Научная статья на тему 'Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся'

Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1995
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ / СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ / СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананченко Игорь Викторович, Шапаренко Юрий Михайлович

Рассматриваются вопросы использования компьютерных систем контроля (тестирования) знаний учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные компьютерные системы контроля знаний учащихся»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека. Анализ программ свидетельствует о доминирующем преобладании художественного творчества. Однако на наш взгляд в них незначительно отражена проблема развития креативности и творческого потенциала дошкольников в процессе жизнедеятельности ДОУ. Говоря о проблеме развития креативности в условиях ДОУ, можно с уверенностью сказать, что эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса должны являться родители. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей и креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве. Список использованной литературы:

1. Анисимова, Т.С. Влияние управления образовательной организации на успешность обучающихся. Материалы V Всероссийской конференции. Адлер - Славянск-на-Кубани, 2012 С. 14-22

2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности. Улан-Удэ, 2014. - 146 с.

3. Белякова, С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С. А. Белякова. - М. : МАКС - Пресс, 2009. - 437 с.

4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 2009

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд., М.: Просвещение, 1991.

6. Гришина, Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2014. С. 66-76.

7. Дубравина Г.А. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста СПб. : Питер, 2012. 448 с.

8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

9. Коваленко, Г.П. Что необходимо для воспитания одаренных? // Проблемы выживання. - 2009 г. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

10. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -2012. - № 9. - С. 52-59.

11. Лукина, Л. И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л. И. Лукина. - М. : Сфера, 2012. - 160 с.

© М.Г.Алиева, 2015

УДК 371.263

Ананченко Игорь Викторович

канд. техн. наук, доцент, Университет ИТМО,

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: igor@anantchenko.ru Шапаренко Юрий Михайлович канд. техн. наук, доцент, Университет ИТМО,

г.Санкт-Петербург, РФ E-mail:y.shaparenko@mashtab.org

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования компьютерных систем контроля (тестирования) знаний учащихся

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

компьютерные системы контроля знаний учащихся, системы компьютерного тестирования, системы

контроля знаний

Современное высокотехнологичное общество предъявляет повышенные требования к уровню качества подготовки специалистов. Большинство высших учебных заведений не только выпускают новых специалистов, но и занимаются вопросами профессиональной переподготовки существующих. Возможные варианты обучения: очное, заочное, обучение с отрывом и без отрыва от производства. Коммуникационные системы передачи информации, в том числе Интернет, важные технические элементы систем современного дистанционного обучения. Проблемы разработки и использования современных технических средств тестирования и контроля знаний учащихся, актуальны, в том числе и с учетом роста внимания к системам дистанционного обучения, которое имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. Обучающийся, вне зависимости от места проживания и места его работы, с помощью средств дистанционного обучения может получить образование в интересующей его предметной области. Заметим, что только дистанционное обучение не позволяет в полном объеме готовить квалифицированных специалистов для тех областей деятельности, где обучаемый должен демонстрировать не только хорошие теоретические знания, но и практические навыки и умения. Развитие программ дистанционного обучения повышает актуальность задачи разработки современных систем контроля (тестирования) знаний учащихся. Компьютерные системы тестирования учащихся, кроме выполнения своей главной функции контроля знаний, должны отвечать полному набору современных требований, предъявляемых к эргономике программного обеспечения (ПО), используемого в учебном процессе. Например, эргономические требования, предъявляемые к визуальному представлению информации на экранах компьютеров: текст достаточно крупный, изображение яркое и контрастное, что позволяет снизить утомляемость глаз и т.д. Современные компьютерные системы тестирования:

1. должны обеспечивать адекватную оценку уровня знаний тестируемого;

2. желательно минимизировать время тестирования, так как длительное время тестирования утомляет людей, сдающих тесты.

Современные системы контроля знаний могут поддерживать реализацию традиционных и/или адаптивных методов тестирования. Вне зависимости от методики построения теста, программный интерфейс системы тестирования должен быть максимально удобен для пользователя, так как в случае использования плохо продуманного разработчиками системы тестирования неудобного интерфейса, сдающий будет совершать ошибки не только по причине незнания материала контролируемой предметной области, но и чисто технические ошибки. Например, ошибочная фиксация флажков в чекбоксах, неправильное использование кнопок интерфейса из-за их близкого расположения друг к другу и так далее. Нередко разработчики программных средств обращают повышенное внимание только на удобство программного интерфейса тестируемого, забывая, что ошибки тестирования могут быть вызваны некорректным заполнением используемой базы вопросов и ответов, и другими проблемами, связанными с недостаточно удобно организованным интерфейсом рабочего места оператора, обслуживающего систему тестирования.

Для современных компьютерных средств контроля знаний должен соблюдаться принцип универсальности среды тестирования. Преподавателю необходим рабочий инструмент - оболочка тестирования, которую можно самостоятельно наполнять собственными вопросами. Современные компьютерные средства тестирования должны быть гибкими в настройках, в частности по количеству вопросов в тесте, предлагаемых тестированию. Учащимся желательно проходить тестирование в одной и той же среде тестирования, чтобы во время сдачи теста-экзамена не отвлекаться на новый, непривычный интерфейс программы тестирования. С учетом сказанного, в грамотно спроектированной программе тестирования преподаватель должен иметь возможность самостоятельно устанавливать число вопросов тесте, а также критерии оценки прохождения теста. Правильно спроектированная система тестирования должна включать инструментарий, позволяющий преподавателям получать детальную статистику прохождения тестов, например, какие разделы вызвали наибольшие трудности у всей группы людей, сдававших тест, или что следует подучить конкретному студенту. Разрабатываемые системы тестирования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

должны быть устойчивы к попыткам обмана со стороны сдающего тест, что достигается выполнением комплексных мер защиты. Отметим некоторых из представителей ПО, которые можно использовать для организации компьютерного контроля знаний учащихся с использованием современных телекоммуникационных сетей.

Система дистанционного обучения WebTutor (компания WebSoft - разработчик сложных информационных систем и программных комплексов. http://www.websoft.ru/) - готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала. Специалисты компании WebSoft с привлечением преподавателей разработали библиотеку электронных учебных курсов, использование которых позволяет сократить затраты на обучение и является эффективным дополнением к программам очного обучения персонала. Стоимость решения составляет менее $1 на пользователя курса в год. Время установки ПО - 10-15 минут, обеспечивается возможность доступа с компьютеров корпоративной сети. С сайта разработчиков можно скачать демоверсию библиотеки электронных курсов.

Из профессиональных разработок программного обеспечения для решения задач дистанционного обучения и тестирования отметим STELLUS (http://www.stel.ru/equipment/distance-learning/) -полнофункциональный программный продукт, построенный на web-технологии, использующий модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования. Комплекс легко встраивается в учебный процесс колледжа, института, университета, академии или школы. STELLUS предоставляет необходимый инструментарий для создания дистанционных учебных курсов, программированных учебных пособий и тестовых заданий.

Специализированный пакет программ создания различных тестов, проведения тестирования и обработки результатов SunRav TestOfficePro (http://sunrav.ru/testofficepro.html) - с помощью SunRav TestOfficePro возможна организация и проведение тестирования в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы), как с целью определения уровня знаний по учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.

Система контроля (тестирования) знаний учащихся, разработанная на каф. ИТиСБ РГГМУ. Доступна для тестирования по адресу http://tests.mctrewards.ru/. Система разрабатывалась и модифицировалась в ходе выполнения студентами (научный руководитель И.В. Ананченко) нескольких выпускных квалификационных работ. В отличие от приведенных выше программ, не является коммерческой разработкой, распространяется бесплатно в исходных кодах. Ранняя версия разработки зарегистрирована в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование». Разработчики Ананченко И.В., Дубровский А.А. (Рег. номер 9943. .03524577.02313-01 99 01 http://www.ofernio.ru/rto_files_ofernio/9943.doc) "WEB-система контроля знаний учащихся по курсу "Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности". Новая модифицированная версия выпущена в 2015 году.

Недавно была открыта [1] базовая магистерская кафедра научного типа «Высокопроизводительные телекоммуникационные сети» (БМК ВПТС) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), созданная при научной организации ОАО «НИИ «Масштаб» с целью повышения качества образовательной, научной и инновационной деятельности Университета ИТМО, совместной подготовки специалистов и проведения совместных научных проектов. В настоящее время сотрудниками кафедры рассматривается возможность выбора компьютерных систем тестирования знаний учащихся, которые можно использовать для решения задач обеспечения удаленного тестирования, с учетом специфики организации учебного процесса, проводимого на базовой кафедре.

Список использованной литературы: 1. Создание базовой магистерской кафедры «Высокопроизводительные телекоммуникационные сети» Ананченко И.В., Смирнов П.И., Шапаренко Ю.М. Символ науки. 2015. № 5. с. 182-184.

© И.В. Ананченко, Ю.М. Шапаренко 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДД 37.047

Астрицова Елена Вячеславовна

студентка 4 курса бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Экономика» «Кубанский Государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани, Российская федерация

lena.astritsova@mail.ru Махова А. В. - научный руководитель доцент кафедры социально-экономических дисциплин,

кандидат экономических наук

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в старших классах. Анализируются методики, используемые для выбора будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Профориентационные предпочтения, профориентационная деятельность, профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, групповые коррекционно-развивающие занятия, профессиональная

консультация.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, образовательная среда школы, особенно создаваемая при профориентации старших школьников, может и должна претендовать на место ядра, которое содержательными линиями распространяется на всю бытийную образовательную среду. Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Рассмотрим один из них.

Профессиональная ориентация - это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно - технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [2, с. 111].

Определим основные цели профессиональной ориентации [1, с.95]:

1.Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2.Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3.Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4.Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Рассмотрим основные задачи профессиональной ориентации:

- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего профессионального развития;

- воспитание положительного отношения к труду

- развитие познавательного интереса к трудовой деятельности;

- оказание социально-психологической поддержки учащихся;

- формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

- диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

- создание программы реализации профессионального выбора учащегося.

Модель работы в средней школе по профессиональной ориентации старшеклассников включает такие составные компоненты как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.