Научная статья на тему 'Особенности диаспорных коммуникаций в современной России'

Особенности диаспорных коммуникаций в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДИАСПОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / ДИАСПОРНЫЕ ГРУППЫ / INTERACTIONS BETWEEN DIASPORA / INFORMATION SOURCES / COMMUNICATION CHANNELS / GROUPS OF DIASPORA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пешкова Вера Михайловна

В статье рассматриваются особенности коммуникаций диаспор в современной России; определяется, какую роль в диаспорных взаимодействиях играют различные информационные каналы и информационно-коммуникативные технологии, в первую очередь, Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пешкова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of communications between diaspora in the modern Russia are considered in the article; the role of information channels and information-communicative technologies, first of all, of the Internet, in interactions between diaspora is defined.

Текст научной работы на тему «Особенности диаспорных коммуникаций в современной России»

Вера ПЕШКОВА

ОСОБЕННОСТИ ДИАСПОРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются особенности коммуникаций между диаспорами в современной России; определяется роль различных информационных каналов и информационно-коммуникативных технологий, в первую очередь Интернета.

Features of communications between diasporas in the modem Russia are considered in the article; the role of information channels and information-communicative technologies, first of all of the Internet, is defined.

Ключевые слова:

диаспорные взаимодействия, информационные источники, каналы коммуникации, диаспорные группы; interactions between diasporas, information sources, communication channels, groups of diasporas.

В данной статье под диаспорами в России понимаются части народов, составляющие население государств, входивших в Советский Союз, но в настоящее время проживающие вне страны своего происхождения, а именно в разных российских регионах.

Особенности диаспорных взаимодействий определяются, в частности, информационно - коммуникативной средой прини -мающего общества, в т.ч. предпочтениями в выборе населением различных информационно - коммуникативных каналов. Хотя предпочтения при выборе каналов информации представителями диаспорных групп в чем то совпадают с общероссийскими тенденциями, тем не менее они имеют и свои особенности. Диаспорные коммуникации в России предлагается рассматривать на примере азербайджанской, армянской и киргизской диаспорных групп, изучение которых в рамках проектов Центра комплексных социологических исследований Института социологии РАН (под руководством В.В. Петухова) осуществлялось в 2011 г.

К анализу роли различных каналов информации в диаспорных взаимодействиях наиболее удобно подходить, выделяя такие направления коммуникаций, как «диаспора — страна исхода», или все связи и взаимодействия диаспорных групп и государства исхода; «диаспора — принимающее общество», или совокупность культурных, экономических, политических и иных взаимоотно -шений диаспоры и государства укоренения; внутридиаспорные коммуникации, включая транснациональные взаимодействия.

Характер, направленность и интенсивность связей «диаспора

— страна исхода» зависит, в частности, от экономических, соци -альных, политических процессов в стране пребывания и на исто -рической родине, а также от истории взаимоотношений России и региона исхода. В то же время официальная позиция страны исхода по тем или иным, даже международным вопросам не всегда находит поддержку среди представителей диаспоры, особенно если диаспора неоднородна. Согласно данным опросов большая часть респонден -тов, представляющих рассматриваемые диаспорные группы, имеют различный уровень связей со страной исхода. Примерно каждый третий опрошенный постоянно следит за событиями, происходя -щими на исторической родине. Каждый пятый не реже одного двух раз в год ездит к себе на родину. Примерно четверть участников опроса не поддерживают никаких связей со своей исторической родиной.

Большая часть респондентов получает информацию о политиче -ских, общественных и культурных событиях на исторической родине

ПЕШКОВА

Вера

Михайловна — научный сотрудник ИС РАН pever@mail.ru

Таблица 1

Источники информации о политических, общественных и культурных событиях на исторической родине, внутри диаспор, %

Источники информации Азербайджанцы Армяне Киргизы

Телевидение 28 28 25

Радио 8 7 9

Периодика 8 9 8

Интернет 13 17 7

Соотечественники 20 17 24

Родственники, друзья, знакомые 24 22 27

через российское телевидение. Вторым по частоте упоминания источником инфор -мации являются родственники, друзья и знакомые, третьим — соотечественники, затем по степени убывания указываются Интернет (особенно для молодежи), пресса и радио. Между рассматривае -мыми диаспорами в иерархии источников информации есть определенные разли -чия. В азербайджанской и армянской диа спорах предпочтительными источниками информации являются телевидение, род -ственники, соотечественники, Интернет, пресса и радио. В киргизской диаспоре на первом месте в качестве источника информации о событиях в Кыргызстане указываются родственники, только затем телевидение и соотечественники, почти в равных долях — радио, пресса и Интернет (см. табл. 1).

Можно предположить, что некоторые диаспорные сообщества, представленные преимущественно трудовыми мигрантами, живут в информационном вакууме относи -тельно событий на исторической родине. Поэтому именно для них родственники и соотечественники являются наиболее значимым источником информации. В целом, хотя информация поступает не по одному информационному каналу, прак тически для всех диаспорных групп одним из самых значимых видов связи с исто -рической родиной выступают родствен -ные связи. Причем ежегодные поездки на родину важны не только для недавних мигрантов, но и для определенной старо жильческой части диаспоры. Помимо этого, семейные и дружеские связи явля ются одним из основных источников информации и каналов коммуникации, связывающих страну исхода и иммигра ционные ресурсы (в первую очередь, тру

доустройство) принимающего общества. В последние годы возможности общения также серьезно расширились благодаря информационно коммуникативным тех нологиям, в первую очередь благодаря Интернету, различным мобильным дивай сам и социальным сетям.

В коммуникации «диаспора — принима -ющее общество» входят культурный обмен, действия по сохранению и развитию языка и культуры, построение системы социаль -ных и экономических отношений с при -нимающим обществом. Чем выше автори -тетность и влиятельность представителей диаспоры в государственных, экономи -ческих, культурных кругах российского общества, тем больше сфер они могут охватить и больше шансов, что при приня тии решений будут учитываться интересы этого диаспорного сообщества. Согласно данным указанного опроса, диаспорные сообщества не находятся в изоляции: 9 из 10 опрошенных представителей диаспор общаются с другими жителями России на регулярной основе.

Что касается роли информационных каналов во взаимодействии «диаспора

— принимающее общество», для представителей диаспорных групп, как и для остального населения, основным источ ником информации о политических, общественных и культурных событиях в России является телевидение. Почти в 2 раза реже называются родственники, дру зья и знакомые. На 3 - м месте с небольшим отрывом — Интернет, на 4 - м — пресса и радио. Основное отличие заключается в том, что представители диаспорных групп почти в 3 раза чаще, чем принимающее население, в качестве источника инфор мации о событиях и в России, и в стране исхода указывают родственников, друзей

Таблица 2

Предпочтения представителей диаспор в выборе источников информации о политических, общественных и культурных событиях в России, %

Источники информации Азербайджанцы Армяне Киргизы

Телевидение 33 31 38

Радио 13 12 12

Периодика 12 14 8

Интернет 15 18 10

Соотечественники 9 8 13

Родственники, друзья, знакомые 18 18 20

и знакомых, а также соотечественников. В предпочтениях источников информа -ции между диаспорами также есть опреде -ленные различия. В азербайджанской диа -споре структура источников информации о состоянии дел в России выглядит сле -дующим образом: телевидение, родствен -ники, Интернет, радио, пресса, соотече -ственники. В армянской диаспоре: телеви -дение, родственники и Интернет в равной степени, пресса, радио, соотечественники. В киргизской диаспоре: телевидение, род ственники, соотечественники, радио, Интернет и пресса (см. табл. 2).

Несмотря на возможность выбора из множества каналов получения новостей о принимающем обществе, не все диа спорные группы получают достаточный объем информации. В первую очередь, это касается части диаспор, слабо владе -ющих русским языком и вследствие чего часто не имеющих достаточного доступа к информации о принимающем государ стве и обществе. В то же время единый язык коммуникации является одним из условий единого коммуникационного пространства и политики интеграции. В связи с этим в первую очередь для сред неазиатских диаспорных сообществ, во прос о соотношении русского и родного языка очень актуален, поскольку низкий уровень знания русского языка ограничи вает доступ к получению жизненно важ ной информации. Это объясняет, почему именно среди диаспорных изданий, ори ентированных на внешних мигрантов, больше всего печатных изданий на род ном языке.

Взаимодействия между диаспорными группами одной и той же диаспоры имеют как вертикальное, так и горизонтальное измерение. Вертикальные связи между

различными диаспорными группами обе спечивают основу для согласования их деятельности, например в области сохра нения этнокультурной или конфессио нальной идентичности. Поскольку ни одна российская диаспора не является однородной, горизонтальные связи скла -дываются внутри разных слоев одной и той же диаспоры. Как правило, эти слои отли -чаются различными историями переселе ния и разной степенью укорененности в российском обществе: например, это ста рожильческие слои диаспоры, сформиро вавшиеся еще в советское время, и разные волны миграции в постсоветский период. Эти сообщества также отличаются своими социальными, культурными и идентифи -кационными характеристиками, интере -сами и потребностями.

Согласно многочисленным эксперт -ным отзывам, представители этих слоев, как правило, редко взаимодействуют друг с другом в силу разных интересов и потребностей. Другими словами, вну -тридиаспорная коммуникация неравно мерна и отражает сложносоставность диаспор в современной России. Одним из следствий сложносоставности диа споры является проблема плохого цирку лирования информации между разными диаспорными группами, причем между разными слоями диаспоры информация циркулирует иногда хуже, а связи более слабые, чем между диаспорными сообще ствами одного социального статуса, но из разных стран. Так, хотя очень многие диаспоральные структуры (таджикские, киргизские, узбекские, некоторые азер байджанские) оказывают недавним пере -селенцам посреднические услуги по лега лизации и адаптации, тем не менее самая старожильческая часть диаспоры все таки

стремится отмежеваться от проблем своих соотечественников. Несмотря на разроз ненность диаспор, внутридиаспорные связи продолжают играть мобилизующую и организующую роль. Механизмы пере -дачи и распространения информации вну три диаспор разнообразны, и, хотя нельзя выделить какой то один доминирующий механизм, 1- е место все - таки следует отдать родственным, дружеским и лич ным связям.

Посредниками между структурами при нимающего государства и представите лями диаспорных сообществ призваны быть организации, представляющие инте ресы определенных диаспорных сооб ществ. Другими словами, взаимодействие с такими организациями можно отнести как к коммуникации «диаспора — при -нимающее общество», так и к внутридиа -спорным коммуникациям. В российском случае таким посредником являются национально культурные автономии и общественные организации, деятельность которых направлена на сохранение и раз витие этнической и конфессиональной идентичности диаспоры, на которую они ориентированы. Однако информирован ность рядовых членов диаспор об активно -сти национально - культурных автономий и, тем более, их вовлеченность в эту де -ятельность нельзя назвать очень высокой. Согласно результатам указанного опроса, практически 2/3 представителей диа -спорных групп не знают о деятельности организаций, представляющих «интересы людей их национальности и вероиспо ведания». Только каждый шестой опро -шенный поддерживает регулярную связь с этническими организациями (НКА, ассоциации, культурные центры и др.), и примерно каждый пятый — изредка. И хотя в целом большая часть представи телей диаспорных групп редко получают реальную помощь от своей национально культурной организации, тем не менее треть участников исследования ответили, что имеют возможность получить нужный совет; каждый шестой получает помощь: а) в решении конфликта с другими чле -нами диаспоры, б) в трудоустройстве, в) в регистрации, получении гражданства, г) во взаимодействии с правоохранитель ными органами.

В диаспорных, но особенно во вну-тридиаспорных коммуникациях одну из ключевых ролей также играют диаспор

ные СМИ. В России это, в первую оче редь, печатные и электронные издания. Выделяются 3 категории диспорных печат -ных изданий. 1 - я включает массовые пери -одические общественно-политические (иногда аналитические) русскоязычные многотиражные издания (например, некоторые армянские, азербайджанские и другие издания). Вторая охватывает информационно общественные перио дические среднетиражные, двуязычные (иногда моноязычные) практически ориентированные, часто мигрантские издания (например, почти все средне азиатские издания). Наконец, 3 я кате гория — это информационно - культурные «корпоративные» непериодические (или с периодичностью несколько раз в год) малотиражные, часто двуязычные изда ния организаций разного уровня (в ряде случаев это также мигрантские издания таджиков, курдов, афганцев, узбеков, киргизов).

Основные функции и место того или иного диаспорного издания в диа спорных коммуникациях определяется принадлежностью к одной из 3 катего рий. Ведущая функция таких изданий, конечно, информационная. Российские диаспорные СМИ информируют свою аудиторию о событиях в стране исхода; о событиях, правилах поведения, ценно стях и ресурсах принимающего общества; о ресурсах, которые могут предложить соотечественники. Другими словами, они являются как альтернативным источ ником информации, так и источником альтернативной информации. Однако роль диаспорных СМИ не ограничива ется передачей информации. Они явля -ются важнейшей частью инфраструктуры представляемого ими сообщества, куда также входят как институционализиро ванные формы самоорганизации (этно культурные и мигрантские ассоциации, этнические кафе, посреднические агент ства, этнические магазины и т.п.), так и неформальные (например, родственные, дружеские и соседские сети). В неко торых диаспорах СМИ интегрируются, становятся органичной частью диаспор ной активности. Наиболее укорененные и влиятельные диаспоры (например, армянская, азербайджанская, еврейская) являются наиболее активными и в изда тельской деятельности.

На смену печатным СМИ посте

пенно приходят электронные. В целом информационно коммуникативные тех нологии играют все более значимую роль в различных диаспорных коммуникациях. К факторам, способствующим развитию Интернета и коммуникативных техноло -гий, относится относительная дешевизна, информационная грамотность, оператив ность передачи информации, возможность охвата более широкой аудитории (как в этническом, так и географическом смысле). В более укорененных и соци ально активных диаспорах и пользование Интернетом, и развитие электронных этнических СМИ идут более быстрыми темпами, чем в других диаспорах. Причем спектр предложений довольно широк: от информационно аналитических порталов до сайтов знакомств, развлекательных и «желтых» этнических интернет сайтов. Сайты организаций, а также электронные этнические СМИ превращают коммуни кацию в диаспоре в интерактивную, сти рают географические границы и умень шают расстояния.

В России, как показывают результаты опроса, между представителями диа -спорных групп и остальным населением нет принципиальных различий в уровне интереса к Интернету как источнику информации; дифференциация если и происходит, то скорее по возрастному и поселенческому принципу. Половина всех респондентов не пользуются Интернетом. Те, кто пользуется Интернетом, в первую очередь обращаются к нему как источ -нику информации о новостях и текущих событиях. На 2 - м месте по популярно -сти Интернет предстает как источник развлекательной информации. Далее, Интернет используют для чтения газет, журналов и комментариев. На последнем

месте Интернет выступает как площадка для участия в социальных сетях, фору мах и обсуждениях. Самые популярные социальные сети для всех респондентов: В контакте, Одноклассники и с большим отрывом — Facebook.

Хотя в целом между участвующими в исследовании представителями раз ных диаспор нет различий в приорите тах целей пользования Интернетом, тем не менее можно обратить внимание на несколько моментов. Например, кир гизы почти в 2 раза реже, чем остальные, пользуются Интернетом для получения последних новостей, информации о теку -щих событиях и развлечениях, для уча -стия в социальных сетях и чтения газет. Среди представителей армянской и азер байджанской диаспор социальные сети несколько более популярны, чем среди представителей киргизских диаспорных сообществ. Вполне естественно также, что больше пользователей Интернета среди молодежи, причем многие из них пользу -ются мобильным Интернетом. Трудовые мигранты и временные мигранты в пер вую очередь обращаются в Интернете к информации о событиях в стране исхода, используют его для общения с друзьями, знакомыми с помощью программ мгно венного обмена сообщениями. Только после этого идут обращение к информа ции о текущих событиях в России, поиск работы, услуг, поиск информации об организации малого и среднего бизнеса. Можно быть абсолютно уверенным, что Интернет в России и дальше будет раз виваться все более активными темпами, принимая разные формы, в т.ч. для пред -ставителей диаспорных групп, и будет играть все более разнообразную роль в диаспорных коммуникациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.