2. Kostin Ya. V. Sravnitel'nyj analiz suschestvuyuschih sistem upravleniya vysshim uchebnym zavedeniem. Available at: http://www.pandia.ru/ text/78/569/44523.php
3. Koncepciya sozdaniya integrirovannoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy Minobrazovaniya Rossii. Moskva, 2000.
4. Bykovskij V.V. Informacionno-analiticheskaya sistema universiteta. Vysshee obrazovanie vRossii. 2010; 7: 125-131.
5. Yarmarkin D.S. Informatizaciya upravleniya deyatel'nost'yu regional'nogo vuza RF: sociologo-upravlencheskij aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 27.03.15
УДК 378
Shumakova N.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rostov Branch of Russian Customs Academy (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
Trufanova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rostov Institute of Physical Culture and Sports (Branch of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism), E-mail: [email protected]
Belousova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Rostov Institute of Physical Culture and Sports (Branch of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism), E-mail: [email protected]
THE TECHNOLOGY OF INTERACTION BETWEEN THE TEACHER AND STUDENTS AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING AS A MEANS OF IMPLEMENTING COMPETENT APPROACH TO TEACHING. In the process of physical training, to ensure its educational and health-related effect the researchers study the desired optimal measure of a teacher's influence. The article describes the three main types of interaction between teachers and students when the teacher plays a crucial role in the selection of content, preparing lessons; when a leading role in the pedagogical process at the lessons of physical culture play students; when there is active participation in the educational process of physical education and the teacher and students. The authors concluded that only with the active participation of students in interaction in the classroom possible the practical implementation of the competence approach in education is possible. This approach is aimed at developing students' competencies associated with the formation of installation on a healthy lifestyle, physical self-development throughout life.
Key words: students; teacher; technology of interaction between teacher and students; physical education.
Н.Ю. Шумакова, д-р пед. наук, проф., Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]
С.Н. Труфанова, канд. пед. наук, доц., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма», E-mail: [email protected] О.В. Белоусова, канд. пед. наук, доц., Ростовский институт физической культуры и спорта (филиал) Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма», E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
В статье приводятся три основных типа взаимодействия между преподавателями и студентами: когда преподаватель играет решающую роль в отборе содержания, построения занятий; когда ведущую роль в педагогическом процессе на занятиях физической культурой играют студенты; когда происходит активное участие в учебно-познавательном процессе физического воспитания и преподавателя и студентов. Авторы делают выводы, что только при активном участии студентов во взаимодействии на занятиях возможна практическая реализация компетентностного подхода в образовании, направленного на формирование у студентов компетенций, связанных с формированием установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование на протяжении всей жизни.
Ключевые слова: студенты; преподаватель; технология взаимодействия преподавателя и студентов; физическая культура.
На протяжении последних десятилетий отмечена тревожная тенденция ухудшения физической подготовки студентов, что негативно сказывается на их здоровье. Это связано не только с изменениями, произошедшими в экономике, экологии, в условиях трудах, который всё в большей степени стал автоматизированным, в общих условиях жизнедеятельности населения, предпочитающего нередко проводить досуг в виртуальном пространстве, нежели в условиях физической активности, но также с недооценкой в обществе роли физической культуры в гармоничном развитии личности.
В этой связи система высшего профессионального образования должна быть направлена на то, чтобы в последующие годы студенты, окончившие вуз, продолжали постоянно самосовершенствоваться, в том числе, в физическом плане. При этом важным средством на пути к самосовершенствованию является сформированная в студенческие годы потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Тем самым занятия по физической культуре должны выполнять существенную роль в профессиональном становлении будущих специалистов, не зависимо от их профиля. С переходом на ФГОС ВПО нового поколения и реализацией компетентного подхода, возрастает роль интерактивных технологий в процессе
организации занятий и, соответственно, изменяются требования к характеру взаимодействия преподавателя студентов.
Проведённые исследования дают снования для следующих выводов:
- жёсткая регламентация содержания занятий по физическому воспитанию, не учитывающая интересов и потребностей студентов, их индивидуальных особенностей снижает мотивацию к занятиям физическими упражнениями;
- рационально организованный процесс теоретической и методической подготовки является фактором, побуждающим студентов к занятиям физическими упражнениями, и даёт возможность обучить их методике планирования физической нагрузки и контролю её эффективности в системе самостоятельных занятий, что особенно важно студентам, для которых эта форма занятий является наиболее предпочтительной;
- в системе физического воспитания студентов необходимо больше внимания уделять проблемам профессионально-прикладной физической подготовке и формированию у студентов знаний о её роли и значении, как для подготовки к будущей профессиональной деятельности, повышении профессиональной работоспособности, так и для профилактики профессиональных заболеваний [1].
В процессе занятий физической культурой, в обеспечении её воспитательного и оздоровительного эффекта нужна оптимальная мера педагогических воздействий. Педагог практически всегда оказывает воздействия на студентов через призму качеств личности, которыми он обладает. Прежде всего, педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных качеств.
Под технологией организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой понимается организованный процесс двухсторонней активности, передачи (преподаватель) и приобретения (студент) знаний, умений и навыков, формирования личностных качеств будущего специалиста путем использования набора педагогических методов и приемов, способствующих физической подготовке студентов, развитию интереса к физической культуре и ведению здорового образа жизни [2].
Адекватность и приоритет педагогического взаимодействия в вузе определяют такие факторы, как соответствие новым задачам воспитания и образования, современным тенденциям развития общества, а также доминированием партнерства в ходе диалогического взаимодействия. С точки зрения деятельности и тех ролей, которые преподаватель и студент играют, на современном этапе вузовского образования заслуживают внимания такие формы взаимодействия, как персонифицированное посредничество, тьюторство, консультирование [3]. Результат физического и социальнопсихологического развития студента в значительной степени обусловлен полисубъектным взаимодействием и студентов, выявлением их индивидуально-типологических особенностей и созданием условий для самореализации. Исходя из этого, учёными [3] выделены три основных способа педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой, а также условия прямой и обратной связи между ними (табл. 1).
В качестве примера оптимального взаимодействия, когда преподаватели отталкиваются от интересов студентов, можно привести пример кафедры физической культуры РЭУ им. Г. В. Плеханова [4]. На занятиях они активно вводят элементы фитнеса и атлетической гимнастики, которые вызывают интерес со стороны студентов, являются многофункциональными видами оздоровительной физической культуры, решающими оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания, а также формирующими потребность к дополнительным занятиям в свободное время. При этом на занятиях формируется положительная атмосфера (музыкальное сопровождение, индивидуализация, интересные и доступные упражнения); используются информативные моменты, в рамках которых расширяются знания о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных мышечных групп и их выполнений в домашних условиях; происходит приобщение к соревновательным формам фитнеса (фитнес аэробика, кроссфит, силовое троеборье, армреслинг); формируются основы оздоровления (виды фитнес тренировок, гидратация на занятии, анализ двигательной активности в течение дня, влияние занятий на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижение жирового и увеличение мышечного компонента тела). Атлетическая гимнастика сочетает силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом, генерирует функциональное развитие юношей и девушек.
Как отмечает Стрельникова [5], преподаватель должен следовать определенным принципам психолого-педагогического воздействия, среди которых главными являются:
- гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личности обучающегося);
- творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
- опережающий характер педагогической деятельности, ее направленность на достижение поставленной цели;
- равенство в общении и партнерство с обучающимися в совместной деятельности;
- психотерапевтический характер взаимодействия.
Таким образом, взаимодействие преподавателя и студента
Таблица 1
Способы педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой
«Преподаватель ^ Студент» «Преподаватель ^ Студент» «Преподаватель • Студент»
инициатива в учебно-воспитательном процессе на занятиях физической культурой полностью принадлежит преподавателю - он планирует, организует, контролирует деятельность студентов, которые только реагируют на его действия. При таком подходе функция преподавателя сводится только к постановке задач и контролю их реализации ведущую роль в педагогическом процессе на занятиях физической культурой играют студенты. Преподаватель ставит перед ними задачу и предоставляет им возможность самим найти способы её решения. В данном случае максимальную активность проявляют студенты, а преподаватель играет роль консультанта на основе индивидуального подхода к каждому из них активное участие в учебно-познавательном процессе физического воспитания и преподавателя и студента
Педагогическое взаимодействие технологично и осуществляется преподавателем поэтапно: моделирование предстоящего процесса, вступление в контакт со студентами, непосредственное общение, анализ результатов взаимодействия. От знания этапов педагогического взаимодействия, его особенностей, психолого-педагогических, методических, специально-научных и управленческих знаний, а также от владения техникой и технологией осуществления процесса педагогического взаимодействия зависит результативность процесса физического воспитания.
Библиографический список
является одним из важнейших факторов, влияющих на становление личности студента, его отношение к своему физическому статусу, желанию заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни [6]. Именно активное взаимодействие на занятиях, основанное на максимальном учёте интересов студентов в плане физического совершенствования, позволяет сформировать у будущих специалистов общекультурные компетенции, связанные с установкой на формирование здорового образа жизни, физическое самосовершенствование на протяжении всей жизни.
Пурахина О.В. Роль преподавателя физической культуры в формировании потребности в здоровом образе жизни. Социосфера. 2011; 8: 307.
Кузнецова С.В. Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2004. Дылкина Т.В. Педагогические условия организации субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в процессе занятий физической культурой. Мир науки, культуры, образования. 2009; 4: 132 - 134.
Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Формирование физической культуры студентов на основе фитнеса и атлетической гимнастики. Available at: sdo.rea.ru/cde/conference/16/file.php?fileId=5
Стрельникова М.П., Попов А.С., Янишевская М.Ю. Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя физической культуры. Преподаватель высшей школы: сборник научных статей. Воронеж, 2014.: 199 - 204.
6. Быков Н.Н., Труфанова С.Н., Шумакова Н.Н. Современные тенденции подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4: (47).
References
1. Purahina O.V. Rol' prepodavatelya fizicheskoj kul'tury v formirovanii potrebnosti v zdorovom obraze zhizni. Sociosfera. 2011; 8: 307.
2. Kuznecova S.V. Formirovanie sposobnosti k lichnostno-orientirovannomu pedagogicheskomu vzaimodejstviyu u studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2004.
3. Dylkina T.V. Pedagogicheskie usloviya organizacii sub'ekt-sub'ektnogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studentov v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 4: 132 - 134.
4. Kondrakov G.B., Shutova T.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury studentov na osnove fitnesa i atleticheskoj gimnastiki. Available at: sdo.rea. ru/cde/conference/16/file.php?fileId=5
5. Strel'nikova M.P., Popov A.S., Yanishevskaya M.Yu. Psihologo-pedagogicheskie aspekty deyatel'nosti prepodavatelya fizicheskoj kul'tury. Prepodavatel' vysshej shkoly: sbornik nauchnyh statej. Voronezh, 2014.: 199 - 204.
6. Bykov N.N., Trufanova S.N., Shumakova N.N. Sovremennye tendencii podgotovki kadrov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4: (47).
Статья поступила в редакцию 30.03.15
УДК - 78.089.8
Tarnovskaya T.K., postgraduate, St. Petersburg State Institute of Culture and Arts (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE RUSSIAN AUTHOR'S PIANO ALBUM FOR CHILDREN (FROM TCHAIKOVSKY TO PROKOFIEV). In the article the author analyzes the destiny of some children's piano collections composed by certain authors. The researcher studies them through a prism of pedagogical expediency. The author notes that once popular children's albums that were included into teaching repertoire at schools have been unfairly forgotten. Enrichment, expansion of traditional composition methods and means of expressiveness find reflection and in children's piano music, which becomes a rarer object of attention of modern researchers. In this regard, the author focuses her attention at features of stylistics of such composers as Bach, Schumann, Shostakovich, Tchaikovsky, etc., who created "a microcosm" and opened for children a way to the boundless world of music. The viewed cycles are presented as a valuable educational guiding material, which may be addressed to students of Art Schools for children as well as to a wide range of intelligent music lovers.
Key words: children's piano album, music for children, musical pedagogy, composers-teachers.
Т.К. Тарновская, соискатель СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РУССКИЙ АВТОРСКИЙ ФОРТЕПИАННЫЙ АЛЬБОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ ЧАЙКОВСКОГО К ПРОКОФЬЕВУ)
В статье проведён анализ некоторых детских авторских фортепианных сборников сквозь призму педагогической целесообразности. Автор рассматривает как популярные детские альбомы, прочно вошедшие в педагогический репертуар, так и незаслуженно забытые циклы. Обогащение, расширение традиционных композиционных приемов и средств выразительности находят отражение и в детской фортепианной музыке, которая куда реже становится объектом внимания исследователей. В связи с этим, автор акцентирует внимание на особенностях стилистики представленных композиторов, которые создавали свой «микрокосмос» и открывали ребенку путь в безбрежный мир музыки. Данные циклы рассматриваются как художественно ценный инструктивный материал, адресованный как учащимся ДШИ, так и широкому кругу интеллигентных любителей музыки.
Ключевые слова: детский фортепианный альбом, музыка для детей, музыкальная педагогика, композиторы-педагоги.
Инструктивный материал для юных пианистов многими десятилетиями пополнялся разными авторскими собраниями. Важнейшая цель композиторов - содействовать обогащению детской музыкальной литературы. Но рядом вырисовывалась и другая задача: приобщение к миру музыки через призму собственного творчества, своих эстетических критериев. Создавая «микрокосмос» для юных исполнителей и слушателей, композиторы постепенно и естественно вводили музыкантов в свой «макрокосмос» - в большую и «взрослую» музыку.
Очень часто создание пьес для детей диктовали житейские причины: у композиторов подрастали собственные дети. И.С. Бах пишет инструктивные пьесы как для своих сыновей, так и для Анны Магдалены, оказавшейся «не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантшей, понимавшей творчество мужа» [1, с. 78-79]. Как известно, сохранились две «Клавирные книжки для Анны Магдалены Бах». Семилетняя дочь Шумана была первым «адресатом» «Альбома для юношества». Подрастают сыновья у Прокофьева - создается «Детская музыка». Растет дочь у Шостаковича - пишется «Детская тетрадь». Все это естественные «музыкальные приношения» музыкантов. Однако можно назвать немало выдающихся композиторов, в сферу основных интересов которых не входила детская педагогика, но, тем не
менее, создавших замечательные образцы музыки, предназначенной для детского исполнения.
За более чем вековой период отечественными композиторами был создан значительный корпус яркой музыки для детей. Масштабы исследования, к сожалению, не позволяют подвергнуть детальному анализу обширный и многогранный материал. Тем не менее, в данной статье в сжатом виде представлена магистральная линия развития детской отечественной музыки. Художественную ценность и методологическую основу отечественного детского фортепианного репертуара автор данной работы попытается рассмотреть сквозь призму детских альбомов и сборников разных лет, которые признаны высокими образцами и для воспитания слушателя и для обучения юных музыкантов.
В детской фортепианной литературе трудно назвать сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П.И. Чайковского. Важнейшее качество цикла, делающее его понятным и близким детям, - мелодический язык. «Сладкая греза» - как бы «маленький каталог» романсовых интонаций, «Вальс» - вальсовых... Каждая пьеса концентрирует в себе некую типичную предельно узнаваемую образность, имеет отчетливую структуру. Такова двухчастная репризная форма («Старинная французская песенка»), или - образцовые маленькие вариации («Камаринская»).