УДК 338 ББК 65.054.12
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
М. А. Парфиненко, В. А. Грищук
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В статье приводится определение таких понятий, как «стратегическое планирование», «стратегический план». Выделяются субъекты и институты стратегического планирования в муниципальном образовании, рассмотрено отношение субъектов к собственным потребностям и проведению мониторинга реализации стратегии развития муниципального образования.
Ключевые слова: планирование, стратегия, стратегическое планирование, стратегический план, развитие, муниципальное образование.
CHARACTERISTICS OF STRATEGIC PLANNING AT MUNICIPAL LEVEL
M.A. Parfinenko, V.A. Grischuk
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The article provides a definition of such concepts as strategic planning, strategic plan. The subjects and institutions of strategic planning in the municipality are identified, the attitude of the subjects to their own needs and monitoring the implementation of the strategy of development of the municipality is considered.
Keywords: planning, strategy, strategic planning, strategic plan, development, municipality.
Стратегическое планирование развития муниципального образования (МО) направлено на определение перспективных приоритетов и направлений развития в условиях ограниченных ресурсов, обеспечение согласованных действий со стороны власти, бизнеса и общества, на привлечении к принятию решений и их реализации части городского сообщества [7, с.19].
Стратегический план является документом, который включает в себя формулировку миссии муниципального образования, его целей, анализ внутренней и внешней среды, выработанную стратегию, последовательность действий по ее реализации [2, с. 26].
Стоит отметить, что стратегия развития определяет направления дальнейшего развития муниципального образования, которым местное сообщество будет следовать в долгосрочной перспективе. Ни одно МО не сможет успешно функционировать без определенных целевых ориентиров, направлений. Стратегия должна опираться на существующие и вероятные ценности населения, его экономические и конкурентные возможности, показывать перспективу жителям, бизнесу, органам государственной вла-
сти, органам местного самоуправления (МСУ) и потенциальным инвесторам.
Стратегия МО представляет собой выбор направлений развития и включает:
- формирование долгосрочных целей развития муниципалитета;
- определение «полюсов роста», которые способны обеспечить достижение целей;
- выделение среди ряда программ и проектов наиболее приоритетных в условиях ограниченности ресурсов.
Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы найти пути устойчивого, сбалансированного развития МО в долгосрочной перспективе [6, с. 148].
В стратегическом развитии МО выделяется ряд субъектов и институтов (см. рисунок).
На рисунке наглядно отражено многообразие субъектов стратегического развития муниципального образования. Всем субъектам интересов небезразлично, какие именно виды деятельности будут развиваться на территории как приоритетные, какой бизнес будет находить поддержку со стороны местных властей и сообщества и другое.
М.А.Парфиненко, В. А. Грищук
Субъекты и институты стратегического развития МО
Определение интересов носит субъектно-объектный характер, что, в свою очередь, позволяет рассмотреть интерес одновременно и как объективную реальность, и как отражение этой реальности в сознании индивидов, общностей. Потребности у различных социальных субъектов в муниципальном образовании являются различными, а в каких-то аспектах могут быть и прямо противоположны друг к другу [8, с. 71]. Социальные, материальные и политические интересы субъектов развития МО отражены в табл. 1.
Интересы субъектов в целом можно назвать однонаправленными, поскольку они преимущественно сосредоточены на обеспечении устойчивого экономического развития муниципального образования, проведении эффективной социальной политики. В конечном результате интересы всех субъектов должны быть объединены и отражены в едином стратегическом документе.
Одним из важных аспектов стратегического управления является оценка реализации стратегии, которая осуществляется на основе мониторинга общественного мнения и измерения отклонений по основным критериям и индикаторам [1, с. 359]. Управление реализацией программы стратегического развития муниципального образования носит, по сути, точечный характер, в то время как ее мониторинг спосо-
бен не только предупредить возможные риски и скрытые угрозы, но и предложить возможности реализации в целевом направлении, заложенные в «естественных» трендах ее динамики» [4].
В процессе мониторинга отслеживается эффективность конкретных проектов, мероприятий, программ стратегий. Заданные в стратегии индикативные показатели предназначены не столько для контроля, сколько для оценки информации, отражающей тенденции и возможные изменения.
Внесение изменений в стратегию проводиться по мере необходимости. Как правило, это происходит раз в 5 лет. Сами документы, которые были приятны во исполнение стратегии, корректируются ежегодно в рамках бюджетного процесса, в том числе, в связи с изменениями в законодательстве, текущих приоритетах [9, с. 53].
Успех формирования стратегического плана и претворение данного плана в жизнь зависит от степени согласованности действий и вовлеченности в процесс всех заинтересованных сторон местного сообщества.
Следует обозначить основные проблемы в стратегическом планировании муниципального образования. В настоящее время к ним относятся:
1. Недостаток финансирования процесса стратегического планирования в МО.
Интересы и потребности субъектов развития МО
Таблица 1
Население Бизнес-сообщество Органы МСУ
Материальные интересы
Улучшение жизненных условий; расширение спектра услуг и пр. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов; расширение сырьевой базы и пр. Пополнение бюджета; привлечение инвесторов; вовлечение МО в программу развития и пр.
Социальные интересы Политические интересы
Обеспечение социальной защищенности и пр. Укрепление связей с органами местной власти и пр. Улучшение имиджа муниципального образования и пр.
Экологические интересы (сохранение чистоты окружающей среды и пр.) Социальные интересы (обеспечение социальной стабильности) Духовные интересы (сохранение местных традиций и обычаев и пр.)
Особенности стратегического планирования на муниципальном уровне
Органам местной власти необходимо иметь право на достаточные финансовые ресурсы, которым целесообразно находиться в их собственном распоряжении. Органы МСУ должны свободно ими распоряжаться в пределах возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения. Данные ресурсы обязаны быть соизмеримыми с обязанностями. Также в государстве необходимы процедуры финансового выравнивания, которые разрабатываются для корректировки эффектов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования.
2. Слабое взаимодействие муниципальной власти, бизнеса и местного сообщества.
Данная проблема возникает от невозможности учесть всю совокупность представленных интересов, когда решение принимается большинством голосов. В этом случае у меньшинства есть шанс остаться неуслышанным и недостаточно весомыми для учета их мнения при принятии стратегических решений. Это в значительной степени снижает интерес к процессу стратегического планирования, в первую очередь, со стороны местного сообщества, что в итоге значительно снижает его эффективность. Для решения проблемы взаимодействия необходимо применять передовые технологии управления. Членам местного сообщества необходима информация
о территориальном образовании, в котором они проживают или работают. В этом случае значительную роль играют сайты муниципального образования, интернет-порталы. Через данные механизмы информация будет более доступна для местного сообщества. Также жителям и бизнесу необходимо разъяснять значимость стратегического планирования и показывать влияния документов на развитие муниципалитета. При этом местная власть должна осуществлять общее руководство процессом стратегического планирования и отвечать за разработку соответствующего итогового документа, подготовленного и принятого при участии представителей как местного сообщества, так и представителей бизнес-сообщества МО.
Координация и возможность осуществления взаимного контроля бизнеса и власти ведут к повышению прозрачности расходов. Их основа — стратегический подход к развитию территории.
Кроме того, современным муниципалитетам необходимы эффективные управленцы нового поколения, которые способны решать сложные и многогранные задачи, поскольку муниципальные образования не похожи друг на друга. Это связано с разными традициями, моделями поведения, способствующими формированию специфических моделей экономического развития и взаимодействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргунова, Л. Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования : учеб. пособие / Л. Г. Аргунова, В. И. Катаева, М. С. Козырев. — М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 376 с.
2. Бухвальд, Е. М. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2015. — № 3—4. — С. 21—41.
3. Грищук, В. А. Стратегическое планирование в муниципальном образовании : учеб. пособие / В. А. Грищук. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2016. — 119 с.
4. Грищук, В. А. Методы разработки программ стратегического развития муниципального образования / В. А. Грищук // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию образования Новосиб. области, г. Новосибирск, 26—27 сент. 2017 г. : в 3 ч. Ч. 1 / под науч. ред. Е. А. Белой. — Новосибирск : Изд-во Сибир. акад. гос. службы, 2017. — С. 122—131.
5. Гайдук, В. В. Стратегическое планирование экономики и публичной политики России: что нам готовит 2030 год? / В. В. Гайдук // Вопросы национальных и федеральных отношений. — 2016. — № 2. — С. 172—182.
6. Дашиева, А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании / А. Л. Дашиева // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 147—150.
7. Ведяева, Е. С. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. — Саратов : Вузов. образование, 2019. — 166 c. — URL: http://www.iprbookshop. ru/82669.html (дата обращения: 11.04.2019).
8. Казанская, А. Ю. Комплексный подход к оценке социально-экономического состояния муниципальных образований: учеб. пособие / А. Ю. Казанская, В. С. Компаниец. — 2-е изд. — Саратов : Вузов. образование, 2019. — 225 с.
9. Лавренко, Е. А. Стратегическое управление муниципальным образованием : практикум / Е. А. Лавренко. — Оренбург : Оренбург. гос. ун-т, 2017. — 134 с. — URL: http://www.iprbookshop.ru/78842. html (дата обращения: 25.03.2019).
М. А. Парфиненко, В. А. Грищук
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Парфиненко Мария Андреевна — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Грищук Владимир Андреевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].
REFERENCES
1. Argunova L.G., Kataev V.I., Kozyrev M.S. Strategicheskoye upravleniye razvitiyem munitsipal'nogo obra-zovaniya [Strategic management of the development of the municipality]. Moscow, Berlin, Direct Media Publ., 2015. 376 p. (In Russ.).
2. Bukhval'd Ye.M., Valentik O.N. Strategicheskoye planirovaniye i novyye oriyentiry politiki regional'no-go razvitiya v Rossiyskoy Federatsii [Strategic planning and new guidelines for regional development policy in the Russian Federation]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2015, no. 3—4, pp. 21—41. (In Russ.).
3. Grishchuk V.A. Strategicheskoe planirovanie v municipal'nom obrazovanii [Strategic planning in the municipaleducation]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2016. 119 p. (In Russ.).
4. Grishchuk V.A. Metody razrabotki programm strategicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya [Methods for developing programs for the strategic development of a municipality]. Sovershenstvovanie mekhanizmov vzaimodejstviya regional'noj vlasti, organov mestnogo samoupravleniya i naseleniya [Improving the mechanisms of interaction between regional authorities, local governments and the population]. Novosibirsk, Siberian Academy of Public Administration Publ. 2017. Pp. 122—131 (In Russ.).
5. Gayduk V.V. Strategicheskoye planirovaniye ekonomiki i publichnoy politiki Rossii: chto nam gotovit 2030 god? [Strategic planning of the economy and public policy of Russia: what does the year 2030 prepare for us?]. Voprosy nacional'nyh i federal'nyh otnoshenij [Questions of national and federal relations], 2016, no. 2, pp. 172—182. (In Russ.).
6. Dashiyeva A. L. Strategicheskoye planirovaniye v munitsipal'nom obrazovanii [Strategic planning in the municipality]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 4, pp. 147—150. (In Russ.).
7. Vedyayeva Ye.S., Grebennikova A.A. Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye [State and municipal management]. Saratov, Vuzovskoye obrazovaniye Publ., 2019. 166 p. Available at: http://www.iprbookshop. ru/82669.html, accessed 04.11.2019. (In Russ.).
8. Kazanskaya, A.Yu., Kompaniets V.S. Kompleksnyy podkhod k otsenke sotsial'no-ekonomicheskogo sostoyaniya munitsipal'nykh obrazovaniy [A comprehensive approach to assessing the socio-economic status of municipalities]. Saratov, Vuzovskoye obrazovaniye Publ., 2019. 225 p. (In Russ.).
9. Lavrenko Ye.A. Strategicheskoye upravleniye munitsipal'nym obrazovaniyem [Strategic management of municipal education]. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2017. 134 p. Available at: http://www. iprbookshop.ru/78842.html, accessed 25.03.2019. (In Russ.).