6. Быков Н.Н., Труфанова С.Н., Шумакова Н.Н. Современные тенденции подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4: (47).
References
1. Purahina O.V. Rol' prepodavatelya fizicheskoj kul'tury v formirovanii potrebnosti v zdorovom obraze zhizni. Sociosfera. 2011; 8: 307.
2. Kuznecova S.V. Formirovanie sposobnosti k lichnostno-orientirovannomu pedagogicheskomu vzaimodejstviyu u studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2004.
3. Dylkina T.V. Pedagogicheskie usloviya organizacii sub'ekt-sub'ektnogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 4: 132 - 134.
4. Kondrakov G.B., Shutova T.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury studentov na osnove fitnesa i atleticheskoj gimnastiki. Available at: sdo.rea. ru/cde/conference/16/file.php?fileId=5
5. Strel'nikova M.P., Popov A.S., Yanishevskaya M.Yu. Psihologo-pedagogicheskie aspekty deyatel'nosti prepodavatelya fizicheskoj kul'tury. Prepodavatel' vysshej shkoly: sbornik nauchnyh statej. Voronezh, 2014.: 199 - 204.
6. Bykov N.N., Trufanova S.N., Shumakova N.N. Sovremennye tendencii podgotovki kadrov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4: (47).
Статья поступила в редакцию 30.03.15
УДК - 78.089.8
Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture and Arts (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE RUSSIAN AUTHOR'S PIANO ALBUM FOR CHILDREN (FROM TCHAIKOVSKY TO PROKOFIEV). In the article the author analyzes the destiny of some children's piano collections composed by certain authors. The researcher studies them through a prism of pedagogical expediency. The author notes that once popular children's albums that were included into teaching repertoire at schools have been unfairly forgotten. Enrichment, expansion of traditional composition methods and means of expressiveness find reflection and in children's piano music, which becomes a rarer object of attention of modern researchers. In this regard, the author focuses her attention at features of stylistics of such composers as Bach, Schumann, Shostakovich, Tchaikovsky, etc., who created "a microcosm" and opened for children a way to the boundless world of music. The viewed cycles are presented as a valuable educational guiding material, which may be addressed to students of Art Schools for children as well as to a wide range of intelligent music lovers.
Key words: children's piano album, music for children, musical pedagogy, composers-teachers.
Т.К. Тарновская, соискатель СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
РУССКИЙ АВТОРСКИЙ ФОРТЕПИАННЫЙ АЛЬБОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ ЧАЙКОВСКОГО К ПРОКОФЬЕВУ)
В статье проведён анализ некоторых детских авторских фортепианных сборников сквозь призму педагогической целесообразности. Автор рассматривает как популярные детские альбомы, прочно вошедшие в педагогический репертуар, так и незаслуженно забытые циклы. Обогащение, расширение традиционных композиционных приемов и средств выразительности находят отражение и в детской фортепианной музыке, которая куда реже становится объектом внимания исследователей. В связи с этим, автор акцентирует внимание на особенностях стилистики представленных композиторов, которые создавали свой «микрокосмос» и открывали ребенку путь в безбрежный мир музыки. Данные циклы рассматриваются как художественно ценный инструктивный материал, адресованный как учащимся ДШИ, так и широкому кругу интеллигентных любителей музыки.
Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, композиторы-педагоги.
Инструктивный материал для юных пианистов многими десятилетиями пополнялся разными авторскими собраниями. Важнейшая цель композиторов - содействовать обогащению детской музыкальной литературы. Но рядом вырисовывалась и другая задача: приобщение к миру музыки через призму собственного творчества, своих эстетических критериев. Создавая «микрокосмос» для юных исполнителей и слушателей, композиторы постепенно и естественно вводили музыкантов в свой «макрокосмос» - в большую и «взрослую» музыку.
Очень часто создание пьес для детей диктовали житейские причины: у композиторов подрастали собственные дети. И.С. Бах пишет инструктивные пьесы как для своих сыновей, так и для Анны Магдалены, оказавшейся «не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа» [1, с. 78-79]. Как известно, сохранились две «Клавирные книжки для Анны Магдалены Бах». Семилетняя дочь Шумана была первым «адресатом» «Альбома для юношества». Подрастают сыновья у Прокофьева - создается «Детская музыка». Растет дочь у Шостаковича - пишется «Детская тетрадь». Все это естественные «музыкальные приношения» музыкантов. Однако можно назвать немало выдающихся композиторов, в сферу основных интересов которых не входила детская педагогика, но, тем не
менее, создавших замечательные образцы музыки, предназначенной для детского исполнения.
За более чем вековой период отечественными композиторами был создан значительный корпус яркой музыки для детей. Масштабы исследования, к сожалению, не позволяют подвергнуть детальному анализу обширный и многогранный материал. Тем не менее, в данной статье в сжатом виде представлена магистральная линия развития детской отечественной музыки. Художественную ценность и методологическую основу отечественного детского фортепианного репертуара автор данной работы попытается рассмотреть сквозь призму детских альбомов и сборников разных лет, которые признаны высокими образцами и для воспитания слушателя и для обучения юных музыкантов.
В детской фортепианной литературе трудно назвать сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П.И. Чайковского. Важнейшее качество цикла, делающее его понятным и близким детям, - мелодический язык. «Сладкая греза» - как бы «маленький каталог» романсовых интонаций, «Вальс» - вальсовых... Каждая пьеса концентрирует в себе некую типичную предельно узнаваемую образность, имеет отчетливую структуру. Такова двухчастная репризная форма («Старинная французская песенка»), или - образцовые маленькие вариации («Камаринская»).
Изучение композиции цикла, его тонально-тематических связей позволяет обнаружить параллельно развивающиеся два «сюжета»: мир реальный, и мир воображаемый. В качестве подтекста здесь можно усмотреть проекцию всего жизненного пути человека: рождение, детство, игры - «домашние» пьесы, далее - «путешествия», сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая», «Неаполитанская» песенки). После странствий своеобразное возвращение домой - «Нянина сказка», ночной кошмар «Бабы-Яги» сменяется «Сладкой грезой». Душевный покой приходит в «Песне жаворонка», затем - «В церкви» (основанной на подлинной церковной теме покаянного псалма) и «Шарманщик поет» (такова последовательность в автографе композитора) - как возвращение на круги своя, цикличность жизненного бытия.
Создавая цикл, Чайковский учёл особенности детских рук. «Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используется, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». [2, с. 48]
Фортепианная музыка Чайковского - целый мир, воплощённый в звуках. Его фортепиано передает и человеческий голос, и инструменты симфонического оркестра, и звуки природы... Композитор отнюдь не только опирался на традицию, но и прокладывал новые пути в области фортепианного искусства, созидал собственный, не похожий на другие, «образ фортепиано» (термин Л.Е. Гаккеля).
Ценным инструктивным материалом служат сборники пьес известного русского композитора А.К. Лядова, в трех тетрадях, составленные Т.А. Зайцевой. Заметим, сборники собирал не композитор. Коллекция пьес рассредоточена по степени возрастания трудности - от простого к сложному. Трехручный ансамбль Жига и «Шествие» из Парафраз на неизменную тему с предельно простой партией ученика, и богато гармонизованной партией педагога поможет развить чувство ритма, звуковое воображение, познакомит ученика уже на первом занятии с разнообразными красками рояля. Это в особенности относится к «Шествию» -яркой сказочной картинке, в которой композитор подразумевает имитацию оркестрового звучания. Для маленького исполнителя, делающего первые шаги в мир музыки, эти пьесы станут эффектными концертными номерами, наполненными энергией, мощью, богатством красок. Здесь же благополучно решаются и проблемы пунктирного ритма, полиритмии.
Значимыми пьесами для развития навыков полифонического исполнения являются каноны. Миниатюрные ювелирно отточенные сочинения помогут развить полифоническое мышление, станут первой ступенькой на пути к освоению более сложной полифонической музыки.
Благодаря Т.А. Зайцевой, составителю сборников «Легких пьес» А.К. Лядова, некоторые пьесы, ранее практически забытые, увидели свет и стали интересны педагогам и исполнителям. Таковыми являются «Хор или Скерцо», ансамблевый номер «Шутка», Прелюдия фа - мажор, «рукопись которой находится в архиве Института русской литературы РАН (Пушкинский дом). Миниатюра эта, датированная 1897 годом, явилась, по-видимому, первоначальным вариантом Прелюдии, соч. 46, №3, опубликованной двумя годами позже». [3, с. 1]
В изящной юмористической «Шутке» обнаруживается благодатный материал для ансамблевого музицирования учениками одного уровня подготовки. А пьеса «На лужайке» соч. 23. может быть использована в программе ученика как сочинение крупной формы, поскольку написана в форме сонатного аллегро. Для создания оркестрового звучания, красочности здесь незаменима роль обеих педалей.
Не менее интересным представляется музыкальное наследие А.Т. Гречанинова, адресованное юным музыкантам. «Детский альбом» ор. 98 Гречанинова продолжает традицию аналогичных альбомов Шумана и Чайковского. Лаконичные миниатюры воплощают калейдоскоп детских фантазий, переживаний. В этом альбоме есть и жанровые пьески («Мазурка», «Танец», «Марш», «Вальс», «Колыбельная»), и зарисовки природы («На лужайке»), и зарисовки разных эмоциональных состояний («В разлуке», «Недовольство», «Скучный рассказ», «Необычное происшествие»).
В сборник фортепианных пьес «Пастели» Гречанинов по аналогии с альбомом Чайковского «Времена года» живописует картины природы. В отдельных пьесах встречаются колористические приемы письма, напоминающие звукопись Дебюсси («Осенняя песенка»).
Соратником А. Гречанинова выступил С. Майкапар.
Филигранные яркие картинки - «Бирюльки» С. Майкапара родственны изящным «Бирюлькам» Лядова. Вероятно, отсюда их светлая, слегка застенчивая лирика, с её прозрачностью, «ювелирной» отточенностью деталей. Композитор как будто переносит лядовскую склонность к тонкому юмору, изящество в детскую музыку. Все его пьесы имеют названия, за которыми возникает в воображении хоровод образов. Красочности, художественному воплощению замысла во многих пьесах способствует применение педали. Майкапар едва ли не первым из авторов детской фортепианной музыки смело и широко использует правую педаль не только в колористической функции («Пастушок», «Свирель»), но и фактурной («Итальянская серенада»).
Несомненно, обращение композитора к Новеллетте происходит под влиянием романтической музыки Р. Шумана. При этом Майкапар вводит ребенка в романтический мир музыкального повествования с первых лет обучения, в то время как шумановские новеллетты рассчитаны на исполнение более зрелым музыкантом.
Заметим: Майкапар одним из первых отечественных композиторов детской музыки пишет произведения в тональностях с большим количеством знаков («Детская песенка» (cis moll), «Легенда» (E-dur), «Прелюд и фугетта» (cis-moll), «Эхо в горах» (H-dur), «Гавот» (gis-moll), «Весною» (As-dur), «Семимильные сапоги» (f-moll), «На катке» (Des-dur), «Облака плывут» (b-moll) .
Самуил Моисеевич Майкапар создал не только разнообразный и богатый репертуар для детей, по праву считающийся классическим в педагогике, но и солидный корпус научных трудов, статьи, книги, лекции для детей и педагогов: «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития», «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Годы учения», «Значение творчества Бетховена для нашей современности» и другие.
Вдохновенным мастером, рисующим пасторальные картины, обаятельные лирические образы природы, предстает Р.М. Глиэр. Примечательно использование здесь колористических возможностей мажоро-минорной системы - хроматизмов, неприготовленных задержаний, красочных сопоставлений аккордов, отсылающих с раннего возраста к романтической стилистике. Фортепианные миниатюры Глиэра в большинстве своем основаны на широком мелодическом распевании, которые помогают учащимся в совершенствовании навыков исполнения кантилены. Изучение таких пьес, как «Романс», «Мелодия», «Народная песня» служит важной ступенью к исполнению в будущем более сложных кантиленных сочинений. Фольклорное начало, бережное отношение к традициям народного творчества прослеживается в сочинениях «Народная мелодия», «В полях», «Колыбельная» и других. Музыкальное наследие для юных пианистов Р. Глиэра по праву занимает достойное место в педагогическом репертуаре и пользуется огромной любовью среди учащихся и педагогов.
Традиции учителя продолжил С. Прокофьев, не случайно обратившийся к детской музыке. Его «Детская музыка» сродни «Детскому альбому» П.И. Чайковского. И там, и здесь - повествование о событиях одного дня из жизни ребенка.
Полвека отделяет «Детский альбом» Чайковского от «Детской музыки» Прокофьева. Но как изменился музыкальный язык, на котором разговаривают сверстники XIX и XX веков! Появились совершенно новые интонации, сложился особый стиль - стиль Прокофьева. В «Детской музыке» преобладает стихия движения, жеста, пластики. Обилие жанровых пьес составляют своего рода «детскую энциклопедию» прокофьевских маршей и танцев -«Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Вальс». «Уже в «Марше» отчетливо слышна типичная для Прокофьева дальнейших десятилетий упругая, волевая, броская манера, которая близка манере письма Маяковского тех лет» [4, с. 192].
Контрастом к «пьесам движения» составляют пейзажные зарисовки: «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц над лугами».
В «Сказках старой бабушки» Прокофьев использует низкий регистр для насыщения звучности. Густая, наполненная звучность «гасит» напряженность мелодики, «притупляет экспрессивность гармоний, и не случайно Прокофьев прибегает к этому
приему во фрагментах созерцательного характера, где в его задачу как раз и входит «снять» динамизм». [5, с. 187].
Образцом фортепианного лиризма Прокофьева может служить «Сказка старой бабушки» №2 ЛБ-тоИ. Это сочинение вводит ребенка в мир русской сказочности, сочетающейся со специфической стилистикой композитора. Какой благодатный материал для ребенка в этой страничке вдохновенной русской лирики. Сколько увлекательных художественных поисков она таит! Самая важная и трудная задача - звуковая. В пределах небольшого динамического диапазона (р и рр) надо добиться тончайших нюансов, разнообразных красочных оттенков. Как едва ли не любое из вышеперечисленных пьес Прокофьева, «Сказку» можно оркестровать. Так, мелодическую линию вначале хочется представить исполненной на кларнете, а сопровождение - струнными инструментами. Особенно богатой красочной палитра должна быть в средней части. На фоне мягкой «альтовой» звучности восьмых здесь слышатся то глухие «колокольные» октавы в нижнем регистре, то таинственные призывы среднего голоса, звучащие словно засурдиненные валторны.
Библиографический список
Глубокие исследования жизни и творчества отечественных музыкантов проведенные Т.А. Зайцевой, приводят к занимательным параллелям: не напоминают ли фортепианные миниатюры С. Прокофьева серию лядовских «игрушек»? Образы «злых» фантастических существ из «Сказок» №1 и №3 своими колючими гармониями, форшлагами, насыщенными хроматизмами явственно перекликаются с «Кикиморой», а лирическая «Сказка» №2 созвучна с нежной Прелюдией ЬьтоИ А. Лядова. Возможно, его «Мимолетности» и «Сказки старой бабушки» явились музыкальным приношением А. Лядову, а образ Учителя с его музыкальными сказками оказался зашифрован в персонаже под именем «старой бабушки» [6, с. 27].
Охарактеризованные сборники и пьесы обладают, прежде всего, высокой художественной ценностью и охватывают практически все наиболее известные и широко применяемые на практике приемы звукоизвлечения. Разнообразие стилистических особенностей и средств музыкальной выразительности приобщают юных пианистов к большой серьезной музыке, а также помогают во время изучения ощутить и усвоить необходимые координационные и пианистические навыки.
1. Швейцер. А. Иоганн Себастьян Бах. Москва, 1964: 78 - 79.
2. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. Москва: Музгиз, 1949.
3. Зайцева Т. Вступительная статья. А. Лядов. Легкие пьесы для фортепиано. Санкт-Петербург, 1994; Тетрадь 3; С.1.
4. Энтелис. Л. Силуэты композиторов XX века. Ленинград, 1975.
5. Гаккель. Л. Фортепианная музыка 20 века. Ленинград, Москва, 1976.
6. Зайцева Т. Непознанный Лядов. Сборник статей и материалов. «Композитор «Серебряного века» Лядов и Петербург». Челябинск, 2009.
References
1. Shvejcer. A. logann Sebast'yan Bah. Moskva, 1964: 78 - 79.
2. Nikolaev A. Fortepiannoe nasledie Chajkovskogo. Moskva: Muzgiz, 1949.
3. Zajceva T. Vstupitel'naya stat'ya. A. Lyadov. Legkie p'esy dlya fortepiano. Sankt-Peterburg, 1994; Tetrad' 3; S.1.
4. 'Entelis. L. Silu'etykompozitorovXXveka. Leningrad, 1975.
5. Gakkel'. L. Fortepiannaya muzyka 20 veka. Leningrad, Moskva, 1976.
6. Zajceva T. Nepoznannyj Lyadov. Sbornik statej i materialov. «Kompozitor «Serebryanogo veka» Lyadov i Peterburg». Chelyabinsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 24.03.15
УДК- 78.089.8
Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture and Arts (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
AUTHOR'S PIANO COLLECTIONS FOR CHILDREN OF COMPOSERS OF THE XX CENTURY. The children's piano repertoire of the second half of the XX century - the beginning of the XXI century represents the extensive, many-sided, low-studied layer of domestic musical culture. In the article the chosen piano compositions stated by both traditional, and modern musical language are considered. The analysis of works shows that these compositions promote development of the figurative and emotional, intellectual sphere of the pupil. Moreover, the author thinks that they are capable to considerably improve his musical abilities and to enter organically into sound space of "adult" music of this century. The author of article makes a stress on the following: along with the use of innovative receptions of composition, modern composers remain faithful to traditions by drawing up children's albums, relying on eternal values, training spiritually rich, emotionally sympathetic, versatily developed young musician.
Key words: children's piano album, music for children, musical pedagogy, Zh. Metallidi, S. Slonimsky.
Т.К. Тарновская, соискатель СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АВТОРСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ СБОРНИКИ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Детский фортепианный репертуар второй половины XX века - начала XXI столетия представляет собой обширный, многогранный, малоизученный пласт отечественной музыкальной культуры. В статье рассмотрены избранные фортепианные сочинения, изложенные как традиционным, так и современным музыкальным языком. Анализ произведений показывает, что данные композиции способствуют развитию образно-эмоциональной, интеллектуальной сферы ученика, кроме того, они способны значительно совершенствовать его музыкальные способности и органично вводить в звуковое пространство «взрослой» музыки нынешнего столетия. Автор статьи акцентирует: наряду с использованием новаторских приемов композиции, современные композиторы сохраняют верность традициям при составлении детских альбомов, опираясь на вечные ценности, воспитывая духовно богатого, эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого юного музыканта.
Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, Ж. Металлиди, С. Слонимский.
Во второй половине XX века детский фортепианный репертуар пополнился многочисленными авторскими альбомами. Значительно расширилась образная, звуковая, ритмическая,
ладо-гармоническая сферы. Многие композиторы включают в свои сочинения необычные звуковые и шумовые эффекты, редко используемые в детской музыке размеры (например, 5/8, 7/8,