала;

- инновационная инфраструктура, в том числе финансовая поддержка; координирование и регуляция (нормативная база, государственная экономическая политика и политика инноваций, корпоративный менеджмент, рыночный механизм).

В независимости от уровня инновационности и креативности, если компания осуществляет свою деятельность в любой из перечисленных областей национальной экономики, то она является частью НИС, создавая ее подсистемы, элементы и их взаимосвязи, другими словами, структуру НИС. На рисунке показана условная схема обобщенной структуры НИС, характерной для большинства стран. Она представлена в виде совокупности наиболее общих характеристик разных моделей НИС.

Рис. 1. Обобщенная структура национальной инновационной системы, характерная для

большинства стран

Это самая простая модель, которая отображает взаимодействие всех компонентов, отображает функции частного (предпринимательского) сектора и государства. Функция первого заключается в создании технологий на базе собственных исследований и наработок в научных центрах больших корпораций и малых наукоемких предприятий, а также во внедрении инноваций на рынок. Функция государства - это содействие производству фундаментального знания и совокупности высоких технологий, а также в формировании инфраструктуры и адекватной институциональной среды для инновационной политики. Данная обобщенная модель позволяет сформировать ряд характерных национальных особенностей НИС, свойственных только определенной отдельно взятой стране, а именно [1, С. 13]: степень влияния частного сектора и государства при выполнении возложенных на них функций, соотношение фундаментальных научно-исследовательских разработок и прикладных, роль малых и крупных компаний, темпы развития разных структур инновационной политики (региональной и отраслевой).

Значительное воздействие на деятельность НИС осуществляет предпринимательский сектор. Как показывает анализ происходящих в экономически развитых государствах инновационных процессов, огромную инновационную активность проявляет большой бизнес (больше чем 250 работающих). В государствах ЕС 80% больших компаний и только третья часть малых предприятий определяются как инновационно-активные. В общем, учитывая распространенность малого бизнеса, инновационная активность проявляется на каждом втором предприятии ЕС. Правительства этих стран стимулируют раз-

витие участия предпринимательской среды в финансировании НИОКР. Следовательно, на данный момент он обеспечивает большую часть внутренних трат на исследовательские разработки (свыше 50% в развитых странах). В государствах ОЭСР в среднем часть расходов корпораций в совокупном объеме национальных исследовательских разработок близка к 70% [10, С. 28].

Активно развивается область высоких технологий. Часть занятых в высокотехнологичном производстве ЕС составляет около 7% в промышленности и почти 4% в сфере услуг. Эффективность труда в нем почти в 1,5 раза превышает ее среднюю производительность по промышленности. Ведущими странами в развитии высокотехнологичного производства выступают Германия и Словения, а в области высокотехнологичных услуг - Швеция и Финляндия [10, С. 29].

Особое значение в процессах работы НИС высокоразвитых государств имеет организация передачи нововведений из области получения знаний в практическое применение в бизнесе. Это обеспечивается путем формирования соответствующей инновационной инфраструктуры и рынка, предоставляющего доступ к объектам интеллектуальной собственности. К первой можно отнести технопарки, финансовые, телекоммуникационные и торговые структуры, бизнес-инкубаторы, консалтинговые фирмы, инновационно-технологические центры и другие организации [8, С. 144]. Государства ЕС активно поддерживают кооперацию университетов и производства, которая осуществляется путем развития инновационных центров при высших учебных заведениях, центров технологического трансферта, агентств технологического посредничества, региональных центров новейших технологий [5, С. 36].

Развитые государства проводят активное обучение инновационному управлению. Это прослеживается в росте количества кафедр по бизнесу в университетах (в частности, в Германии); в создании соответствующих учебных курсов, касающихся проблем, существующих в наукоемких компаниях - для выпускников университетов, ученых и инженеров (Великобритания); спецкурсов по инновационной стратегии и инновационному управлению для руководителей (Португалия); предпринимательских тренингов для выпускников, управленцев и владельцев малых фирм (Бельгия) [6, С. 52].

Особое место в деятельности НИС занимают системы, обеспечивающие хранение и доступ к научно-технической информации, а также системы информационной поддержки инновационной политики на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), формирования электронной среды для функционирования бизнеса и государства, активное применения сети Интернет [7, С. 47].

Во многих странах определяющая роль в создании НИС отводится государству, которое обозначает правила функционирования НИС, а также поддерживает ресурсами, в том числе с помощью финансирования. Четко прослеживается тенденция увеличения объемов финансовой поддержки научно-исследовательских разработок. Развитые государства проявляют стремление к внедрению наукоемких технологий в производство на уровне почти 3% ВВП. Ведущими странами по уровню инновационного развития выступают Швеция и Финляндия [12]. Способы поддержки, используемые государством, заключаются в создании и увеличении числа высокотехнологичных компаний, в частности, посредством государственных капиталовложений в венчурные фонды, налоговых льгот, ускоренной амортизации.

В некоторых странах формирование НИС осуществлялось посредством объединения в региональные и глобальные структуры. Уже на сегодняшний день ОЭСР и ЕС осуществляют активную политику, направленную на выработку общей инновационной

стратегии развития стран-членов и способов ее внедрения первым делом в таких областях, как ИКТ, инновационные системы, развитие человеческого потенциала, инновационные институты. Особое внимание в государствах ОЭСР обращается на перестрахование, связанное с инновациями рисков.

Изучение международного опыта по формированию национальных инновационных систем для поддержки инноваций показывает, что подходы отдельных стран, при наличии некоторых схожих черт, одновременно сфокусированы на удовлетворении своих национальных потребностей (например, в Финляндии - на диверсификации экономики, во Франции - на создании сети мелких технологических фирм, в США - на поддержке реструктуризации местной экономики). Отсюда и отличие инновационных систем с точки зрения их целей, направленности и роли государства в данной области.

Как показывает проведенный зарубежными и отечественными исследователями анализ опыта большинства стран, НИС представляет собой, по сути, институциональную базу инновационного роста для любой национальной экономики, которая создает необходимые условия и ресурсы для продуктивной инновационной, научно-технической и научной политики в стране. Ее составляющими являются различные объекты и субъекты научной и инновационной деятельности в таких областях экономики, как производство, рынок, образование, наука, а также в ряде институтов социального, правового и финансового направлений, которые обеспечивают процесс инноваций.

Библиографический список

1. Арсенов В.В. Инновационная деятельность предприятий: учебно-метод. пособие / В.В. Арсенов. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

2. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики / A.M. Бабаш-кина. - М.: Экономика, 2007.

3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2001.

4. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 2008. - № 1.

5. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. - СПб.: Питер, 2001.

6. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия / В.А. Горемыкин. - М.: Альфа-Пресс, 2007.

7. Кадыров А.М. Формирование национальной инновационной системы в Республике Узбекистан / А.М. Кадыров [и др.] : сб. материалов Пятой междунар. науч.-практ. конф. - Сумы, 2012.

8. Кондаурова И.А. Мировые тенденции развития национальных инновационных систем в условиях экономики знаний / И.А. Кондаурова // Вестник Донецкого национального университета. - Донецк, 2011. - Т. 1. - вып. 1.

9. Моргунов Е.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание / Е.В. Моргунов [и др.] // Собственность и рынок. - М., 2004. - № 7.

10. Никитенко П.Г. Стратегия развития национальной инновационной системы Беларуси // Проблемы управления. - Минск: АУпПРБ, 2007. - № 1 (22).

11. Орда О.В. Технополисы как элемент инфраструктуры национальной инновационной системы / О.В. Орда // Экономический журнал. - М.: РГГУ, 2011. - № 1.

12. Чепьюк О.Р. Исследование методологических проблем бизнес-моделирования инновационных экономических процессов / О.Р. Чепьюк [и др.] // Экономические науки. Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород: 2012. - № 1 (1).

13. Ярощук А.Б. Государственное регулирование инновационной деятельности / А.Б. Ярощук // Кафедральный вестник МосГУ. - 2005. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.