Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК МУЗЫКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЗВУКОВОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ МУЗЫКИ / АРАНЖИРОВКА / ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фархутдинова Светлана Гусмановна, Шмиляк Максим Власьевич

В последнее время ведется активный поиск эффективных методов преподавания музыки, предполагающих использование дистанционных технологий. Удаленный формат ведения уроков музыки помогает раскрыть личностно-творческий потенциал каждого обучающегося общеобразовательной школы, приобщая их к работе с виртуальным пространством и фонографическими элементами звучания. Дистант становится одним из эффективных методов решения воспитательных задач. Компьютеризация обучения позволяет реализовать его общеобразовательные цели, повысить уровень познавательного интереса обучающихся к дисциплине «Музыка», научиться применять навыки подбора произведений к фрагменту урока «Слушание музыки», где школьники могут демонстрировать различные музыкальноэлектронные заготовки. Эксперимент работы с музыкально-компьютерным редактором звука дает право на свободу фантазии, творчества и интуиции. Внедрение дистанционных технологий предполагает моделирование учебного процесса в познавательно-творческом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONDUCTING MUSIC LESSONS FOR SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN REMOTE MODE

Recently, there has been an active search for effective methods of teaching music, involving the use of remote technologies. The remote format of conducting music lessons helps to reveal the personal and creative potential of each student of a comprehensive school, introducing them to work with virtual space and phonographic elements of sound. Distance learning becomes one of the most effective methods of solving educational tasks. Computerization of learning allows us to realize its general educational goals, increase the level of cognitive interest of students in the discipline “Music", learn to apply the skills of selecting works to the fragment of the lesson “Listening to Music", where students can demonstrate various musical and electronic pieces. The experiment of working with a music-computer sound editor gives you the right to freedom of imagination, creativity and intuition. The introduction of remote technologies involves modeling the educational process in cognitive and creative interaction

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ»

УДК 372.878

Фархутдинова Светлана Гусмановна

кандидат культурологии, доцент кафедры музыкального образования Нижневартовского государственного университета https://orcid.org/0000-0003-2830-8077

Шмиляк Максим Власьевич

магистрант

Нижневартовского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ

Farkhutdinova Svetlana Gusmanovna

PhD in Culture Science, Associate Professor, Department of Musical Education, Nizhnevartovsk State University https://orcid.org/0000-0003-2830-8077

Shmilyak Maxim Vlasyevich

Master's Student, Nizhnevartovsk State University

FEATURES OF CONDUCTING MUSIC LESSONS FOR SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN REMOTE MODE

Аннотация:

В последнее время ведётся активный поиск эффективных методов преподавания музыки, предполагающих использование дистанционных технологий. Удаленный формат ведения уроков музыки помогает раскрыть личностно-творческий потенциал каждого обучающегося общеобразовательной школы, приобщая их к работе с виртуальным пространством и фонографическими элементами звучания. Дистант становится одним из эффективных методов решения воспитательных задач. Компьютеризация обучения позволяет реализовать его общеобразовательные цели, повысить уровень познавательного интереса обучающихся к дисциплине «Музыка», научиться применять навыки подбора произведений к фрагменту урока «Слушание музыки», где школьники могут демонстрировать различные музыкально-электронные заготовки. Эксперимент работы с музыкально-компьютерным редактором звука дает право на свободу фантазии, творчества и интуиции. Внедрение дистанционных технологий предполагает моделирование учебного процесса в познавательно-творческом взаимодействии.

Ключевые слова:

дистанционное обучение, урок музыки, общеобразовательная школа, технологии дистанционного обучения, звуковое редактирование музыки, аранжировка, творческое воспитание, духовное воспитание

Summary:

Recently, there has been an active search for effective methods of teaching music, involving the use of remote technologies. The remote format of conducting music lessons helps to reveal the personal and creative potential of each student of a comprehensive school, introducing them to work with virtual space and phonographic elements of sound. Distance learning becomes one of the most effective methods of solving educational tasks. Computerization of learning allows us to realize its general educational goals, increase the level of cognitive interest of students in the discipline "Music", learn to apply the skills of selecting works to the fragment of the lesson "Listening to Music", where students can demonstrate various musical and electronic pieces. The experiment of working with a music-computer sound editor gives you the right to freedom of imagination, creativity and intuition. The introduction of remote technologies involves modeling the educational process in cognitive and creative interaction

Keywords:

distance learning; music lesson; general education school; distance learning technologies, sound editing of music, arrangement; creative, spiritual education

Вызовы времени определяют необходимость поиска новых подходов к формам обучения учащихся общеобразовательных школ в рамках смешанного или дистанционного типа обучения. В педагогике современного образования на первый план выдвигаются новые технологии: интегрированного обучения, сотрудничества, уровневой дифференциации. Целью их применения становится система совместного субъект-объектного взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, которая дает плодотворные результаты, такие как творческая и познавательная активность обучающихся, повышение их работоспособности на занятиях, следствием чего становится приобретение новых знаний.

Педагогическая технология организации процесса обучения заключается в умении учителя донести до школьников познавательный материал в наиболее доступной и популярной форме. Для этого необходимо учитывать возможности и способности учащихся независимо от уровня их подготовки и знаний. Предмет «Музыка» не только предполагает изучение данного вида искусства в истории разных стран и народов мира, но и способствует развитию у школьников умения анализировать прослушанные музыкальные произведения и рассуждать об их особенностях (ка-

кие инструменты были использованы, какое настроение или образ возникли в процессе слушания музыки), а также применять полученные знания для того, чтобы точнее и ярче транслировать собственное звуковое изображение того или иного инструмента, голоса, ветра, шума воды и т. д.

Музыкальное образование в школе формирует творческие способности, помогает совершенствовать личностный потенциал обучающихся, следовательно, задача педагогической технологии - создать гармоничную атмосферу для его успешного развития: научить использовать технические средства, познакомить с новыми формами использования компьютерной техники, организовать самостоятельную работу учащихся. Личный контакт преподавателя с каждым ребенком при обучении музыке позволяет добиться актуализации индивидуальных способностей ученика, перейти от позиции передачи знаний «сверху» к сотрудничеству, а в общем и целом -повысить эффективность обучения музыке.

Дистанционное обучение дает школьникам возможность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в систему мировой и национальной культуры [1, с. 67]. Его организация требует задействования технологичных форм ведения учебного процесса, основанных на использовании цифровых средств передачи информации: персонального компьютера, сети Интернет, аудио- и видеоаппаратуры для обеспечения конфе-ренц-связи и онлайн-занятий. Все это предполагает активизацию самостоятельной работы каждого обучающегося и требует от него оперативности в усвоении материала и в подготовке к контрольным этапам обучения.

Дистанционная форма подачи учебного материала выявляет слабые и сильные стороны школьников в освоении учебного материала, поэтому важно нацелить учащихся на успех в достижении образовательных результатов. Эффективно в этом отношении использование тематических презентаций, видеоматериалов для систематизации программного материала и представления его в легко воспринимаемой форме, что обеспечит наглядность образовательного процесса и усилит мотивацию учащихся к изучению музыки как предмета.

Суть технологии дистанционного обучения музыке состоит в предоставлении учащимся возможности познакомиться с основными вехами истории развития музыкального искусства, научиться слушать и анализировать музыкальные произведения, используя для этого современные информационные и компьютерные технологии.

Преимущество дистанта заключается также в индивидуализации процесса обучения. Однако не следует забывать и о пользе коллективных форм удаленного взаимодействия, обеспечивающих формирование у школьников навыков совместной работы, их психологическую готовность к разделению ответственности, необходимости учета темпов работы одноклассников и т. д. Создать атмосферу коллективного единства можно с помощью заданий, которые нацелят учащихся на поиск сотворческих идей, редакторских решений работы со звуком, например: склеивания, разрезания фрагментов музыкальной ленты либо изменения скорости ее воспроизведения, реверсирования для создания нового музыкального образа.

Следует подчеркнуть такую особенность урока музыки, как ориентация детей на творческую самореализацию. По сравнению с другими учебными предметами музыка предоставляет школьникам разнообразные возможности для самовыражения, так как само содержание ее как школьной дисциплины - результат сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ребёнка, где основное значение приобретает потенциал обучающегося, его потребность в творческом самовыражении и способность к этому. Однако мало организовать процесс общения ребенка с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у школьников такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь их души.

Уроки музыки дистанционного уровня предполагают активное использование компьютерного обеспечения для подачи нового материала и выполнения обучающимися заданий, направленных на его освоение. У школьников активно развивается аудиовизуальное восприятие, при котором музыкальные и художественные образы осознаются полнее, глубже и ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а визуальные образы раскрываются звуками. Благодаря непринужденной обстановке, которая обеспечивается сохранением комфортной для ребенка домашней атмосферы при удаленном взаимодействии, активно формируются его познавательные, предметные интересы, развиваются коммуникативные навыки, оформляются личностные результаты.

Организация групповых работ учеников при дистанте достигается сочетанием различных видов познавательной деятельности детей. Не подлежит сомнениям тот факт, что значимыми и интересными для учеников представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы или малоизвестны, но впоследствии могут войти в ряд наиболее ценных и необходимых. Коллективно-групповая деятельность открывает особые возможности для создания мотивации учеников как к индивидуальному, так и к коллективному творчеству.

Считается, что организовать коллективно-групповую работу учащихся при проведении он-лайн-урока не представляется возможным или весьма затруднительно. Но, учитывая преимущества использования данного вида деятельности на уроке, мы все же считаем необходимым использовать его и при проведении дистанционного урока. Так, при удаленной форме обучения учитель музыки может активно использовать музыковедческие онлайн-библиотеки, располагающие большим количеством литературы по разным темам в электронном формате, имеет возможность значительно пополнить свою медиатеку музыкального руководителя, разработать ряд видеоуроков для учащихся разных классов, создать комплекс музыкально-дидактических игровых пособий с цифровыми приложениями.

Кроме того, проведение уроков музыки в дистанционной форме дает возможность учителю осваивать новые для него интерактивные программы. Существует огромное количество дидактического материала по предмету «Музыка», это различные произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, оформленные с музыкальным сопровождением.

Разнообразие форм организации уроков музыки имеет свои особенности. Это касается не только изучения теоретико-исторических основ музыки, но и возможности воссоздать живое виртуальное пространство звукообразов, шумовых эффектов различных инструментов с помощью компьютерно-нотного и звукового редактирования. Творческая работа с фонографическими элементами звучания в руках умелых музыкантов-электронщиков и аранжировщиков позволяет создать яркие выразительные образы. Разнообразие подходов к данной форме работы исчерпывающе отражено в труде И.М. Красильникова: композитор создал целый методический комплекс музыкального материала по работе с электронной аранжировкой. По его мнению, музыкальное содержание и событийность звукового пространства музыки благодаря компьютерной аранжировке (от франц. arranger - устраивать, приводить в порядок) наиболее целостно раскрывается в рамках виртуальной акустики. Экспонируемые звукообъекты приобретают изменчивость: то приближаются, то удаляются, то увеличивают, то уменьшают свой объем, меняют окраску [2].

Использование элементов аранжировки на школьных уроках музыки требует, конечно, определенной адаптации принципов работы с виртуальным звуковым пространством для обучающихся. Для начала учитель показывает возможности звукового редактора, способы воспроизведения того или иного инструмента для дальнейшего корректирования учащимися способов использования звуков. Использование синтетических инструментов - от ударных до различных струнных, медных н деревянных духовых - предоставляет возможность учащимся экспериментировать со звуками, находить нужный баланс в процессе изменения звуковых сочетаний или создания новых для получения желаемых эффектов. Важно учитывать оригинальность придуманных музыкальных зарисовок. Интересным педагогическим приемом является предоставление учащимся возможности импровизации: например, выбрать инструменты и создать простейшую мелодическую цепочку из двух звуков для изображения сказочных героев - Деда Мороза или Бабы Яги - или создания тематического музыкального образа «зимняя сказка», «волшебный лес», «пение птиц», «шум воды» и так далее. В ходе выполнения такого рода заданий и выстраивается дистанционная модель совместной деятельности школьников в рамках музыкального образования.

Однако успешность дистанционного обучения музыке зависит не только от содержания образовательного процесса, но и от обеспечения полноценной обратной связи, ведь, правильно организованная, она дает учащимся информацию для самоанализа, творческого вдохновения и саморазвития.

Результатом работы учителя музыки с учащимися младших классов должны являться: устойчивый познавательный интерес и творческая активность детей на уроках музыки, повышение качества обучения младших школьников, их готовность применять полученные знания и умения в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности. Необходимо научить каждого ребенка воссоздавать полноценные музыкально-художественные образы; слышать, о чем говорит музыка, а также быть чувствительным к разным нюансам ее звукоизобразительно-сти; выявлять главное и второстепенное; узнавать инструменты, с помощью которых создана музыкальная картина. Все перечисленные умения являются необходимой частью самостоятельной работы учащихся по редактированию различных ритмических, тембральных эффектов звука для создания музыкальной аранжировки в собственном понимании музыкального мира образов.

Современные школьники должны обладать творческим мышлением, быстро находить необходимую и эффективно использовать полученную информацию, активно взаимодействовать с окружающими, обмениваться опытом. Уроки музыки в общеобразовательной школе способны выступить в роли одного из важнейших элементов подготовки специалиста, способного к ведению плодотворной деятельности в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды. В рамках теории учебной деятельности В.В. Давыдова учителем

выстраивается модель совместной деятельности школьников, в которой задачи обучения, в том числе и дистанционного, компонентно структурируются, появляются подзадачи, группирующиеся в серию однотипных, обучающиеся принимают на себя роли планировщиков, сборщиков, координаторов, тем самым запуская механизм саморегуляции [3, с. 73-74].

Проведение уроков музыки в дистанционной форме при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность и самомотивация учащихся, осуществление контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного эффективного и качественного школьного образования.

Дистанционное обучение реализуется на основе системного комплекса уроков, разработанных Е.Д. Критской по предмету «Музыка». Представленные автором мультимедийные уроки в школе, примеры заданий по музыке характеризуются кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства [4, с. 11].

Видеолекции к урокам музыки, разработанные в программе В. Алеева, представляют собой беседы о музыке на самые различные темы: это и жанровость, и формообразующие основы музыки, и ее стилевые особенности. В программе содержится разнообразный песенный материал, интонационно-слуховые упражнения, а также коллекция партитур, включающая нотный текст музыкальных произведений для уроков музыки. Все это дает возможность использовать материал программы для создания музыкальных заготовок на занятиях по отработке умений звукового синтеза, проводимых как в очном, так и в дистанционном формате [5].

В условиях новообразований, в том числе внедрения дистанционных форм обучения, важно учитывать и применять на уроках музыки фундаментальные основы классического образования. Устойчивая позиция гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития школьников создает условия для всестороннего становления их личности.

Перед современным музыкальным образованием стоят труднейшие задачи: воспитание бескорыстного отношения к миру, обеспечение художественного познания мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), формирование национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего. Научно-технический прогресс, социокультурная ситуация побуждают педагогов к творческому поиску актуальных способов их решения. Уроки в школе по предмету «Музыка» сегодня проектируются в режиме инновационных идей, появляются новые разработки, методы работы, об этом свидетельствуют концептуальные авторские программы.

Ссылки:

1. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 66-71.

2. Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. М., 2010. 126 с.

3. Булин-Соколова Е.И. Модели взаимодействия при использовании современных дистанционных технологий в общем образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2008. № 3. С. 56-75.

4. Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы. М., 2014. 232 с.

5. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4, 5-8 классы: программы для общеобразовательных учреждений. М., 2010. 96 с.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Аракелян Нина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.