Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ А. И Б. СТРУГАЦКИХ'

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ А. И Б. СТРУГАЦКИХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фролов Алексей Владимирович

Целью данной статьи является комплексное рассмотрение всех существующих на сегодняшний день концепций периодизации художественного наследия писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Для достижения поставленной цели используются историко-литературный, типологический и описательный методы, а также приемы анализа, интерпретации и систематизации. В результате, мы приходим к выводу о том, что рассмотренные нами концепции периодизации художественных произведений А. и Б. Стругацких во многом уникальны, но ни одна из них не носит комплексного, фундаментального характера. Поэтому мы приходим к выводу о том, что существует необходимость разработки принципиально новой концепции, особенно если учесть, что изучение творчества Стругацких является достаточно актуальной темой для современного литературоведения. Ключевые слова: Стругацкие, концепция периодизации, литературное наследие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ А. И Б. СТРУГАЦКИХ»

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ А. И Б. СТРУГАЦКИХ

Фролов Алексей Владимирович

аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и журналистики Брянского Государственного

Университета им. академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является комплексное рассмотрение всех существующих на сегодняшний день концепций периодизации художественного наследия писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Для достижения поставленной цели используются историко-литературный, типологический и описательный методы, а также приемы анализа, интерпретации и систематизации. В результате, мы приходим к выводу о том, что рассмотренные нами концепции периодизации художественных произведений А. и Б. Стругацких во многом уникальны, но ни одна из них не носит комплексного, фундаментального характера. Поэтому мы приходим к выводу о том, что существует необходимость разработки принципиально новой концепции, особенно если учесть, что изучение творчества Стругацких является достаточно актуальной темой для современного литературоведения.

Ключевые слова: Стругацкие, концепция периодизации, литературное наследие

Вопрос периодизации творчества братьев Аркадия и Бориса Стругацких для современного литературоведения стоит достаточно остро, в частности, стоит отметить, что на данный момент существует всего две научные работы, которые прямо или косвенно касаются этой темы. Первая работа принадлежит американскому литературоведу С.В. Поттсу. В своей статье «Второе пришествие марк-сиан: беллетристика братьев Стругацких» (1991 год) С.В. Поттс, анализируя наследие писателей в историко-крити-ческом и историко-литературном контекстах, пытается выделить четыре этапа в их творческой судьбе.

К первому периоду творчества братьев Стругацких С.В. Поттс относит «ранние произведения» писателей, которые, по его мнению, «представляли собой твердую научную фантастику, во многом сходную с современными им рассказами, публиковавшимися в американском журнале «Аналог» в 1950-е годы» [5,22]. К таким произведениям американский исследователь относит рассказы «Извне», «Спонтанный рефлекс», «Человек из Паси-фиды», «Шесть спичек», «Забытый эксперимент», «Испытание СКИБР», «В наше интересное время», «Глубокий поиск».

Затем С.В. Поттс обособленным смысловым блоком выделяет трилогию «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею» и «Стажеры», созданную, как он пишет, в период с 1960 по 1962 годы. При этом остается неясным, по каким причинам он посчитал отправной точкой именно 1960 год, ведь первое из произведений цикла - «Страна багровых туч» - было написано в 1957 году и опубликовано в 1959. Тем не менее, именно этот период - от повести «Спонтанный рефлекс» до повести «Стажеры» - американский литературовед характеризует как наиболее оптимистический этап в творчестве Стругацких, насквозь проникнутый верой в светлое коммунистическое будущее.

Второй этап творческого пути Аркадия и Бориса Стругацких, по С.В. Поттсу, начинается с произведения «Полдень, XXII век» (1960 г.) и заканчивается повестью «Далекая Радуга» (1963 г.). Знаковым произведением этого периода также является небольшая повесть «Попытка к бегству» (1962 г.), провозглашающая идею превосходства коммунистического строя над иными формами организации общества.

Третий этап С.В. Поттс ограничивает повестью «Трудно быть богом» (1963 г.) с одной стороны и повестью «Парень из преисподней» (1974 г.) с другой. В результате рассмотрения этого наиболее яркого и продолжительного периода творческого пути А. и Б. Стругацких американский исследователь пишет следующее: «Хотя «Обитаемый остров» и «Парень из преисподней» были последними произведениями Стругацких, источником которых послужило соединение советской теории исторического прогресса и эмпирических реалий человеческой слабости, элементы этой диалектики встречаются повсюду. Возрастающие нерешительность и пессимизм позднейших произведений заставляют предположить, что Стругацкие не смогли найти удовлетворяющее их решение этой проблемы. То, что, несмотря на уже готовые простые ответы, которыми они пользовались в раннем периоде своего творчества, они оставили дискуссию открытой, свидетельствует об их художественной и философской цельности» [5, 63].

Также стоит отметить, что С.В. Поттс внутри третьего этапа выделяет две группы произведений, которые в своем идейно-тематическом содержании несколько отличаются от остальных. Первая группа включает в себя такие произведения, как «Улитка на склоне» (1965 г.) и «Гадкие лебеди» (1967 г.). Эти две повести, по мнению С.В. Поттса, насквозь пронизаны кафкианским сюрреализмом, о влиянии которого на творчество писателей речь пойдет в следующем параграфе данной главы. Вторая группа произведений определяется им как смесь фэнтези и жестокой сатиры. Сюда относятся повести «Второе нашествие марсиан» (1966 г.) и «Сказка о Тройке» (1967 г.). Стоит упомянуть, что повесть «Сказка о Тройке», связанная общими героями с повестью «Понедельник начинается в субботу», имела, наверное, самую сложную литературную судьбу из всех книг братьев Стругацких. В наиболее полном, практически оригинальном варианте, она увидела свет лишь в 1989 году, то есть спустя два десятилетия после первой публикации в иркутском альманахе «Ангара» (1969 год), в результате которого главный редактор альманаха Ю. Самсонов получил выговор и был уволен.

Все последующие произведения Стругацких, начиная с повести «За миллиард лет до конца света» (1976 г.), американский литературовед, очевидно, объединяет в последний, четвертый этап литературного пути авторов и

касается его лишь мельком. Таким образом, С.В. Поттс в своей работе выделяет четыре этапа в творчестве братьев Стругацких:

- ранние произведения, опубликованные по большей части в сборнике рассказов «Шесть спичек», который увидел свет в 1960 году;

- 1962-1963 годы («Полдень XXII век», «Стажеры», «Попытка к бегству», «Далекая Радуга»);

- 1964-1974 годы (от романа «Трудно быть богом» до повести «Парень из преисподней»);

- 1976-1990 годы (от повести «За миллиард лет до конца света» до пьесы «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах»).

Стоит отметить, что С.В. Поттс в своей работе не акцентирует внимания на вышеизложенной периодизации, он лишь упоминает, какие произведения, по его мнению, можно объединить в группы с точки зрения затрагиваемых проблем. Иными словами, периодизация творчества Стругацких для американского исследователя не является самоцелью, она во многом субъективна и, очевидно, не претендует на фундаментальность.

Вторая работа, в которой поднимается вопрос о периодизации прозы Стругацких, принадлежит А.В. Кузнецовой и называется «Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции». А.В. Кузнецова делит произведения Стругацких не столько с точки зрения хронологии написания, сколько со стороны их смысловой цельности. Обозначенные ею «циклы» включают в себя произведения, которые в ряде случаев по времени создания разделены достаточно длительными промежутками. Всего А.В. Кузнецова выделяет три таких цикла в творчестве Стругацких:

- сказочно-сатирический цикл (повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»);

- цикл «мир будущего» (в первую очередь, это роман «Полдень, XXII век», а также некоторые произведения, действие которых разворачивается в мире «Полудня»: «Попытка к бегству», «Далекая радуга», «Беспокойство» (изначальный вариант повести «Улитка на склоне»), «Малыш»);

- цикл «о разведчиках» (произведения «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике», «Парень из преисподней», «Волны гасят ветер»).

Классификация А.В. Кузнецовой, бесспорно, имеет право на существование, однако, на наш взгляд, упускает ключевой момент фантастики Стругацких: динамику авторской мысли, изменение позиции авторов относительно необходимости решения тех или иных вопросов, стоящих перед человечеством. Это существенное упущение, которое не позволяет говорить о фундаментальной, объективно полной периодизации творчества Стругацких.

Отдельно стоит упомянуть о книжной серии «Миры братьев Стругацких», которая издается по инициативе Н.Ю. Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ с 1996 года. В настоящее время серию продолжило издательство «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на февраль 2015 год в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 5000 экз. (дополнительные тиражи следуют ежегодно).

Необходимо отметить, что в данном случае издатели приняли решение публиковать произведения авторов в тематическом порядке, что отличает указанный цикл от собраний сочинений, скажем так, традиционного вида. Кроме того, серия была дополнена произведениями из проекта «Время учеников», который включает в себя рассказы и повести, созданные абсолютно разными авторами, но использующие в качестве сюжетообразую-щих факторов художественные миры Аркадия и Бориса Стругацких.

Изначально серия «Миры братьев Стругацких» предполагала пять томов, которые должны были включать в себя программные произведения авторов, объединенные антуражем - действие каждого из этих произведений происходило в мире повести «Полдень, XXII век». При этом все рассказы были четко вписаны в мир «Полудня» и рассматривались как эффектные описания истории будущего. С. Переслегин, выдающийся отечественный критик и публицист, а также теоретик фантастики и альтернативной истории, написал предисловия и послесловия к каждому тому. Характерная особенность этих текстов - в них повествование ведется от лица Прогрессора, который работает на планете Гиганда в 2255 году. Стоит также сказать о том, что С. Переслегин создал четкую, последовательную хронологию мира «Полудня», начиная с 1942 года и заканчивая 2199 годом. Любопытен тот факт, что С. Переслегин, изучая творчество Стругацких, предложил весьма интересную теорию: мир «Полудня» с мировым коммунизмом стал следствием поражения СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Б.Н. Стругацкий для нужд серии позволил редактировать тексты, в результате чего все опубликованные произведения оказались грамотно скооперированы с точки зрения хронологии мира «Полудня». Первым вышел том номер пять, который включал в себя повести «Парень из преисподней», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», а также повесть «Улитка на склоне», но не оригинальный, а черновой вариант, который назвали «Беспокойство».

Серия имела коммерческий успех, поэтому ее продолжили издавать и даже дополнили уже упомянутыми произведениями из проекта «Время учеников». Все книги здесь также снабжены комментариями С. Переслегина. Любопытно, что впервые под одной обложкой были напечатаны оба варианта повести «Сказка о Тройке» - изначальный и появившийся в результате правок цензоров при первом издании.

Однако нас с точки зрения проблемы периодизации творчества Стругацких интересуют лишь первые девять томов из данной серии, каждый из которых включает в себя группу произведений, объединенных исключительно по времени написания. Иными словами, здесь художественные тексты Стругацких разделены на девять этапов:

- первый этап (1955-1959 г., произведения: «Страна багровых туч», «Извне», «Спонтанный рефлекс», «Человек из Пасифиды», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Забытый эксперимент», «Частные предположения», «Чрезвычайное происшествие», «Путь на Амальтею»);

- второй этап (1960-1962 г., произведения: «Полдень, XXII век», «Стажеры», «В наше интересное время»);

- третий этап (1961-1963 г., произведения: «Попытка к бегству», «Далекая Радуга», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Первые люди на первом плоту», «Бедные злые люди»);

- четвертый этап (1964-1966 г., произведения: «Хищные вещи века», «Беспокойство», «Улитка на склоне», «Второе нашествие марсиан»);

- пятый этап (1967-1968 г., произведения: «Сказка о Тройке» (два варианта), «Обитаемый остров»);

- шестой этап (1969-1973 г., произведения: «Отель «У погибшего альпиниста», «Малыш», «Пикник на обочине», «Парень из преисподней»);

- седьмой этап (1973-1978 г., произведения: «За миллиард лет до конца света», «Град, обреченный», «Повесть о дружбе и недружбе»);

- восьмой этап (1979-1984 г., произведения: «Жук в муравейнике», «Хромая судьба», «Волны гасят ветер»);

- девятый этап (1985-1990 г., произведения: «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя», «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах», «День затмения», «Чародеи», «Машина желаний», «Сталкер», «Пять ложек эликсира», «Туча»). Однако, как было отмечено выше, такое разделение учитывает лишь хронологический критерий. Иными словами, «Миры братьев Стругацких» предлагают четкое

деление литературного наследия авторов по времени написания, не затрагивая другие аспекты, в частности -идейно-смысловой, сюжетный, тематический. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что на сегодняшний день не существует ни одной действительно полной периодизации творчества Аркадия и Бориса Стругацких, которая могла бы носить статус фундаментальной, учитывающей все возможные аспекты вопроса.

Литература

1. Володихин Д.М., Прашкевич Г.М. Братья Стругацкие. - М.: Молодая Гвардия, 2012 - 350 с.

2. Кузнецова А.В. Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции. - Липецк: «Крот», 2007.

- 84 с.

3. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Полдень, XXII век.

- М.: АСТ, АСТ МОСКВА, 2009. - 429 с.

4. Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rusf.ru/abs/books.htm (дата обращения 12.02.2014).

5. Potts S.W. The second Marxian invasion: the fiction of the Strugatsky Brothers. - San-Bernardino: The Borgo Press, 1991. - 104 pp. (в переводе А. Кузнецовой) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fan.lib.ru/a/ashkinazi l a/text 2150.shtml (дата обращения 1.9.2012)).

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ _В СФЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Гайнутдинова Алсу Закиевна

старший преподаватель, Казанский Федеральный Университет, г. Казань

Андреева Эльвира Даврешовна

Студентка, Казанский Федеральный Университет, г. Казань

ANALYSIS OF TECHNICAL TERMS FORMATION IN THE FIELD OF MECHANICAL ENGINEERING Gainutdinova Alsou Zakievna, Senior Lecturer of Kazan Federal University, Kazan Andreeva Elvira Davreshovna, Student of Kazan Federal University, Kazan

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению способов образования английских технических терминов в сфере машиностроения. Даются существующие в настоящее время способы образования простых и многокомпонентных терминов на примерах технических терминов в машиностроительном производстве. Делаются выводы о наиболее продуктивных способах образования терминов в данной области производства.

Ключевые слова: термин, многокомпонентный термин, словообразование, терминология, машиностроение.

ABSTRACT

The article studies the ways of English technical terms in the field of mechanical engineering formation. Currently available methods of the simple and multicomponent terms formation are given on the examples of technical terms in the mechanical engineering industry. Conclusions about the most productive method of forming terms in the studied field are drawn in the article.

Keywords: term, multi-term, word formation, terminology, mechanical engineering.

В связи с бурным развитием техники и расширением научно - технической информации терминологическая лексика развивается и пополняется чрезвычайно быстро. Термины создаются для профессионального общения в различных специальных сферах и для обеспечения эффективности специальной коммуникации термины

должны достаточно точно отображать результаты опыта и практической деятельности человека.

Г.О. Винокур даёт следующее определение термина: В роли термина может выступать всякое слово. Термин - это не особое слово, а только слово в особой функции, функции наименования специального понятия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.