УДК 378:004.41
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Крамаренко Татьяна Анатольевна
кандидат педагогических наук Луганский университет им. Тараса Шевченко [email protected]
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проводится анализ систем компьютерного тестирования, которые могут применяться в системе высшего образования в процессе подготовки будущих специалистов, в том числе учителей, как средство контроля знаний, а также как средство обучения специалистов использованию специализированных сред и программ разработки тестов в их дальнейшей профессиональной деятельности. Рассмотрены назначение, возможности, недостатки систем компьютерного тестирования.
Ключевые слова: тест, тестирование, система компьютерного тестирования, система высшего образования.
Реформирование образования невозможно без активного внедрения в учебный процесс новых технологий обучения, интерактивных методов преподавания отдельных дисциплин с применением новейшего информационного и технологического оборудования. Так, в начале XXI века появилась насущная необходимость решения проблем информатизации образования и информатизации общества в целом. Проблема информатизации высшего образования является одной из сложных и актуальных в теории и практике. Об этом свидетельствуют шаги, принятые в последнее время Правительством, в связи с действующей «Национальной доктриной образования РФ», итогами реализации «Концепции информатизации российского образования на период до 2010 года» и продолжением информатизации образования в региональных программах до 2013 года, особенно в рамках вхождения России в Болонский процесс. В этой связи возрастает роль повышения эффективности и качества преподавания, взаимосвязи учебной и научной деятельности высших учебных заведений в контексте информатизации.
Государство нуждается в специалистах, которые, имея комплексную теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности, могли бы самостоятельно принимать решения, связанные с профессиональной деятельностью.
Учебный процесс не может быть эффективным без устойчивой обратной связи, который предоставляет преподавателю информацию об уровне усвоения теоретического материала, о знаниях, умениях и навыках студентов. Именно так реализуется управленческая функция контроля - на основе полученной информации преподаватель корректирует дальнейшую работу, выяснив, достигнута ли цель обучения на определенном этапе. Одним из важных задач педагогического диагностирования и оценки знаний студентов является подготовка будущих специалистов к продуктивной работе по выбранной специальности.
Различным психолого-педагогическим аспектам этой сложной и многоплановой проблемы
контроля знаний учащихся посвящены работы психологов З. Калмыковой, Н. Менчинской, Н. Талызиной, Л. Фридмана и др., педагогов Ю. Бабанского, М. Скаткина, Е. Перовского, В. Полонского и др.; изучение возможностей тестирования довольно широко проводилось с позиций общих психолого-педагогических проблем такими учеными, как Г. Айзенк, А. Анастази, Ю. Гильбух, К. Гуревич,
В. Дружинин, К. Ингенкамп, П. Клайн, А. Леонтьев, А. Смирнов, Д. Эльконин и др. Теоретические основы разработки тестовых заданий в общедидактическом плане представлены в работах B. Аванесова, В. Беспалько, С. Воскерчяна, Н. Гронлунда,
B. Дюка, Т. Ильиной, К. Ингенкампа, О. Майорова, Е. Михайлычева, И. Рапопорта, Р. Сельга, И. Сотте-ра, Н. Талызиной и многих других.
Проблемы, связанные с рассмотрением вопросов диагностики и оценки знаний средствами новейших информационных технологий, рассмотрены такими отечественными и зарубежными учеными, как И. Булах, Н. Яремчук, Ю. Нехаен-ко, В. Циделко, П. Ухань, М. Пак, А. Симонова, Т Солодкая, В. Хубулашвили, П. Клайн и др. Так,
C. Русаков и А. Калмыков в докладе «Применение информационных технологий при оценке качества знаний» считают, что процесс измерения учебных знаний можно построить по следующей схеме: формально описать наглядную сферу в виде набора учебных элементов с установленными между ними связями; создать базу контролирующих заданий и выделить «базисный» набор учебных элементов и пересчитать для него экспертные оценки контролирующих заданий; собрать текст контролирующих заданий и провести контролирующие испытания; классифицировать испытуемых по уровню знаний на основе результатов контролирующего испытания, дополнить и откорректировать базу контролирующих заданий [4].
Анализ этих исследований позволил сделать вывод об эффективности компьютерного тестирования при оценке знаний студентов (наряду с письменным контролем, индивидуальными и лабораторными работами, зачетами и т. д.).
© Крамаренко Т.А., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
121
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Однако, несмотря на определенные наработки в этой сфере, остаются нерешенными вопросы, связанные с подготовкой в образовательном процессе вуза будущих специалистов, в том числе учителей, к разработке и формированию собственных компьютерных тестов с помощью программных средств, не требующих от разработчика профессиональных знаний в области программирования.
Цель статьи - проанализировать системы компьютерного тестирования, которые могут быть использованы в системе высшего образования в процессе подготовки будущих специалистов, в том числе учителей, как средство контроля знаний, а также как средство обучения для дальнейшего использования специалистами в профессиональной деятельности в процессе создания компьютерных тестов.
В наше время уже создано множество средств обучения с помощью компьютера. Их можно квалифицировать следующим образом: компьютерные учебники, предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты), лабораторные практикумы, тренажеры, контролирующие программы [3, с. 55].
Рассмотрим, в первую очередь, основные понятия технологии тестирования, назначения, возможности.
Тестирование - это процесс оценки соответствия личностной и педагогической моделей знаний. Главная цель тестирования - выявление взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия. Поэтому тестирование выступает, как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, что позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из определенного набора уровня несоответствия. Тестовое задание - это чёткое и ясное задание из конкретной предметной сферы, что требует однозначного определенного ответа или выполнения определенного алгоритма действий. Тест - набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика, экспертной модели знаний предметной области.
Построение компьютерных тестов (КТ) можно осуществить следующими последовательными шагами:
1) формализация экспертной целевой модели знаний;
2) нисходящее проектирование тестового пространства (тестовое пространство - множество различных тестовых заданий по всем модулям модели знаний);
3) формирование и наполнение тестовых заданий;
4) формирование полного компьютерного теста (полный тест - подмножество тестового простран-
ства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной и экспертной моделями знаний);
5) тестовый эксперимент;
6) выбор эффективного теста (эффективный тест - оптимальный по объему и времени полный тест);
7) анализ, корректировка и доведение теста до эксплуатационного вида.
Автоматизированная система имеет большой банк вариантов заданий и обеспечивает автоматический их выбор для формирования конкретного варианта теста, что в сочетании с автоматической проверкой и интерпретацией результатов позволяет учащимся осуществлять самоконтроль, качественно готовиться к аттестации.
Существует два подхода к созданию компьютерных тестов:
- использование языков программирования;
- использование специализированных сред и программ (системы компьютерного тестирования).
Характерными чертами КТ, созданных с помощью прямого программирования, является разнообразие стилей реализации (структура компьютерного теста, способ подачи материала, интерфейс, цветовая палитра и т. д.) и отсутствие аппаратных ограничений. Однако, для этого подхода характерны и такие недостатки, как сложность модификации и сопровождения; большие затраты времени и трудоемкость.
Специализированные среды и программы, как правило, обеспечивают следующие возможности:
- формирование структуры компьютерного теста; ввод, редактирование и форматирование теста (тестовый редактор);
- подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
- подготовка динамической иллюстративной части (звуковых, анимационных и видеофрагментов);
- подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств и др. [1, с. 2-5].
К преимуществам разработки КТ в специализированных средах и программах следует отнести: возможность создания КТ преподавателями, которые не являются квалифицированными программистами; существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки компьютерного теста; легкость в модификации и сопровождении. Для большинства преподавателей предметных дисциплин, в частности, гуманитарного профиля, приемлемым является именно этот подход.
Так, в качестве инструментального средства для создания компьютерного теста целесообразно использовать систему компьютерного тестирования, которая удовлетворяет следующим требованиям: простота подготовки тестовых заданий (препода-
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
К вопросу использования систем компьютерного тестирования при подготовке специалистов...
ватели могут в минимальные сроки овладеть компьютером); широкий диапазон применения (использования для подготовки тестов по широкому спектру дисциплин); удобная система управления базами тестовых заданий (удаление, добавление заданий, объединение баз заданий); возможность формирования различных типов тестовых вопросов; наличие систем сбора и обработки статистической информации по результатам тестирования (для тестируемых и для тестовых заданий); легкость организации оперативного контроля знаний в учебном процессе (выбор шкал оценивания, сохранение результатов тестирования); удобные средства решения задач, встроенные мультимедийные возможности; компактность (система тестирования должна занимать небольшой объем в памяти компьютера); низкие требования к системному и аппаратному обеспечению; возможность работы в компьютерной сети; небольшая стоимость или бесплатное распространение.
Кроме того, необходимо учитывать назначение компьютерного теста (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль), вероятность модификации, ограничения на объем памяти и т. п.
Проведем обзор программ, которые удовлетворяют большинству требований:
1. Программа SunRav TestOfficePro (разработчик: SunRav Software, сайт http://www.sunrav.ru). В пакет TestOfficePro входят программы для создания тестов, проведения тестирования и обработки его результатов.
Все тесты и результаты тестирования шифруются, что исключает возможность подделки результатов. В тестах можно использовать 5 типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, открытый вопрос (разработчик теста может использовать язык шаблонов, позволяет правильно
оценить ответ пользователя), соответствие и упорядоченный список.
Вопросы и варианты ответов можно форматировать, используя для этого встроенный текстовый редактор, близкий по своим функциям к MS Word. В редакторе можно вставлять изображения, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видеофайлы, HTML-документы и любые OLE-документы.
Преподаватель получает возможность осуществлять различные виды контроля. Тест может быть разделен на несколько тем. При этом можно оценивать знания тестируемого как по каждой теме отдельно, так и по тесту в целом. Последовательность вопросов можно менять. Порядок прохождения вопросов может быть не только линейным, но и зависеть от ответов пользователя.
Каждый вопрос и вариант ответа может иметь свой «вес». Это позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов за ответы на легкие вопросы [11, с. 26].
В пакет SunRav TestOfficePro входят следующие программы:
tMaker - программа, позволяющая создавать и редактировать тесты. Возможен импорт тестов, созданных в текстовом редакторе или в редакторе электронных таблиц (рис. 1);
tTester - программа для проведения тестирования;
tAdmin - программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать/печа-тать результаты тестирования, а также создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей. Возможно создание матрицы ответов.
2. Программа AVELife TestGold Studio (разработчик: AVELife, Inc, сайт http://www.avelife.ru)
Рис. 1. Окно редактора программы SunRav TestOfficePro
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
123
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Рис. 2. Создание вопроса в программе TestGold
позволяет разрабатывать тесты, проводить тестирование, хранить и анализировать результаты.
Комплексный формат теста (12 типов вопросов, вес, подсказки, обратная связь, учет пола и возраста, деление на секции), мощный встроенный текстовый редактор, расширенная поддержка мультимедиа (64 формата данных) позволяют разрабатывать тесты любой сложности и направленности в удобной многооконной среде, а схема начисления промежуточного оценочного балла, который гибко настраивается, и различные типы конечных оценок обеспечивают возможность получения точного результата тестирования. Кроме того, TestGold имеет удобный интерфейс, многоуровневую систему обеспечения безопасности данных, гибкий механизм формирования отчетов (рис. 2). Система используется и в локальной, и в удаленной сети.
3. Програма MyTestXPro (сайт http://mytest. klyaksa.net) - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов. Программа MyTestX работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа (рис. 3).
Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор
Рис. 3. Выбор системы оценивания в программе MyTest
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
К вопросу использования систем компьютерного тестирования при подготовке специалистов...
Рис. 4. Создание вопросов в eTeditor - подсистеме редактора eTest
тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания. В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
MyTestX имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов.
С помощью программы MyTest можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста хранится в одном файле теста (нет базы данных), который зашифрован и сжат. К достоинствам программы можно отнести возможность работы под операционной системой (ОС) семейства Windows, и свободно распространяемой ОС Linux.
4. Программа eTest (сайт www.etest.ru) состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место обучаемого).
В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные, что дает возможность создавать варианты тестов для безмашинного тестирования. Вопросы могут содержать графику, анимацию и видео.
Система поддерживает следующие типы вопросов: простой выбор, множественный выбор, ранжирование, проверка пар сочетаний, свободный ввод (рис. 4). Каждый вопрос имеет свой вес, вопрос формируются в группы.
Подготовленные тесты можно использовать как для проведения тестирования, так и для самостоятельного изучения дисциплины.
Программа проведения тестов обеспечивает полную защиту вопросов теста от просмотра, а также предоставляет возможность изменения последовательности вопросов и вариантов ответов случайным образом. Порядок прохождения случаен. После окончания тестирования его результаты выводятся на экран компьютера. Бесплатная версия программы eTest не предусматривает работу в сети.
5. Программа Netop School (разработчик: NetOp, сайт http://www.netop.ru) обладает мощными инструментами для подготовки и проведения занятий в компьютерном классе, а также оценки знаний в ходе тестирования. Встроенный модуль тестирования предоставляет выбор широкого списка типов вопросов: от множественного выбора вариантов до ответа в свободной форме (сочинения). Тестирование завершается либо при ответе на последний вопрос либо по истечении времени, отпущенного на выполнение теста (если оно задано). Во время проведения теста Netop School автоматически подсчитывает баллы, набираемые каждым из учащихся. Netop School также позволяет экспортировать результаты тестирования в файл электронной таблицы или другие программы.
Таким образом, проведение компьютерного тестирования требует наличия банка верифицированных заданий, что предполагает наличие у преподавателя соответствующей методической компетентности. Компьютерная форма тестирования
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
125
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
имеет ряд преимуществ. Преподаватель получает возможность осуществлять различные виды контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый), экономить время, одновременно привлекать к работе всю группу и оперативно обрабатывать результаты с целью анализа качества учебного процесса и выявления пробелов в знаниях. Студент немедленно получает результат и объективную оценку, может неоднократно проходить тестирование или обучение с одной темы.
Использование систем компьютерного тестирования в сфере высшего образования позволяет преподавателям различных дисциплин, в том числе не компьютерного направления, разрабатывать и использовать компьютерные тесты в рамках читаемых дисциплин, не привлекая к созданию тестов программистов. В свою очередь, в процессе подготовки специалистов, например, будущих учителей, можно использовать системы компьютерного тестирования как объект для получения знаний, умений и навыков по созданию тестов, что позволит в процессе дальнейшей преподавательской деятельности разрабатывать собственные компьютерные тесты согласно профилю подготовки специалиста.
В перспективе дальнейшего исследования про-
блемы предполагается выявить условия эффективности использования компьютерных тестов.
Библиографический список
1. Безрукова Н.П. Сравнительный анализ возможностей специализированных сред и программ для разработки компьютерных тестов // Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы». - 2008. -35 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// window.edu.ru/window_catalog/files/r58789/68346e2-st02.pdf (дата обращения: 6.07.2015).
2. Бойко М.В. Тестування за допомогою TESTOFFICE PRO // Комп’ютер у школi та Ом’1. -2006. - № 8. - С. 25-29.
3. Крамаренко Т.А. Класифiкацiя й характеристика програмних засобiв шформацшних технологш в освт // Вюник Луганського нащонального ушверсигету iменi Тараса Шевченка. - Луганськ: Альма-матер, 2008. - № 18 (157). - С. 53-65.
4. Русаков С.В., Калмыков А.А. Применение информационных технологий при оценке качества знаний. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.Su/1997/B/B406.html (дата обращения: 4.07.2015).
126
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21