Научная статья на тему 'Методика оценки лабораторных работ студентов факультета ФИЗИЧЕСКОЙ КУлЬТУРЫ И СПОРТА РГУ им. И. Канта по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС»'

Методика оценки лабораторных работ студентов факультета ФИЗИЧЕСКОЙ КУлЬТУРЫ И СПОРТА РГУ им. И. Канта по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / INFORMATION TECHNOLOGIES / LABORATORY WORKS / QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшова Е. О.

Представлена методика оценки лабораторных работ студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС». Рассматриваются теоретические предпосылки ее разработки и данные, полученные с ее помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the methods of the assessment of students' laboratory works in the framework of Modern Information Technologies in Physical Culture and Sports discipline at IKSUR. The author analyses the practical preconditions of the elaboration of these methods and the results of their application.

Текст научной работы на тему «Методика оценки лабораторных работ студентов факультета ФИЗИЧЕСКОЙ КУлЬТУРЫ И СПОРТА РГУ им. И. Канта по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС»»

УДК 378.147

Е. О. Ширшова

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РГУ ИМ. И. КАНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФКиС»

Представлена методика оценки лабораторных работ студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС». Рассматриваются теоретические предпосылки ее разработки и данные, полученные с ее помощью.

The article presents the methods of the assessment of students' laboratory works in the framework of “Modern Information Technologies in Physical Culture and Sports" discipline at IKSUR. The author analyses the practical preconditions of the elaboration of these methods and the results of their application.

Ключевые слова: подготовка специалистов по физической культуре и спорту, информационные технологии, лабораторные работы, оценка качества.

Keywords: professional training in the field of physical culture and sports, information technologies, laboratory works, quality assessment.

Высокий уровень информационной культуры позволяет специалисту по физической культуре и спорту (далее — ФКиС) рационально использовать современные информационные технологии в решении различных профессиональных задач. Этот фактор значим и в целом для развития сферы ФКиС, так как современные информационные технологии позволяют повышать эффективность решения таких разнообразных проблем, как отбор перспективных спортсменов, совершенствование кадрового потенциала отрасли, контроль исполнительской дисциплины, обмен опытом, анализ деятельности специалистов, организация различных мониторингов, медико-биологическое обеспечение спорта и оздоровительной тренировки и многие другие [1; 2].

В связи с этим информационно-технологическая подготовка специалиста по ФКиС, являющаяся основным разделом обеспечения освоения разнообразных информационных технологий, выступает как важный фактор формирования его информационной культуры.

Информационно-технологическая подготовка — это процесс формирования когнитивных, личностных, специальных знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту ориентироваться в информационных потоках, адекватно воспринимать и использовать, а также производить профессионально значимую информацию на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий [4].

Повышение эффективности процесса информационно-технологической подготовки студентов на факультете ФКиС связано с решением ряда взаимосвязанных проблем — обеспечение научно-методического сопровождения учебного процесса, применение современных образовательных технологий, отдельных средств и методов обучения, материально-техническое оснащение, готовность к использованию вышеперечисленного со стороны студентов и преподавателей и т. д. Решение этих проблем подготовки специалистов по ФКиС нужно рассматривать как базу для дальнейшего формирования их информационной культуры, что, в свою очередь, связано с решением общих и специфических вопросов — исследованием процессов информатизации сферы ФКиС, изучением и формированием личностных и профессиональных качеств студентов, разработкой учебно-методических комплексов и т. д.

С целью решения вышеперечисленных проблем обучение математике и информатике специалистов по ФКиС было дополнено введением в учебные планы физкультурных вузов специальной дисциплины — «Современные информационные технологии в ФКиС», задачами которой является повышение уровня информационной культуры студентов в целом и их информационно-технологической подготовленности, в частности [3].

Теоретические и практические результаты исследования показывают, что, несмотря на растущее количество научных работ, посвященных вопросам применения информационных технологий в ФКиС, проблемы научно-методического обеспечения информационно-технологической подготовки студентов являются недостаточно изученными. Необходима разработка методик диагностики уровня подготовленности и оценки его динамики, способов учета результатов диагностики в учебном процессе, практических рекомендаций по комплексному решению задач повышения уровня информационной культуры в подготовке специалистов. Одной из проблем здесь является вопрос формализации оценки знаний и умений студентов — представления ее в виде, пригодном для проведения математической обработки.

Изучение проблем информационно-технологической подготовки студентов позволило нам предложить методику оценки лабораторных работ студентов по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС». Основу этой методики составляет набор критериев, каждый из которых оценивается по традиционной пятибалльной шкале. Оценки вносятся в табличную базу данных. Эта база позволяет проводить анализ каждой работы и оперативно получать результаты статистической обработки данных. Предлагаемый способ оценки позволяет сравнивать качество работ, выполняемых с помощью разных технологий и предназначенных для решения различных задач профессиональной и учебной деятельности студентов.

Лабораторные работы студентов факультета ФКиС (электронные презентации, электронные таблицы, видеоролики и др.) оцениваются

по следующим критериям: самостоятельность выбора задачи, самостоятельность и адекватность выбора способа решения задачи, самостоятельность решения задачи, усвоение способа решения задачи, качество обработки и представления информации, практическая применимость работы.

Описываемая методика оценки применялась в течение трех учебных лет. На рисунках 1 и 2 показана динамика средних оценок качества лабораторных работ студентов за рассматриваемый период: на рисунке

1 — общая оценка качества, получаемая как среднее значение по всем критериям; на рисунке 2 — оценка по каждому из критериев.

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

I

У

□ 2006/07

□ 2007/08

□ 2008/09

Рис. 1. Динамика средней оценки качества лабораторных работ студентов факультета ФКиС РГУ им. И. Канта

5

4.5 4

3.5 3

2.5

2 1“

1,5--

0,5-|-

0

баллы

□ 2006/07

□ 2008/09

□ 2007/08

■& я < я

& 3

&

с

я

С $ & я

Рис. 2. Динамика средних значений оценок качества лабораторных работ студентов факультета ФКиС по отдельным критериям

Как свидетельствуют данные рисунка 2, изменение отдельных критериев оценки не одинаково. Наибольшие изменения мы видим в показателях технологической подготовленности студентов — попытаются самостоятельность в использовании программных продуктов, усвоение способов решения поставленных задач. Наименьший прирост наблюдается по таким общепрофессиональным компонентам работ, как самостоятельность выбора профессиональной задачи, а также качество обработки и представления информации. Существенно не изменилось среднее значение оценки по практической применимости результатов, но оно изначально быпло самым высоким. Таким образом, анализ данных указыпвает на необходимость расширения межпредметных связей для повыгшения качества общепрофессиональной подготовки будущих специалистов по ФКиС.

Представленная методика оценки лабораторных работ используется на разных этапах контроля эффективности обучения по дисциплине «Современные информационные технологии в ФКиС» — текущем и итоговом. Средние данные учитываются при планировании содержания лекционных и практических занятий, внесении корректив в календарный план этих занятий, разработке тем контрольных и лабораторных работ. Для подготовки заданий к лабораторным работам, выбора средств и методов обучения применяется индивидуальный анализ темпов обучения студентов.

Таким образом, предлагаемая методика может рассматриваться как один из факторов повышения эффективности процесса информационно-технологической подготовки студентов факультета ФКиС РГУ им. И. Канта, так как она позволяет формализовывать данные о результатах освоения будущими специалистами по ФКиС способов сбора, обработки и представления информации при решении учебных и профессиональных задач с помощью современных информационных технологий.

Список литературы

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. № 12. С. 18 — 19.

2. Ленц Н. А. Цели и задачи формирования отраслевой информационной системы // Теория и практика физической культуры. 2001. № 7. С. 58 — 61.

3. Федоров А. И. Спортивно-педагогическая информатика: Теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту: монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 448 с.

4. Чванова М. С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерытной подготовки специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 38 с.

Об авторе

Е. О. Ширшова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, shirshova. rgu@rambler.ru

Author

Dr. Ye. Shirshova, Associate Professor, IKSUR, shirshova.rgu@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.