УДК 371.321 ББК 74.2
Реброва Татьяна Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра естественных и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт управления» г. Волгоград Rebrova Tatiana Sergeevna the candidate of pedagogical sciences, the associate professor the department of natural and humanitarian sciences NSEI HVE «Management Institute»
Volgograd tanya re1980@mail.ru
Современные интерпретации индивидуального стиля деятельности педагога
Modern interpretations of individual style of teacher’s activity
В статье рассматриваются современные интерпретации индивидуального стиля деятельности педагога, приводятся различные точки зрения педагогов, психологов, философов. Конкретизируется взаимосвязь стиля деятельности педагога, его индивидуально-личностных особенностей, социокультурных норм и ожиданий общества.
Modern interpretations of individual style of activity of a teacher are examined and different points of view of teachers, psychologists, philosophers are brought in the article. Intercommunication of style of teacher’s activity, his individually-personal features, sociocultural norms and expectations of society are specified.
Ключевые слова: деятельность педагога, типическое, индивидуальное, стиль деятельности, индивидуальный стиль деятельности педагога, ядро, пристройка к ядру, подструктуры личности.
Key words: teacher’s activity, typical, individual, style of activity, individual style of teacher’s activity, kernel, annex to the kernel, fine-tuning of personality.
На основе учета потребностей учащихся и их родителей как участников образовательного процесса в удовлетворении образовательных интересов школа создает условия для развития личности учащихся, конкурентоспособной по уровню и качеству полученных знаний, подготовленной к продолжению непрерывного образования (по ФГОСам второго поколения - «образование в течение жизни»).
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что Новая школа представлена новыми учителями, открытыми ко всему новому, понимающими детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающими свой предмет. Между качеством образования и качеством деятельности педагога существует объективная прямая связь. Современному учителю недостаточно овладеть определенной суммой предметных, психо-лого-педагогических знаний и методикой работы. Важно осознавать необходимость сотрудничества (с коллегами и учениками), поиска новых подходов и решений, позволяющих вырваться из педагогических стереотипов.
Учитывая, вышеизложенное, на современном этапе развития российского образования к профессиональной деятельности педагога предъявляются все возрастающие требования независимо от его стажа и возраста. Эффективность педагогического процесса в значительной степени определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося педагога, осознающего себя полноправным субъектом педагогической деятельности.
В настоящий момент наблюдается обострение противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности педагога, и фактическим уровнем его подготовленности к выполнению профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуальным характером его деятельности. Типовое (типическое) - то, что может быть сформировано в самом обществе и самим обществом. Индивидуальное - то, что развито у данного человека, обусловлено его субъективным развитием.
Типическое в деятельности педагога представляет собой для определенной группы что-либо характерное. Типическими являются те черты, которые усваиваются педагогом в совместной деятельности и общении, которые являются присущими для профессионального и социального окружения, где находится педагог. Индивидуальное - такие черты, которые педагог развивает самостоятельно, например, усидчивость. Так, знания, которые дают курсы повыше-
ния квалификации, являются типическими, но составляют базу для развития индивидуально-личностных качеств в профессии, формирования индивидуального стиля деятельности.
Для современного педагога всегда актуальны следующие вопросы. Каким образом стать полновесным профессионалом в своей сфере деятельности, успешным педагогом, личностью, которая будет примером для собственных учеников? Какие обстоятельства помогают учителю выработать только ему характерный индивидуальный стиль деятельности, который позволит добиваться высоких профессиональных результатов? Ведь, тот, кто выбирает профессию педагога, становится ответственным за воспитание и обучение других, а также «за самого себя, за свою профессиональную подготовку, за свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем!» - утверждает И.А. Зимняя [3, С. 4]. Не теряет значимость утверждение К.Д. Ушинского: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [9, С. 63].
Итак, во все времена деятельность педагогов всегда была значима для человеческого общества. Если раньше педагог являлся примером для коллектива, учеников, родителей, то сейчас он становится образцом для учеников, авторитетом для родителей, профессионалом-экспертом для остальных учителей.
Труды многих дидактов и ученых-психологов посвящены исследованию педагогической деятельности, ее содержания, сущности и структуры: И.Ф. Демидова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, В.С. Немов, С.А. Смирнов, А.П. Чернявская и др. К раскрутию понятия «педагогическая деятельность» каждый из них подошел по-своему.
Проанализировав понимание «деятельности», Т.С. Реброва указывает, что в современном понимании деятельность является специфической человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразную трансформацию в интересах людей; условие существования общества [7]. Итак, деятельность определяется как упорядоченная активность, в
которой порядок и система возникающих в ней отношений и законов не зависят от того, кто именно эту активность осуществляет.
В философии деятельность рассматривается как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. В психологии деятельность раскрывается как динамическая система взаимодействий субъекта с миром. Отсюда, деятельность педагога имеет преобразующий характер и регулируется требованиями общества.
Существуют различные виды деятельности: спортивная, производственная, организаторская и др. Раскроем специфику именно педагогической деятельности.
Так, И.А. Зимняя утверждает, что педагогическая деятельность оказывает воспитывающее и обучающее влияние учителя на учащегося (учащихся), направленное на его интеллектуальное, деятельностное и личностное развитие, наряду с этим предполагающее саморазвитие и самосовершенствование [3]. В тоже время вышеобозначенное определение охватывает только один аспект педагогического процесса - учителя и его действия по воспитанию, обучению и развитию, направленные на ученика. Так ученик выступает центральной фигурой, ради которой осуществляется педагогическая деятельность. Отсюда взаимодействие учителя и ученика большинством ученых признается важнейшей структурной единицей педагогической деятельности.
На наш взгляд И.Д. Демидова предложила более полное определение педагогической деятельности. Она считает, что это система взаимоотношений и взаимодействий участников образовательного процесса, а так же на основе развития профессионально важных личностных качеств учителя происходит структурирование учебного процесса [2, С. 143].
В педагогической литературе и практике нередко особенности деятельности педагога соотносятся с такой категорией, как «стиль преподавания», «стиль
деятельности» конкретного педагога, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися.
Стиль деятельности, по мнению И.А. Зимней, представляет собой устойчивую систему приемов, способов, проявляющуюся в различных условиях ее существования [3, С. 363].
Под стилем педагога Н.М. Борытко понимает проявление его индивидуальности, отношения к себе, своем предмете, какие у него отношения с обучающимися, что он думает и ожидает, как и какие вопросы задает, какими технологиями владеет и какие методы использует.
Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки - вот тот «багаж», который дает педагогу свой стиль деятельности. Отсюда складывается понятие «индивидуальный стиль деятельности педагога».
Раскрывая современные интерпретации данной категории, рассмотрим ее разностороннее понимание.
С философской точки зрения индивидуальный стиль деятельности педагога соотносится с профессионально-педагогической культурой и является, с одной стороны, ее составной частью, а, с другой, - динамической видоизменяющейся итоговой системой (внешней формой) ее конкретных проявлений. Также справедливо и обратное утверждение: если понимать стиль как «пульс самоосуществления культуры» (по О. Шпенглеру), то индивидуальный стиль деятельности педагога представляет собой ключевое понятие для выстраивания его профессионально-педагогической культуры.
Отсюда формирование индивидуального стиля деятельности педагога есть ни что иное, как развитие педагогом своей микро-профессионально-педагогической культуры, дающей ему право независимого выбора средств самореализации и самовыражения. С ориентацией на внешнюю норму, оценки других, сообщества, культуры. Актуальными становятся нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе.
Индивидуальный стиль деятельности педагога понимается как продолжение традиций, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение.
Педагог в этом аспекте воспринимается в связи с соответствием принятым нормам, и это соответствие Н.М. Борытко обозначает категорией «личность» - человек, соответствующий социокультурным ожиданиям, который ведет себя «как должно», «как принято». Мы считаем, что личность является стержнем индивидуального стиля деятельности педагога, основанная на ценностных ориентациях и общественных нормах.
Вскрывая особенности точки зрения психологов на понимание индивидуального стиля деятельности педагога, следует отметить следующее.
В западной психологии категория стиля понимается по-разному. Так Г. Олпорт и Р. Стагнер понимают стиль как характеристику системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуально-личностных особенностей. В тоже время А. Адлер рассматривает стиль как характеристику индивидуальной стратегии системы промежуточных целей.
В соответствии с отечественной концепцией индивидуального стиля деятельности, стиль всегда подразумевает его взаимосвязь с конкретными индивидуально-личностными особенностями человека, а не только понимается как определенная психологическая система. Е.А. Климов и В.С. Мерлин аргументировали особенность данной концепции. Так под индивидуальным стилем деятельности подразумеваются не отдельные составные части деятельности, а их определенное комбинирование (система приемов и способы деятельности), стиль формируется как интегральный эффект взаимодействия субъектов. Стиль может изменяться при трансформировании условий деятельности, т.е. прослеживается взаимосвязь внешних условий и внутренних факторов.
Психологи утверждают, что обобщенная характеристика индивидуальноличностных особенностей педагога, складывающихся и проявляющихся в его работе, и есть индивидуальный стиль деятельности.
Изучением отдельных подструктур личности, обусловливающих индивидуальность человека, занимается современная психология. Обычно выделяются две категории черт: 1) биологически обусловленные, те, с которыми человек появляется на свет и которые наблюдаются в течение всей его жизни; 2) социально обусловленные, те, которые он приобретает во время собственного социального развития (деятельности, общения).
Так ядро и пристройку к ядру Е.А. Климов выделяет в структуре индивидуального стиля деятельности [4]. Ядро определяется как качества человека, которые опираются на особые свойства нервной системы и обнаруживаются непреднамеренно. В это ядро включены две группы природных черт: одни способствуют успешной деятельности, а иные мешают ее реализации.
В пристройку к ядру входят качества, вырабатывающиеся человеком в результате сознательных или стихийных поисков. Также включают две группы признаков: одни связаны с использованием положительного потенциала субъекта, другие направлены на преодоление отрицательных черт и имеют компенсаторный характер.
Проанализировав работы Е.А. Климова, Л.Г. Копыловой, М.Р. Щукина, мы пришли к выводу, что люди с разными индивидуально-типологическими особенностями могут достичь примерно одинаковой плодотворности труда благодаря усвоению особой системы способов и приемов работы, отвечающей их индивидуальным свойствам (т.е. при условии формирования индивидуального стиля деятельности).
Общеизвестно, что комплекс индивидуально-личностных особенностей педагога может лишь отчасти удовлетворять профессиональным требованиям, вследствие этого сознательно или стихийно мобилизируя свои профессиональные качества, учитель компенсирует или преодолевает качества, препятствующие достижению успеха.
Так, в условиях с повышенными требованиями к ритму и темпу деятельности педагог с подвижным типом нервной системы благополучно раз-
решает профессиональные задачи за счет применения своей способности без затруднений активизировать действия и переходить от одного состояния к другому.
В тех же условиях педагог инертного типа нервной системы использует иные средства. За счет дальновидности и повышенного интереса к профилактическим действиям он может избавить себя от нужды стремительно реагировать на сигналы. У него формируется склонность к основательности, систематичности в работе. Он заблаговременно разрабатывает профессиональные заготовки, которые усиливают его слабые места.
Таким образом, мы согласны с Е.А. Климовым, который рассматривает индивидуальный стиль как систематическое образование и выделяет в качестве ключевого механизма его функционирования механизм компенсации [4, С. 49].
Понимание индивидуального стиля деятельности как пути наиболее удачного приспособления к требованиям или прочей деятельности людей с различными типами темперамента впервые сформулировано В.С. Мерлиным.
Темперамент понимается как индивидуально-личностные особенности человека, обуславливающие динамику его психической деятельности и поведения. Он обуславливает динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее взглядов, интересов, убеждений, не является показателем общественной ценности личности, не определяющие ее потенциала. Люди самого разного темперамента могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности, что дополняет выводы Е.А. Климова.
Итак, индивидуальный стиль деятельности педагога зависит от специфик структуры личности, ее индивидуальных свойств. К.К. Платоновым выделяются следующие четыре подструктуры личности:
1. Подструктура направленности включает в себя те идеалы и ценности, сквозь призму которой педагог подходит к своей работе и детям, отношения и моральные черты личности, что перекликается со сделанными ранее
выводами о понимании индивидуального стиля деятельности педагога с точки зрения философских исследований. Данная подструктура отражает индивидуально преломление общественного сознания и не содержит, по мнению автора, природных задатков. Так Н.В. Кузьмина выделяет три разновидности направленности: 1) истинно-педагогические; 2) формально-педагогические; 3) ложно-педагогические. Только первый вид направленности содействует достижению высоких результатов в деятельности педагога [6, С. 16].
2. Подструктура опыта включает знания, привычки и умения, приобретенные личностью, которые используются в работе. Н.В. Кузьмина предлагает следующую структуру знаний учителя: 1) знания содержание деятельности -предмета; 2) знания правил осуществления деятельности - методов, средств, форм, педагогического воздействия; 3) знание психологических особенностей овладения учащимися методами и содержанием учебной деятельности - общение, познание, труд; 4) знание индивидуально-психологических особенностей учащихся; 5) знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [6].
3. Подструктура форм отражения представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимание, восприятие, мышление, память, способности. Для педагогической деятельности такими способностями, по мнению В.А. Крутецкого, будут дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, распределение внимания [5].
4. Биологически обусловленная подструктура включает в себя типологические свойства: темперамент и природные свойства человека или черты характера, под которыми понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, реализующие его отношение к действительности.
Особенности низшего уровня оказывают влияние на поведение человека прежде, чем подструктуры высших уровней, как и во всякой иерархии.
В любой ситуации действие педагога импульсивно будет отражать биологически обусловленные черты и особенности его темперамента. И только в процессе анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней.
Опытные учителя в меньшей степени зависят от особенностей темперамента, их реакции менее спонтанны, в работе они больше опираются на высшие подструктуры.
Понимание своих психологических качеств дает педагогам возможность возмещать нежелательные личностные особенности посредством применения других свойств личности. Это полностью совпадает с ранее указанными выводами Е.А. Климова и В.С. Мерлина.
Переходим к педагогической интерпретации данной категории. Рассмотрев различные подходы к пониманию индивидуального стиля деятельности, считаем наиболее интересным взгляд В.И. Загвязинского на данную проблему. Под индивидуальным стилем деятельности педагога он понимает «систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способ предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений» [1, С. 195].
Исходя из вышеизложенного, считаем, что такой подход раскрывает суть взаимодействия педагога со средой, предполагающий обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и установление в ней собственных взглядов и значения.
На основе анализа различных точек зрения на понимание индивидуального стиля деятельности педагога делаем вывод, что данная категория включает в себя следующее: 1) личность педагога, которая соответствует социокультурным нормам, ожиданиям общества; 2) осознание своих индивидуально-личностных особенностей, компенсаторные способности педагога; 3) взаимодействие педагога со средой через обмен влияниями [8, С. 86].
Библиографический список
1. Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Р. Атаханов, В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
2. Демидова, И.Д. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособ. / И.Д. Демидова. - Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 2003. - 224 с.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособ. / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд. « Феникс», 1997. - 480 с.
4. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е.А. Климов. - Казань, 1969.
5. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учеб. для учащ. пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Изд. «Просвещение»,1980. - 352 с.
6. Кузьмина, Н.Б. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.Б. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
7. Реброва, Т.С. Работа классного руководителя по педагогической поддержке профессионально-личностного самоопределения подростка [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Т.С. Реброва. - Волгоград, 2005. - 140 с.
8. Реброва, Т.С. Аспекты современного понимания индивидуального стиля деятельности педагога // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по матер. Межд. науч.-практ. конф. 29 нояб. 2013 г. В 7 ч. Ч. 6. Мин-во обр. и науки. - М.: «АР-Консалт», 2013. - 177 с., С. 84 - 86.
9. Ушинский, К.Д. Собр. соч. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М., 1950. - Т. 2. - С. 63.
Bibliography
1. Atahanov, R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research [Text] : studies. manual for students of higher pedagogical educational establishments / R. Atahanov, V.I. Thagviathinski. - М.: Publ. center "Academy", 2001. - 208 p.
2. Demidova, I.D. Pedagogical psychology [Text] : studies. manual / I.D. Demidova. - Rostov n/D.: Publ. "Phoenix", 2003. - 224 p.
3. Thimnia, 1.А. Pedagogical psychology [Text] : studies. manual / 1.А. Thimnia. - Rostov n/D.: Publ. " Phoenix", 1997. - 480 p.
4. Klimov, Е.А. Individual style of activity depending on typology properties of the nervous system [Text] / Е.А. Klimov. - Kazan, 1969.
5. КгУ^Ыу, VA. Psychology [Text] : studies. for pupils of pedagogical schools / VA. КгУ^Ыу. - М.: Publ. "Inlightening", 1980. - 352 p.
6. ^thmina, N.B. Professionalism of personality of teacher and master of the productive educating [Text] / N.B. Куthmina. - М.: Higher school, 1990. - 117 p.
7. Rebrova, TS. Work of class leader on pedagogical support of professional-ly-personality self-determination of teenager [Text] : diss.. candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. / T.S. Rebrova. - Volgograd, 2005. - 140 p.
8. Rebrova, T.S. Aspects of the modern understanding of the individual style of teacher’s activity // Prospects of development of science and education: collected scientific articles, materials of International scientific-practical conference 29 Nov. 2013. In 7 parts. Part 6. Ministry of education and science. - M.: "AR-Consult", 2013. - 177 p., P. 84 - 86.
9. yshinskiy, K.D. Collected works [Text] / K.D. yshinskiy. - M., 1950. -T. 2. - P. 63.