Научная статья на тему 'Современные коммуникативные технологии и традиционное общество'

Современные коммуникативные технологии и традиционное общество Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5092
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRADITION / TRADITIONAL SOCIETY / SOCIO-CULTURAL CHANGE / CONFESSIONAL COMMUNICATIONS / MODERN COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ревуцкая Елена Альфонсовна, Рязанов Александр Владимирович

Статья посвящена влиянию современных коммуникативных технологий на традиционное общество. Показана связь между изменениями в коммуникативных технологиях и трансформацией идентичности. Прослежены основные тенденции развития традиционных обществ в современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the influence of modern communicative technologies on traditional society. Connection between changes in communicative technologies and transformation of identity is showed. Main tendencies of the development of traditional societies in modernity are traced.

Текст научной работы на тему «Современные коммуникативные технологии и традиционное общество»

Елена РЕВУЦКАЯ, Александр РЯЗАНОВ

СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Статья посвящена влиянию современных коммуникативных технологий на традиционное общество. Показана связь между изменениями в коммуникативных технологиях и трансформацией идентичности. Прослежены основные тенденции развития традиционных обществ в современности.

The article is devoted to the influence of modern communicative technologies on traditional society. Connection between charges in communicative technologies and transformation of identity is showed. Main tendencies of the development of traditional societies in modernity are traced.

Ключевые слова:

традиция, традиционное общество, социокультурное изменение, конфессиональные коммуникации, современные коммуникативные технологии; tradition, traditional society, socio-cultural change, confessional communications, modern communicative technologies.

Современные коммуникативные технологии появились отно -сительно недавно и пока еще не вписаны в традиционную культуру. Это коммуникации, осуществляемые с помощью технических посредников — Интернета и телевидения, — и свя -занные ними коммуникативные практики. Традиционной куль -туре свойственны ориентация на содержание, непосредственная вовлеченность и цельность. Традиционная культура предоставляет человеку защиту в виде комплекса стандартизированных психоло гических реакций на происходящее, образцов поведения. Каждая традиционная культура имеет свой этос, включающий историче -ски сложившиеся мироощущение и этническую «картину мира». Традиционная культура представляет собой своеобразную сферу, обволакивающую традиционного человека, задавая сам строй и параметры его жизни.

Традиционная культура формирует коллективную идентичность, как правило, это этническая идентичность. «Итак, я понимается через отнесение к мы. Осознание человеческой индивидуаль -ности требует формирования значимой общности, членом кото рой выступает осознающий себя субъект... Изначально принад -лежность к базовой общности выступала условием выживания. Извержение архаического человека из рода было равносильно смерти»1. Традиционная культура имеет свой код. «В основании культурного кода лежит определенный конструкт, понимаемый как абсолютный социокультурный идеал. Социокультурный идеал тра -диционной культуры обращен в глубокое прошлое и представляет собой образ изначального нераспавшегося синкрезиса... Синкрезис — одно из центральных понятий культурологии, описывающее слитное первоначальное состояние социокультурного организма, в котором те или иные феномены не выделились из целого»2. Это родовое, нерасчлененное единство, когда каждая единица — это часть целого. Степень индивидуализации на этой ступени развития общества крайне низка. В рамках каждого синкрезиса можно выде -

1 Яковенко И.Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тренды, сценарии // Современные трансформации российской культуры. — М. : Наука, 2005,c. 120.

2 Яковенко И. Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. — М. : Прогресс -Традиция, 2006, с. 34—35.

РЕВУЦКАЯ

Елена

Альфонсовна —

доцент кафедры

английского языка

Поволжского

института

управления

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХиГС СагоКпа2912@ rambler.ru

РЯЗАНОВ

Александр

Владимирович —

д.филос.н.,

заведующий

кафедрой философии

Поволжского

института

управления

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХиГС а1ехаМг.гуагатм@ gmail.com

лить экономическую, социальную, ком муникативную сферы, взаимодействие которых обеспечивает его целостность и постоянство.

Коммуникативная сфера представляет собой совокупность приемов, трансли рующих и закрепляющих необходимые навыки экономического и социального поведения, а также ритуалы и ценности. В результате последующего развития про исходит выход этих сфер за пределы син крезиса, их усложнение и фрагментация. В данном случае для нас представляет интерес выход коммуникативной сферы. С появлением более сложных социальных образований, не совпадающих с родом, например племени и государства, комму никативная сфера перестраивается, и ее правильнее называть коммуникативным пространством. Это переустройство каса ется не только появления новых комму никативных практик, но и целей и содер -жания самой коммуникации. В них все явственнее проявляется манипулятивная составляющая.

Дробление и усложнение воспринима -ется носителем традиционной культуры как отход от идеала синкрезиса. Именно поэтому среди многих народов и культур существуют в различных вариантах мифы о золотом веке. Традиционная культура функционирует внутри цивилизации. Она «вбирает в себя и сохраняет элементы архаической культуры, которые в процессе развертывания истории время от времени способны активизироваться и даже вытес нять более поздние слои культуры»1.

В рамках традиционной культуры образцом для подражания был старший. Ориентируясь на него, как на образец, молодой человек проходил социализа цию в первичном коллективе. Для этого этапа развития исключительную важность имели внутриэтнические коммуникации, которые часто имели сакральный характер и, соответственно, были освящены тради -цией.

С усложнением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичного коллектива. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества

1 Хренов Н.А. Человек как субъект в инверсионных волнах // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. — М. : Наука, 2003, с. 312.

первичных коллективов в единое целое. Так появились и окрепли вертикальные коммуникации. Им нужна была объеди -няющая идея — герой, общие боги, го -сударство. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникативные потоки. Это могли быть и конфессиональные ком -муникации, скреплявшие людей симво -лами веры. Конфессиональные комму -никации находились в сложных отноше ниях с более ранними коммуникациями. «Представляя собой объяснительную модель происходящего в мире, религия, ставшая господствующей в данном обще стве, получившая поддержку высших сословий, надстраивается над этнической культурой. Таким образом, превращенное коммуникативное пространство этноса получает прививку другой духовной куль туры, усваивает новые для себя сюжеты, стереотипы, аксиологию»2.

Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказались доста точно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни мил лионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень про -никновения той или иной религии в тра -диционную культуру может быть весьма значительной. Некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, как, например, японская традиционная культура, своим приверженцам посещать храмы разных религий, но обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуника ции могут даже вытеснять более ранние, но чаще все же происходит симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Конфессия задает основ ную тему религиозным коммуникативным потокам — спасение, достижение слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессио -нальные коммуникации играют важную терапевтическую роль, позволяя легче переносить трудности и невзгоды челове -ческой жизни.

Кроме того, конфессиональные комму никации оказывают существенное, иногда определяющее влияние на картину мира человека, находящегося или находивше -

2 Рязанов А.В. Этиос б коммуникативном про -странстве социума. — Саратов : СГУ, 2007, с. 54.

гося под их воздействием. Язык религи -озной коммуникации — язык социальной власти, стоящий над человеком, обуслов -ливающий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения кано -нам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьез -ный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат 8 элементов: установка на синкре -зис или идеал синкрезиса, особый позна вательный конструкт «должное»/«сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гности-ческая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экс тенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядопо ложены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, перепле таются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы»1.

Таким образом, традиционная культура в значительной степени представляет собой результат воздействия конфессио нальных коммуникаций, выстраивается и транслируется с их помощью, и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на конфессиональную сферу.

В настоящее время происходит разру шение традиционной культуры многих народов за счет вытеснения традицион ных коммуникаций и замещение их про фессионально выстроенными коммуника -циями с помощью посредничества СМИ и СМК. Традиционные коммуникации спо -собствовали достижению необходимой слитности коллектива и поддерживали необходимый для его выживания баланс идентичностей «Я» и «Мы».

С появлением государств начался про цесс формирования Мы идентичности другого уровня. Этот процесс хорошо передается известной фразой: «Если го -сударству от нас что то надо, оно предпо читает, чтобы мы считали его родиной». Государства сознательно формировали Мы идентичность, используя все возмож ные средства — СМИ, религию, государ -ственные праздники, но для этого необ ходимо было ослабить первичные кол лективные идентичности — родовую, пле -

1 Яковенко И.Г. Познание России. — М. : Наука, 2008, с. 36-43.

менную или этническую. Следовательно, государство было кровно заинтересовано в том, чтобы развивать и совершенство -вать средства коллективного воздействия на сознание людей. На этом этапе проис -ходит профессионализация коммуника -торов и их отрыв от первичных коллек тивов. Оттачивалось мастерство и навыки оказания влияния на аудиторию. Такое воздействие все более и более демонстри ровало свою манипулятивную сторону. По мнению В.П. Пугачева, «формирование у управляемых иллюзий свободного выбора с помощью прямого обмана, манипуля ции и программирования психики имело место во все времена и среди всех народов. Однако в политике такое управление сво бодой осуществлялось преимущественно эпизодически по отношению к отдель ным людям или сравнительно небольшим группам общества, было направлено в основном на формирование у подданных или граждан политической пассивности и апатии»2.

Обратим внимание, профессионалы коммуникации учились управлять массо вым поведением в обществах, в которых господствовало социальное и имуществен -ное неравенство. Для этого постепенно были выработаны приемы, влияющие на поведение масс. По желанию заказчика можно в определенный момент мобили зовать людей. Необходимо лишь с соот ветствующей интенсивностью вбрасывать определенного рода информацию, актуа лизирующую ту или иную идентичность. Можно вызвать усталость и апатию насе -ления за счет имитации в коммуникатив ном пространстве активной деятельности. Если это продолжается достаточно долго и не сопровождается изменениями в реаль ном пространстве, то это ведет как раз к усталости, апатии и чувству невозможности что либо изменить. Для того чтобы лучше понять это, достаточно посмотреть деятельность СМИ и телевидения любого государства за несколько дней до начала противостояния с другим государством или же начала боевых действий, когда известно, что это событие наступит.

В ситуации, когда СМИ становятся глав -ным средством социализации, что проис ходит, например, в России, молодые люди не видят необходимости походить на своих

2 Пугачев В.П. Управление свободой. — М. : КомКнига, 2005, с. 16.

родителей, тем более на бабушек и деду шек. Связь поколений прерывается, и ста новится возможным при помощи только информационно коммуникационного влияния прививать молодежи те ценно сти, которые выгодны хозяевам телека налов и владельцам СМИ. Современные технологии коммуникации, а информиро вание сейчас маскируется под коммуника цию, позволяют вести информационные войны.

Традиционная культура в большин стве стран еще жива, но это — культура уходящая. В условиях господства СМИ и СМК постепенно уходят навыки само организации населения, растет степень индивидуализации людей. Представляя возможности ухода в виртуальную реаль ность, современные СМК ослабляют возможности самореализации в действи тельности. Кроме того, «степень влия ния средств массовой коммуникации на аудиторию связано не только с тем, о чем говорится, но и с тем, о чем не говорится. Причем последнее оказывается более важным. То есть, не только поддерживается статус - кво, но и не поднимаются важные вопросы социальной структуры общества. Итак, способствуя конформизму и мини мизируя возможности проявления крити -ческих настроений в обществе, коммер -ческие средства массовой коммуникации опосредованно, но эффективно препят -ствуют развитию реального критического мировоззрения»1.

Современные коммуникативные тех -нологии обладают большим потенциалом влияния, но сами по себе они нейтральны. Их можно использовать с разными целями, как во благо, так и во зло. Так, современ ные компьютерные технологии могут существенно расширять возможности получения образования или поиска друзей по интересам. С другой стороны, компью терное общение может служить препят ствием реальному общению, лишая людей таких навыков. Виртуальная идентичность является все же мнимой идентичностью, которая в реальной жизни в большинстве случаев никогда не сможет реализоваться. Жестко оценивать эту ситуацию, по мне -нию В.Н. Гасилина, с позиции этических

1 Назаров М.Н. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. — М. : Аванти плюс, 2003, с. 252.

категорий «хорошо» — «плохо», «благо» — «зло» все же, видимо, некорректно.

Современные коммуникативные тех нологии могут транслировать как мифы прошлого, так и мифы настоящего. С их помощью имеющие такие возможности люди могут внушить то, чего нет в реаль -ности, могут подправить, подретуширо вать реальность. Таким образом идентич ность может быть сильно ослаблена или даже разрушена и впоследствии заме -щена другой. С другой стороны, совре менные коммуникативные технологии могут использоваться в целях артикуля ции или даже укрепления традиционных идентичностей. Попытки вмешательства в традиционную культуру или попытки ее переделки представляются опасными. А.И. Пригожин пишет: «...этос — грунт. Глубже только гены. Все, что происходит сверху, питается или отправляется этим грунтом. Мы не изменим страну, пока не изменим ее этос. В нем первые причины проблем. Как этого можно не понимать?» И предлагает «идеологемы цивилизаци онного уровня», «синергетическое лидер ство» и даже «международный аутсорсинг для внутренних задач»2 с целью изменить ситуацию в данном отношении.

Схожие идеи высказывает И.Г. Яковенко, подчеркивая, что «пронизанность мира русского православия гностиче скими смыслами — свидетельство слабо -сти русской культуры»3.

Представляется, что переделка культур ного кода, менталитета является делом очень опасным. До сих пор во многих слу чаях менталитет показывал свою эффек тивность. Вмешательство в то, что с тру дом может быть определено и механизм чего остается до настоящего момента неясным, связано со значительным риском. Намного перспективней видится использование лучших черт менталитета, лучших проявлений российского культур ного кода. Тем более что дальнейший ход событий мировой истории остается неиз вестным.

2 Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 163-167.

3 Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. — М. : Прогресс-Традиция, 2006, с. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.