Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КОНТРОЛЛИНГ / MANAGEMENT MECHANISM / STRATEGIC MANAGEMENT / MANAGEMENT EFFICIENCY / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова О.Н.

В статье рассматриваются особенности совершенствования управления муниципальным образованием. Рассмотрены задачи стратегического управления муниципальным образованием. Определены концепции эффективного управления муниципальным образованием. Предложены направления совершенствования механизмов управления МО. Рассмотрен новый инструмент в управлении муниципальным образованием - контроллинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

The article discusses the features of improving the management of municipal education. The problems of strategic management of municipal education are considered. The concepts of effective management of municipal education are defined. The directions of improvement of mechanisms of control MO. A new tool in the management of municipal education - controlling is considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«Видавництво «Консультант» Кшв, 2006-430c.

4. Журнал "Пщприемництво, господарство i право" N 12 2004р. с. 100-103.

5. Перспективи розвитку внутрiшньоï торгiвлi в "Украшу критичний погляд А. Мазараю. I. Бланк. В. Базнлевич. Н. Гуляева, I. Попов, С. Булгакова, Н. Голошубова. - Вюник КНТЕУ. № 6. - 2002. - С. 3-29.

Малахова О.Н. студент магистратуры Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности совершенствования управления муниципальным образованием. Рассмотрены задачи стратегического управления муниципальным образованием. Определены концепции эффективного управления муниципальным образованием. Предложены направления совершенствования механизмов управления МО. Рассмотрен новый инструмент в управлении муниципальным образованием - контроллинг.

Ключевые слова: механизм управления, стратегическое управление, эффективность управления, контроллинг.

Malakhova O.N.

Graduate student Orenburg State University Russia, Orenburg IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

Abstract: the article discusses the features of improving the management of municipal education. The problems of strategic management of municipal education are considered. The concepts of effective management of municipal education are defined. The directions of improvement of mechanisms of control MO. A new tool in the management of municipal education - controlling is considered.

Keywords: management mechanism, strategic management, management efficiency, controlling.

Очевидным является тот факт, что население муниципального образования заинтересовано в эффективном управлении и максимальном удовлетворении своих материальных и духовных потребностей. Различные системы межбюджетных отношений и властных структур (на национальном, региональном и местном уровнях) призваны развивать сотрудничество в области планирования и оказания государственных и муниципальных услуг, а также выравнивать результаты межбюджетной политики. Тем не менее эти

системы зачастую являются крайне неэффективными

Для обеспечения решения этой проблемы необходимо разработать механизм эффективного управления деятельностью муниципального образования. Данный механизм должен охватывать широкий комплекс мер, направленных на построение развитого гражданского общества благодаря децентрализации, оценке эффективности, регулированию, мониторингу и рациональному финансовому управлению.

С точки зрения реализации целей эффективного управления координация должна происходить как по горизонтали (между различными органами муниципальной власти), так и по вертикали (между различными уровнями власти) [8].

В последние годы в Российской Федерации проводятся активные попытки по формированию системной государственной политики, направленной на построение эффективного и гибкого механизма управления социально-экономическим развитием территорий, в том числе муниципального уровня. Значительным импульсом в практическом развитии данной проблематики послужило принятие Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [5].

Одной из важнейших задач эффективного функционирования территориальных систем муниципального уровня является целевой и комплексный характер регулирования, ориентированный на обеспечение позитивных тенденций в развитии территорий, зримую социально-экономическую результативность задействованных механизмов управления.

В современном мире главным инструментом управления развитием территории является стратегическое планирование. Стратегическое планирование - это регулярный процесс, с помощью которого местные сообщества вырабатывают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, отталкиваясь из местных ресурсов. Трудно переоценить роль стратегического планирования в муниципальном управлении. Так, с уверенностью можно сказать, что стратегический план развития муниципального образования определяет стратегические задачи, приоритеты, цели, отвечающие интересам всего населения муниципального образования, и, учитывая существующие обыденные задачи территории, позволяет осуществлять долгосрочные цели, ориентированные на кардинальные изменения социально-экономических показателей. При осуществлении стратегии развития муниципального образования выделяются следующие приоритетные задачи.

Первая задача - создание эффективной организации системы управления муниципальным образованием, она в свою очередь, сочетает в себе ряд подзадач: формирование рациональной структурно-функциональной организации администрации; профессиональный подбор и расстановка кадров; эффективная организация деятельности органов

местного самоуправления в стратегическом направлении. Если рассматривать эту задачу с точки зрения текущей ситуации в муниципальном образовании, принявшем стратегию развития, она трактуется как необходимая мера реорганизации деятельности в стратегическом ключе. Выделенные приоритеты и цели стратегии говорят о необходимости изменения структурно-функциональной организации деятельности. Это означает, что выполнение поставленных целей должно обеспечиваться стратегическими функциями с последующим их закреплением в целесообразной структуре. Помимо этого, немало важно разработать схемы взаимодействия всех подразделений администрации, наделенных функциями стратегического развития.

Вторая задача - перераспределение ресурсов - преломляется через вопросы бюджетирования с учетом стратегических интересов муниципального образования. Это говорит о том, что формирование бюджета должно проходить с учетом стратегических задач, которые необходимо решать в будущем. Кроме того является необходимым «перевести» стратегию в набор проектов и планируемых мероприятий, которые после надлежащих процедур включаются в бюджет или в финансовые документы по другим каналам финансирования.

Третья задача - реинжиниринг процессов - предусматривает изменение текущих процессов организации деятельности органов местного самоуправления, прежде всего, администрации. Это происходит благодаря внедрению новых процедур, представляющих собой последовательности организационных действий управленцев по продвижению стратегии [2].

Можно выделить следующие современные альтернативные концепции эффективного управления муниципальным образованием:

- «Умный город», или высокотехнологичный город - это семейство технологий, способных ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем. Они объединяют в себе лучшие современные технологии, использующие данные, чтобы выявлять городские проблемы, анализировать их и решать совместно с жителями. Чтобы принимать умные решения, правительству нужно привлечь коллективный разум. Цифровые технологии дают муниципальным органам власти возможность грамотно распределять городские ресурсы, собирать данные и принимать решения, а жителям -сообщать о существующих проблемах.

- «Открытый город» - это комплекс мероприятий по обеспечению взаимодействия между властью и обществом, который предполагает реализацию принципов, механизмов и инструментов открытого государственного управления в деятельности органов местного самоуправления.

- Город-корпорация - это идея применения корпоративного управления в развитии муниципального образования. Город, как сверхкорпорация, интегрирует узко-клановые и узко-корпоративные интересы и сплачивает их с интересами всего городского сообщества, а не

конфронтирует с ними, как это имеет место сегодня.

- Сити-менеджмент - это один из инструментов повышения эффективности деятельности местного самоуправления, призванный взять под контроль органы местного самоуправления и встроить их в вертикаль власти. Для российской системы муниципального управления это относительно новый институт, но уже достаточно распространенный: модель «управленец по контракту» введена в 4 782 муниципалитетах страны, в административных центрах 44 субъектов РФ.

- Менеджмент качества - это одна из новых технологий, которая с успехом начинает применяться в системе государственного и муниципального управления. Система менеджмента качества (СМК) является способом, которым местная администрация может направлять свою деятельность и управлять ею для достижения целей в области качества и обеспечения постоянного улучшения предоставляемых услуг [4].

Основными механизмами для управления территории муниципального образования могут выступать направления, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Направления совершенствования механизмов управления МО [7]

Совершенствование экономических механизмов предполагает размещение на территории объектов землепользования с целью развития доходной базы МО при помощи налогов, поступающих от них за счёт их функционирования.

Совершенствование организационно-правовых механизмов заключается в совершенствовании механизма ответственности органов власти МО за строительство объектов землепользования перед местным населением.

Совершенствование политических механизмов предполагает введение в муниципальное управление контрактного менеджмента и расширение участия граждан в принятии стратегических политических и экономических решений в развитии территории МО.

Совершенствование социальных механизмов включает: -проведение регулярного мониторинга с целью определения основных потребностей населения в инфраструктуре, объектах строительства; -развитие муниципального маркетинга МО; Совершенствование информационных механизмов предполагает:

-развитие системы оказания публичных услуг на основе внедрения «безбумажных» информационно-коммуникационных технологий;

-использование в муниципальном управлении геоинформационных систем (ГИС).

Для обеспечения управляемости муниципальных образований необходимо использовать новые инструменты и методы, которые соответствуют сложностям внутренней и внешней среды. Таким новым инструментарием в управлении может быть контроллинг, позволяющий эффективно координировать, интегрировать и направлять деятельность системы управления города на достижение текущих и стратегических целей.

Контроллинг по содержанию охватывает все сферы управления муниципального образования. При конкретизации элементов контроллинга необходимо рассматривать муниципальное образование как систему, которая имеет свои цели, функции, а динамичность управления требует использования системного подхода, что позволяет координировать все процессы деятельности муниципального образования. С этой целью стал применяться ситуационный подход, в основе его лежит - моделирование критических ситуаций, с которыми сталкиваются муниципалитеты в процессе своей деятельности. Системы ситуационного моделирования являются эффективным инструментом управления и поддержки принятия решений в муниципальных органах власти. Такие ситуационные центры и являются инструментарием контроллинга, обеспечивающим принятие решений. Ситуационный центр включает комплекс специальных программных и технических средств для аналитической обработки информации, обеспечивающий поддержку принятия оперативных и стратегических решений.

Наличие сбалансированности системы показателей не гарантирует достижение результата, так как требуется адекватная интерпретация результатов, чтобы принять эффективное управленческое решение, удовлетворяющее пользователя. Для принятия такого решения в оперативном управлении время часто ограничено, поэтому на представляемые данные и их форму накладываются весьма жесткие требования. Следует отметить, что органы местного самоуправления нуждаются не только в инструментах ситуационного моделирования проблем, но и инструментах самоконтроля деятельности, обеспечивающей не только развитие всех сфер муниципального образования, но и возможность сравнения с уровнем эффективности деятельности других муниципальных образований.

Контроллинг оценки эффективности позволяет повысить степень объективности результатов деятельности местных органов власти, используя инструменты для описания тенденций динамики развития. Результаты использования инструментов контроллинга дают возможность оценить различные аспекты управления, позволяют исследовать динамику, выявить значимые проблемы, по которым принимаются адекватные решения,

используя положительный опыт других муниципальных образований при разработке и реализации социально- экономической политики.

Обобщая различные подходы и трактовки, учитывая существующие концепции, можно рассматривать контроллинг как межфункциональную подсистему системы управления муниципального образования, основополагающим содержанием которой являются закономерности развития, принципы функционирования, цели организации, функции подсистемы, задачи, реализующие цели, и методы, реализующие задачи.

Определение контроллинга включает в себя следующее: в контроллинге реализуются задачи по обеспечению эффективной реализации и координации деятельности менеджеров муниципального управления при выполнении ими своих функций в условиях неопределенности внешней и внутренней среды; разработка новых и совершенствование действующих механизмов, которые направлены на эффективное развитие муниципального образования и решения текущих и стратегических целей.

В рамках существующей системы управления взаимодействие менеджеров при выполнении ими своих функций сталкивается с противоречивыми интересами, что снижает эффективность управления муниципальным образованием. Это и обуславливает необходимость разработки системы контроллинга муниципального образования.

Таким образом, в целях совершенствования механизма управления муниципальным образованием необходимо внедрение стратегического планирование в управление муниципальным образованием. Основными механизмами для совершенствования управления территории муниципального образования могут выступать: совершенствование экономических механизмов, совершенствование организационно-правовых механизмов, совершенствование политических механизмов и совершенствование социальных механизмов. Кроме того эффективное управление муниципальным образованием может осуществляться в рамках одной из следующих концепций:«Умный город», «Открытый город», город -корпорация, сити-менеджмент и менеджмент качества. Также для обеспечения управляемости муниципальных образований необходимо использовать новые инструменты и методы, которые соответствуют сложностям внутренней и внешней среды. Таким новым инструментарием в управлении может быть контроллинг, позволяющий эффективно координировать, интегрировать и направлять деятельность системы управления муниципальным образованием на достижение текущих и стратегических целей.

Использованные источники:

1. ФКонюхова, Е.Д.Механизмы стратегического управления развитием муниципального образования / Е. Д. Конюхова // Дельта науки. - 2017. - №

1. - С. 15 - 17.

2. ФКирилюк, А. А. Задачии механизмы управления реализацией стратегииразвития муниципального образования / А. А. Кирилюк, Т. В.

Башлыков //Вестник магистратуры. - 2016. - № 12 - 5(63). - С. 99 - 100.

3. ФМихайлова, Н.А.Инновационные формы и механизмы формирования концепции эффективного муниципального управления / Н. А. Михайлова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2016. - № 3 (36). - С. 127 - 134.

4. ФБуянова, М. Э. Совершенствование процессаинтеграции менеджмента качества и системыгосударственного и муниципального управления/ М. Э. Буянова, Н. А. Михайлова // Известиявузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость.- 2015. - № 4 (15). - С. 18-26.

5. ФОб оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа:Ы±р ://base.garant.ru/193208

6. ФАвдеев, М.А.Совершенствование управления развитие муниципального образования / М. А. Авдеев // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 1. № 44. - С. 186 -189.

7. ФАвдеев, М.А.Совершенствование управления развитие муниципального образования / М. А. Авдеев // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 1. № 44. - С. 186 -189.

8. ФЛыкова, О.А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления / О. А. Лыкова // JER. - 2016. - №3[Электронный ресурс].

9. ФПавленков, И.М. Контроллинг в системе управления муниципального образования / И. М. Павленков // Контроллинг. - 2018. - № 68. - С. 36 - 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.