СОВРЕМЕННЫЕ IT- ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ РОССИИ
Мукалиева М.С
Мукалиева Марина Сайпуллаевна- учитель высшей категории, учитель информатики и математики, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №12МО "Ахтубинскийрайон",
п. Верхний Баскунчак
Аннотация: в статье анализируются аспекты цифровой среды в школе. Поднимается вопрос о том, что современную школу и урок невозможно представить без использования информационных технологий. Использование информационных технологий позволяет:
-перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Ключевые слова: анализ, цифровая среда, урок, ОГЭ, ЕГЭ
MODERN IT TECHNOLOGIES IN RUSSIAN SCHOOLS
Mukalieva M.S.
Mukalieva Marina Saipullaevna - teacher of the highest category, teacher of computer science and mathematics MKOU "Secondary school No. 10 Municipal Municipality "Akhtubinsky District", Verkhniy Baskunchak village
Abstract: the article analyzes Aspects of the digital environment at school. The question is raised that a modern school and lesson cannot be imagined without the use of information technology. The use of information technology allows:
- move from an explanatory and illustrated method of teaching to an activity-based one, in which the child becomes an active subject of learning activities. This promotes conscious learning by students;
- to intensify the cognitive activity of students;
- conduct lessons at a high aesthetic and emotional level;
- ensure a high degree of differentiation of training; - increase the amount of work performed in the lesson; -improve knowledge control;
- rationally organize the educational process, increase the effectiveness of the lesson;
- develop research skills;
- provide access to various reference systems, electronic libraries, and other information resources. Keywords: analysis, digital environment, lesson, OGE, Unified State Exam.
УДК 331.225.3
В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.
Цифровая школа - это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой. Методически «цифровая школа» опирается на новые
образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход. Что же представляют собой цифровые технологии?
Цифровые технологии сегодня:
- это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся;
- это инструмент создания учебных материалов;
- это инструмент эффективного способа преподавания;
- это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.
Современные цифровые технологии - это:
- Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.
- Технология «Виртуальная реальность».
- Технология «Панорамных изображений».
- Технология «3D моделирование».
- Технология «Образовательная робототехника».
- Технология МСИ (использования малых средств информатизации).
- Мультимедийный учебный контент.
- Интерактивный электронный контент.
Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и обучающихся. Почему? Все дело в том, что обучающиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и обучающихся, безусловно, реализует проблемно-поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты - модель - следствие - эксперимент факты.
В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и обучающиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого обучающиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:
1) познакомить обучающихся с процессом познания;
2) вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для
дальнейшего обучения и жизни;
3) вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и
практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.
Виды малых форм информатизации: графические калькуляторы; электронные словари; различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний. Малые средства информатизации позволяют: значительно повысить качество и эффективность учебного процесса; более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения; обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться. Преимущества малых форм информатизации:
- использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе -дидактического диалога учителя и ученика;
-мобильность;
- компактность;
- энергонезависимость.
В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.
Список литературы/References
1. Насибуллов И.Р. Роль средств новых информационных технологий в образовании // Вестник
Марийского государственного университета. 2010. № 15. С. 7-10
2. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания.
2013. № 10. С. 80-81.
3. Романкова А.А., Титова Е.И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 63-76
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/02/11/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 30.10.2023).