Научная статья на тему 'Современные картографические модели и особенности их использования в туризме'

Современные картографические модели и особенности их использования в туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2582
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ / МЕТОДЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ / МАРШРУТ / TOURIST MAPS / TOURIST DESTINATION / MAPPING MODEL / METHODS OF REPRESENTATION / METHODS OF MAPPING / ROUTE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гладкий Александр Виталиевич, Скляров Александр Андреевич

Туризм является одним из наиболее популярных видов человеческой деятельности в мире. Каждый индивид в той или иной степени задействован в туристической деятельности. Поэтому, туризм очень важен в глобальном мире. В связи с этим возникла потребность в дальнейшем развитии туристической инфраструктуры и сервиса, в т. ч. и через создание туристических карт. Именно их использование является одной из основных потребностей для современного туриста при совершении каких-либо путешествий. Ведь в новых условиях глобализации, урбанизации и информатизации без ориентации в пространстве турист не сможет полностью реализовать ц ели и задачи своей туристической поездки. В статье рассматривается и анализируется история создания, классификация, назначение и актуальность туристических карт. Сделана попытка углубиться в содержание туристических карт на уровне планов и маршрутов, поскольку именно они пользуются наибольшим спросом в условиях туристического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKLIAROV CURRENT MAPPING MODELS AND THEIR USAGE IN TOURISM

Tourism becomes the most popular type of human activity in the world. Each person is involved into different types of tourism activities. Therefore, tourism is very popular the global world. In this regard, the further development of tourism infrastructure and services, including the creation of tourist maps, is very important. Tourist maps are very essential for travelers. After all, tourists will not be able to realize the main goals and objectives of the trips without maps in the new context of globalization, urbanization and informatisation. Therefore, this article examines and analyzes the history of creation, classifcation, purpose and relevance of tourist maps. The content of tourist maps, city plans and tour itineraries is investigated. The different mapping methods illustrated on tourist maps are disclosed. The main objectives of tourist maps usage for travelers are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные картографические модели и особенности их использования в туризме»

Псковский регионологический журнал № 1 (29)/2017 УДК 910.26:379.85

А. В. Гладкий, А. А. Скляров

СОВРЕМЕННЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

Туризм является одним из наиболее популярных видов человеческой деятельности в мире. Каждый индивид в той или иной степени задействован в туристической деятельности. Поэтому, туризм очень важен в глобальном мире. В связи с этим возникла потребность в дальнейшем развитии туристической инфраструктуры и сервиса, в т. ч. и через создание туристических карт. Именно их использование является одной из основных потребностей для современного туриста при совершении каких-либо путешествий. Ведь в новых условиях глобализации, урбанизации и информатизации без ориентации в пространстве турист не сможет полностью реализовать ц ели и задачи своей туристической поездки. В статье рассматривается и анализируется история создания, классификация, назначение и актуальность туристических карт. Сделана попытка углубиться в содержание туристических карт на уровне планов и маршрутов, поскольку именно они пользуются наибольшим спросом в условиях туристического рынка.

Ключевые слова: туристические карты, туристские дестинации, картографическая модель, способы изображения, методы картографирования, маршрут.

Сущность и основные задачи картографии в туризме. Картография относится к классическим прикладным инженерным наукам, она по своему содержанию передаёт особенности образа земного шара, различных других небесных тел и отдельных их частей. Она включает теорию, методику и технические приёмы создания и использования географических карт, глобусов, карты Луны, планет, звёздного неба и др.

С давних времён человечество пыталось изобразить на бумаге (а также и на других средствах графической передачи данных) очертания новых земель, дорог, побережий, зафиксировать и передать маршруты движения, взаимное расположение различных объектов в пространстве, показать их внутреннюю взаимосвязь.

Последнее наталкивает на мысль о том, что картография является не только инженерной, описательной наукой, но имеет прикладной, исследовательский характер. С её помощью учёные могут получить новые знания, выявить синергетические эффекты пространства, установить уровень связанности и взаимодополняемости отдельных элементов среды. Картографировать можно как природные, так и социально-культурные антропогенные объекты. Итак, эта наука в полной мере обеспечивает единство и связь природы и общества, а также имеет глубокий познавательный прикладной характер. Наконец, продуктом картографии является карта — изображение земной поверхности, которое показывает размещение, состояние и взаимосвязи различных природных и общественных явлений, их динамику во времени и пространстве, развитие и трансформацию. Карта выступает в качестве своеобразной образно-знаковой модели, поэтому к ней применяются основные принципы и правила пространственного моделирования.

Зачатки картографирования возникли в седой древности. Первые картографические изображения территорий археологи находят при раскопках древних цивилизаций Шумера, Вавилона, Египта. Со времён Древней Греции до нас дошли, правда в очень ограниченном количестве, карты проложенных морских маршрутов — так называемые периплы. Они описывали побережья морей, возле которых проходили древнегреческие суда. Карты, которые описывали сухопутные пути (в основном, караванные) назывались периегезами. На них отмечались места стоянок, оазисы, подземные источники воды и всё то, что может понадобиться путешественнику. В отдельную группу выделяются карты-портоланы, на которых изображались места для морских (речных) портов, определялись технические особенности их эксплуатации и навигации.

Периплы, периегезы и портоланы стали прообразами современных туристических карт. Ведь именно на них были изображены все те объекты, которые так необходимы путешественникам: пути сообщения, очертания побережья с особенностями рельефа дна, места стоянок (или размещения), источники воды (питания), города и населённые пункты (где находятся искомые путешественниками объекты посещения), другие элементы инфраструктуры, обслуживающие путешественников и туристов [14].

Туристические карты, их разновидности. Туристические карты относятся к совершенно отдельной категории картографической продукции. Среди множества типов карт (общегеографических, геологических, почвоведческих, космических и др.), они тяготеют по своему значению к экономико-географическому картографированию элементов социального комплекса. Однако они отличаются сугубо прикладным узкопрофильным аспектом отражения пространства, к тому же ориентированного на массового потребителя картографической продукции, не знакомого с тонкостями научного картографического анализа [1; 4].

На туристических картах, как правило, отсутствуют изображения статистических показателей развития предприятий социальной (туристической) сферы и инфраструктуры. Они не предназначены для проведения научного анализа состояния и развития этой отрасли человеческой деятельности. Их главная цель — помочь потенциальным туристам сориентироваться в пространстве, проложить оптимальный маршрут, осознать масштабы и цели своего путешествия, умело распределить своё время на осмотр туристических объектов.

Конечно, туристические карты содержат основные элементы общегеографических карт. На них есть градусная сетка, особенности рельефа (а на топографических туристических картах могут быть даже указаны обозначения отдельных высот) и речной сети (гидрографии). Показан растительный покров, выделены лесные массивы, территории с преобладающей травянистой растительностью и т. п. Обязательно изображаются населённые пункты и пути сообщения, а отдельными значками выделяются пункты и направления туристического маршрута с их достопримечательностями и инфраструктурными элементами, указываются границы административно-территориальных единиц страны, государственные границы и т. п.

Однако основное изображение туристических карт посвящено собственно отдельным объектам туризма. Это могут быть архитектурные и историко-культурные памятники, объекты паломничества, заповедники, национальные парки и другие эко-

туристические объекты, музеи, театры, спортивные площадки, стадионы и т. п. Эти объекты обычно не связаны напрямую с туристической деятельностью. Они включаются в маршруты туристов как определённые тематические аттракционы, но живут своей жизнью и выполняют нетуристические, узкоотраслевые функции. Например, церкви и соборы используются паломниками как культовые сооружения для богослужения и посещаются туристами преимущественно с целью паломничества или с культурно-познавательными целями. Стадионы и спортивные площадки являются объектами для проведения соревнований и чемпионатов. Туристы посещают их для наблюдения за игрой, переживания за любимых спортсменов или любимую команду.

Совсем другая ситуация сложилась с объектами туристической инфраструктуры. Они напрямую связаны непосредственно с туризмом, созданы и функционируют преимущественно для нужд туристов (довольно часто и для нужд местного населения), для обеспечения их досуга, потребностей в размещении и питании, туристических товарах и услугах. Это — рекреационно-туристические заведения (санатории, пансионаты, дома отдыха, детские и спортивные лагеря, туристические базы, гостиницы, кемпинги), учреждения системы общественного питания (рестораны, кафе, бары, закусочные), заведения индустрии развлечений (казино, клубы, ночные клубы, предприятия игорного бизнеса). К объектам туристической инфраструктуры также относятся разработанные туристические маршруты и экотуристические тропы, горнолыжные трассы, подъёмники и канатные дороги, пункты продажи и проката туристического снаряжения, места для организации палаточных городков и проведения пикников, туристические информационные центры (которые представляют справки по организации маршрута путешествия) и т. п. Все эти объекты также изображаются на туристических картах [11; 12].

Отдельно следует выделить схематические изображения городов — туристических дестинаций (которые следует называть планами, а не картами). На таких планах также показаны основные объекты туризма и элементы туристической инфраструктуры. Однако на них нет важных общегеографических элементов изображения, отсутствует градусная сетка и особенности рельефа местности. А элементы путей сообщения поданы не в реальном масштабе: они искусственно увеличены и изображены схематично для лучшей ориентации в городском пространстве.

Туристические карты обычно отличаются очень живописным убранством. В последнее время даже появились туристические карты городов с художественным изображением основных зданий и сооружений, а также интернет-изображения местности с подробными пошаговыми панорамными фотографиями. Такие изображения существенно помогают туристу сориентироваться в пространстве, быстро найти необходимые объект-аттракции [9]. Преимущественно, такие изображения сопровождаются детальной информацией о туристических объектах и элементах инфраструктуры (кафе, бары, гостиницы и заведения размещения), времени их работы, стоимости посещения или обслуживания, ассортименте услуг (меню, наличие свободных мест в отеле, экспозиции музеев, репертуар театров и др.).

Туристические карты могут охватывать как отдельные маршруты на местности (пешеходные, водные, лыжные, автомобильные, городские и сельские), так и целые регионы, привлекательные для туристов (Лазурное побережье Франции, Солнечный Берег (Слънчев Бряг) в Болгарии, Черноморское побережье Кавказа в России, Карпа-

ты в Украине). Сюда входят картографические изображения национальных парков, заповедников, горных массивов, сельской местности с организованными на ней заведениями зелёного туризма, планов городов. К этой группе также относятся карты по спортивному ориентированию на местности, имеющие узкопрофильный специализированный характер.

Таким образом, можно дать определение туристической карты. На такой карте отражаются объекты, составляющие интересы для туризма и туристов (архитектурные, исторические памятники, заповедники, гостиницы, маршруты путешествий, кафе и рестораны) на фоне общегеографических элементов изображения (населённых пунктов, путей сообщения, рек и т. п.). Как правило, такие карты сопровождаются фотографиями, иллюстрациями, справочниками и дополнительным указательным материалом.

Туристические карты могут различаться по разным параметрам [6; 8]. Так, бывают крупномасштабные (1:200000 и более), средне (от 1:200000 и до 1:1000000 включительно) и мелкомасштабные (менее 1:1000000) карты. По территориальному охвату выделяют всемирные, материковые, общегосударственные, региональные и локальные (отдельных туристических маршрутов, баз, туристических городов) туристические карты.

По содержанию бывают туристические карты, на которых изображены туристические объекты, элементы туристической инфраструктуры и туристические маршруты. По назначению туристические карты могут иметь справочный, экскурсионный, познавательный, обзорный характер.

В целом, все разновидности туристических карт можно объединить в три группы: обзорные карты, маршрутные картосхемы и планы городов. Обзорные карты охватывают большие туристические районы, отдельные территориально-рекреационные системы, а также различные элементы административно-территориального устройства страны. Их основу составляют общегеографические изображения земной поверхности, на которых присутствуют элементы рельефа, гидрографии, шкала высот, населённые пункты, транспортные пути и т. п. Они дополняются чисто туристическими объектами: памятниками истории и архитектуры, учреждениями размещения и питания, туристической инфраструктуры и т. п.

Маршрутные картосхемы описывают территории вдоль туристических маршрутов — пешеходных, автомобильных, велосипедных, водных, подземных и др. [16; 17]. Они сопровождаются подробным анализом особенностей самого маршрута, его протяжённости и конфигурации, перепадом высот и глубин, а также содержат данные о расположении на маршруте различных туристических достопримечательностей и учреждений обслуживания, необходимых туристу в дороге (кемпингов, гостиниц, заведений питания, автозаправочных станций, станций техобслуживания автомобилей, справочных бюро, бюро по мелкому ремонту и др.).

Наконец, туристические планы городов — это схематические изображения городской среды, описывающие особенности взаимного расположения с последующей прокладкой маршрута между различными туристическими достопримечательностями, дополненные элементами туристической инфраструктуры. Такие планы, как правило, используются для проведения экскурсий, а также для самостоятельного ознакомления с городом, его туристическими достопримечательностями, историко-культурными па-

мятниками, учреждениями отдыха и развлечений. Туристические планы городов помогают туристам найти необходимые им учреждения размещения, питания, инфраструктуры. Также в них размещается информация для иностранных посетителей: местонахождение посольств, консульств, дипломатических представительств, средств размещения, питания и других элементов социальной сферы, обслуживающих иностранцев (персонал которых владеет иностранным языком) и т. п. [13; 15].

Туристические карты различного типа всегда сопровождаются пояснительным текстом справочного характера (выполненным на нескольких языках), перечнем туристических достопримечательностей и объектов туристической инфраструктуры, списками улиц и площадей, маршрутами городского пассажирского транспорта, цветными, фотографиями и иллюстрациями.

Чаще всего, туристические карты издают в портативном, сложенном виде или в виде брошюры карманного формата. Их легко использовать в полевых условиях, легко переносить с собой, они удобны в использовании и занимают мало места среди личных вещей туриста. Для тех туристов, которые подробно готовятся к своему маршруту заранее и берут с собой лишь минимум необходимых картографических материалов, создают широкоформатные туристические атласы и атласы путей сообщения (как правило, автодорог). Это довольно крупные и тяжелые атласы, как правило, в твердой обложке, которые дают полное комплексное представление о территории, её туристических объектах и элементах инфраструктуры, а также содержат значительное количество дополнительных сведений о выбранном маршруте и особенностях его прохождения.

В Украине изданием туристических карт и атласов занимается ГНПП «Картография» в г. Киеве, а также Государственная картографо-топографическая фабрика в г. Виннице. Наиболее известной его продукцией являются Атлас «Туристическое ожерелье Украины», а также серия туристических карт Карпатского региона и ряда областей Украины, которые представляют повышенный интерес со стороны потенциальных туристов [14].

Работа с туристическими картами. Работа с туристической картой требует приобретения целого ряда умений и навыков. Для эффективной ориентации на местности, определения картометрических расстояний между туристическими объектами и других показателей, турист должен свободно оперировать масштабом карты, знать отметки условных изображений, уметь работать с легендой карты, представлять просторы и геометрические параметры территории, на которой он находится.

В. Л. Петрановский и М. И. Рутинский в своей книге «Туристическое краеведение» [11] различают три этапа осмотра и чтения туристической карты.

1. На первом этапе осуществляется предварительный обзор изображения и получение начальной картографической информации. При этом турист ориентируется по частям света (румбам компаса), находит своё собственное местоположение, определяет расстояния до ближайших туристических и инфраструктурных объектов и способы их достижения.

2. На втором этапе происходит уточнение и детализация картографических образов, расширение объёма картографической информации. Знакомясь с картой, турист-краевед, постепенно самообучаясь, привыкает к способам картографического изображения, точнее ориентируется в системе условных знаков. Этот этап сопро-

вождается уточнением маршрута, его конфигурации, протяжённости, сложности, продолжительности, определением опорных пунктов посещения достопримечательностей, мест технических остановок, мест питания и ночлега (при необходимости).

3. На третьем, заключительном этапе, выясняются картографические образы местности или региона, которые фиксируются и закрепляются в сознании туриста-краеведа, между ними устанавливаются определённые связи, происходит содержательная интерпретация воспринятой картографической информации. Создаётся целостное представление о маршруте туристической поездки, особенностях её проведения и ожидаемых результатах. Зная это и обладая необходимым снаряжением и средствами, турист готов начать своё путешествие.

Для содержательного наполнения туристической карты всей необходимой информацией используют специальные условные знаки. Они, как правило, носят внемасштабный характер и связаны с маршрутной, туристско-краеведческой и ту-ристско-инфраструктурной характеристикой территории. Все условные знаки, используемые при создании карты, подаются в её легенде, где напротив изображения раскрываются его содержание и особенности. Легенду карты размещают сбоку или внизу каждой карты, в тех местах, где она не мешает основному изображению.

Туристические объекты и объекты туристической инфраструктуры на картах изображают различными способами. Наиболее распространенным является способ значков. Он даёт возможность с помощью различных условных обозначений, которые не соответствуют масштабу карты, отразить символически разнообразные природные или общественные объекты, процессы и явления на местности, связанные с туристической деятельностью. Так, каждый объект туристской аттракции (памятники природы, истории, архитектуры, выдающиеся сооружения, даже выдающееся историческое или культурное событие) или инфраструктуры может быть изображён символически в виде отдельного значка, локализованного в той местности, где он располагается.

Условных обозначений туристических достопримечательностей очень много. Фактически, каждая карта содержит свой уникальный набор подобных обозначений. Некоторые из них схематически воспроизводят функциональное назначение объекта, некоторые изображают его архитектурные свойства, некоторые вообще имеют весьма условный характер. Например, А. А. Бейдик так характеризует особенности картографического изображения памятников истории и культуры как объектов туризма (рис. 1, 2) [3].

Однако различные картографические источники дают условные обозначения туристических объектов по-разному. Следующим способом являются изолинии. В классическом варианте, этим способом обозначаются точки с одинаковой высотой местности над уровнем моря. Тогда изолинии называются горизонталями. Иногда этим методом можно обозначить и условные величины и объекты. Так, различные статистические показатели развития туристической сферы (например, количество посетителей, объёмы поступлений от туризма, и даже туристический потенциал) могут быть показаны с помощью псевдоизолиний на конкретной территории, тем самым демонстрируя характеристики диффузии указанных явлений в пространстве (а иногда, даже и во времени).

Кг £2\ лtW-

1%"

R £

А

&

О

д

Обозначение степени сокраненности памяток (на примере деревянного жилого домаг кургана и вала}

неразрушенные

разрушенные и восстановленные

разрушенные и: нееостэноеленные с остатками, доступными к осмотру без останов, доступных к осмотру обозначенные на местности необозналенные на местности

Обозначения категорий памяток

8 VW

башня с воротами православная церковь

общественное здание

трапезная вал

памятник отдельной личности памятный анак бескурганное захоронение курганный некрополь

каплица

звонница жнлоЙ дом "р|1|дИ> эскэрп

ЪЭДдо роб

памятник в честь исторического события ров

пещера

бескурганный некрОПРЛь

Обозначения времени сооружения памятки

[. советская и постсоветская эпока эпоха эклектики и модерна эпоха классицизма эпока барокко эпоха готики иРенессанса эпоха виэантийско-древнерусского стиля железный век и античность архаика

Рис. 1. Сводная легенда для картографирования памяток истории и культуры как объектов

туризма — начало (по А. А. Бейдику [3])

Обозначения времени исторнческихсобытий Л) зпохэ Киевской Руси ") революция и гражданская война 1£Ь) эпохэказачества "о"вторэямироваявайнз

Обозначения строительного материала

камень, кирпич Цц дерево

Обозначения населенных мест

/ \ [ городскапленныплиукреплекиями

Р*А1 замоксдеревяннымиукреплениями

р й монастырь

ргГ"П крепость с земляными укреплениями / л Л городище с земляными укреплениями

Обозначения конфессионной принадлежности христианство "р" иудаизм

I

ислам

язычество

Модификации знака "христианский храм"

православный

д

6

и" \ \ \

католический |-рек°-кат°лический

армян°- 101 протестантский

григорианский

Обозначениятипов исторических событий

битва

другие событин

в общественно- иР4Б

политическойжизни

а культуре, искусстве и науке

ввоенноисфере

Г Л

а технике и

роизводстве производст

Рис. 2. Сводная легенда для картографирования памяток истории и культуры как объектов туризма — окончание (по А. А. Бейдику [3])

Способ качественного фона демонстрирует на туристических картах ареалы распространения различных туристических достопримечательностей и/или объектов туристической инфраструктуры, принадлежащих к отдельным функциональным, историческим, топографическим и перцепционным типам. Этот способ показывает объекты преимущественно в тех местностях, которые не совпадают с официальными границами административно-территориального устройства территории и имеют вид отдельных ареалов. В противном случае, подобный способ изображения носит название картодиаграммы.

Очень похож на предыдущий способ картографического изображения метод количественного фона. Однако, если качественным фоном отражаются отдельные стороны и свойства туристических объектов и объектов туристической инфраструктуры, не поддающихся формализации и математическим вычислениям, то метод количественного фона применяется только для таких элементов пространства, которые имеют чётко выраженную математическую основу, могут быть рассчитаны и подвергнуты математическому анализу и не связанны своими границами с единицами административно-территориального устройства территории. Количественный фон опирается именно на цифровое, математическое выражение интенсивности распространения определённого туристического объекта или явления, а также элемента инфраструктуры.

Способ ареалов используется почти во всех туристических картах. Им обозначаются различные территориальные единицы, отличающиеся между собой по определённым туристическим или рекреационным характеристикам. Можно выделить ареалы распространения зелёного туризма, ареалы заповедных местностей, территории, имеющие курортно-лечебные свойства и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способ линейных знаков отвечает за изображение различных туристических и экскурсионных маршрутов (например, автомобильных), пешеходных прогулок (так называемыми экотропами), велосипедных трасс, водных (речных, морских) и авиационных (моторной и безмоторной авиации, например, маршрут движения планеров, воздушных шаров, дирижаблей) туристических путей. Этим способом можно изображать линейные объекты транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные магистрали, пешеходные и канатные дороги, подъемники, горнолыжные трассы). Линиями разграничивают также границы различных туристических зон, ареалов, плоскостных объектов.

Способ линий движения носит преимущественно векторный характер. Им отражаются изменения пространственного распространения определённого процесса или явления во времени. Так, линиями движения можно показать направления перемещения основных туристических потоков между различными точками, их мощность, количество перемещённых туристов или туристического снаряжения. Также линиями движения указываются объёмы пассажироперевозок и грузоперевозок различными транспортными магистралями (автодорогами, железными дорогами, речными, морскими, авиационными путями).

Картодиаграммы выступают особым способом картографического изображения, который был заимствован преимущественно из экономико-географического картографирования. Этот способ показывает на плоскостных элементах территории особенности распространения различных процессов и явлений, охватывающих в целом весь регион с чётко выраженными административными границами. Однако,

этим способом изображают только относительные статистические показатели. Например, картодиаграммами можно изобразить плотность туристов (рекреантов) на единицу площади санаторно-курортной территории, или относительное количество туристов определённого региона в расчёте на квадратный километр площади, или на 10000 чел. местного населения. Этот способ часто путают с методами количественного / качественного фона и с методом ареалов. От первого метода способ картодиаграмм отличается тем, что им можно картографировать только относительные процессы и явления (в расчёте на единицу площади, или на количество человек). От первого и второго же метода картодиаграммы отличаются тем, что охватывают территории с чётко выделенными и установленными (законодательно закреплёнными) административными границами (сельсовет, горсовет, локальный административный район, область, страна), а способы ареалов и количественного / качественного фона имеют условные границы, ограниченные распространением определённого явления и процесса на территории и не зависят от административных границ (могут их пересекать, обходить).

Наконец, способ локализованных диаграмм передаёт структурные особенности распространения определённого процесса или явления на местности. Столбиковыми диаграммами можно изобразить количество туристских прибытий в определённый регион за разные годы, или объёмы поступлений от туризма по разным статьям статистической отчетности. Кружковыми диаграммами, как правило, изображают процентное соотношение отдельных статистических показателей на территории. Это могут быть доля туристических поступлений на рынке услуг, доля туризма от ВВП страны в процентах, процентное соотношение туристов и отдыхающих по полу, возрасту, затратам на туристическую деятельность, особенностями лечения и отдыха. Фактически, этот способ повторяет классическую экономико-статистическую инфо-графику, которая привязана к конкретной территории на карте.

Туристическая маркировка и значки туристических маршрутов. Наряду со специальными туристическими значками (см. рис. 1, 2), которые применяют для показа различных туристических объектов и элементов туристической инфраструктуры на территории, существует целая система знаков, размещённых вдоль разработанных туристических маршрутов. Они помогают в получении необходимой полезной информации о размещении различных объектов вдоль маршрута и предназначены для ориентации в незнакомой местности. Образец информационного оформления туристического маршрута на местности, предложенный В. Л. Петрановским и М. И. Ру-тинским [11], представлен на рис. 3.

Туристические маршруты могут различаться по протяжённости территории на дальние (межконтинентальные, международные, национальные — продолжительностью неделю и больше), ближние (межобластные, областные — продолжительностью не более 3 дней) и местные (междугородные, загородные, внутригородские, локальные сельские — продолжительностью до 3 дней).

Различия в средствах передвижения туристов позволяют выделять пешеходные, автомобильные, железнодорожные, авиационные (моторной и безмоторной авиации), велосипедные, водные, гужевые, с использованием силы животных (лошадей, собак, верблюдов, быков, мулов, ослов) и комбинированные маршруты. По продолжительности времени маршруты делятся на однодневные (без ночёвки в заведениях размещения) и многодневные. По критерию целей путешествия выделяют учебные

(так называемые учебные тропы, продолжительность их прохождения не превышает 3 часов), спортивные (с разными категориями сложности, установленными специальной комиссией), культурно-познавательные (от 3-4 до 6—8 часов в зависимости от цели путешествия и выделенного на него времени), оздоровительные и экстремальные маршруты [2; 10].

Рис. 3. Образец информационного (стендового) оформления туристического маршрута на местности (по В. Л. Петрановскому и М. И. Рутинскому [11])

Каждый из названных выше маршрутов имеет свою систему условных знаков на планах и картах местности. Это могут быть подтверждающие, указательные и информационные знаки, знаки начала (конца) пути, предупредительные знаки. Указательные знаки показывают направление движения по туристическому маршруту, подтверждающие — подтверждают путь и отмечают расстояния до различных объектов маршрута, информационные — предоставляют справочную информацию о дорожных сервисах. Частично к последним относятся знаки сервиса, утверждённые Правилами дорожного движения (рис. 4).

Отдельно следует сказать о предупредительных знаках. Они могут указывать на возможность возникновения определённых опасных природных явлений на местности (лавины, камнепады, осыпи, опасные спуски, переправы), могут предупреждать о начале совместного отрезка пути для различных форм передвижения, например, пешеходного с велосипедным и т. п.

7,1 У2 ~\J M ' > Ь 7.7 Т в

Ihwr перил» if\m«Ci>ef Me»*j Тслсфсч ll>wrt ||«мье»л1 Jотошва

чсдимиктй ядастАмдоя о^стужшдиме »■гголвобя-к* n»ti»mt« « и «ni могеи

ПдмсШР I ■ 1 »клч щ

и Г12 Т.и " * Ш Т.» T IT ' I-

КсЮМЯ Mritq :1.Х : Ми 1Г h» : »1Г<"- 1ЧЧКЧ 1оЧ trit'nlll Тt tlfT

30f4iAI№ Il MT*J>M' ["A1IW4 : АМ.УИ 11>Г . «и- Л Ш tlIIS

( - , fkMnirt д»10 i»ijv »WIDISH fv UiI

I'lt'^M r tynSlVt"

rvpwiM о ".'«(•ne.'

швш

Рис. 4. Знаки сервиса, утверждённые Министерством внутренних дел Украины

Как отмечают В. Л. Петрановский и М. И. Рутинский [11], туристические знаки на местности имеют форму геометрической фигуры, на которую наносятся соответствующих цветов фон и марка, а также дополнительная информация — цветом марки или чёрным цветом (рис. 5).

Туристическая марка — это первичный элемент системы обозначений. В пешеходных и лыжных маршрутах она имеет вид полосы, треугольника, ромба или стрелки установленных размеров и соответствующего цвета (для пешеходов — чёрного, красного, зелёного, синего, жёлтого в зависимости от продолжительности и сложности маршрута, для лыжников — белого и оранжевого). Для конных и велопутей маркой являются стилизованные изображения силуэтов лошади или велосипедиста. Обозначение водных маршрутов проводится информационными знаками сине-белого цвета и предупредительными — красно-белого цвета. Они дополняются указательными знаками, где стрелка означает направление маршрута, или предупреждает об опасности. При обозначении лыжных маршрутов применяют чёрный, красный, зелёный, синий, жёлтый цвета в зависимости от условной сложности маршрутов [5; 7].

Рис. 5. Образцы туристических знаков на местности, которыми оборудуются туристические маршруты по В. Л. Петрановскому и М. И. Рутинскому [11] (Я3, Р10 — коды международных и общегосударственных туристических маршрутов, описанных и утверждённых в соответствии с законодательством)

На всех многодневных маршрутах (локальных, региональных, национальных, международных) цвет марки указывает на способ передвижения туристов: красный

— для пешеходного, зелёный — для велосипедного, синий — для лыжного, чёрный

— для конного.

Кроме системы условных знаков, туристические маршруты, особенно в труднодоступных местностях, демаркируют соответствующими пометками. Это могут быть различные знаки, стрелки, изображения, несущие информацию о правильной ориентации на местности. Они наносятся краской на местные предметы (камень, кору дерева, поверхность скалы) или прикрепляются на местности для разметки туристических маршрутов. Марка с красной полосой означает экстремально сложный многодневный категорийный маршрут, с синей — категорийный маршрут среднего уровня сложности, с зелёной — 3—■4-дневный маршрут, с жёлтой — 1—2-дневный с ночёвкой в походе. Марки с цветными квадратами обозначают различные маршруты для походов без ночёвки. Ориентируясь по маркам и стрелкам, туристы-краеведы с надлежащим уровнем предварительной подготовки могут пройти сложный по конфигурации туристический маршрут, ориентируясь только по маркированным указаниям без карты и компаса.

Выводы. Таким образом, туристические карты являются довольно сложным, но эффективным инструментом организации путешествий на местности, которые носят информационный, справочный, краеведческий, предупредительный, рекламный, ориентирующий характер. Их умелое применение существенно облегчает работу по организации туристических путешествий на местности, а также помогает путешественникам на маршрутном пути в полевых условиях. При этом следует понимать, что туристические карты воспринимаются сугубо индивидуально, поскольку в их разнообразии по вышеперечисленным критериям каждый турист может найти наиболее понятные и необходимые для себя элементы. В связи с развитием информационных технологий и четвертичного сектора экономики всё больше и больше туристических карт переносится с бумажных на электронные носители (в приложениях, спутниковых системах) и портативные устройства (смартфоны, планшеты, навигаторы и т. д.).

Литература

1. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985. 160 с.

2. Бардин Н. В. Азбука туризма (О технике пешеходных путешествий): Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками. М.: Просвещение, 1981.

3. Бейдик О. О. Рекреацшно-туристсью ресурси Украши: Методологш та методика аналзу, термь нолопя, районування: Монограф1я. К.: Видавничо-пол1граф1чний центр «Кшвський ушверситет», 2001. 395 с.

4. Воронов А. Справочник туриста по топографии. Краснодар: Краснодарское книж. изд., 1973.

5. ВяткинЛ. Туризм и спортивное ориентирование. М.: Академия, 2001.

6. Дрогушевсъка I. Л., Коляда О. I., Кучеренко Г. М. Туристичш картографiчнi твори // Вюник геодезй та картограф!!. 2004. № 2. С. 32—36.

7. 1нструкцш зi знакування туристичних шляхiв. Розроблено Мщативною групою при Управлшш курорпв i туризму Львiвськоl обласно! державно! адмшстраци. Львiв, 2004. 23 с.

8. КострицяМ. Ю. Практикум з географiчного краезнавства: Поиб. для вчителя. К.: Радянська школа, 1979.

9. Курилова В. И., Сермеев Б. В. Справочник для начинающего туриста. Одесса: Маяк, 1990.

10. 10. Маркировка туристических маршрутов: Метод. рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1975.

11. ПетратвськийВ. Л., Рутинський М. Й. Туристичне краезнавство: Навч. поибник. К.: Знання, 2006. 246 с.

12. Северинов В. Картографш туризму: 500 роив на служб мандрiвникiв // Краезнавство. Географш. Туризм. 2000. № 34. С. 7—8.

13. Спутник туриста / А. В. Бирвков, И. Я. Брауде, Б. Е. Владимирский и др; сост. К. И. Вахлис. К.: Здоровье, 1991.

14. Федорченко В. К., Дъорова Т. А. 1сторш туризму в Украшк Навч. поиб. / Перед. В. А. Смолш. К.: Вища школа, 2002.

15. Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

16. Энциклопедический словарь географа-краеведа. М.: Просвещение, 1981.

17. ЮньевИ. С. Краеведение и туризм. М.: Знание, 1974.

Псковский регионологический журнал № 1 (29)/2017 Об авторах

Гладкий Александр Виталиевич — доктор географических наук, профессор кафедры рекреации и туризма, Киевский национальный торгово-экономический университет, академик Национальной академии туризма Российской Федерации, г. Киев, Украина.

E-mail: Gladkey [email protected]

Скляров Александр Андреевич — студент кафедры экономической и социальной географии, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Украина.

E-mail: [email protected]

A. Gladkey, А. Skliarov CURRENT MAPPING MODELS AND THEIR USAGE IN TOURISM

Tourism becomes the most popular type of human activity in the world. Each person is involved into different types of tourism activities. Therefore, tourism is very popular the global world. In this regard, the further development of tourism infrastructure and services, including the creation of tourist maps, is very important. Tourist maps are very essentialfor travelers. After all, tourists will not be able to realize the main goals and objectives of the trips without maps in the new context of globalization, urbanization and informatisation.

Therefore, this article examines and analyzes the history of creation, classifcation, purpose and relevance of tourist maps. The content of tourist maps, city plans and tour itineraries is investigated. The different mapping methods illustrated on tourist maps are disclosed. The main objectives of tourist maps usage for travelers are analyzed.

Key words: tourist maps, tourist destination, mapping model, methods of representation, methods of mapping, route.

About the authors

Prof. Alexander Gladkey, Department of Tourism and Recreation, Kiev National University of Trade and Economics, Academician of the National Academy of Tourism of Russian Federation, Kiev, Ukraine.

E-mail: Gladkey [email protected]

Alexander Skliarov, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.

E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.01.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.