не только ярким концертным номером, но и прекрасным инструктивным материалом для знакомства с разными ритмическими рисунками, а также для совершенствования аккордовой техники легкой кистью с цепкими кончиками пальцев.
Пьеса «Китайский пейзаж» завораживает своими причудливыми гармониями, мелодическими оборотами, напоминающими импрессионистскую звукопись К. Дебюсси. Нетипичный для детской музыки размер 5/4, синкопы ещё больше «размывают» границы сильной доли, создавая таким образом «струящуюся» драматургию сочинения.
Типичные восточные мотивы, построенные на опевании тоники, секвенции, мерцающие мажоро-минорные интонации присущи пьесе «Арабские дервиши идут пустыне». Размеренная монотонность в чередовании триолей и восьмых вырисовывают унылый знойный пейзаж, покачивающийся по барханам силуэт каравана верблюдов с ношей и путников пустыни.
Национальные черты прослеживаются в «Еврейской скорбной песне» и отражены витиеватыми узорами, интервальными скачками на увеличенную секунду в мелодии и хроматическими скольжениями в подголосках. Контрастом этой миниатюре выступает череда ярких зажигательных миниатюр: стремительный по темпу и характеру «Чешский народный танец», торжественный
Библиографический список
чеканный «Венгерский марш», разудалый «Цыганский танец» и кокетливая блестящая «Мазурка».
Суровым сдержанным характером наделена «Английская песня». Это единственная пьеса в цикле, основанная на подлинном национальном фольклоре. Полифоническое изложение, неторопливый темп, хроматические напряженные последовательности погружают исполнителей и слушателей в эпоху средневекового строгого уклада жизни. Отголоски прошлых веков слышны и в миниатюрах «Песня французского трубадура», в «Испанской песне», «Итальянской канцоне» и в «Шотландском танце». В «Немецкой песенке» процитирована «Песня Гретхен» из «Фауста» Гете. Таким образом, опираясь на фольклорное наследие разных стран, отразив характерные черты народного песенного и танцевального творчества, С. Слонимский представил юным музыкантам практически всю музыкальную средневековую Европу.
Изучение рассмотренных циклов, несомненно, расширит кругозор как педагогов, так и юных исполнителей, будет способствовать совершенствованию исполнительских умений и навыков, сценического исполнительского искусства, благотворно отразится в эмоциональном и духовном развитии подрастающего поколения.
1. Металлиди Ж. Ступень к мастерству. Пьесы и соната для фортепиано. Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2011.
2. Металлиди Ж. Мчались лапки со всех ног. Приглашение в музыкальную страну. Пьесы и ансамбли для самых маленьких пианистов. Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2011.
3. Портнов Г. Акварели: фортепианные пьесы для учащихся средних и старших классов детских музыкальных школ. Санкт-Петербург: Союз художников, 2011.
4. Баневич. С. Петербургские страницы. Пьесы для фортепиано. Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2012.
5. Зотов В. Осеннее настроение. Альбом пьес для фортепиано. Москва: Музыка, 2014.
6. Slonimsky S. Russian Piano Pieces. 49 musicalpictures. Verlag Neue Musik GmbH, 2012.
References
1. Metallidi Zh. Stupen' k masterstvu. P'esy i sonata dlya fortepiano. Sankt-Peterburg: Kompozitor - Sankt-Peterburg, 2011.
2. Metallidi Zh. Mchalis' lapki so vseh nog. Priglashenie v muzykal'nuyu stranu. P'esy i ansambli dlya samyh malen'kih pianistov. Sankt-Peterburg: Kompozitor - Sankt-Peterburg, 2011.
3. Portnov G. Akvareli: fortepiannye p'esy dlya uchaschihsya srednih i starshih klassov detskih muzykal'nyh shkol. Sankt-Peterburg: Soyuz hudozhnikov, 2011.
4. Banevich. S. Peterburgskie stranicy. P'esy dlya fortepiano. Sankt-Peterburg: Kompozitor - Sankt-Peterburg, 2012.
5. Zotov V. Osennee nastroenie. Al'bom p'es dlya fortepiano. Moskva: Muzyka, 2014.
6. Slonimsky S. Russian Piano Pieces. 49 musical pictures. Verlag Neue Musik GmbH, 2012.
Статья поступила в редакцию 04.09.15
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MODERN CONCEPT OF CREATING CULTURAL ENVIRONMENT FOR THE UPBRINGING OF THE YOUNGER GENERATION. The article presents directions, revealing the opportunities, methods and pedagogical goals of cultural and educational space, as well as pedagogically organized musical sphere as the most comprehensive and effective, which can be immersed school students, students of pedagogical colleges, institutions of further education, and students of pedagogical faculties of pedagogical universities. The aspect of the cultural environment as pedagogically organized a musical environment, so important to the course of modernization of Russian education, is party studied in the research, hence the relevance of resorting to this multi-component problem and the need for in-depth development of this issue is stated.
Key words: cultural and educational sphere, pedagogically organized musical space, pedagogical potential of a cultural sphere, pedagogy of arts, personality development, emotional and moral sphere, educational institutions, cultural environment of a city, additional education, spiritual values of youth, educational and cultural space.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье представлены направления, раскрывающие возможности, методы воздействия и педагогические цели культурно-образовательного пространства, а также педагогически организованной музыкальной среды как наиболее всеобъемлющей и действенной, в которой могут быть погружены учащиеся разного школьного возраста, учащиеся музыкально-педагогических колледжей, учреждений дополнительного образования, студенты музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов. Такой значимый для курса модернизации отечественного образования аспект культурной среды как педагогически организованная музыкальная среда затронут в исследованиях не был, что обусловливает актуальность обращения к этой многокомпонентной проблеме и необходимость глубокой разработки этого вопроса.
Ключевые слова: культурно-образовательная среда, педагогически организованная музыкальная среда, педагогический потенциал культурной среды, педагогика искусства, развитие личности, эмоционально-нравственная сфера, образовательные учреждения, культурная среда города, дополнительное образование, духовные ценности молодёжи, образовательно-культурное пространство.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики наблюдается усиление интереса учёных и педагогов-практиков к возможностям влияния культурной среды на процесс воспитания. Таким образом, можно констатировать интенсивный поиск эффективных методов её создания и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений.
Существующая в отечественной науке многогранная традиция обращения к педагогическому потенциалу культурной среды способствует возникновению разнообразных концепций её построения. Педагоги-исследователи в своих экспериментальных изысканиях опираются на такие возможности культурной среды, как:
• способность к объединению;
• развитие стремления к самосовершенствованию;
• возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех её составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся.
Культурная среда воспитания может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса. Достижение этого единства в сочетании с противоположностью главенствующей роли обучения при свободном развитии индивидуальности студента становится ведущей движущей силой системы, цель которой -целостное развитие личности, его интеллектуальной, коммуникационной, эмоционально-нравственной сфер [1].
В последней четверти Хх в. ряд отечественных ученых обратились к разработке различных аспектов культурной среды. Из общего научного направления по изучению условий воспитания и образования школьников выделяется направление по исследованию эстетической среды и культуры личности:
А.И. Буров исследует философские теоретические позиции организации эстетической среды в условиях образовательных учреждений; Е.В. Квятковский обращает внимание на предметное содержание культурной среды; И.Л. Любинский обращается к проблеме средообразующей роли театрального искусства в пространстве школы; Л.П. Печко, продолжая направление, начатое А.И. Буровым, изучает резонансность эстетической среды; Е.М. Торшилова осуществляет теоретическое и практическое исследование психолого-педагогических условий организации культурной среды в школе; Ю.Н. Усов обращается к возможностям медиаобразования как фактору формирования культурной среды; Б.П. Юсов разрабатывает полихудожественный подход к организации культурной среды;
Учёные с разных сторон исследовали особенности воздействия искусства на творческое развитие детей и молодёжи. Центральным и объединяющим здесь остаётся способность прекрасного воздействовать на чувства людей, обогащать их духовный мир и возвышать над обыденной действительностью. В русле эстетической образовательной среды существенным признаётся также эстетика внутреннего устройства, быта учебного заведения. Основной идеей здесь становится организация жизни и деятельности учащихся и педагогов «по законам красоты», причём большое значение придается организации эстетически наполненного, культурного пространства силами самих учащихся.
Раскрытие эстетического и общекультурного принципов через оценку объективных эстетических свойств природы (объективные и субъективные проявления красоты в окружающем мире) привлекают к разработке системы эстетического воспитания на основе эстетического восприятия природы и ученых и педагогов.
Изучение социокультурной среды в различных аспектах её проявлений и влияний на школьников направлено, в основном, на выявление культурообразующей роли школы, с помощью которой происходит реализация культурно-эстетического компонента образования и воспитания и от которой, в конечном итоге, зависит успешная социализация школьников в их дальнейшей жизни. Адаптирующая роль эстетической среды привлекает целый ряд исследователей (Е.Б. Береговая, А. Севенюк, Н.Д. Соколова, И.Б. Шульгина и др.).
Особый интерес представляет обращение ряда исследователей к проблеме городской среды. Воспитательный потенциал культурной среды города реализуется, в частности, на уроках москвоведения, предоставляющих педагогам возможность обращения к форме интегрированных уроков как важнейшего фактора личностного развития в образовательном процессе. Это направление современной педагогики рассматривает сам процесс
гуманистического воспитания школьников в русле выявления и осознания культурного потенциала мегаполиса в формировании личностно-ценностной сферы учащихся, являющейся одной из наиболее значимых в процессе развития их духовности.
Культурная среда города, педагогически направленная на патриотическое, нравственно-этическое, эстетическое воспитание школьников может активно способствовать повышению эффективности процесса приобщения учащихся к культуре в самом широком смысле, интегрируя в себе все направления эстетического, интеллектуального, морально-нравственного воспитания.
Столь же востребованной областью современной педагогики становится и область привлечения региональной фольклорной среды к процессу воспитания духовных ценностей молодежи. Исследования в области педагогики, этнографии, музыкального краеведения позволили выявить значимость музыкально-краеведческого материала в общем русле развития современной системы образования.
Описывая и изучая свойства образовательной среды некоторые исследователи концентрируют свое внимание на учебном потенциале конкретного учебного заведения. Данная позиция восходит к открытиям Я.А. Коменского, который, определяя роль школы в обучении детей, выделил такие её характеристики, как способность к активизации изучения наук, что составляет, по его мнению, основу образовательной среды
В последние годы педагоги и исследователи все пристальнее изучают такие образовательные системы, в которых на основе сбалансированного взаимодействия общего и дополнительного образования, а также развития подразделений, способствующих введению в школьную практику возможно большего присутствия искусства (в его разнообразных проявлениях и на основе собственной детской художественной деятельности) осуществляется создание новой функциональной модели общеобразовательной школы на базе полихудожественного взаимодействия искусств (Л.Г. Савенкова, И.В. Сокерина, О.В. Грибкова).
Эстетизация образовательно-культурной среды неотделима от формирования культуры чувств, нравственного мира личности, а также и от творческой направленности её развития. Ведь в практике создания эстетической школьной среды значительное место отводится собственному творчеству учащихся.
При определении средовых педагогических образований нередко происходит смешение понятий. Так, «образовательно-культурную среду часто рассматривают как синоним понятия «образовательное пространство», понимаемого как совокупность возможностей, представляемых государством в рамках системы непрерывного образования.
Понятие «образовательно-культурное пространство» является сложным психолого-педагогическим феноменом. В широком педагогическом смысле - это всё то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности. Это совокупность природных, социальных и других факторов и условий, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность школьников.
В таких условиях создаётся общая культура учебного заведения, которая интегрирует все образовательные блоки, обеспечивает учащихся необходимым запасом знаний, способами творческой деятельности, духовным развитием и стимулирует потребность в саморазвитии [2].
Как отмечают современные исследователи проблемы, такая инфраструктура находит своё отражение в продуктах школьного труда, в воспитанности и должной обученности учеников, в сотрудничестве их с педагогами, в соответствующем микроклимате в учебном заведении. В ней главной ценностью образовательного процесса выступают и личность ученика, и личность педагога, а также их единое стремление к всестороннему и гармоническому развитию. При этом создаются соответствующие условия ученического бытия: атмосфера доброжелательности; гуманный стиль взаимоотношений; помощь учащимся в овладении демократическими принципами жизни; обмен опытом самообразования педагога и учеников [3].
Образовательно-культурная среда не только воздействует на личность школьников, но и сама испытывает воздействие с их стороны. Дж. Гибсон, вводя категорию возможности, подчёркивает активное начало субъекта, осваивающего жизненную среду (так называемый «экологический мир»). Он подчёркивает, что возможность влияния обращена в обе стороны - и к окружающему миру, и к наблюдателю.
Обучение и воспитание осуществляющиеся в образовательно-культурной среде в совокупности отражают процессы,