Научная статья на тему 'Содержание и методика создания туристских карт Прибайкалья'

Содержание и методика создания туристских карт Прибайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2497
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ КАРТА / СОДЕРЖАНИЕ / МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА / TOURIST MAP / CONTENTS / CREATION PROCEDURE / GEOGRAPHICAL BASIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кинзягулова Альбина Руслановна

В связи с увеличением потока туристов возрастает интерес к картографическим изданиям, особую популярность приобретают туристские карты. В статье проанализировано содержание туристских карт, необходимое для полноценной информативности, а также методика их создания. Технология создания туристских карт включает компоновку, редакционные работы, подготовку географической основы и макета специальной (туристской) нагрузки, а также художественное оформление карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND CREATION PROCEDURE OF BAIKAL REGION TOURIST MAPS

Due to the increase in the flow of tourists there is a great interest in cartographical publications, where the tourist maps are of special popularity. The article analyzes the contents of tourist maps, necessary for accurate informational value, as well as their creation procedure. The technology of maps creation includes map assembly, editorial operations, preparation of geographical basis and the model of special (tourist) load, and the decorative design of maps.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика создания туристских карт Прибайкалья»

УДК 528.4

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКИХ КАРТ ПРИБАЙКАЛЬЯ

А

© А.Р. Кинзягулова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В связи с увеличением потока туристов возрастает интерес к картографическим изданиям, особую популярность приобретают туристские карты. В статье проанализировано содержание туристских карт, необходимое для полноценной информативности, а также методика их создания. Технология создания туристских карт включает компоновку, редакционные работы, подготовку географической основы и макета специальной (туристской) нагрузки, а также художественное оформление карт. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: туристская карта; содержание; методика создания; географическая основа.

CONTENTS AND CREATION PROCEDURE OF BAIKAL REGION TOURIST MAPS A.R. Kinzyagulova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Due to the increase in the flow of tourists there is a great interest in cartographical publications, where the tourist maps are of special popularity. The article analyzes the contents of tourist maps, necessary for accurate informational value, as well as their creation procedure. The technology of maps creation includes map assembly, editorial operations, preparation of geographical basis and the model of special (tourist) load, and the decorative design of maps. 3 sources.

Key words: tourist map; contents; creation procedure; geographical basis.

Актуальность темы

В связи с мировыми тенденциями, ориентированными на создание открытого общества без границ, поток туристов значительно увеличивается. Это обусловливает повышенный интерес к картографическим изданиям и особую популярность справочных, туристских и дорожных карт (атласов).

Туристские и дорожные карты и атласы - наиболее массовый вид продукции картографического производства, рассчитанный на широкий круг потребителей. Основными задачами туристской картографии являются повышение информационной ёмкости карт и атласов как в отношении отображения достопримечательностей картографируемой территории, так и их транспортной доступности, а также расширение ассортимента карт. Карты и атласы постоянно обновляются, часто переиздаются.

Несмотря на то что туристская картография давно оформилась в самостоятельное направление, вопросы её дальнейшего развития в методологическом, теоретическом и практическом плане остаются актуальными. Картографические издания разнообразны по видам продукции, территориальному охвату, содержанию, но большинство из них отличается эмпирическим подходом к проектированию и составлению. Поэтому возникает необходимость в научно обоснованной постановке исследований по разработке содержания, методики и технологии создания дорожно-туристских карт повышенной информативности [1].

Целью исследования является разработка научных основ содержания, методики и технологии создания туристских карт. Объектами исследования явля-

ются территории разного пространственного охвата с различными географическими особенностями и условиями развития туризма и с разным характером и степенью развитости дорожной сети. Предмет исследования - дорожная сеть и достопримечательности местности как объекты туристского интереса и их картографирование.

Ранее для туристов и экскурсантов туристские карты создавались Главным управлением геодезии и картографии (ГУГК) СССР. Они служили для знакомства с районом путешествия, походов или экскурсий, выбора времени, способа и маршрута движения, выполнения измерений для планирования и прокладки маршрута, получения необходимых сведений о местности, размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов, для ориентировки в путешествии, походе или экскурсии.

Туристские карты, создаваемые ГУГК СССР, удовлетворяли следующим требованиям:

- обеспечивали передачу максимальной современной и достоверной информации о картографируемом районе в соответствии с действующими нормативными документами по созданию туристских карт;

- карты разных масштабов (перекрывающиеся части карт) на один картографируемый район должны были быть согласованы между собой;

- нагрузка карты элементами общегеографического и специального содержания, её графическое и красочно оформление должны были обеспечивать хорошую наглядность, читаемость и привлекательность карты.

По форме построения различались следующие

1Кинзягулова Альбина Руслановна, аспирант, тел.: 89086567149, e-mail: alpz@bk.ru Kinzyagulova Albina, Postgraduate, tel.: 89086567149, e-mail: alpz@bk.ru

туристские маршруты: линейные, кольцевые и радиальные.

По географии районов путешествия, похода или экскурсии, способам передвижения туристские маршруты подразделялись на маршрутные, транспортные и маршруты с активным способом передвижения. К первой группе относились маршруты авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, мотоциклетные, теплоходные (морские и речные), конные, спелео маршруты. Особую группу составляли комбинированные туристские маршруты, включающие участки маршрутов с различными способами передвижения [2].

Содержание современных туристских карт

К туристским картам предъявляются особые требования в отношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями. По содержанию и назначению их можно разделить на общие и специализированные.

Общие туристские карты передают общегеографические элементы (дорожную сеть, населённые пункты, реки, озёра, леса, рельеф и др.) и объекты туристского значения (архитектурные и исторические памятники, заповедники, национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т.п.). Эти карты используются для ознакомления с районом туризма (экскурсии), выбора маршрута путешествий, получения различных справок о размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов.

По охвату и характеру изображения территории общие туристские карты можно разделить на обзорные, маршрутные и планы городов. Обзорные карты (масштабы от 1:200000 до 1:1000000) охватывают страну в целом, отдельные административно-территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов. Маршрутные туристские карты-схемы показывают узкую полосу маршрутов (пешеходных, лыжных, водных, автомобильных, железнодорожных, комбинированных). Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабах от 1:100000 до 1:400000, другие - в более мелких масштабах. Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.

Специализированные туристские карты создаются с целью рекламы и пропаганды туризма и предназначены для популяризации мест отдыха, достопримечательностей, для проведения соревнований по ориентированию на местности. Туристские карты содержат информацию об объектах туризма (памятники природы, архитектуры, культурно-исторического наследия и т.д.), находящихся на картографируемой территории.

Для организации и планирования туризма как отрасли экономики разрабатываются:

а) бонитировочные карты, оценивающие природные, социально-культурные, экономические условия и инженерные предпосылки для развития туризма;

б) карты, показывающие связи между рекреационными ресурсами и туристскими потоками (например,

карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам);

в) карты туристского районирования, содержащие комплексную информацию о возможностях территориальной организации.

Для удобства пользования туристские карты выпускаются, как правило, в виде буклетов или портативных тетрадей. Они часто помещаются в комплексных атласах.

Географическая основа любой туристской карты содержит информацию о местности, по которой осуществляется путешествие, поход или экскурсия. Она подготавливается специально для каждой карты. На такой основе могут быть отображены такие общегеографические элементы содержания, как гидрография, населённые пункты, пути сообщения, рельеф, растительный покров и грунты, границы, прочие элементы.

Основным картографическим материалом для составления обзорных туристских карт масштабов мельче 1:300000 является топографическая карта масштаба 1:500000, а для обзорных туристских карт - топографическая карта масштаба 1:1000000.

В качестве основного картографического материала для создания обзорных туристских карт могут использоваться общегеографические карты республик, краев и областей, составленные по топографическим картам указанных масштабов. На отдельные районы страны, на которые создаётся обзорная туристская карта масштаба 1:100000 - 1:300000, в качестве основного картографического материала используется топографическая карта масштаба 1:200000.

В целях повышения информационной ёмкости обзорных туристских карт разрешается дополнять и уточнять их содержание, в зависимости от назначения и масштаба, общегеографическими элементами, разрешёнными к отрытому опубликованию и необходимыми туристам, по топографическим картам масштаба 1:200 000 и крупнее с точностью нанесения географических объектов, не превышающей точности топографической карты, используемой в качестве основного картографического материала.

Нагрузка обзорных туристских карт элементами (объектами) общегеографического содержания зависит в первую очередь от назначения карты, её масштаба, физико-географических особенностей картографируемой территории. Все элементы показываются на картах по принятым в картографии правилам и в соответствии с условными знаками для географической основы туристских карт.

При составлении маршрутных туристских карт масштаба 1:200000 и мельче на всероссийские и республиканские маршруты (автомобильные, железнодорожные, автобусные, водные, конные, комбинированные) большой протяжённости в полосе маршрута используется топографическая карта масштаба 1:200000, при этом ширина полосы маршрута выбирается так, чтобы достаточно подробно была показана местность вдоль оси маршрута (съезды с него, ближайшие населённые пункты, интересные достопримечательности и т.п.).

При составлении маршрутных туристских карт на

местные маршруты (пешеходные, водные, лыжные, горные, велосипедные, конные, комбинированные) масштабов 1:50000 - 1:100 000 в полосе маршрута шириной до 5 км используются топографические карты масштабов 1:50000 и 1:100000 [2].

Специальная (туристская) нагрузка карты позволяет туристам и экскурсантам получать необходимую информацию о размещении на картографируемой территории достопримечательностей и системе обслуживания туристов.

Компоновка карты

На все разрабатываемые туристские карты изготавливаются макеты компоновок. Макет подготавливается с использованием обеих сторон бумажного листа. Наибольшую площадь лицевой стороны листа должна занимать сама карта.

Все туристские карты выпускаются, как правило, складными. Карты туристских маршрутов большой протяжённости, особенно автомобильных, железнодорожных и водных, издаются в виде портативных и удобных в обращении брошюр. Некоторые обзорные карты могут быть скомпонованы в виде сфальцованной карты и брошюры с текстом, вкладываемые в обложку с клапанами. На отдельные районы страны, на которые создаётся обзорная туристская карта масштабов 1:100000 - 1:300000, карта может быть издана отдельными листами, собранными в альбом. При этом карта издаётся в разграфке, отличной от разграфки топографической карты масштаба 1:200000.

Для всех современных туристских карт установлены стандартные размеры и образцы фальцовки. При этом следует учитывать, что размер печатного листа и вид его фальцовки зависят от технических возможностей конкретной картографической фабрики. Поэтому предприятия, подготавливающие к изданию туристские карты, должны согласовать макет компоновки с фабрикой, печатающей тираж карты [2].

Редакционные работы

Редактирование туристских карт выполняется с целью обеспечения высокого качества их содержания и оформления в соответствии с назначением карты и требованиями, изложенными в руководстве [2].

Редактирование осуществляется на всех этапах создания карты и должно обеспечивать единый подход к содержанию и оформлению карты, наглядному отображению картографируемой территории и специальной нагрузки, соответствие текста и иллюстраций изображённому на карте.

Создание туристских карт осуществляется по заявкам советов по туризму и экскурсиям, на территорию которых будут создаваться карты. Для оказания помощи редактору в работе над специальным (туристским) содержанием карты некоторые советы рекомендуют составителя текста и консультанта карты.

Редактором производится отбор картографических и других материалов (литературных, справочных и т.д.), необходимых для создания карты, изучается район картографирования и собранные материалы, разрабатываются рекомендационные документы. При необходимости за получением материала и справок редактор обращается в местные органы власти и дру-

гие организации, располагающие необходимыми сведениями на картографируемый район. В обязанности редактора входит также получение и приёмка текста и всех материалов по специальному содержанию, отработка которых должна позволить их использование в дальнейшем производстве без существенной доработки, подбор (приобретение, заказ) качественных слайдов по теме карты в различных организациях, издательствах или у фотокорреспондентов.

В результате проведения редакционно-подготовительных работ для составления туристсткой карты передаются:

- макет компоновки;

- редакционные указания по составлению карты;

- технология составления, оформления и подготовки карты к изданию;

- рабочий макет специального содержания;

- текст к карте;

- отобранные слайды для получения о них чёрно-белых отпечатков в размерах издания, которые необходимы для макета компоновки и фальцовки.

Редактирование в процессе составления, подготовки к изданию и издания карты осуществляется путём постоянного руководства работой исполнителей, редакционной проверки оригиналов карты, находящихся в производстве, а также проверки законченных видов работ и готовой продукции на всех этапах создания карты [2, 3].

Подготовка географической основы туристских карт

При подготовке географической основы туристских карт (следовательно, и при подготовке рекомендаций по отображению общегеографических элементов содержания карты) редактору следует прежде всего учитывать масштабы создаваемой карты и основного географического материала.

В практической работе возможны два варианта использования картографического материала:

- масштаб основного картографического материала равен масштабу создаваемой туристской карты;

- масштаб основного картографического материала крупнее или мельче масштаба создаваемой туристской карты.

В первом варианте нагрузка общегеографическими элементами содержания сохраняется по основному картографическому материалу, эти элементы показываются на карте в соответствии с требованиями «Основных положений по созданию карт и атласов территории России, предназначенных для открытого опубликования». Это не исключает доработку географической основы в зависимости от специальной нагрузки (её объёма).

Во втором варианте редактор, руководствуясь назначением карты, должен определить норму нагрузки отдельными элементами содержания, принципы и порядок отбора и их обобщения (в необходимых случаях дополнения и детализации), а также порядок использования дополнительного картографического материала и других источников при отработке каждого элемента. Всё это фиксируется редактором в редакционных указаниях на карту с учётом её назначения,

характера и особенностей картографируемой территории, нагрузки карты элементами специального содержания.

Картографический материал, выбранный для создания туристской карты в качестве основного, должен достоверно, точно и полно отражать современное состояние местности. В тех случаях, когда в качестве основного используется устаревший картографический материал, следует предусмотреть (в первую очередь для маршрутных туристских карт) его обновление по современному материалу (как правило, более крупного масштаба) или планировать полевое обследование используемого материала.

Классификация элементов содержания географической основы туристских карт даётся по основному картографическому материалу. Эти элементы отображаются в условных знаках, принятых для географической основы.

На всех туристских картах тщательно и точно изображается государственная граница. Она показывается по наиболее новым, точным и достоверным материалам по специально созданным эталонам [2], материалам демаркации или топографическим картам, на которых правильное изображение границы утверждено в установленном порядке.

Подготовка макета специальной (туристской) нагрузки

Все объекты специальной (туристской) нагрузки условно можно разделить на три группы:

а) учреждения управления туризмом;

б) туристские учреждения и объекты обслуживания туристов;

в) достопримечательности.

В первые две группы входят объекты, отражающие систему управления туризмом, размещения и обслуживания туристов:

а) советы по туризму и экскурсиям, комитеты по иностранному туризму, турфирмы, турклубы и т.д.

б) туристские комплексы, гостиницы, пансионаты, базы, лагеря и др., объекты обслуживания туристов -пункты проката и выдачи туристического снаряжения, объекты автосервиса и др.

Самую большую группу объектов спецнагрузки представляют достопримечательности, интересные для всех туристов. Здесь выделяются памятники и памятные места, связанные с жизнью замечательных людей, с важными историческими событиями; памятники природы, археологии, архитектуры и градостроительства; оздоровительные учреждения; даётся информация о сфере услуг, транспортном обслуживании и другие сведения.

Для выявления объектов специального содержания на любую конкретную территорию привлекаются материалы, полученные от консультанта, составителя текста, местных советов по туризму и экскурсиям и других организаций, располагающих необходимыми сведениями о картографируемом районе, энциклопедическая, справочная, туристская и краеведческая литература (различные энциклопедии, справочники, путеводители, буклеты и т.д.), а также материалы из фондов предприятия (ранее изданные ГУГК турист-

ские карты и планы городов, материалы дежурства и др.). При выявлении объектов следует учитывать рекомендации указанных материалов по их отображению (классификации, значимости и др.).

Все объекты специального содержания показываются в соответствии с подготовленными для их отображения на карте условными знаками. При необходимости изображения на карте объектов, условные знаки которых не предусмотрены, могут быть введены дополнительные условные знаки с обязательным пояснением их в легенде.

Знаки объектов, расположенных в населённых пунктах, располагаются ближе к их изображению над (под) надписями их названий. При наличии в одном населённом пункте двух и более родственных объектов показывается только один знак. При наличии в населённых пунктах большого числа достопримечательностей (более 5) они показываются обобщающим знаком - многочисленные достопримечательности (с кратким пояснением в тексте).

Туристские объекты вне населённых пунктов показываются соответствующими условными знаками на месте их действительного положения, а объекты, имеющие собственные названия, подписываются.

Порядок расположения условных знаков на карте и в легенде даётся в соответствии с их расположением в таблице условных знаков. Формулировки в легенде даются в полном соответствии с условными знаками [2].

Художественное оформление карт

При разработке туристских карт большое внимание уделяется их художественному оформлению, которое должно быть красочным и привлекательным, обеспечивать хорошую читаемость содержания и его наглядность, способствовать пропаганде туристской продукции. С этой целью разрабатывается макет красочного оформления обложки карты, который рассматривается и утверждается главным (ведущим) редактором предприятия. На лицевой стороне обложки туристских карт помещаются названия карт и надписи:

- на обзорных картах - «Туристская карта»;

- на маршрутных картах - «Маршрутная туристская карта»;

- на картах маршрутов дня - «Маршрут выходного дня»;

- на картах для охотников и рыболовов - «Карта для охотников и рыболовов».

Дополнительно на обложках всех маршрутных карт указывается в скобках способ передвижения на маршруте: пешеходный (горный), лыжный, велосипедный и т.д.

На картах маршрута выходного дня дополнительно подписываются: поезд «Здоровье», поезд «Рыбак» и др.

На обложках туристских карт помещается эмблема.

На обратной стороне обложек помещаются выходные данные карты:

- сведения об организациях и лицах, участвовавших в создании карты (редакторы, составители текста, художники, фотографы, техники редакторы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выпускные данные

- знак охраны авторского права;

- комплексный книготорговый индекс.

Выходные сведения даются в соответствии с

«Временной инструкцией по оформлению выходных сведений на картографической продукции».

Туристские карты иллюстрируются фотографиями и рисунками, изображающими интересные для туристов объекты, показанные на картах. Предпочтение отдаётся цветным фотографиям с изображением памятников истории, культуры и архитектуры, памятников замечательным людям, интересных объектов природы и т.д. [2]. Под иллюстрациями памятников,

скульптур, произведений монументальной живописи и т.п. после их названий помещаются фамилии авторов этих произведений. Если в тексте расширенной легенды указываются фамилии авторов, то под иллюстрациями или в общем тексте их упоминать не следует. Количество фотографий на маршрутных картах - 3-4, на обзорных - 5-6 (вместе с обложкой). Не рекомендуется многократно (более трех раз) использовать один и тот же слайд на разных картах.

Итак, в данной статье автором рассмотрена основная методика создания туристских карт, принципы и способы их оформления с целью наиболее чёткого и удобного отображения местности.

Библиографический список

1. Воробьев С.А. Путешествия по Прибайкалью. Иркутск: 3. Технология создания электронных карт по исходным кар-Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. 240 с. тографическим материалам. Редакция 1.0. Ногинск: Пано-

2. Руководство по созданию туристских обзорных и марш- рама, 1991-2000. 9 с. рутных карт; ГУГиК при Совете Министров СССР. М., 1989.

УДК 658.011.56

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ СООТНОШЕНИЯ РУДА/ВОДА В МЕЛЬНИЦАХ С ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ НАГРУЗКОЙ

© В.А. Кондратец1

Кировоградский национальный технический университет, 25006, Украина, г. Кировоград, пр. Университетский, 8.

Рассматривается получение алгоритма с неполным выполнением условий инвариантности для идентификации соотношения руда/вода в мельнице с циркулирующей нагрузкой. Он уменьшает влияние погрешности определения входных величин на выходную. Приняты меры по устранению влияния запаздывания на результат идентификации. Показано, что плотность руды, содержание влаги в песках классификатора, расход воды в песковый жёлоб могут быть приняты постоянными. Измерению подлежат расход руды и воды в мельницу, расход пульпы в песковом жёлобе; оптимизацией установлены их допустимые погрешности - соответственно ±1,0%, ±1,0% и ±3,0%. Наибольшая погрешность идентификации составила ±1,9%, реально она может быть равной около ±1,5%. Алгоритм и система управления могут быть реализованными на промышленных контроллерах, что минимизирует расход электроэнергии, материалов и повышает производительность технологический линии. Ил. 2. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: алгоритм; условия инвариантности; погрешность; запаздывание; оптимизация.

ENSURING ORE/WATER RATIO IDENTIFICATION IN MILLS WITH CIRCULATING LOAD V.A. Kondratets

Kirovograd National Technical University, 8 Universitetsky pr., Kirovograd, 25006, Ukraine.

The article discusses the receiving of the algorithm with the incomplete fulfillment of invariance conditions in order to identify the ore/water ratio in a mill with circulating load. The algorithm reduces the effect of the input value determination error on the output value. Measures have been taken to reduce the influence of the lag on the identification result. It is shown that the density of ore, the moisture content in classifier sands, water flow rate in a sand gutter can be made constant. The subjects of measurements are ore consumption ratio and water flow rate in the mill as well as crushed ore loss in the sand gutter. By means of optimization their allowable errors are determined as: ± 1.0%, ± 1.0% and ± 3.0% r e-spectively. The highest identification error is ± 1.9%. In reality it can equal to ± 1.5%. The algorithm and the control sy stem can be implemented on industrial controllers. It will minimize the consumption of electric power and material as well as improve the performance of a production line. 2 figures. 2 tables. 5 sources.

Key words: algorithm; invariance conditions; error; lag; optimization.

1Кондратец Василий Александрович, кандидат технических наук, профессор кафедры автоматизации производственных процессов, тел.: (38097) 9219264, e-mail: matsuyan@mail.ru

Kondratets Vasily, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Automation of Production Processes, tel.: (38097) 9219264, e-mail: matsuyan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.