Научная статья на тему 'Схожесть социально-философской проблематики научно-фантастических произведений Айзека Азимова и братьев Стругацких'

Схожесть социально-философской проблематики научно-фантастических произведений Айзека Азимова и братьев Стругацких Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ / ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФОН / СОЦИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ / ПСИХОИСТОРИЯ / ПРОГРЕССОРСТВО / SOCIAL-PHILOSOPHICAL SCIENCE FICTION / UTOPIA AND ANTI-UTOPIA / FANTASTIC BACKGROUND / SOCIAL COORDINATES / PSYCHOHISTORY / PROGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедов Р. Ш.

Современную научную фантастику невозможно представить без обращения её авторов к острым социальным и глубоким философским темам. Среди первых писателей, приблизивших научную фантастику к литературному мейнстриму, можно назвать Айзека Азимова и братьев Стругацких. В творчестве этих писателей много общего, и прежде всего это касается социально-философской проблематики их произведений, вокруг которой строится сюжет, система образов и идейная линия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Схожесть социально-философской проблематики научно-фантастических произведений Айзека Азимова и братьев Стругацких»

Ахмедов Р.Ш. ©

Преподаватель-ассистент кафедры английского языка и литературы Гулистанского государственного университета (г. Гулистан, Узбекистан)

СХОЖЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ НАУЧНО-

ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЙЗЕКА АЗИМОВА И БРАТЬЕВ

СТРУГАЦКИХ

Аннотация

Современную научную фантастику невозможно представить без обращения её авторов к острым социальным и глубоким философским темам. Среди первых писателей, приблизивших научную фантастику к литературному мейнстриму, можно назвать Айзека Азимова и братьев Стругацких. В творчестве этих писателей много общего, и прежде всего это касается социально-философской проблематики их произведений, вокруг которой строится сюжет, система образов и идейная линия.

Ключевые слова: социально-философская научная фантастика, утопия и антиутопия, фантастический фон, социальные координаты, психоистория, прогрессорство.

Keywords: social-philosophical science fiction, utopia and anti-utopia, fantastic background, social coordinates, psychohistory, progressiveness

Социально-философская проблематика лучших художественных произведений американского писателя-фантаста Айзека Азимова имеет много общего с таковой - братьев Стругацких. Об этом свидетельствует не только тематическое сходство, но и многочисленные сюжетно-композиционные параллели. Имеется даже некоторое биографическое сходство. Если Азимов считается одним из лучших писателей американской социально-философской научной фантастики, то Аркадий и Борис Стругацкие - пожалуй, самые известные русскоязычные фантасты в мире. Произведения этих авторов - не просто фантастическая литература, а Литература в самом полном смысле этого слова. В своем творчестве они прошли путь, на который постепенно развивающейся научной фантастике потребовалось более ста лет. В конце творческого пути они во многом определяли развитие этого жанра. Кроме того, следует отметить, что литературную деятельность Азимов и братья Стругацкие начали почти одновременно и их творчество условно можно поделить на два периода: ранний и поздний.

Произведения раннего Азимова, такие как «Камешек в небе», рассказы сборника «Я, Робот», «Звезды как пыль», «Стальные пещеры», «Конец Вечности», а также ранние вещи Стругацких - «Страна багровых туч», «Извне», «Путь на Амальтею», «Шесть спичек», «Стажеры» - представляют собой почти классическую научную фантастику, характерную для того времени. Но помимо стандартных сюжетов и научно-фантастического реквизита в этих произведениях есть что-то, отличающее их от общей литературной массы. Уже на раннем этапе творчества Азимова и братьев Стругацких становится очевидным, что этих писателей куда больше занимает человеческая душа и законы общества, чем сама фантастическая техника. Техника и научные достижения в этих произведениях, конечно, есть. Более того, именно в ранних вещах Азимов и Стругацкие создают свои фантастические миры с робототехникой, гиперпространством, глайдерами, скорчерами, антигравитацией, нуль-транспортировкой и т.п. Причём наиболее яркие идеи авторов - гиперпространство и нуль-транспортировка - представляют собой одно и то же явление. Но все это не более чем фон, прекрасно выписанный, продуманный, почти ощутимый, но выступающий лишь в качестве декорации. Проблемы нравственности и морали в эпоху высоких технологий,

© Ахмедов Р.Ш., 2016 г.

проблемы развития человеческого общества, особенности социума в мегаполисах, философские вопросы существования других миров и способов общения с ними уже затрагиваются в этих произведениях. Можно предположить, что, как Азимов, так и Стругацкие согласятся с афоризмом Рудольфо Анайи: «A novel is not written to explain a culture; it creates its own» [3]. Внимательный читатель не может не заметить, как часто многие детали сознательно опущены. Авторы стремятся не утомлять читателя длинными описаниями устройства и принципов работы своих изобретений. Это касается не только технических подробностей, но и некоторых сюжетных моментов. Например, у Азимова. Какое изобретение ставит космонитов выше землян («Стальные пещеры»)? Непонятна сущность и принцип действия множества приборов и вещей, подающихся автором как повседневные («Звёзды как пыль»). И у братьев Стругацких. Как попал в будущее заключенный концлагеря Саул Репнин («Попытка к бегству»)? При каких «странных обстоятельствах» найдена рукопись Малянова («За миллиард лет до конца света»)? Что такое Зона («Пикник на обочине»)? Писатели не считают нужным отвечать на эти вопросы. Сознательная недосказанность не мешает развитию сюжета; напротив, она создает ощущение тайны или приближает читателя к действию, делая его соучастником событий.

Произведения позднего Азимова - серия романов «Основание», «Двухсотлетний человек», «Космические течения», рассказы про Мультивак, а также поздние произведения Стругацких - «Жук в муравейнике», «Пикник на обочине», «Отель «У погибшего альпиниста», «Гадкие лебеди», «Хищные вещи века» уже полны социально-философского смысла. Если Азимов ещё пытается продолжать популяризировать науку, братья Стругацкие почти полностью перенесли проблематику своих произведений в социальные координаты. Некоторая схожесть творческих систем Азимова и братьев Стругацких наблюдается и на идейном уровне. Среди общих идей можно выделить идею о невозможности развития человечества без возникновения определенных трудностей. Выясняется, что в мирах авторских произведений полно своих проблем, не менее значимых, чем проблемы сегодняшней цивилизации. И, самое главное, авторы не считают это неправильным. Прогресс, в понимании рассматриваемых авторов, не может быть «устлан ковровой дорожкой». Вопросы и проблемы остаются, они просто меняются.

В «Стальных пещерах» Азимов показывает два возможных направления развития человечества. Первое - освоение новых планет и галактик, второе - строительство огромных подземных городов. Каждое из направлений имеет свои преимущества и недостатки. Но, и то, и другое - направления развития. Конечно, Азимов даёт понять, что первый путь ближе к нему, чем второй.

В нескольких произведениях братьев Стругацких упоминаются цивилизации, сознательно отказавшиеся от прогресса, тормозящие его. «Это ужасный тупик!» [1, 78] - так говорит о подобной цивилизации планеты Тагора один из героев «Жука в муравейнике», Экселенц. В некоторых произведениях параллельность идей может быть замечена в темах экологического бедствия. Жуткие картины атомного века нарисованы Азимовым в рассказах «Адский огонь», «Они не прилетят». История превращения Земли в радиоактивную планету («Основание») имеет целью в очередной раз предупредить человечество о реальной угрозе. Действие других, особенно поздних, произведений братьев Стругацких разворачивается в более или менее современной действительности («Отель «У погибшего альпиниста», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»). В «Пикнике...» в реальную действительность вклинивается жуткий фантастический мир Зоны. Назвав место экологической катастрофы «Зоной», братья Стругацкие подчеркнули драматизм экологической ситуации на нашей планете. Азимов и братья Стругацкие предупреждают, что последствия деятельности человека могут стать необратимыми, и прекрасное будущее (и будущее вообще) могут так и не наступить. Вспомним превратившуюся в радиоактивную свалку Землю («Основание»), искусственный мир («Движущая сила»), погубленную экспериментами планету Радуга («Далекая Радуга») разоренный Саракш после ядерной войны («Обитаемый Остров»), уничтоженную планету Надежда («Жук в муравейнике»).

Кстати, в истории Надежды остается неясным вопрос, спасли ли пресловутые Странники население экологически загрязненной планеты или освободили планету от загрязнившего ее населения. Как возможный вариант развития событий Азимов и братья Стругацкие предлагают схожий путь. У Азимова это конечная цель «Основания» - создание единого с природой человеческого разума. У братьев Стругацких это слитая с природой цивилизация Ковчега («Малыш»). В некоторых повестях и романах события разворачиваются вообще непонятно когда и где (у Стругацких - «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», «Град обреченный», у Азимова - «Движущая сила», «Обнаженное солнце»). Описанные миры вовсе не прекрасны, некоторые из них просто чудовищны. Ужасны даже не сами миры, а люди, их населяющие. Что страшнее: непонятный Лес или непонятно чем занимающееся Управление по делам Леса? («Улитка на склоне»), роботизированный мир или изолированные друг от друга жители Солярии. В «Обнаженном солнце» Азимова и «Граде...» братьев Стругацких проводятся чудовищные социальные эксперименты, результаты которых звучат весьма пессимистично и выглядят классической антиутопией. Это не просто критика конкретного социального строя и не только сатира на мещанское общество, людскую приземленность, эгоизм и просто глупость. Это нечто большее - пример того, как не должно быть. В этом и есть смысл антиутопии.

Проблемы, которые ставят Азимов и братья Стругацкие в своих книгах, - это вечные проблемы литературы. Вопрос о ценности жизни каждого человека ставился литературой с незапамятных времен, и вышеприведённые авторы не могли обойти его стороной. Наиболее остра эта проблема в уже упомянутой повести «Жук в муравейнике» (Стругацкие) и в романе «Конец Вечности» (Азимов). Можно ли пожертвовать жизнью одного реального человека ради потенциальной безопасности всей Земли? Авторы не дают ответа на этот вопрос. Выбор был сделан, но правильно ли - решать нам. Одна из важных черт позднего Азимова -отсутствие не только готовых рецептов и советов, но и вообще открытый финал. Для большинства вещей конец должен додумывать читатель, причем возможны самые разные варианты. Вопрос о жизни и доверии приходится решать полицейскому инспектору из «Отеля «У погибшего альпиниста» и детективу Элайджу Бейли из «Стальных пещер» -можно ли рискнуть общей безопасностью и поверить инопланетянам, сохранив им тем самым жизнь? Здесь встает еще один, важный для литературы, вопрос - выбор между долгом и чувством. Вопрос выбора важен почти для всех героев Азимова и братьев Стругацких. Элайдж Бейли знает, что должен поддерживать Землю, так как он истинный землянин. Но в глубине души он чувствует неприязнь к подземному образу жизни. Преодолевая боязнь открытых пространств, он совершает вылазки на поверхность, любуется звёздами на небе. Они манят его. Он рассказывает об этом своей семье, друзьям. С каждым днем всё больше людей появляются на поверхности планеты. Принципиальный выбор должен сделать герой «Пикника на обочине» сталкер Рэдрик Шухарт, человек далекий от идеала, один из миллиардов. Счастье для себя или для всех? Скорее всего, выбор будет верным. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» [2, 81] - этой молитвой Шухарта заканчивается повесть. Малянов, герой повести «За миллиард лет до конца света», тоже стоит перед мучительной дилеммой. Что важнее для него, ученого с одной стороны, и просто человека - с другой: вклад в прогресс науки (человечества) или безопасность близких к нему людей. Для Азимова и братьев Стругацких вопрос выбора в такой ситуации далеко не однозначен. Тесно переплетается социально-философская тематика трилогии «Основание» Азимова и повести «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Как первое, так и второе произведение внешне представляют собой блестящую смесь фантастики и историко-приключенческого романа, однако идеи их значительно глубже и разностороннее. В трилогии Азимова межгалактическая организация «Основание», о существовании которой никто не знает, берет на себя ответственность определять направление развития людей на разных планетах и галактиках. Для этой цели была разработана специальная наука -«психоистория». «Трудно быть богом» Стругацких связан по замыслу с такими произведениями, как - «Попытка к бегству», «Парень из преисподней», «Обитаемый остров».

В них Стругацкие вводят понятие Прогрессора - человека Земли, ускоряющего прогресс отсталых внеземных цивилизаций. По понятиям Земли, Основание и Прогрессор действуют во благо, но стоит ли даже во имя прогресса лишать человечество его истории, искусственно ускоряя развитие? Имеет ли право один человек, или даже «целая» организация, вершить судьбы других цивилизаций? Мул из «Основания» и герой «Парня из преисподней» Прогрессор Корней понимают это вовремя. Первый борется с «Основанием» используя свои ментальные способности, второй - отправляет своего подопечного Гага на родную планету самому разбираться со своей историей.

Таким образом, можно сделать вывод, что идея Прогрессорства у Азимова и братьев Стругацких имеет и обратную сторону. Авторы моделируют ситуацию, в которой какая-нибудь могучая цивилизация может заниматься Прогрессорством по отношению к землянам. Так возникает «цивилизация Странников» (Стругацкие) и «Основание» (Азимов) -могущественные и непонятные, а поэтому потенциально опасные. Действительность оказывается понятнее, но страшнее. В повести «Волны гасят ветер» виновником непонятных и пугающих событий оказываются не таинственные Странники, а последствия развивающегося человечества. И не менее важный вопрос: может ли человек вмешиваться в чужую историю, оставаясь беспристрастным, оставаясь человеком? Прогрессор Антон (он же дон Румата из Арканарского королевства) из повести «Трудно быть богом» богом остаться не смог. Он по-человечески мстит за близких ему людей, а другие земляне его не понимают. От одного слова Тревиза из романа «Основание и Земля» Азимова зависит направление прогресса целой Галактики. Тревиз делает выбор, руководствуясь своей сверхъестественной способностью предвидеть будущее, но его решение ставит человечество на край гибели. Человечество само должно отвечать за свои поступки и не вправе ожидать помощи или даже советов свыше. Вообще, заинтересуем ли мы Вселенную? В рассказе Азимова «Они не прилетят» представитель другой цивилизации решил, что люди - не достаточно разумные существа, что с ними невозможно вступать в контакт, потому что они испытывают атомные бомбы на планете, на которой сами живут. В повести «Извне» братьев Стругацких человека просто не заметили. Однако надежда на Вселенную все же есть. Сложный и опасный диалог с ней происходит в «Пикнике...» Может быть, Зона поможет людям, если они будут Людьми. В конечном итоге все зависит от нас самих и от нашего выбора. Азимов и братья Стругацкие не пессимистичны. Они предлагают выход даже в самых критических ситуациях. «Важно понять это сегодня, пока еще не стало поздно» -основной социально-философский лейтмотив их произведений.

Литература

1. Стругацкие А. и Б. Жук в муравейнике. //Алма-Ата: Жалын, 1990. - 101 с.

2. Стругацкие А. и Б. Пикник на обочине. //Москва: Мир, 1992. - 84 с.

3. Patricia M. G., Rudolfo A. // Encyclopedia of American Writers. Volume №5: 1970 Up to the Present [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.neabigread.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.