приему во фрагментах созерцательного характера, где в его задачу как раз и входит «снять» динамизм». [5, с. 187].
Образцом фортепианного лиризма Прокофьева может служить «Сказка старой бабушки» №2 ЛБ-тоИ. Это сочинение вводит ребенка в мир русской сказочности, сочетающейся со специфической стилистикой композитора. Какой благодатный материал для ребенка в этой страничке вдохновенной русской лирики. Сколько увлекательных художественных поисков она таит! Самая важная и трудная задача - звуковая. В пределах небольшого динамического диапазона (р и рр) надо добиться тончайших нюансов, разнообразных красочных оттенков. Как едва ли не любое из вышеперечисленных пьес Прокофьева, «Сказку» можно оркестровать. Так, мелодическую линию вначале хочется представить исполненной на кларнете, а сопровождение - струнными инструментами. Особенно богатой красочной палитра должна быть в средней части. На фоне мягкой «альтовой» звучности восьмых здесь слышатся то глухие «колокольные» октавы в нижнем регистре, то таинственные призывы среднего голоса, звучащие словно засурдиненные валторны.
Библиографический список
Глубокие исследования жизни и творчества отечественных музыкантов проведенные Т.А. Зайцевой, приводят к занимательным параллелям: не напоминают ли фортепианные миниатюры С. Прокофьева серию лядовских «игрушек»? Образы «злых» фантастических существ из «Сказок» №1 и №3 своими колючими гармониями, форшлагами, насыщенными хроматизмами явственно перекликаются с «Кикиморой», а лирическая «Сказка» №2 созвучна с нежной Прелюдией ЬьтоИ А. Лядова. Возможно, его «Мимолетности» и «Сказки старой бабушки» явились музыкальным приношением А. Лядову, а образ Учителя с его музыкальными сказками оказался зашифрован в персонаже под именем «старой бабушки» [6, с. 27].
Охарактеризованные сборники и пьесы обладают, прежде всего, высокой художественной ценностью и охватывают практически все наиболее известные и широко применяемые на практике приемы звукоизвлечения. Разнообразие стилистических особенностей и средств музыкальной выразительности приобщают юных пианистов к большой серьезной музыке, а также помогают во время изучения ощутить и усвоить необходимые координационные и пианистические навыки.
1. Швейцер. А. Иоганн Себастьян Бах. Москва, 1964: 78 - 79.
2. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. Москва: Музгиз, 1949.
3. Зайцева Т. Вступительная статья. А. Лядов. Легкие пьесы для фортепиано. Санкт-Петербург, 1994; Тетрадь 3; С.1.
4. Энтелис. Л. Силуэты композиторов XX века. Ленинград, 1975.
5. Гаккель. Л. Фортепианная музыка 20 века. Ленинград, Москва, 1976.
6. Зайцева Т. Непознанный Лядов. Сборник статей и материалов. «Композитор «Серебряного века» Лядов и Петербург». Челябинск, 2009.
References
1. Shvejcer. A. logann Sebast'yan Bah. Moskva, 1964: 78 - 79.
2. Nikolaev A. Fortepiannoe nasledie Chajkovskogo. Moskva: Muzgiz, 1949.
3. Zajceva T. Vstupitel'naya stat'ya. A. Lyadov. Legkie p'esy dlya fortepiano. Sankt-Peterburg, 1994; Tetrad' 3; S.1.
4. 'Entelis. L. Silu'etykompozitorovXXveka. Leningrad, 1975.
5. Gakkel'. L. Fortepiannaya muzyka 20 veka. Leningrad, Moskva, 1976.
6. Zajceva T. Nepoznannyj Lyadov. Sbornik statej i materialov. «Kompozitor «Serebryanogo veka» Lyadov i Peterburg». Chelyabinsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 24.03.15
УДК- 78.089.8
Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture and Arts (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
AUTHOR'S PIANO COLLECTIONS FOR CHILDREN OF COMPOSERS OF THE XX CENTURY. The children's piano repertoire of the second half of the XX century - the beginning of the XXI century represents the extensive, many-sided, low-studied layer of domestic musical culture. In the article the chosen piano compositions stated by both traditional, and modern musical language are considered. The analysis of works shows that these compositions promote development of the figurative and emotional, intellectual sphere of the pupil. Moreover, the author thinks that they are capable to considerably improve his musical abilities and to enter organically into sound space of "adult" music of this century. The author of article makes a stress on the following: along with the use of innovative receptions of composition, modern composers remain faithful to traditions by drawing up children's albums, relying on eternal values, training spiritually rich, emotionally sympathetic, versatily developed young musician.
Key words: children's piano album, music for children, musical pedagogy, Zh. Metallidi, S. Slonimsky.
Т.К. Тарновская, соискатель СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АВТОРСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ СБОРНИКИ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Детский фортепианный репертуар второй половины XX века - начала XXI столетия представляет собой обширный, многогранный, малоизученный пласт отечественной музыкальной культуры. В статье рассмотрены избранные фортепианные сочинения, изложенные как традиционным, так и современным музыкальным языком. Анализ произведений показывает, что данные композиции способствуют развитию образно-эмоциональной, интеллектуальной сферы ученика, кроме того, они способны значительно совершенствовать его музыкальные способности и органично вводить в звуковое пространство «взрослой» музыки нынешнего столетия. Автор статьи акцентирует: наряду с использованием новаторских приемов композиции, современные композиторы сохраняют верность традициям при составлении детских альбомов, опираясь на вечные ценности, воспитывая духовно богатого, эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого юного музыканта.
Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, Ж. Металлиди, С. Слонимский.
Во второй половине XX века детский фортепианный репертуар пополнился многочисленными авторскими альбомами. Значительно расширилась образная, звуковая, ритмическая,
ладо-гармоническая сферы. Многие композиторы включают в свои сочинения необычные звуковые и шумовые эффекты, редко используемые в детской музыке размеры (например, 5/8, 7/8,
3/2), частое чередование размеров, кластерную технику, игру на струнах. Все эти остросовременные композиционные приемы в детском репертуаре воспитывают не только разносторонне развитого исполнителя, слушателя, но и вдохновляют учащихся и педагогов на поиск новых красок, на творческие эксперименты. Вводя ученика с юных лет в сферу острых, терпких гармоний, современные пьесы способствуют развитию метро-ритмической точности, эмоциональной отзывчивости, совершенствуют мелодический, ладо-гармонический, полифонический слух. Многие современные сборники полюбились педагогам и учащимся и прочно вошли в педагогический репертуар, однако глубокому исследованию некоторые из них подвергаются впервые.
Заслуженное уважение в среде педагогов и детей завоевала музыка Ж. Металлиди. Заботясь о всестороннем развитии юных музыкантов, она пишет не только фортепианные произведения, но также пьесы для флейты в сопровождении фортепиано, [1] вокальные сочинения, [2] разнообразные пьесы для скрипки и фортепиано, [3] ансамбли для скрипачей в сопровождении фортепиано, [4] Пьесы для виолончели и фортепиано [5]. Рассчитанные на уровень детской музыкальной школы, эти произведения помогают значительно обогатить репертуар и в классе аккомпанемента. Музыкальные сказки «Звездочёт», «Как найти дорожку. Новогодняя ночь», «Смеянцы», детская опера «Курочка Ряба» с успехом пополняют школьный театральный репертуар и украшают детский праздник.
В сборнике Ж. Металлиди для начинающих пианистов «Сыграем в прятки» представлены сольные и ансамблевые пьесы для самых маленьких пианистов. В этой благодатной хрестоматии композитор применяет практически все основные приемы звукоизвлечения, знакомит с жанровыми направлениями и вовлекает в разнообразные эмоциональные состояния, присущие ребенку. Яркие образы подчеркиваются разными штрихами, контрастной динамикой, интересными гармоническими оборотами, «острыми» интервалами. Таким образом, пьесы органично вводят в звуковое пространство музыки 20 века самых юных пианистов.
В альбоме «Музыкальный сюрприз» имеются свои мини-циклы. «Старинный мир» - собрание пьес, где представлены предметы и люди из прошлого. Пьеса «Мельница» написана в размере 5/8, и знакомит юных пианистов с несимметричными ритмическими пульсациями, (в данном случае - 2+3). Музыкальная зарисовка «Крепость» несет в себе эпические черты: квар-тово-квинтовые скачки на фоне аккордового сопровождения, многоголосие, широкий регистровый охват. Полифоническое изложение приучает юных исполнителей к рельефному выпуклому проведению каждого голоса, учит насыщать музыкальную ткань красочными подголосками и тембровыми оттенками. Миниатюру «Рыцари на конях» отличает аккордовая фактура на протяжении всей музыкальной зарисовки. Подчеркивая чеканный шаг всадников в тяжелых доспехах, автор предписывает миниатюре и умеренный темп (Moderato), и штрих стаккато с пометкой marcato для создания художественного образа храброго воина средневековья.
Хоровод разнообразных музыкальных портретов зверей, рыб, птиц представляет цикл «Живой мир». Пьеса «Пингвин» изображает забавную покачивающуюся «походку» обитателя Арктики. Медлительного, неуклюжего лесного обитателя, изображенного глубоким портаменто в разных регистрах, учащиеся сразу же узнают в коротенькой миниатюре «Панда». Автор не случайно выбирает подобные выразительные средства: чередование штрихов портаменто и легато, медленный темп Adagio, дублирование темы в нижнем и среднем регистрах. Напротив, беспокойную щебечущую «Птичку Колибри» Ж. Металлиди представила триольными последовательностями, форшлагами, арпеджато.
Чередование размеров - 2/4, % как яркое выразительное средство используется в пьесах «Привидения», «Старое авто», «Грустная корова». Так, Привидения шалят и вытворяют свои «страшные» дела не только в разных размерах, но и в разных темпах. Весьма частая смена размеров и темповых указаний (moderato, assai ritardando, con moto, meno mosso, ritenuto, rallentando, accelerando) то способствует нарастанию напряжения, то изображает волнующее любопытство, то обрисовывает полет и кружение мистических существ. Кроме вышеперечисленных ритмических, динамических и агогических изменений, Ж. Металлиди для усиления эмоционального накала добавляет быстрые удары кончиками пальцев по крышке рояля. В пьесе «Домовой» автор аналогично предлагает использовать крышку
рояля, только постукивать по ней костяшками пальцев. Заметим: эти необычные приёмы очень нравятся детям, возбуждая их интерес не только к данному произведению, но и к музыке в целом. При знакомстве с пьесами Ж. Металлиди нельзя не заметить последовательное возникновение разнообразных задач: фактурных, пианистических, динамических, ритмических, артикуляционных.
Стилистическим разнообразием и интересом к новым композиционным идеям выделяется сборник Санкт-петербургского композитора А. Мыльникова «Рождение игрушки». Авторская школа игры на фортепиано появилась в 1998-2000 годах и адресована учащимся ДМШ, ДШИ. Сам автор кратко пояснил цели и задачи сборника в преамбуле: «...Научить юного пианиста самостоятельно ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, адекватно применять свои знания, умения и навыки при разучивании конкретного произведения - основная методическая задача Школы. Пьесы, этюды и экзерсисы основаны на свободном использовании образов и форм клавирной и фортепианной миниатюры XVIII - XX веков и направлены на последовательное освоение учащимся законов фортепианной игры» [6, с.3].
В пьесах-посвящениях обыгрываются излюбленные приемы и стилевые черты того или иного композитора. Так, например, в инструктивном этюде «Как Черни у Бетховена учился» легко узнаваемы гаммообразные пассажи из этюдов Черни, перекликающиеся с краткими патетическими «замечаниями» Бетховена в пунктирном ритме в одноименном миноре. Замечательными примерами с многочисленными отклонениями в разные тональности и основами импровизации служат этюд «Как Бетховен до мажор потерял, а Черни - нашел», а также «Марш», в котором несколько разделов поочередно «сочиняют» Бетховен, Шуман, Малер и Шостакович. Мастерски сплетая стилевые черты и приемы композиционного письма великих композиторов, А. Мыльников создает не только инструктивные пьесы для развития пианистических навыков, но и учит распознавать основные ладо-гармонические, интонационные и ритмические закономерности композиторских школ разных эпох - от классицизма, романтизма до неоклассицизма. Стилевой направленностью обозначены и другие этюды - «Четыре Шуман-этюда», «Жига» (Моцарт-этюд), Этюд памяти Карла Черни.
Все эти пьесы словно приоткрывают завесу в тайну рождения музыки того или иного композитора, показывают четкие конструкции, присущие музыке той или иной эпохи.
Музыкальные зарисовки сборника лаконичны, написаны в жанре миниатюры. Предваряют программные пьесы и этюды емкие, наделенные разными инструктивными задачами 25 экзерсиса, на которых юные учащиеся активизируют первоначальные пианистические умения: скачки, метроритмическую организацию в несимметричных размерах, игру с перекрещиванием рук, исполнение триольных последовательностей. Изучая их, юные пианисты впоследствии могут легко использовать те или иные приемы исполнения в более масштабных произведениях.
Таким образом, сборник помогает воспитать не только технически подкованного ученика, но и способного различать стилевые черты того или иного композитора, способного самостоятельно моделировать тот или иной композиционный прием.
Одним из ярких явлений минувшего столетия стало многогранное творчество и просветительская деятельность петербургского композитора, пианиста, музыковеда, публициста, общественного деятеля Сергея Михайловича Слонимского.
В своих сборниках «От 5 до 50» [7] композитор развивает идею универсальности воспитания музыканта. Можно сказать, что он продолжает в этом смысле традиции Баха, создавшему своеобразный микрокосмос детской музыки эпохи Барокко, Шумана - автора детской энциклопедии романтической музыки, Чайковского, детская музыка которого представляет собой некий сплав русского романтизма и реализма.
Пять музыкальных тетрадей можно смело назвать своего рода оригинальной школой игры на фортепиано. Богатство стилевых ориентиров, естественно, подвигает композитора к выбору разных по рисунку фактур и разных технических приемов. Слонимский располагает произведения по принципу постепенного усложнения. Лаконичные и развернутые пьесы помогают естественно приспособиться к инструменту, так как очень удобны в пианистическом отношении. Использование практически всей клавиатуры, регистровое многообразие расширяет слуховые представления ученика, помогает ему в овладении тембровым богатством рояля.
Открывают первую тетрадь «Капельные пьески» - яркие миниатюры для самых маленьких исполнителей.
Пьеса «Лягушки» представлена довольно жесткими в гармоническом отношении диссонансами - большими секундами. Сначала они звучат в среднем регистре, затем в высоком (вероятно, таковы образы лягушат). Композитор сразу же вводит ребенка в гармонический язык современной музыки, не боясь терпких, «колючих» созвучий. Секунда здесь используется в качестве самостоятельного выразительного средства. А миниатюра «Считалка» легко и непринужденно приучает ребенка к нетипичному для детской музыки размеру 5/8. Метрическая единица здесь равняется двум тактам с опорой на первую долю второго такта. Она же является каждый раз и новой мини-кульминацией, вершиной фразы.
Особое, трепетное отношение композитор испытывает, по всей видимости, к старой доброй сказке. В сборниках пьес «От 5 до 50» сказочным героям посвящены две сюиты - сказки («Принцесса не умевшая плакать», «Король - музыкант»), две ансамблевые пьесы-сказки по А.С. Пушкину («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»), «Песня Русалки», «Вальс Золушки и Принца», «Танец Кота в сапогах», сольные пьесы «Марш Бармалея», «Дюймовочка».
В «Мультфильме с приключениями» происходит стремительное разворачивание сюжета, мелькание кадров с различными происшествиями. Здесь можно безгранично развивать фантазию ребенка для создания художественного образа. В свою очередь, красочное изображение в звуках знакомых персонажей, их действий, поможет ребенку вырасти и в техническом мастерстве, поскольку, пьеса, несмотря на быстрый темп, практически вся звучит в среднем регистре, гаммообразные и арпеджирован-ные пассажи позиционно удобны для детской руки.
Третья тетрадь фортепианных сочинений почти полностью посвящена композиторам романтикам и носит название «Из цикла «Воспоминания о девятнадцатом веке», куда включены пьесы: «Романтический вальс», «Мадригал прекрасной даме», «Интермеццо памяти Брамса».
Продолжая лучшие традиции детской ансамблевой музыки, Слонимский не случайно обращается к жанру фортепианного дуэта. Большая часть четырехручных пьес связана с известными сказками, ставшими классикой и призывающими к вечным ценностям. Выбирая героев, Слонимский концентрирует внимание
Библиографический список
на добрых, светлых персонажах из сказок Пушкина, Андерсена, братьев Гримм, Перро. Ансамблевым пьесам присуща подлинная художественность, умение поведать ребенку на языке звуков сказочную историю, воплотить самыми скромными средствами богатый мир человеческих чувств.
При составлении ансамблевых сборников, Слонимский так же, как и при составлении сольных пьес, учитывает принцип возрастания сложности и выстраивает сочинения по принципу контрастности. Так, камерный четырехручный изящный «Вальс Золушки и Принца» - интимный диалог в виде восходящих «вопросов» в партии secondo и ажурное кружево мелодического рисунка в «ответах» в верхнем регистре сменяет темпераментный «Танец Кота в сапогах» - эффектный танец с задорным синкопированным ритмом, имитирующий притопы-прихлопы. Далее цикл продолжает торжественный «Школьный Полонез», и, как лирическая арка, завершает IV тетрадь пьес «Деревенский вальс».
Несколько иная концепция построения цикла в V тетради. Здесь идет погружение в сказку целиком, а не только в отдельный её фрагмент. Слонимскому удалось емко, лаконично рассказать в звуках сюжеты «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне», наделяя героев яркими, точными характеристиками.
Не случайно венчает сборники ансамблевых пьес торжественный бравурный «Венгерский марш», как логическое парадно-праздничное завершение цикла. Художественный образ произведения достигается не только благодаря аккордовой фактуре, хлопкам в ладоши, но и за счет насыщения музыкальной ткани острыми синкопами, акцентами в сочетании с триолями. Эта пьеса рассчитана на достаточно подготовленных в пианистическом развитии учеников: фактура пьесы пронизана аккордово-октав-ными проведениями в пунктирном ритме.
По мере знакомства с пьесами убеждаешься, что они написаны не только для детей, но и для взрослых - о детях и не только о них. Взгляд на мир детства издалека, как на нечто прекрасное, но навсегда ушедшее, щемящее чувство ностальгии особенно сквозит в «Вальсе Принца и Золушки», в «Сказке о золотой рыбке». Быть может, автор потому и назвал свой цикл «От 5 до 50», адресуя его тем, кто на всю жизнь сохранил душевную чистоту и непосредственность, подобно Г.Х. Андерсену, создававшему свои сказки для «больших детей».
1. Металлиди Ж. Волшебной флейты звуки. Пьесы для флейты в сопровождении фортепиано. Санкт-Петербург: Композитор, 2004.
2. Металлиди Ж. Петь по-всякому. Песни для детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2013.
3. Металлиди. Ж. Лунная дорожка. Пьесы для скрипки и фортепиано Санкт-Петербург, 2005.
4. Металлиди. Ж. Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей. Санкт-Петербург, 2010.
5. Металлиди. Ж. Пьесы для виолончели и фортепиано. Санкт-Петербург, 2010.
6. Мыльников. А. Рождение игрушки: школа игры на фортепиано. Санкт-Петербург, 2000.
7. Слонимский. С. От пяти до пятидесяти. Фортепианный альбом. Тетрадь 1, 2 ,3, 4, 5 Санкт-Петербург, 1995. References
1. Metallidi Zh. Volshebnoj flejty zvuki. P'esy dlya flejty vsoprovozhdenii fortepiano. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2004.
2. Metallidi Zh. Pet'po-vsyakomu. Pesni dlya detej mladshego vozrasta. Sankt-Peterburg, 2013.
3. Metallidi. Zh. Lunnaya dorozhka. P'esy dlya skripki i fortepiano Sankt-Peterburg, 2005.
4. Metallidi. Zh. Sygraem vmeste. P'esy dlya ansamblya skripachej. Sankt-Peterburg, 2010.
5. Metallidi. Zh. P'esy dlya violoncheli i fortepiano. Sankt-Peterburg, 2010.
6. Myl'nikov. A. Rozhdenie igrushki: shkola igry na fortepiano. Sankt-Peterburg, 2000.
7. Slonimskij. S. Otpyati do pyatidesyati. Fortepiannyj al'bom. Tetrad' 1, 2 ,3, 4, 5 Sankt-Peterburg, 1995.
Статья поступила в редакцию 24.03.15
УДК 378.02:37.016
Techinova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Tuvan State University
(Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University
(Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTING OF GRAPHIC ORGANIZERS IN GRAMMAR SKILLS FORMATION OF BACHELOR STUDENTS FOR TEACHER EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGE (ENGLISH). The article deals with the effectiveness of using graphic organizers to teach English grammar to the first year bachelor students for "Teacher Education" in "Foreign Language (English)". With the help of graphic organizers students acquire the skills of processing, organizing educational materials, skills, logic and critical thinking and communication skills to learn a foreign language. In this article the results of the pre-test and the post test demonstrated that the quality of students' knowledge increased significantly. The results of the questionnaire showed that the students perceived grammar