Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЛИНГ / MUNICIPALITY MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / TERRITORIAL DEVELOPMENT / INTEGRATED PLANNING / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Р.В.

В публикации рассмотрена проблематика стратегического управления развитием муниципального образования (МО). Констатируется высокая значимость обеспечения надлежащих практик стратегического управления для решения задач перспективного развития муниципального образования. Обращается внимание на нехватку знаний и технологий стратегического управления на местном уровне, предлагаются пути решения проблем с привлечением современного инструментария управления и контроля стратегического развития МО - интегрированного планирования и контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INSTRUMENTS AND TECHNOLOGIES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPALITY

The publication addresses the issues of strategic management of the development of the municipality. The high importance of ensuring good strategic management practices for solving the problems of the future development of the municipality is ascertained. Attention is drawn to the lack of knowledge and technologies of strategic management at the local level, ways to solve problems involving modern management tools and control of the strategic development of the municipality - integrated planning and controlling.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

УДК 65.01

Васильева Р.В. студент магистратуры 2 курса направление подготовки - государственное и муниципальное управление кафедра менеджмента и административного управления

РГСУ

научный руководитель: Уржа О.А., доктор социологических наук

профессор Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация. В публикации рассмотрена проблематика стратегического управления развитием муниципального образования (МО). Констатируется высокая значимость обеспечения надлежащих практик стратегического управления для решения задач перспективного развития муниципального образования. Обращается внимание на нехватку знаний и технологий стратегического управления на местном уровне, предлагаются пути решения проблем с привлечением современного инструментария управления и контроля стратегического развития МО - интегрированного планирования и контроллинга.

Ключевые слова: управление муниципальным образованием, стратегическое управление, стратегическое планирование, территориальное развитие, интегрированное планирование, контроллинг.

Vasilyeva R. V.

Undergraduate 2 course, the direction of training - state and municipal management, department of management and administrative

management of the RSSU Scientific adviser: Urzha O.A., Doctor of Sociology, Professor

Russia, Moscow

MODERN INSTRUMENTS AND TECHNOLOGIES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MUNICIPALITY

Abstract. The publication addresses the issues of strategic management of the development of the municipality. The high importance of ensuring good strategic management practices for solving the problems of the future development of the municipality is ascertained. Attention is drawn to the lack of knowledge and technologies of strategic management at the local level, ways to solve problems involving modern management tools and control of the strategic development of the municipality - integrated planning and controlling.

Keywords: municipality management, strategic management, strategic planning, territorial development, integrated planning, controlling.

Введение. В современной парадигме государственного и

муниципального управления, в качестве фундаментальной основы управления развитием субъектами любого уровня выступает стратегическое управление.

Актуальность настоящей публикации обусловлена тем, что адекватное управление муниципальным образованием в современных условиях не представляется возможным без надлежащего стратегического целеполагания, управление развитием также должно строиться системно. Корректное применение арсенала методов и технологий стратегического управления призвано обеспечить эффективное управление и сбалансированное, динамически устойчивое развитие муниципального образования на длительный период.

Между тем, проблематика развития систем стратегического управления современными отечественными муниципальными образованиями состоит в том, что несмотря на существенное проникновение практик стратегического управления в ГМУ, в целом ряде муниципальных образований управление развитием по-прежнему не носит стратегический характер, и не подкреплено современными инструментами, и методами стратегического анализа и управления. Общим вопросам стратегического управления посвящены работы таких авторов, как И. Ансофф, Н.В. Брит, В.Р. Веснин, А.М. Моисеев, Е.А.Фадеева, и др. Аспектам стратегического управления муниципальными образованиями посвящены труды таких авторов, как Н. И. Атанов, Е.А.Лавренко, А. С. Маршалова, А. С. Новоселов, А. В. Одинцова, И.Е. Рисин, А. Е. Янтранов и др. При этом, несмотря на активный исследовательский интерес, многие вопросы обеспечения стратегического управления муниципальными образованиями остаются недостаточно изученными, в особенности в условиях цифровизации управления, что требует проведения новых исследований по проблематике.

В настоящей публикации мы коснемся ключевых методико-методологических аспектов стратегического управления муниципальными образованиями, включая ключевые направления стратегического менеджмента муниципалитета, а также возможности применения передовых технологий, способствующих эффективному формированию и построению стратегического управления муниципальными образованиями, в том числе, связанными с последними достижениями эры цифровизации.

Методология. В настоящей публикации проблематика применения современных инструментов и технологий стратегического менеджмента в управлении муниципальными образованиями раскрыта с использованием релевантных общенаучных и частно-научных методов исследования, включая такие, как анализ, синтез, индукция, дедукция, системно -структурный, формально-логический, конкретно-исторический, метод сравнений, научных метафор и др.

Основная часть. Стратегическое управление выступает одним из фундаментальных методов социально-экономического управления на мезо-уровне, как и, в целом, любыми социально-экономическими системами [1].

В связи со стратегическим управлением, хотелось бы привести читателю мудрую мысль, высказанную более двух столетий назад выдающимся теоретиком военной науки (а ведь именно из нее и ведет свое летоисчисление стратегический менеджмент), К. фон Клаузевицем: «стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» [2]. Что нам говорят представленные мысли?

Во-первых, что во всех начинаниях в основу управления всеми процессами, предполагающими определенную продолжительность по времени, должна быть положена стратегия. Ее отсутствие, равно как и просчеты при формулировке и разработке, не могут быть ничем компенсированы. Решая задачи социально -экономического развития муниципального образования, запуская ли новый бизнес, принимая ли решение взять ипотечный кредит или, скажем, выбирая новое место жительства, каждый из нас нередко задается такими вопросами, как «зачем я это делаю» и «нет ли более подходящей альтернативы». Но намного реже мы пытаемся посмотреть вперед, через определенный, продолжительный промежуток времени, и представить себе тот идеальный результат, который хотелось бы видеть от своего начинания, или же от конкретного решения, от выбора. На самом деле, это и есть цель, и с учетом долгосрочной перспективы - цель стратегическая. Стратегическое целеполагание - важная предпосылка успеха любого дела.

Нельзя, безусловно, говорить, что само по себе наличие четко определенной цели является достаточным для конечного успеха (в виде достижения этой самой цели), тем более, что цель может быть ложной или некорректно сформулированной. Чтобы избежать последних аспектов, следует использовать научный инструментарий для формирования цели и обоснования всей системы стратегического управления (сказанное относится в равной степени к любому объекту стратегического управления), направленной на ее достижение; цель не должна быть недостижимой, «фантазийной».

Кроме собственно цели, необходим и долгосрочный план мероприятий, реализация которой должна быть направлена на максимальное достижение. Должно иметь место и гибкое управление, в том числе, корректирующие воздействия, позволяющие направить соответствующие процессы в нужное русло, или же отреагировать на неожиданные изменения внешней среды.

Наконец, стратегическое управление - это еще и люди, в том числе, руководители, с рациональным мышлением, ориентированным на фасилитацию достижения долгосрочных целей и задач.

Здесь мы переходим ко второму фундаментальному аспекту, содержащемуся в высказывании фон Клаузевица. Речь идет не о перфекционизме стратегического управленца, тем более, как гласит народная мудрость, лучшее бывает врагом хорошего. Речь о нескольких вещах. О том, что тактическое управление всегда должно быть подчинено

стратегическому, и они не могут существовать в отрыве друг от друга. О том, что у грамотного управленца сиюминутные, тем более, неожиданные успехи не должны вызывать эйфории, особенно, если известно, что за такими успехами стоит не стратегия, а случайность. Это и о том, что каждый текущий успех, как и каждое поражение, следует критически оценивать.

Но самое, на наш взгляд, важное, заключается в том, что реализация стратегии - это длительный, тернистый путь поражений и побед, пройти который можно лишь не впадая эйфорию или уныние от текущих результатов. Системность, обоснованность, трезвый расчет - важнейшие слагаемые успеха при реализации любой стратегии.

Перечисленные общие, фундаментальные принципы, которые, на наш взгляд, должны найти найти безусловное отражение в системе и процессах стратегического управления, должны сочетаться с частными особенностями стратегического управления, применимыми непосредственно к ситуации стратегического управления муниципальными образованиями. Как справедливо отмечают Н.Г. Постоленко с соавторами [3], крупнейшими технологиями стратегического управления муниципальными образованиями выступают:

1) стратегическое планирование;

2) территориальное планирование.

С применением инструментов стратегического планирования, имеется возможность выстроить рациональную систему комплексного управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Оно предполагает разработку и утверждение долгосрочных программ и планов социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования (программно-целевой подход к управлению муниципальным образованием), и применение инструментов и методов управления по целям.

Территориальное планирование касается проблематики пространственного, в том числе, градостроительного развития территории муниципального образования [4]. Находясь на стыке множества научных дисциплин, в том числе, экономики, демографии, социологии, географии, территориальное планирование позволяет в реальных, конкретно заданных условиях сформировать физические контуры будущего для муниципалитета.

С применением указанных технологий, имеются все возможности для эффективного достижения ключевых целей и задач стратегического функционирования муниципальных образований - а таковые, в своем подавляющем большинстве, касаются обеспечения динамически устойчивого, долгосрочного, а также сбалансированного развития экономики, его социальной системы, включая рост муниципальной экономики и стабильное состояние обеспечения экономической безопасности муниципального образования [5].

На сегодняшний день сложилась система и определенная методология стратегического управления муниципальными образованиями, хотя, как показывают материалы прикладных исследований [см., напр., 6], в части

внедрения и развития стратегического управления муниципальными образованиями имеется немало противоречий и проблем. Перечислим лишь некоторые из них:

- непонимание высшим руководством регионов и муниципалитетов первостепенной значимости стратегического управления для целей развития муниципального образования;

- ненадлежащее кадровое обеспечение стратегического управления, отсутствие должного профессионализма у лиц, его осуществляющих;

- подмена стратегических аспектов управления тактическими;

- недостаточность и низкое качество стратегических исследований внешней и внутренней среды, которые положены в основу стратегического развития муниципального образования;

- формальный подход к составлению и утверждению стратегических программ и планов развития муниципальных образований, выбор нерелевантной методологии и иные причины подобного рода;

- отсутствие надлежащего контроля реализации программ стратегического развития муниципальных образований, иных инструментов стратегического управления, а также недостаточная эффективность применения мер ответственности к должностным лицам за просчеты в изучаемой сфере, включая заведомо умышленные;

- недостаточная активность во внедрении современного инструментария стратегического управления, соответствующего передовым достижениям цифровой эпохи.

На последнем из перечисленных аспектов хотелось бы сфокусировать особое внимание в настоящей публикации. Так, изучение релевантных литературных источников позволяет констатировать, что значительный практический интерес представляют такие инструменты стратегического управления МО, как интегративное планирование и контролллинг; при этом, оба перечисленных инструментов привносятся в практику стратегического управления муниципальными образованиями из практики стратегического же менеджмента организациями коммерческого сектора.

Суть интегрированного (интегративного - оба термина имеют право на существование) планирования заключается в том, что [7]:

- планирование охватывает все три уровня управления по масштабу (стратегическое, тактическое и оперативное);

- предполагает разработку планов и программ управления всеми без исключения типами ресурсов, находящимися в распоряжении объекта управления (материально-техническими, интеллектуальными, финансовыми, кадровыми и др.);

- применительно к сложным объектам, предполагает интеграцию всех ключевых и заданных видовых направлений планирования - так, для управления муниципальными образованиями речь будет идти о гармонизации стратегического планирования и планирования территориального развития.

На сегодняшний день, в сфере стратегического планирования развития муниципальных образований проблема как раз состоит в интеграции разрозненных планов, что и предлагается решить с применением данного инструмента.

Другая значимая проблема - обеспечение эффективного контроля за стратегическим управлением МО. Вновь вооружившись знаменитым высказыванием Клаузевица, отметим, что без должного контроля от того самого пресловутого «головокружения от успехов» могут быть наиболее негативные последствия, в виде недооценки реальных просчетов в системе стратегического управления. В условиях, когда «обыкновенный» контроль за реализацией программ и планов стратегического развития муниципального образования уже не может охватить весь масштаб процессов и проблем, и обеспечить должный уровень их контролируемости, на помощь может прийти контроллинг СЭР МО, основная идея которого состоит в интеграции собственно контроля, информационных систем (в тотальной информатизации контроля), а также постоянной действующей системы корректировок мероприятий стратегического развития со стороны муниципальных менеджеров. Несмотря на фактическое отсутствие продвинутой практики контроллинга стратегического управления на мезо -уровне, исследования показывают наличия многочисленных возможностей его применения [8-9], которое, как думается, позволит существенно снизить риск ошибок и неточностей в стратегическом управлении развитием муниципального образования.

Заключение. Таким образом, стратегия должна быть положена в управление развитием любых социально-экономических систем, и муниципальные образования здесь исключением не являются. Для решения имеющихся проблем в развитии стратегического управления муниципальными образованиями, нами рекомендуется активнее применять передовые достижения и технологии «корпоративного» стратегического менеджмента, включая контроллинг и интегративное планирование.

Использованные источники:

1. Торгашев, Р.Е. Государственное стратегическое управление, прогнозирование и планирование. - М.: ПЕРО, 2017. - 98 с.

2. Стратегическое управление в военной сфере: хрестоматия; сост. и авт. предисл. А. А. Кокошин. - М.: МАКС пресс, 2005. - 534 с.

3. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с

4. Пелымская, О.В. Территориальное планирование муниципального образования / О. В. Пелымская, Е. Г. Черных, А. В. Кряхтунов. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 81 с.

5. Андрюхина, И.Ю. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие. - Саратов: Амирит, 2018. - 147 с.

6. Хурматуллина, А.Ф. Стратегическое планирование как инструмент

управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Челябинск, 2018. - 24 с.

7. Халтаева С. Р. Проблемы формирования интегрированной системы регионального стратегического планирования //Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2015. - Т. 5. -№. 56. - С. 126-130.

8. Корезин, А.С. Инновации в системе социального управления (социологическая теория управленческих инноваций)/ А. С. Корезин, С. Б. Мурашов; [под общ. ред. С. Б. Мурашова]. - СПб.: Изд-во Северо-Западного ин-та повышения квалификации ФНС России, 2017. - 111 с.

9. Шедько Ю. Н. Социальный контроллинг в управлении устойчивым развитием градообразующих организаций моногородов Урала //Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №. 18 (373). - C.157-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.