Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии на уроках биологии как способ развития коммуникативных компетенций учеников'

Информационно-коммуникативные технологии на уроках биологии как способ развития коммуникативных компетенций учеников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATION / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыргазиева А. А.

В статье рассмотрена – возможность использования информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии как способ развития коммуникативных компетенций учеников. Проведенный теоретический анализ позволил определить основные категории проводимого исследования, выявить достоинства и недостатки ИКТ как способа обучения, требования и условиях включения ИКТ в образовательный процесс, выяснить возможности их использования в процессе преподавания биологии в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY CLASSES AS A WAY OF PUPILS COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article describes the use of information communication technologies in biology classes as a way to develop communicative skills of students. The theoretical analysis allowed us to identify the main categories of ongoing research, identify the advantages and disadvantages of ICT as a way of training, requirements and conditions of ICTs in the educational process, explore the possibilities of their use in the teaching of biology in school.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии на уроках биологии как способ развития коммуникативных компетенций учеников»

В современном обществе, в настоящее время происходит процесс глобализации, который затрагивает и образовательную сферу современного общества. Информатизация и глобализация современного общества имеют свои положительные и отрицательные стороны. К положительно влияющим на процессы автоматизированного развития образования можно отнести:

- отрицание замкнутости циклов отдельного общества и открытость в социальном аспекте, научном, культурном, политическом планах;

- целенаправленность развития необходимой технологии в масштабе всей планеты; направленность технологии на определенный вид деятельности, необходимой для развития определенного вида производства;

- реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных сообществ.

Роль автоматизированного образования трансформируется, в первую очередь, в направлении демократизации как выбора режимов учебной деятельности. Такие направления могут быть адекватны личным предпочтениям и психологическим особенностям в выборе преподавателя или учителя. Благодаря дистанционным формам обучения, возможности самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации на основе распределенного информационного ресурса сети Интернет и другие его применения в учебных целях становиться более доступным в силу его открытости. Достижения в области создания и развития принципиально новых автоматизированных педагогических технологий, основанных на реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий, позволяют прогнозировать разработку и применение программно-методических средств, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информации об изучаемых или исследуемых объектах предметной среды, их моделях и имитациях.

Новые тенденции развития общества, изменяют социальный заказ на компетентность будущего специалиста любой сферы деятельности. Варьируются в связи с этим и основополагающие требования к общеобразовательной подготовке будущих специалистов. Таковыми становятся:

♦ самостоятельность при получении образования;

♦ ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источников учебной информации;

♦ формирование умений осуществлять информационную деятельность, а также и знаний, необходимых для спланированного продвижения в учении.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных и автоматизированных педагогических технологий приводит к значительной перестройке компьютерно-информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение, прежде всего, в сфере автоматизированного образования. В настоящее время активно развиваются дидактические принципы обучения, осуществляемые в условиях использования автоматизированных дистанционных образовательных технологий. При этом особое внимание уделяется возможностям информационно-коммуникационных технологий, реализация которых создает предпосылки для интенсификации самого процесса обучения в условиях информатизации и автоматизации образования и в других социально-значимых общественных системах.

Литература

1. Баранова О.А. Инновационные подходы к методологии обучения специалистов экономического профиля // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С.32

2. Баранова О.А. Специфика обучения дисциплинам информационных специальностей в приложении к инженерной комплексной системе образования.//Профессиональное образование. Столица.//Научные исследования в образовании. 2009. № 12. С. 8-10

3. Баранова О.А., Самойленко П.И., Жужжалов В.Е. Построение методической системы обучения студентов втузов информатике // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С.8-10

4. Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики / монография В.Е. Жужжалов; Рос. акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения Рос. акад. образования. Москва, 2004 -127с.

5. Жужжалов В.Е. Образовательная среда - как объект управления, мониторинга и повышения качества подготовки специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С. 34

6. Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Системный анализ процесса информатизации инженерного образования в России и за рубежом// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования - 2010 - № 1 - С.44-46

7. Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Способы обработки информации и программирования в высшей школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 4. С.43-46

8. Жужжалов В.Е. Баранова О.А. Система подготовки и обучения информатике студентов в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. № 2. С. 23-25

References

1. Baranova O.A. Innovative approaches to the methodology of training specialists of economic profile // Modem scientific research and innovation. 2013. № 11 (31). P.32

2. Baranova O.A. Specificity of training disciplines information professions in the Annex to the engineering complex system of education.//Professional education. The Capital.//Scientific research in education. 2009. № 12. Р. 8-10

3. Baranova O.A., Samoilenko P.I., Жужжалов V.E. Construction of the methodological training system of students of colleges computer science // research in education. 2010. № 1. P. 8-10

4. Zhuzhzhalov V.E. Basis for integration of programming paradigms in the course of computer science / the monograph V.E. Жужжалов; Rus. Acad. education, in-t contents. and methods of education Grew. Acad. education. Moscow, 2004-127s.

5. Zhuzhzhalov V.E. Educational environment - as the object of management, monitoring and improving the quality of specialist training on Modern scientific research and innovation. 2013. № 11 (31). Р. 34

6. Zhuzhzhalov V.E., Baranova O.A. System analysis of the process of Informatization of engineering education in Russia and abroad// the Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Informatization of education. 2010. № 1 Р. 44 - 46

7. Zhuzhzhalov V.E., Baranova O.A. Methods of information processing and programming in the higher school // Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Informatization of education - 2010 - №4 - S.43-46

8. Zhuzhzhalov V.E. Baranova O.A. System of preparation and training to computer science students at the higher school // Scientific research in education. 2010. № 2. 23-25 C.

Батыргазиева А.А.

Магистрант 2 курса, Астраханский государственный университет, Россия ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрена - возможность использования информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии как способ развития коммуникативных компетенций учеников. Проведенный теоретический анализ позволил определить основные

15

категории проводимого исследования, выявить достоинства и недостатки ИКТ как способа обучения, требования и условиях включения ИКТ в образовательный процесс, выяснить возможности их использования в процессе преподавания биологии в школе. Ключевые слова: образование, информационно - коммуникативные технологии, компетенции.

Batyrgazieva AA

2 undergraduate course, Astrakhan State University, Russia

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY CLASSES AS A WAY OF PUPILS

COMMUNICATIVE COMPETENCE

Abstract

The article describes - the use of information - communication technologies in biology classes as a way to develop communicative skills of students. The theoretical analysis allowed us to identify the main categories of ongoing research, identify the advantages and disadvantages of ICT as a way of training, requirements and conditions of ICTs in the educational process, explore the possibilities of their use in the teaching of biology in school.

Keywords: education, information - communication technology, competence.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно -нравственных, социальных, семейных и других ценностей [1].

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника, при этом знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности [2]. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», - человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе ИКТ. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать деятельность учителя и школьника более интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные, с точки зрения учебных целей и задач, характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В связи с важностью проблемы свое исследование мы посвятили разработке методики развития коммуникативных качеств, учащихся на уроках биологии при использовании ИКТ в 8 классах.

Проведенный теоретический анализ педагогической и методической литературы показал, что многие ученые уделяют внимание использованию ИКТ. Анализ литературы [5, 6, 7, 8, 9, 10, 13] показал, что в российской педагогике еще в 1988 г. была разработана концепция информатизации образования (авторский коллектив под руководством А. П. Ершова). В 1990 г. группой ученых (Б. Е. Алгинин, Б. Г. Киселев, С. К. Ландо, И. С. Орешков, В. В. Рубцов, Б. Г. Семянников, А. Ю. Уваров, Д. С. Черешнин и др.) была проведена большая работа по уточнению и конкретизации этой концепции. В дальнейшем было проведено множество специальных педагогических и методических исследований, посвященных внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Еще в 30-х гг. ХХ в. методистами-биологами была разработана методика использования в преподавании биологии новых объектов и проведении опытов с растениями и животными; стало вводиться не применяющееся ранее техническое оборудование (световые камеры, кино, микропроекция и т.п.), различные типы наглядных пособий (таблицы, свитки, рисунки для монтировки схем, динамические таблицы, модели) [3], что положило началу внедрения ИКТ в процесс обучения биологии. Впервые в методике преподавания биологии понятие о методах мультимедийного обучения биологии было дано авторами учебника по методике биологии под общей редакцией И. Н. Пономаревой в 2003 году [14]. В данном учебнике подробно изложены особенности мультимедийных методов обучения биологии, а именно, дано подробное описание мультимедийной лекции и мультимедийной практической работы. Поскольку мультимедийные методы обучения обладают признаками словесных, демонстрационных и практических, их можно назвать комплексными. Следует подчеркнуть основную особенность комбинированных (мультимедийных) методов обучения - они сочетают в себе все каналы передачи информации [4].

Проведенный теоретический анализ позволил определить основные категории проводимого исследования, выявить достоинства и недостатки ИКТ как способа обучения, требования и условиях включения ИКТ в образовательный процесс, выяснить возможности их использования в процессе преподавания биологии в школе.

В ходе анализа мы выяснили, что, кроме повышения качества обучения, ИКТ имеют особое значение для развития коммуникативных качеств школьников.

Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился с целью выявления уровня развития коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов при традиционном преподавании биологии. Изучение коммуникативных компетенций у учащихся мы исследовали с помощью теста-опросника «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» [15]. Тестопросник содержит 40 вопросов, на каждый из которых следует ответить «да» или «нет». На выполнение теста отводится 10-15 минут. Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица Уровень развития коммуникативных компетенций у школьников 8 класса

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20

Уровень развития коммуникативных компетенций очень низкий низкий средний высокий высший

Количество учащихся 24 20 144 36 28

% учащихся 9,5 7,9 57,1 14,3 11,2

Проведенный анализ результатов теста показывает, что очень низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей (1-4 балла) проявили достаточно много школьников - 9,5%. Набравших 5-8 баллов было 7,9% - это школьники, имеющие коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Ученики этих двух групп не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, в новой компании или коллективе чувствуют себя скованно, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Большинство испытуемых (57,1%) набрали 9-12 баллов, проявив средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Это ученики, которые стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, но потенциал их

16

склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа школьников нуждается в дальнейшей воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных качеств личности.

Оценку в 13-16 баллов, которая свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых, набрали 14,3% учащихся. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) проявили 11,2% испытуемых, что свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Ученики этой группы быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений, любят организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы и одержимы.

Проведенный теоретический анализ проблемы развития коммуникативных качеств и результаты констатирующего педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы: коммуникативные качества у школьников развиты слабо, для развития коммуникативных качеств на уроках биологии у учащихся 8 классов необходимо разработать методику с включением ИКТ.

Литература

1. Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М: Просвещение. 2011. 59 с.

2. Гришмановская Т. Н. Методическая разработка «Информационно-коммуникационные технологии в биологии» [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке: http://do.gendocs.ru/docs/index-198175.html

3. Сборник приказов и инструкций Министерства образования, и науки Российской Федерации «Вестник Образования». 2006. №10.

4. Компьютерные образовательные технологии в преподавании биологии [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке: http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1357

5. Лизинский В. М. Ресурсный подход в управлении развитием школы. М., 2006. 122 с.

6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000. 130 с.

7. Гаврилова М. А. Компетентностный подход к оценке результатов образования в стандартах нового поколения. Research Journal of International Studies. 2013. № 3-2. С. 52-53.

8. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке: www. pedsovet.org

9. Зубенко Л. П. Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке: http://www.websib.ru

10. Козленко А. Г. Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии. Газета «Биология». 2008. № 17-24.

11. Селевко К. Г. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. 328 с.

12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 256 с.

13. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. М., 1991. Вып. 6. С. 25-

38.

14. Пономарева И.Н., В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии, Издательство Академия, 2008 г.,

с280

Горлицын С.В.

Старший преподаватель, Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет РОЛЬ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Статья посвящена основным моментам технологии визуализации, на которой базируются современные подходы в обучении. Умение структурировать учебную информацию с применением визуального мышления дает возможность в кратчайшие сроки не только воспринять, но и переработать ее в знания.

Ключевые слова: визуальное мышление, наглядность, восприятие, учебная информация, знания, технология визуализации.

Gorlitsyn S.V.

Senior teacher, Ufa State Petroleum Technological University THE ROLE OF VISUAL THINKING IN EDUCATIONAL PROCESS

Abstract

The article is devoted to the main points of imaging technologies, which are based modern approaches in training. Ability to structure a training information using a visual thinking gives the possibility in the shortest possible time not only accept, but also to revise it in knowledge.

Keywords: visual thinking, clarity, perceptual, educational information, knowledge, visualization technology

Американский психолог Рудольф Арнхейм ввел термин «визуальное мышление», а его работы положили начало современным исследованиям роли образных явлений в познавательной деятельности [1].

«Визуальное» мышление - это мышление посредством визуальных операций. Другими словами, визуальные образы являются не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления. В отличие от обычного использования средств наглядности, работа визуального мышления есть деятельность разума в специальной среде, благодаря которому и становится возможным осуществить перевод с одного языка предъявления информации на другой, осмыслить связи и отношения между ее объектами. А.Р. Лурия, исследуя познавательные процессы, выделил «ум, который работает с помощью зрения, умозрительно».

В конечном счете, мышление едино: если преподаватель активизирует визуальное мышление своих учеников (даже не совсем осознанно и опосредованно), то тем самым воздействует на их мышление «в целом».

Активное владение наглядным материалом возможно только в том случае, когда объекты мышления при помощи образа наглядно объясняются. Иногда преподаватели считают, что простой показ картинок, изображающих определенный объект, позволяет студентам тут же подхватить мысль. Это не всегда оправдано. Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной ясной форме. Педагог должен помочь восприятию, но не словами, а структурированием рисунка. Каждая фраза, раскрывающая содержание отдельного утверждения учебной теории может быть зафиксирована в виде знаков, схем или рисунка [2]. Именно эти образы и применяются для восприятия, усвоения и переработки информации. Впоследствии любую знаковую информацию студент сможет подразделить на отдельные относительно самостоятельные образования, среди которых встретятся знакомые, одинаковые или же неизвестные. Исследования психологов подтверждают, что «восприятие не является результатом простой поточечной передачей изображения из рецепторов в мозг. При восприятии некоторой картины человек группирует одни ее части с другими частями, так что вся картина в целом воспринимается как нечто определенным образом организованное» [5]. Аналогично этому, любая учебная информация,

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.