Информация и общество
Елена СТРИГАНКОВА
ЦЕННОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОССЛУЖАЩЕГО
В статье рассматривается актуальная проблема подготовки специалистов современной государственной службы. Обосновывается необходимость и плодотворность ценностно-коммуникативного подхода в формировании коммуникативно-компетентной личности. Предлагается авторская концепция коммуникативного образования для профессионалов политической сферы и государственной службы.
The article emphasizes a number of issues crucial for civil servants’ professional training. The author underlines the importance of values centered communicative approach to developing communicative competent personality. The author’s concept of communicative education is suggested for professionals in the field of politics and public administration.
Ключевые слова:
коммуникация, ценности, личность, профессионализм, социальное управление, политическая сфера, госслужба; communication, values, personality, professionalism, social administration, political sphere, public administration.
СТРИГАНКОВА Елена Юрьевна — к.филос.н., профессор; заведующий кафедрой английского языка Поволжского института им. П.А. Столыпина — филиала РАНХиГС [email protected]
Современный мир наполнен социальными изменениями: фор -мируется информационное общество, интегрируются миро -вые процессы, создается принципиально новая социаль -ная реальность. Ее осмысление углубляет и развивает социально -философское знание, что выражается в создании новых направле -ний социального познания. В частности, формирующаяся сегодня теория коммуникации демонстрирует стремительное приращение знаний о процессах и отношениях в жизнедеятельности социума.
В авторской интерпретации социальная коммуникация опреде -ляется как процесс связи и направленной передачи информации, основанный на взаимопонимании субъектов коммуникации, объе -диненных общим делом, потребностями, интересами, целями1. При этом социальное взаимодействие понимается как система взаимо -обусловленных действий, связанных цикличной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причи -ной и следствием ответных действий других субъектов. Социальное изменение понимается как процесс проявления новых черт и эле ментов в структурах социальных взаимоотношений2. Таким образом, исследование социальной коммуникации акцентирует изуче -ние коммуникативных действий людей, их социального поведения на уровнях личности, социальной группы, больших сообществ. Человеческая жизнь всегда социальна; личностные смыслы, психи -ческие переживания возникают вследствие взаимодействий людей друг с другом как в повседневной, профессиональной, так и в лич ностной сферах.
Объектом нашего исследования являются личностные и социально групповые практики, выделяемые на основании про фессиональной принадлежности. Предмет мы обозначаем как исследование формирования личности профессионала государ ственного управления на основе ценностно коммуникативного подхода и концепции коммуникативного образования.
1 Стриганкова Е.Ю. Социально-философские проблемы коммуникации. — Саратов, 2007, с. 62.
2 Стриганкова Е.Ю. Социокультурный анализ коммуникации: становление и методологические ориентиры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011, № 4(10), ч. 1, с. 173.
Одной из важнейших профессиональ ных компетенций государственного слу жащего должно стать понимание и осу ществление эффективных коммуникаций вертикали власти и общественности, кото рые являются инструментом и средством установления отношений партнерства и социального согласия в обществе. Данная компетенция реализуется через комму никативные практики государственной службы: установление, поддержание, рас ширение контактов с гражданами и орга -низациями; информирование обществен ности о существе принимаемых решений; анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти; про гнозирование социально - политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разра ботками; формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Профессионал — человек, избравший что либо постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в про фессию, т.е. в род деятельности, служащий источником существования. Как отличи -тельные признаки профессии выделяются: специализированные навыки, требующие дополнительного обучения, тренинга; успех, более измеряемый качеством дея тельности, чем финансовым критерием; организация профессиональных объеди -нений для сохранения и совершенство вания сферы деятельности; проведение в жизнь этического кодекса.
В свое время М. Вебер достаточно подробно представил исторические тенденции формирования профессии и социального слоя государственного чиновничества, выявив его экономические и политиче ские основания, характерные черты, необ ходимость для политического и государ ственного управления, эволюцию соци альных и духовно нравственных качеств. Он выделил две позиции в образе жизни, поведении и нравственных ориентациях профессионалов политики: «жить для политики» или «жить за счет политики». Основной профессиональный принцип государственного чиновника М. Вебер обозначил положением — «думать о деле», оценив его как «экономический идеализм бюрократии»1.
Анализируя тенденции своего времени,
1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. — М., 1990, с. 652.
М. Вебер определяет чиновничество как «совокупность трудящихся, высококвали -фицированных специалистов духовного труда». При этом акцентируется специфич -ность чиновников - специалистов и чинов -ников государственно- политической сферы. В последнем случае особую роль играют определенные составляющие социальной среды формирования и дея тельности чиновничества: отношения господства и подчинения, государства и власти, карьеры и личностных предпо сылок ее реализации. В этой связи еще большее значение приобретает сфера эти ческих вопросов: выделение качеств, со здающих «силу политической личности», и этоса политики как «дела», в основе которого лежит принцип ответственно сти2.
Принимая представленную М. Вебером позицию, опираясь на разработанную им концепцию социального действия и ее коммуникативный потенциал, мы считаем необходимым в соответствии с реалиями нашего времени обратить внимание на представителей социально профессиональной группы современ ного чиновничества — государственных служащих новой формации. Мы считаем также необходимым исследовать процесс формирования личности и ее проявление в профессии, акцентируя внимание на ценностно коммуникативной составляю щей деятельности субъектов названной социально профессиональной группы. Как показывают критические оценки, современная коммуникативная ситуация в обозначенной сфере требует совершен ствования. Именно это отметил президент РФ Д.А. Медведев на одной из предвыбор -ных встреч, говоря о необходимости раз -личного рода общения, социальных сетей, Интернета, обратной связи между властью и обычными людьми: «... по -другому, на мой взгляд, в современном мире власть существовать не может, она просто вырож дается. Потому любая власть должна быть готова к прямому общению со своими людьми. Если она этого не делает, она оказывается на свалке истории»3. Данная позиция еще раз акцентирует внимание на необходимости нового уровня коммуни
2 Там же.
3 Шесть вопросов президенту // Российская газета, 2011, № 236, 20 окт., с. 2.
кативной подготовки специалистов госу дарственной службы.
В этой связи отметим, что зарубежной и отечественной наукой накоплен значи -тельный объем результативных разрабо ток по коммуникативной проблематике. Отмечается, что коммуникативное знание проявляется не только и не столько как теоретическое, но во многом как прагма тическое и прикладное. Ориентированное на человеческую практику, оно вплетено в эту практику, рефлексивно, не существует и не наращивается вне контекста реальных жизненных отношений, одновременно являясь их регулятором. Такое состояние способствует аккумулированию и прояв лению творческой силы коммуникации в различных видах практик: повседневных, образовательных, лингвистических, поли тических, управленческих, профессио нальных1.
Одним из направлений коммуника тивной прагматики является формирова ние идеи и практики коммуникативного образования. В российском контексте они вырастают из практик использования эле ментов коммуникации в образовательных процессах, а затем интегрируются с опы том, прежде всего, американской праг матики вообще и в сфере образования в частности.
В данном контексте, думается, уместно обратиться к авторитету Д. Дьюи — амери -канского философа, педагога, коммуни кативиста, создателя модели демократи ческого образования, характеризовавшего образование как особую социальную среду формирования системы коммуникатив ных знаний, умений, навыков; конструктивный и активный процесс коммуни кативного действия; как передачу опыта посредством общения, которое есть «про -цесс соучастия в опыте, превращающий его в общее достояние»2.
В российских исследованиях ценност -ных аспектов коммуникативной деятель -ности существует мнение, что в этом про -цессе создается особый «стиль мышления и мировоззрения, формирующий актив -ную жизненную позицию, гражданскую
1 Матьяш О.И. О сущности и насущности ком -муникативного образования, или почему комму никативное образование не внедряется эффективно в российских вузах? // Коммуникация и конструирование социальных реальностей. Ч. 2. - СПб., 2006, с. 335-345.
2 Дьюи Дж. Демократия и образование. — М. : Педагогика, 2000, с. 27.
и политическую активность»; рассматри -ваются вопросы соотношения субъект -ности и бессубъектности, действенности и безучастности, активности и пассив ности, самосохранения и нравственного долга в коммуникативной ситуации3. На наш взгляд, данную проблематику следует определять как философско-аксиологическую. Перечисленные дихо-томии ставят участников коммуникации перед проблемой выбора: ориентация на власть или смиренное служение ей даже в отношениях несправедливости; противостояние, собственная позиция и ценностная ориентация, сохраняющие достоинство личности даже в критиче ских ситуациях. В отношении комму никативного образования представлен ный подход выявляет его философско -методологические основания. В данном случае уместно сослаться на слова извест ного российского философа И.А. Ильина, который писал о «необходимости живого чувства государственной ответственности, свободной лояльности, государственно -политического кругозора, известных знаний и самостоятельного мышления о знаемом»4. Приведенные моральные тре -бования можно оценить как профессио нальные ориентиры современных специ алистов государственной службы.
Определяя свою позицию в конструи ровании коммуникативного образо вания, мы исходим из положения, что оно должно представлять определенную систему, включающую знания и основан ные на них практические навыки и техно логии, в чем существенно нуждаются мно -гие современные социальные практики, в т.ч. практики государственной службы. Именно поэтому в разработке концеп ции коммуникативного образования для госслужащих мы обращаемся к современ ному мировому опыту и задачам рефор мирования высшего профессионального образования.
Изменения в современной мировой образовательной системе вызваны усиле -нием ряда социально значимых процес сов. На конференции ЮНЕСКО, посвя -щенной рассмотрению проблем повыше ния качества современного образования, названы такие процессы, как: 1) переход
3 Матьяш О.И. Указ. соч., с. 335—345.
4 Ильин И.А. Наши задачи. — М. : Русская книга, 1993, с. 167.
к экономике знаний и, как следствие, к обществу, основанному на знаниях; 2) повышение роли образования в структуре выбора ценностей и приоритетов социального развития человечества, определении перспектив его выживания и формирования условий устойчивого роста; 3) растущая диверсификация сооб -ществ, ставшая результатом миграций, урбанизации и культурологических пере мен, национальных, гендерных, религи озных, этнических различий сообществ;
4) демократизация мирового образова -ния, становление открытого образования;
5) глобализация, увязывание образова -тельных систем в единые мировые обра зовательные сети; 6) необходимость кон -троля общества и государства за качеством образования, результатами работы обра зовательных учреждений1. Для решения наших задач по конструированию кон цепции коммуникативного образования методологическое значение имеют три последних положения: демократизация, глобализация и сетевой характер образо вания, необходимость контроля общества и государства за качеством образования.
В современном обществе актуальной задачей является утверждение нрав -ственной личности, обладающей чув ством высокой коллективной ответствен ности, личности со сформированным мировоззрением, понимающей и прини мающей позиции других людей и культур. Существует осознание того факта, что истинный специалист не может быть про ектировщиком только этого предмета, или этой машины, он должен проектировать целостную среду, среду обитания, и отве чать за нее. Для этого требуется системное мышление, а также наличие определен ных способностей, в т.ч. рефлексивно -деятельностных, коммуникативно мыс лительных, организационно управ ленческих2. Конкурентоспособность выпускника современного высшего учеб ного заведения во многом определяется его
1 Report of Ministerial Round Table on the Quality of Education. 32nd Session of the General Conference UNESCO, Paris, 3-4 October 2003 // unesdoc. unesco.org/images/0014/001463/146300e (дата обращения 07.04.2006).
2 Гусаковский М.А., Ященко Л.А., Котюке-вич С.В. и др. Университет как центр культуропо -рождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. — Мн. : Изд-во
БГУ, 2004; www.charko.narod.ru (дата обращения 07.04.2007).
профессиональными качествами, такими как гибкость, способность к быстрой адаптации, освоению смежных специаль ностей. Эти задачи говорят о способности индивида к самотрансформации, высту пающей в роли актуального условия.
Концепция коммуникативного обра -зования предусматривает привлечение инфраструктурного потенциала социаль ной коммуникации и ценностное исполь зование коммуникативных возможностей обучения и воспитания3.
Мы полагаем, что принцип коммуни кативности образования является инно вационным и прагматически ценным. Он предусматривает необходимость осущест вления синтеза новаций в сфере образова ния с современными коммуникативными и коммуникационными технологиями, привлечение инфраструктурного потен циала социальной коммуникации для создания и развития концепции комму никативного образования. Ее содержание должно включать три уровня понимания синтеза коммуникации и образования: анализ образования как специфической коммуникации в сложной системе комму никативного социума; анализ специфики коммуникации внутри многогранной и многокомпонентной образовательной деятельности; создание системы соб ственно коммуникативного образования. В первом случае выделяются проблемы культурного взаимодействия образования и социума в глобальном и локальном кон текстах, а также в конкретной социальной системе. Во втором случае — понимание образовательной деятельности как сложной социальной системы актуализирует вопрос о преобразовании архитектуры образовательного пространства для наи более эффективного взаимодействия обучения и воспитания. В третьем случае решается задача создания системы соб ственно коммуникативного образования для подготовки специалистов в области коммуникативистики и профессий, объ -ективно имеющих существенную комму никативную направленность, в т.ч. про -фессий политической деятельности и гос службы.
На современном этапе управление явля
3 Стриганкова Е.Ю. Образование в современном пространстве: проблемы управления // Непрерывное образование в России: пространство развития : сб. науч. тр. — Саратов : Изд-во СГТУ, 2006, с. 74.
ется важным ресурсом развития общества. Оно определяется как живое, незаформа лизованное, индивидуальное по манере взаимодействие человека с другими людьми и окружающим миром. «Человек управляющий» выступает как субъект, выполняющий определенную роль в социальных взаимодействиях. Для обо гащения этого ресурса необходимо разви вать теоретическую и методологическую культуру управления, способствовать ее усвоению на групповом и индивидуально личностном уровнях. Обучение управле -нию как социально педагогическая про блема исходит из того, что оно не должно сводиться лишь к освоению приемов и технологий управления, а должно вклю чать формирование у будущих специали стов госслужбы определенной культуры использования управленческого модуса деятельности, мудрости активного уча стия. Чтобы успешно играть роль субъекта управления, необходимо ощущать пульса цию социальной реальности управления, развивать субъектный и личностный потенциал профессионалов госслужбы как управленцев1.
Успешная реализация личности в про -фессии, тем более в коммуникативной, практически невозможна вне определен ного уровня лингвистической культуры. Язык — определяющее средство соци -альной коммуникации, специфическая конструкция социума, без которой нет и не может быть ни его экономической, ни социальной, ни культурно духовной структуры. Символические языки явля ются существенными элементами реаль ности повседневной жизни и обыденного понимания этой реальности. В отношении конкретной профессии сумма лингвисти ческих объективаций представляет особое «семантическое поле, которое значимо упорядочивает все объективные собы тия, происходящие в <...> повседневной работе»2.
В сфере властных отношений язык и политика связаны фундаментальным образом. В концепции «социальных капи
1 Сивова С.А. Управленческий образ мышле ния. — Саратов, 1998.
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструиро -
вание реальности. — М. : Медиум, 1995, с. 66.
талов» французского социолога П. Бурдье выделяется «лингвистический капитал» как степень владения культурной фор мой речи и ее функциональными разно -видностями, что является непременным условием успешной деятельности поли -тика и государственного чиновника, т.к. «в политике слово и есть дело»3. Реальное собственное политическое бытие в значи тельной мере зависит от сознания того, в каких фигурах и концептах оно оформ лено. То есть, требуются специфические коммуникативные технологии и специфи ческий язык политической сферы, форми рование коммуникативно речевой компе тенции публичного общения. В целом, для сформированной языковой личности гос служащего необходимо владение словом, умение формулировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми, что представ ляет высокую культуру речи, соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета.
Итак, разработка конкретных про блем социальной коммуникации явля -ется актуальной и практически значимой. Методологической базой исследования инновационных коммуникативных прак тик служит опыт зарубежной и отече ственной коммуникативистики, философ -ские разработки социально этических, ценностно коммуникативных и личност ных проблем. Исследование содержания современной профессиональной комму никации госслужащих вскрывает необ ходимость усиления коммуникативной подготовки специалистов в соответствии с требованиями профессии в контексте информационного общества.
Концепция коммуникативного образования и формирования лич ности современного госслужащего должна конструироваться на основе ценностно коммуникативного под хода и представлять систему, включаю щую мировоззренческий, теоретический и практический уровни, социально этический, социально управленческий, лингво коммуникативный и технико технологический аспекты.
3 Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 206.