Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УЧАЩИХСЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Татьяна Владиславовна, Филиппенко Лариса Константиновна

Анализируются возможности и ограничения использования информационно-коммуникативных технологий в начальном общем образовании с целью повышения эффективности познавательной активности обучающихся и мотивации их к самостоятельной деятельности. Рассматривается, как информатизация начальной школы влияет на качество образовательного процесса. Предложено посредством использования информационно-коммуникативных технологий упростить управление учебно-воспитательным процессом, организовать обмен педагогическим опытом, расширить дидактические возможности урока. Выделены следующие позитивные возможности использования информационно-коммуникативных технологий при реализации образовательного процесса в начальной школе: повышение мотивации к обучению, активизация познавательной деятельности, эффективная реализация принципа наглядности, индивидуализация и дифференциация обучения, овладение вариативными способами получения и обработки информации. Отмечается ряд признаков отрицательного воздействия на физическое, психологическое состояние и здоровье младших школьников средств информационно-коммуникативных технологий при длительном и систематическом применении, и, как следствие, обосновывается необходимость соблюдения ряда ограничений при использовании информационно-коммуникативных технологий в начальных классах. Констатирована объективность использования средств информационно-коммуникативных технологий в ходе учебного процесса как необходимого, а не исключительного (особенного, эксклюзивного) средства обеспечения образовательной деятельности в целом. Доказано положение о неизбежности вариативного использования средств информационно-коммуникативных технологий как в школе, так и за ее пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларионова Татьяна Владиславовна, Филиппенко Лариса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY SCHOOL: IMPACT ON SCHOOLCHILDREN

We analyze possibilities and limitations of information and communications technology in primary general education to increase effectiveness of cognitive activity among students and motivate them to independent activity. The informatization of primary schools affects the quality of the educational process. Management simplification in the educational process with information and communications technology enables to organize the exchange of pedagogical experience, to expand the didactic possibilities of the lesson. The following positive possibilities of using information and communications technology in the implementation of the educational process in primary school are increased motivation to learn, activation of cognitive activity, effective implementation of the visibility principle, individualization and differentiation of learning, mastery of variable ways of obtaining and processing information. Prolonged and systematic use of information and communications technology may cause a negative impact on the physical, psychological state and health of younger schoolchildren. As a result, it is necessary to comply with restrictions when using information and communications technology in primary classes. The use of information and communications technology in the course of the educational process is a necessary, and not an exclusive (special, exclusive) means of ensuring educational activities in general. The position on the inevitability of the variable use of information and communications technology both at school and beyond is proved.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УЧАЩИХСЯ»

УДК 373.31

DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-78-87

Поступила в редакцию / Received 31.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

оригинальная статья

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе начальной школы:

воздействие на учащихся

Ларионова Татьяна Владиславовна ® , Филиппенко Лариса Константиновна

МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбова 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Студенецкая наб., 27

и lartav64@mail.ru

Аннотация. Анализируются возможности и ограничения использования информационно-коммуникативных технологий в начальном общем образовании с целью повышения эффективности познавательной активности обучающихся и мотивации их к самостоятельной деятельности. Рассматривается, как информатизация начальной школы влияет на качество образовательного процесса. Предложено посредством использования информационно-коммуникативных технологий упростить управление учебно-воспитательным процессом, организовать обмен педагогическим опытом, расширить дидактические возможности урока. Выделены следующие позитивные возможности использования информационно-коммуникативных технологий при реализации образовательного процесса в начальной школе: повышение мотивации к обучению, активизация познавательной деятельности, эффективная реализация принципа наглядности, индивидуализация и дифференциация обучения, овладение вариативными способами получения и обработки информации. Отмечается ряд признаков отрицательного воздействия на физическое, психологическое состояние и здоровье младших школьников средств информационно-коммуникативных технологий при длительном и систематическом применении, и, как следствие, обосновывается необходимость соблюдения ряда ограничений при использовании информационно-коммуникативных технологий в начальных классах. Констатирована объективность использования средств информационно -комму -никативных технологий в ходе учебного процесса как необходимого, а не исключительного (особенного, эксклюзивного) средства обеспечения образовательной деятельности в целом. Доказано положение о неизбежности вариативного использования средств информационно-коммуникативных технологий как в школе, так и за ее пределами.

Ключевые слова: цифровизация образования; информационно-коммуникативные технологии; клиповое мышление; младший школьник; образовательный процесс; средства информационно-коммуникативных технологий; достоинства и ограничения использования средств информационно-коммуникативных технологий

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Ларионова Т.В., Филиппенко Л.К. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе начальной школы: воздействие на учащихся // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 78-87. Б01 10.20310/1810-231Х-2022-21-1-78-87

© Ларионова Т.В., Филиппенко Л.К., 2022

original article

Information and communications technology in the educational process of primary school:

impact on schoolchildren

Tatiyna V. Larionova® , Larisa K. Filippenko

Lyceum no. 29

27 Studenetskaya Emb., Tambov 392000, Russian Federation

« lartav64@mail.ru

Abstract. We analyze possibilities and limitations of information and communications technology in primary general education to increase effectiveness of cognitive activity among students and motivate them to independent activity. The informatization of primary schools affects the quality of the educational process. Management simplification in the educational process with information and communications technology enables to organize the exchange of pedagogical experience, to expand the didactic possibilities of the lesson. The following positive possibilities of using information and communications technology in the implementation of the educational process in primary school are increased motivation to learn, activation of cognitive activity, effective implementation of the visibility principle, individualization and differentiation of learning, mastery of variable ways of obtaining and processing information. Prolonged and systematic use of information and communications technology may cause a negative impact on the physical, psychological state and health of younger schoolchildren. As a result, it is necessary to comply with restrictions when using information and communications technology in primary classes. The use of information and communications technology in the course of the educational process is a necessary, and not an exclusive (special, exclusive) means of ensuring educational activities in general. The position on the inevitability of the variable use of information and communications technology both at school and beyond is proved. Keywords, education digitalization; information and communications technology; clip thinking; junior schoolchildren; educational process; means of information and communications technology; advantages and limitations of the use of information and communications technology There is no conflict of interests

For citation: Larionova T.V., Filippenko L.K. Information and communications technology in the educational process of primary school, impact on schoolchildren. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal

«Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 78-87. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-78-87

У моих детей, конечно, будет компьютер.

Но первым делом они получат книги.

Б. Гейтс

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс и уровень развития техники в современном мире стали не только его признаками и особенностью, но и своеобразным «проводником», «мостом» между отраслями знаний, людьми (вне зависимости от их возрастных групп и социальной принадлежности, их социального статуса), внедряясь незримо, но подчас и ощутимо присутствуя, в том числе в таких давно устоявшихся связях, как «родитель-ребенок», «родитель-школа», «учитель-ученик».

В этой связи важные, ключевые процессы в сфере образования, педагогики объективно и неизбежно обеспечиваются и развиваются посредством электронно-вычислительных машин (ЭВМ), их группой, совокупностью, а также использованием ЭВМ в процессах передачи и хранения, воспроизводства информации, включая их объективную задейство-ванность в функционировании информационно-телекоммуникационной сети (Интернет).

В контексте данной статьи предложено к пониманию то значение используемых терминов, которое в настоящее время закреплено нормативно-правовыми актами. Так, анализируя во взаимосвязи понятия информаци-онно-телекоммуникационой сети, информа-

ционной технологии (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», раздел 2 ГОСТ Р 59853-2021 (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 19 ноября 2021 г. № 1520-ст)), полагаем, что следует понимать информационно-коммуникативные технологии как совокупность приемов, методов, способов, применяемых посредством использования средств вычислительной техники, с целью сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных при условии, что доступ к технологической системе, предназначенной для передачи по линиям связи информации, также обладает доступом посредством использования средств вычислительной техники.

Принимая во внимание контекст использования данного термина, полагается, что в критическом переосмыслении ИКТ раскрываются через следующую классификацию: 1) информационные ресурсы, используемые пользователем исключительно и только посредством сети Интернет; 2) программы и программное обеспечение, применяемые пользователем персонального компьютера (ПК) не всегда и не обязательно с использованием сети Интернет.

Действительно, если учитывать, что образование - суть, квинтэссенция информационного процесса или, во всяком случае, важная его составляющая, - то образовательный процесс в таком случае объективно и должен, и реально обеспечен применением функциональных возможностей сети Интернет, вышеуказанных программных комплексов, программ ПК, в целом техническими средствами связи различного уровня.

Особенности современной действительности таковы, что первое знакомство ребенка с ИКТ приходится на дошкольный период развития, а ученики первых классов - в большинстве своем, конечно, неопытные, начинающие пользователи, но пользователи -постоянные и активные. В этой связи ИКТ с поступательной скоростью не только обеспечивают процесс обучения в начальных классах, но не менее активно вовлечены в личное время и досуг детей за пределами школы.

Профессиональным сообществом давно и обстоятельно проанализированы положительные и отрицательные стороны ИКТ в контексте образовательного процесса, однако в данной статье предложено по-новому переосмыслить эти грани - через призму личного практического опыта их систематического применения в обучении учащихся начальных классов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 29» г. Тамбов (МАОУ «Лицей № 29») оснащено ПК, постоянно приобретаются программно-методические комплексы по различным предметам, различной направленности. Применение электронных образовательных ресурсов, работа с интерактивной доской, ресурсами сети Интернет, активная визуализация позволяют сделать процесс обучения интересным, увлекательным, разнообразным, привлекающим внимание учеников, а следовательно, и эффективным.

С появлением сети Интернет школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию разнообразной направленности, а возможности глобальной сети Интернет предполагают доступ к информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов) различных стран и континентов, включая информационные ресурсы, созданные локальными компьютерными сетями [1].

Остановимся на достоинствах применения ИКТ в начальной школе:

1) способствуют осознанному усвоению знаний учащимися и позволяют повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся;

2) позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, включают в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчают процесс запоминания изучаемого материала учащимися. Таким образом, реализуется принцип наглядности - ведущий в образовательных технологиях начальной школы;

3) уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ис-

пользуется материал различного содержания, нет необходимости готовить к уроку источники на бумажном носителе - энциклопедии, репродукции, аудио-сопровождение - материал сформирован, подготовлен и хранится на внешнем носителе;

4) предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося;

5) позволяют расширить возможность самостоятельной деятельности, формировать у учащихся умения исследовательской деятельности;

6) позволяют развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ в процессе обучения значительно расширяет методический инструментарий учителя, который получает возможность иллюстрировать передаваемый информационный материал посредством визуальных конструкций, логических схем и рисунков, прочих изображений. Педагог может в соответствии с конкретными задачами и типом представления учебного материала создавать собственные дидактические пособия, в том числе с использованием анимации, мультипликации, что позволяет показать процессы и явления в схемах, моделях, то есть так, как невозможно увидеть в реальном процессе. Большинство современных программных средств доступно учителю, не требуют специальной технической подготовки, они адаптированы к умениям пользователя.

Мы согласны с мнением И.А. Тагуновой и Н.Н. Найденовой, что одним из проявлений требований стандартизации образовательного процесса является стандартизированный уровень цифрового доступа «в режиме 24/7» [2]. Действительно, высокий уровень цифрового доступа, несмотря на то, что объективно предполагает значительные затраты на его обеспечение и поддержание, тем не менее впоследствии станет больше относиться к сфере социальной справедливости, а не только успеваемости. При этом педагоги, чья работа выстроена с

учетом именно высокого уровня цифрового доступа, безусловно, более адаптивны к изменяющимся условиям образовательного процесса, приобретают исключительный практический педагогический опыт организации обучения именно личностно-ориентированного характера.

Итак, рассмотрим ряд методических Интернет-ресурсов, которые используются нами в своей работе, исходя из частоты применения в образовательном процессе: http://pedsovet.su/; http://www.proshkolu.ru/; http://interneturok.ru/; https://www.prodlenka.org/; http ://metodsovet. su/; http://www.uchportal.ru/; http://www.uroki .net/; www.school-collection.edu.ru; http://stranamas-terov.ru/.

Следует отметить, что, по утверждению В.Ф. Ефимова, мультимедийные технологии (мультимедиа) представляют систему «компьютер плюс проектор» и призваны обеспечить эффективность (успешность) восприятия учебного материала учащимися посредством подключения зрительной памяти [3, с. 39]. Невозможно не согласиться с тем, что мультимедиа, нацеленные на работу именно зрительной памяти посредством использования активного визуального ряда, - это базовый инструмент, решающий задачу привлечения внимания учащихся, его фиксирования, а при последующем воспроизведении обеспечивающий создание у участников образовательного процесса четкого ассоциативного ряда.

В практической работе нами также используются мультимедийные технологии: в обучении математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Обращаем особое внимание: традиционная структура урока в таком случае действительно не изменяется структурно, принципиально, по сути. В ней сохраняются основные этапы, подвижны только их временные характеристики и насыщенность.

В соответствии с поставленными целями и задачами мы применяем ИКТ на любом этапе урока:

- на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа наших учеников в учебную деятельность;

- на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную

деятельность, создания затруднения в пробном действии;

- на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;

- на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, использования программ, имитирующих опыты;

- на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;

- на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;

- на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с изученными ранее, а также проверки этих заданий по подробному образцу, использования диагностических и контролирующих материалов;

- на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия по-

ставленной цели урока и результата, самооценки деятельности наших ребят на уроке и оценки нашей совместной работы, организации обсуждения и записи домашнего задания.

Творческие личностные качества формируются у ребенка с первого года обучения в школе. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: 1) игровая деятельность; 2) создание положительных эмоциональных ситуаций; 3) работа в парах; 4) проблемное обучение.

Первые дни ребенка в школе считаются самыми трудными, для сохранения преемственности между школой и детским садом на уроках активно используется игровая деятельность: разгадывания кроссвордов, ребусов, занимательных заданий. На уроках математики при помощи компьютера мы решаем проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под нашим руководством повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение, цепочки для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Используется электронное приложение к учебнику (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к теме «Вычитание» (1 класс) Fig. 1. Illustration to the topic "Subtraction" (1 grade)

Рис. 2. Ребусы со словарными словами Fig. 2. Puzzle with dictionary words

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаем творческие задания, которые могут выражаться в разгадывании кроссворда по теме. Использование презентаций, видеороликов, ребусов (рис. 2) позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. На уроках русского языка используем ИКТ при подготовке к написанию сочинения по картине: план, вопросы, трудные слова, сама картина -все это перед глазами детей.

В практической работе нами активно применяется метод тестирования посредством ПК, призванный помочь в организации независимого и беспристрастного контроля знаний учащихся. Подчеркнем в этой связи, что компьютерные тесты, учитывая формат их воспроизведения, максимально отвечают требованиям независимой оценки и контроля знаний учащихся [4, с. 29].

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения, на которых уместно показать не только портреты писателей, но и места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений. Нами используются различные аудио-фонограммы, особенно при чтении стихотворений и демонстрации иллюстраций картин русских художников. Предлагаем записи образцов чтения мастеров художественного слова. Это обучает детей выразительному чтению, умению почувствовать настроение, определить характер героев. По итогам знакомства со сказками предлагаем учащимся выполнить задания викторин.

Особое внимание следует уделить урокам окружающего мира: ИКТ на данных уроках быстро и эффективно решают задачу дозированной передачи информационного

материала, его визуализацию. Следует подчеркнуть, что именно учитель определяет релевантность информации целевой аудитории, вышеуказанную «дозированность» информации. Более того, педагог, создавая презентации, призван решать принципиальную для понимания задачу: мотивировать ученика к последующему непосредственному исследованию окружающего мира. В свою очередь, ученик, знакомясь в начальной школе с новым материалом (воспроизведенным посредством использования ИКТ), должен не остановиться на этапе работы с ИКТ, но желать активировать процесс познания непосредственно в реальности.

Многообразие окружающей природы -представители животного мира, моря и океаны, природные зоны и ландшафты, а также самые разнообразные явления живого мира (например, круговорот воды, работа цепочки питания) - все это доступно для восприятия учениками посредством воспроизведения средств ИКТ. При этом знакомые с раннего детства пейзажи родной местности и местного ландшафта, свойственные, например, данной климатической зоне, традиционно вызывают интерес к себе, заставляя по-новому оценить знакомые явления. Однако отметим вновь: именно учитель соотносит данный интерес с различными по содержанию информационными блоками: если ученик не знаком, например, с особенностями природных комплексов лесных массивов или прибрежных зон моря, то в данном случае информация должна быть максимально реалистичной, доступной и понятной, а информация о знакомых явлениях, наоборот, отражать необычное в привычном, заставить обращать в реальности внимание на едва приметные (в силу частоты их повторяемости) особенности окружающего мира.

Также отметим, что презентации решают возможные задачи в зависимости от характера информационного блока: формируют представления о государственном устройстве нашей страны, ее официальной символике; доступны экскурсии-путешествия по любому городу или стране на всех континентах; возможно принять участие даже в историческом событии: например, быть его свидетелем или активным участником.

Подчеркнем: проверка знаний посредством презентаций также максимально эффективна. Так, в силу простоты визуализации посредством ИКТ, например, кроссворды, шарады, ребусы на слайдах презентации помогают адресно задавать вопросы в игровой форме, концентрируют внимание на определенном секторе информации, при этом оперативно переключаюсь на последующие.

Приведем адреса электронных ресурсов в сети Интернет, представляющие собой он-лайн-экскурсии по музеям как малой родины, так и страны в целом, систематически используемые нами в ходе учебного процесса: онлайн-экскурсии по музею-заповеднику «Усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» (И11р8://^^^.Уои1иЬс.сот/^а1сИ9у=Ьтх8рЕ9т тк&О или Государственному Эрмитажу (https://www.hcrmitagcmuscum.org/wps/portal/ hermitage/panorama/!ut/p/z1/04_Sj9CPykssy0x РЬМПМЕОУМАДЮВЕ! Я(^0У№028ЬМ^ A0cLR09XLwCDUyd3Mz0w8EKDHAARwP9 KGL041EOhd 4cP0oVCv8Pb2BJviHmHr4-4c 5GzmЬOBXgMaMgNzTCINNREOAJ272H/dz/ d5/L2dBISEyZ0FBIS9nOSEh/?lng=ru).

Безусловно, вышеуказанные электронные ресурсы доступны исключительно в сети Интернет в виртуальном формате, не имеют аналога в программных комплексах, создаваемых пользователем в ПК. В этой связи средства ИКТ - не только основной, но и в данном случае - единственный помощник в привитии и формировании эстетического вкуса, первых представлений учеников начальной школы в области мирового и отечественного искусства, осознания отечественной культуры именно в контексте мирового масштаба.

Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, а затем вывести готовый результат. При этом информационные технологии дают возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы (рис. 3).

Учебно-методический комплекс (УМК) «Перспектива», по которому мы осуществляем обучение детей в начальных классах, предлагает электронные приложения, включающие объяснение нового материала, игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. УМК призван более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

Рис. 3. Технология пришивания пуговиц Fig. 3. Button sewing manual

Таким образом, именно ИКТ, являясь эффективными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, универсальные учебные действия, но и всесторонне, комплексно развивать личность ребенка. Одновременно в силу того, что в основе презентации всегда - необходимость комментировать воспроизводимый информационный материал [5, с. 20], - учитель вновь становится ключевым звеном в выборе характера передаваемой информации, способа ее подачи, воспроизведения. Задача комментировать представленный материал - это задача и ученика, но на этапе, например, проверки качества знаний или этапе обработки информации, по сути, ее осознания, запоминания.

Важно подчеркнуть, что средства ИКТ, используемые в образовательном процессе начальной школы, должны иметь рекомендации их применения, а при именно систематическом использовании - правила, включающие базовые знания в области безопасности как физического, так и социального свойства.

Таким образом, следует отметить следующие проблемные моменты в применении ИКТ.

1. Ухудшение физического состояния, здоровья учащегося (изменения опорно-двигательного аппарата, осанки).

2. Ряд психолого-педагогических проблем (информация может наносить психологический вред ребенку) [6, с. 209]. Действительно, систематическое применение средств ИКТ в учебном процессе не ставит препятствий в их активном использовании на досуге во внеурочное время. Социальные сети, мессендже-ры - это главные ресурсы в процессе адаптирования средств ИКТ. Следовательно, как данность на сегодняшний день - это различные формы виртуального общения в сети Интернет, и безопасность такого общения для психологического здоровья ребенка - важная задача, которую сложно решить только родителям или только учителям. Безопасность виртуального досуга детей - продукт коллективного взаимодействия всех участников общественных отношений, главным звеном в которых должно выступить государство, так как защита детства, жизни и здоровья граждан - суть базовых принципов общественной жизни любого государства, позиционирующего себя демократическим и правовым.

3. Снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Существуют профильные исследования в области психологии, согласно которым длительное отсутствие активной речевой практики отрицательно сказывается на процессах мышления, в том числе самостоятельного [7].

Следует указать на особый сектор информации в части исследований пагубного влияния средств ИКТ на детскую психику, вносящих деструкцию в основы восприятия информации. Данное отрицательное воздействие выражено таким явлением, как «клиповое мышление», ставшее предметом научного интереса и ряда системных исследований когнитивных лингвистов, психологов, педагогов. Бесспорным следует считать факт: дети в начальных классах с увеличивающейся скоростью вовлечения в социальные сети не снижают в последующем данной активности, а восприятие информации приобретает тенденцию к фрагментарности ее фиксации, а следовательно, и отрывистом характере ее воспроизведения впоследствии [8]. Учебный процесс, организованный с использованием средств ИКТ, становится крайне подвержен такому влиянию.

Учащиеся, как показывает наш практический опыт, в начальной школе объективно не имеют навыка установления четких границ между процессом восприятия информации в школе и на досуге, так как во всех случаях равно применимы средства ИКТ. Именно учитель начальной школы ответственен за привитие основных принципов фиксации информации, представленной средствами ИКТ в ходе учебного процесса; родители, в свою очередь, - ответственное звено за фиксацию и воспроизведение информации в большей степени в сфере досуга ребенка [9, с. 124]. При этом и родители, и школа в целом обязаны сформировать в начальной школе и впоследствии поддерживать опыт учащихся в продолжительном по времени процессе фиксации информации, в достоверном ее воспроизведении, близком к ее сути. Иными словами, именно в начальной школе должны быть привиты навыки, с одной сто-

роны, конструктивного процесса запоминания информации, представленной посредством ИКТ, а с другой стороны, должен быть «не забыт» навык запоминания информации, представленной традиционным способом, без использования средств ИКТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование ИКТ в учебном процессе сегодня - это залог эффективной работы всех участников образовательного процесса. При этом школа чаще фиксирует факты использования средств ИКТ, высокого уровня цифрового доступа учащихся и учителей, в том числе в начальной школе в качестве безусловного и необходимого условия обеспечения учебного процесса, а не как эксклюзивного и исключительного. Средства ИКТ -

данность, а не признак особенного подхода к пониманию учебного процесса.

Достоинства и недостатки средств ИКТ -объективны, но только учитель - главный регулятор их безопасного и конструктивного, эффективного использования в учебном процессе, родители - главное звено, в свою очередь, в области ответственности за безопасное использование средств ИКТ во внеурочное время, за пределами школы.

Но каким бы совершенным ни был учебный процесс, каким бы ни был эффективным досуг ребенка, базовым неизменно следует признать развитие, безопасное от пагубного влияния новшеств научно-технического прогресса. Только находясь в безопасности, будучи недосягаемым от деструктивных воздействий внешней среды, ребенок способен развиваться личностно, всесторонне, свободно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Тренды педагогического образования - основные направления развития педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 7-14. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-7-14

2. Тагунова И.А., Найденова Н.Н. Международная междисциплинарная стандартизация: от постановки задач к формированию национальных стандартов общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 5 (44). С. 25-45.

3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2. С. 38-43.

4. Леванина Н.Н. В новый век - с новыми технологиями (Информатизация учебного процесса) // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 7. С. 28-30.

5. Мерзликина И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство творческого развития учащихся младших школьников // Начальное образование. 2018. № 6. С. 18-23. DOI 10.12737/article 5c1b4f7836d973.61130347

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Басюк В.С. Сравнительный анализ практик оценки личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 5 (44). С. 193-212.

7. Корчажкина О.М. Как гаджеты и социальные сети «моделируют» мышление незрелой личности // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. Вып. 2. С. 281-296.

8. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45-50. DOI 10.24158/spp.2018.1.7

9. Майстренко О.Н. Оценка качества реализации основной образовательной программы начального общего образования // Качество современного образования: опыт, тенденции развития / под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов: ГАУ ДПО «Соиро», 2016. С. 120-130.

REFERENCES

1. Gushchina T.I., Makarova L.N., Kurin A.Y. Trends of pedagogical education - main directions of development of Pedagogical Institute. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 7-14. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-187-7-14

2. Tagunova I.A., Naydenova N.N. International interdisciplinary standardization: from setting objectives to the formation of national standards of general education. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = National and Foreign Pedagogy, 2017, vol. 2, no. 5 (44), pp. 25-45. (In Russian).

3. Yefimov V.F. The use of information and communication technologies in primary education of schoolchildren. Nachal"naya shkola = Elementary School, 2009, no. 2, pp. 38-43. (In Russian).

4. Levanina N.N. In the new century - with new technologies (Informatization of the educational process). Nachal'naya shkola plyus Do i Posle = Primary school plus Before and After, 2007, no. 7, pp. 28-30. (In Russian).

5. Merzlikina I.V. Information and communication technologies as means of creative development of primary schoolchildren. Nachal'noe obrazovanie = Primary Education, 2018, no. 6, pp. 18-23. (In Russian). DOI 10.12737/article 5c1b4f7836d973.61130347

6. Basyuk V.S. Comparative analysis of the practice of assessing the personal results of mastering the basic educational programs by students. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = National and Foreign Pedagogy, 2017, vol. 2, no. 5 (44), pp. 193-212. (In Russian).

7. Korchazhkina O.M. Immature person's way of thinking is "modelled on" by gadgets and social networks. Information Society: Education, Science, Culture and Technologies of Future, 2018, issue 2, pp. 281-296. (In Russian).

8. Lombina T.N., Yurchenko O.V. The features of teaching children with mosaic thinking. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2018, no. 1, pp. 4550. (In Russian). DOI 10.24158/spp.2018.1.7

9. Maistrenko O.N. Evaluation of the quality of the implementation of the basic educational program of primary general education. In: Ilkovskaya I.M., gen. ed. Quality of Modern Education: Experience, Development Trends. Saratov, "Soiro" Publ., 2016, pp. 120-130. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ларионова Татьяна Владиславовна - учитель начальных классов. Лицей № 29, г. Тамбов, Российская Федерация.

E-mail: lartav64@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQ0-QQQ1-8246-3751 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ и обобщение литературы, написание части текста.

Филиппенко Лариса Константиновна - учитель начальных классов. Лицей № 29, г. Тамбов, Российская Федерация.

E-mail: filippenkolara@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-44Q9-1672 Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание части текста.

Tatiyna V. Larionova - Primary School Teacher. Lyceum no. 29, Tambov, Russian Federation. E-mail: lartav64@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8246-3751 Contribution: main study conception, literature analysis and evaluation, part of the text writing.

Larisa K. Filippenko - Primary School Teacher. Lyceum no. 29, Tambov, Russian Federation. E-mail: filippenkolara@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4409-1672 Contribution: literature analysis and evaluation, part of the text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.