Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе'

Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2383
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лищук И. В.

Рассматриваются педагогические, теоретические и методические проблемы применения современных информационных технологий в профессиональном образовании высшей школы и на факультете физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Information Technologies in training of the specialists of Physical Culture and Sport in the highest schools

The article deals with the pedagogical, theoretical and methodical problems of modern Information Technologies using in professional education of highest schools and faculties of physical culture and Sport.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе»

lOO

УДК 004

И. В. Лищук

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Рассматриваются педагогические, теоретические и методические проблемы применения современных информационных технологий в профессиональном образовании высшей школы и на факультете физической культуры и спорта.

The article deals with the pedagogical, theoretical and methodical problems of modern Information Technologies using in professional education of highest schools and faculties of physical culture and Sport.

В настоящее время мы являемся свидетелями бурного вторжения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. По мнению авторитетных экспертов, данная тенденция станет еще более выраженной, а трудовая деятельность подавляющего большинства трудоспособного населения так или иначе будет связана с информационными технологиями и процессами по обработке информации. Поэтому на современном этапе развития общества резко возрастет спрос на специалистов, владеющих методологией и инструментарием информатики [1; 2; 3].

Информатизация общества тесно связана с информатизацией образования; информатизация общего и профессионального образования является обязательным условием подготовки конкурентоспособных специалистов различного профиля. Только обладая достаточным уровнем технологической подготовленности и «информационной культуры», молодой специалист способен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в проблемных ситуациях, находить рациональные способы решения различных проблем.

Внедрение информационных технологий в профессиональную подготовку специалистов сопровождается возникновением теоретических и методических задач применения информационных технологий обучения, от которых во многом зависит информатизация образования в целом, в том числе и в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре.

Проведенные нами исследования и анализ знаний, навыков студентов факультета физической культуры и спорта Российского государственного университета имени И. Канта показал, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации. Формирование информационной культуры специалистов по физической культуре и спорту в РГУ им. И Канта сопряжено с рядом проблем. Одной из них является низкий уровень начальной подготовленно-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 97 -101.

сти студентов. Так, учебная программа «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» ориентируется на знания в области информатики информационных технологий.

Изучение базового уровня подготовленности студентов факультета с целью коррекции учебного плана и индивидуализации при обучении дисциплине проводилось с помощью анкетирования. Оно показало, что около 95 % студентов не имеют четких представлений об информации, информатике и информационных технологиях. Только половина студентов применяют отдельные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности, при этом речь идет в основном об использовании компьютера в качестве печатной машинки.

Результаты анкетирования позволили нам сделать вывод о том, что необходимо попытать качество обучения по общепрофессиональным дисциплинам, в частности по информатике. Реализация учебной программы возможна при условии использования индивидуальных программ обучения. Для определения содержания занятий, направленных на освоение практических навыков в области использования информационных технологий как компонента информационной культуры специалиста, требуется также изучение уровня и качественных показателей ее сформированности у специалистов в различных сферах физической культуры нашего региона [4].

Создавшееся положение связано с тем, что в системе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре недостаточно целевых программ, направленных на формирование у студентов знаний, умений и навыгков в информационных технологиях. В современных условиях использование современных информационных технологий требуют внесения корректив в профессиональную подготовку специалистов по физической культуре и спорту.

Проведя анализ современного состояния профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе передовых информационных технологий, мы выделили три основных направления их использования в современном образовании.

Первое направление — технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность). «Мультимедиа» позволяет объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение, анимация (мультипликация) и видеоизображение. В результате студент воспринимает ее сразу несколькими органами чувств.

Современные технологии «Виртуальная реальность» обеспечивают стереоскопическое представление видеоинформации на экране, ее стереозвучание, а также управление аудио-видео-информацией специализированными манипуляторами и голосом. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса.

Гипертекст — это специальным образом структурированный текст, расположенный нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов

101

102

текста, которые связаны друг с другом посредством ссылок, в результате текст располагается как бы в вице ветвящегося дерева. Ссылки позволяют сразу же получить нужное пояснение к тексту, информация получается свернутой во времени и пространстве.

Практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условно можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие, экзаменующие.

Энциклопедические электронные книги содержат большой объем информации общего характера.

Информационные электронные книги содержат не столь обширную информацию, и она носит более целенаправленный характер. Подобные образовательные продукты открывают дополнительные возможности в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Обучающие электронные книги являются не только профессиональной информационно-справочной системой в конкретной области, но и генератором учебных материалов.

Электронные экзаменующие книги можно использовать для оценки качества обучения, осуществления итогового или рубежного контроля знаний студентов. В экзаменующих книгах обычно имеются три существенных компонента: банк вопросов и задач, модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки ответов.

При подготовке специалистов по физической культуре и спорту в рамках семинарских занятий по дисциплине «Теория и методика физической культуры» студентам были предложены тестовые задания двух основных видов:

1. Закрытый текст, когда используются только предопределенные ответы, который, в свою очередь, делится на следующие подвиды:

— задание-выбор — выбирается правильный ответ или несколько правильных ответов из списка имеющихся;

— задание-сопоставление — необходимо установить связи или соответствия между двумя списками (например: провести сравнительный анализ особенностей регламентированных и нерегламентированных методов физического воспитания);

— задание-ранжирование — необходимо установить правильную последовательность действий, например последовательность чередования физической нагрузки и отдыха во время тренировок.

2. Открытый текст, когда студент сам вписывает нужный ответ.

Это могут быть, например, содержание терминов и определений,

задания, требующие поиска нетрадиционного выхода из проблемных ситуаций.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, при подготовке специалистов по физической культуре и спорту является открытый текст, требующий знаний и нетривиального угадывания ответа.

Второе направление — технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы). Применение информационной технологии данного направления в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре позволит моделировать отдельные функции управления учебным процессом.

Базы данных представляют собой специальным образом сконструированную совокупность фактов, относящихся к определенному предмету. Они предназначены для хранения различных типов информации: текстовой, графической, справочной, методической, статистической и др. Информация, хранящаяся в базах данных, может быть связана между собой, например список студентов, результаты контроля знаний по разным темам и предметам, посещаемость занятий и др.

База знаний — это информационная система, содержащая модель изучения конкретной предметной области (определенный объем учебной информации, данные о формируемых знаниях и умениях студента, способы их использования, структура обучения, экспертиза знаний, умений и навыков студента и др.). База знаний может включать в себя базы данных, справочные пособия, разного рода информацию. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенный вариант экспертной обучающей системы или ее части. Экспертно-обучающие системы в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре можно использовать во время подачи учебного материала, экспертного сопровождения решения задач, последующего контроля знаний, умений, навыков.

Третье направление — коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации). Актуальность использования возможностей коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре определяется тем, что всемирное информационное пространство (или «сетевое пространство» локальных и глобальных сетей через различные каналы связи — телефонные, кабельные, спутниковые) стремительно совершенствуется и позволяет формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. Глобальная сеть Интернет объединяет различные компьютерные сети разных уровней. Это доступ к любым информационным ресурсам, поиск информации по словесному запросу и др.

Электронная почта позволяет обмениваться материалами конференций, научных исследований. Она может предоставлять и другие услуги, например информационное (многие высшие заведения предлагают абонентам сети свои новости, обзоры, сводки) или рекламное обслуживание (некоторые специализированные фирмы берутся за рекламу и в сфере образовательных услуг). Средства коммуникационных технологий позволяют организовать в сети проведение разного рода конференций, семинаров, круглых столов с участием преподавателей, студентов во всем мире в режиме прямого диалога. Технология «видеоконференция» позволяет общаться с помощью видеокамеры и микрофона. В ходе работы в сети происходит обмен самой разнообразной информацией, студенты могут получить консультацию у опытных педагогов или специалистов, квалифицированную оценку своих достижений и использовать эту информацию в учебных и научных целях [4].

Все более широкое распространение приобретают совместные исследовательские работы студентов из различных вузов России и других стран. Участие студентов и преподавателей в конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых в сетях, способствует формированию у них коммуникативных навыков, культуры общения. Это предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо от-

103

104

носиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и уважать чужое мнение.

В заключении можно сделать вывод, что использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по обозначенным направлениям способствует решению задач совершенствования педагогического процесса, повышению эффективности учебного процесса, обеспечению оперативного доступа студентов к современным знаниям, становления нового качества профессиональной подготовке специалистов в условиях информационного общества.

Список литературы

1. Ваграменко А. Я. О направлениях информатизации российского образования / / Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М., 1996. № 8. С. 27—28.

2. Федоров А. И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. М., 2000. № 12. С. 56 — 59.

3. Ширшова Е. О. Исследование уровня информационной культуры студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта // Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях развития образования. Калининград, 2005. С. 64 — 65.

4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров М., 2001. С. 272.

Об авторе

И. В. Лищук — ассист., РГУ им. И Канта, Нв):сЬик@ а1Ъегйпа. га.

УДК 377.35

З. И. Гринько

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БОРТПРОВОДНИКОВ

Рассмотрена проблема профессиональной подготовки бортпроводников. Предлагается модель профессиональной подготовки и структуры профессиональной компетентности бортпроводников, разработанная на основе системного подхода.

This article is devoted to a problem of vocational training of stewards. The author offers a model of vocational training and structure of professional competence of the stewards, developed on the basis of a systemic approach.

В настоящее время, в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой в нашем обществе большое значение приоб-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 101—107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.