Научная статья на тему 'Психолого-педагогические механизмы формирования педагогической позиции студентов факультета физической культуры и спорта'

Психолого-педагогические механизмы формирования педагогической позиции студентов факультета физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томашевская О. Б.

Рассмотрены механизмы формирования педагогической позиции студентов. Определены внешние и внутренние механизмы, которые обеспечивают данный процесс; раскрыто их содержание данных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томашевская О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical mechanisms of the formation of the pedagogical position of the students; a case of the Faculty of Physical Training and Sports

The article explores the mechanisms of the formation of the students' pedagogical position. Both internal and external mechanisms of the formation process are described.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические механизмы формирования педагогической позиции студентов факультета физической культуры и спорта»

58

2. Карпушин Б.А. Педагогика и профессиональная подготовка студентов вузов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 10. С. 11-14.

3. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры. 2003. № 9. С. 11-12.

4. Сячин В Д., Новоселов М.А. Проблема дистанционного образования в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12. С. 26.

5. Федоров А.И. Спортивно-педагогическая информатика: Теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Монографич. М., 2003.

6. Холодов Ж. К., Платонов В.Д. Методика комплексно-конструктивной технологии обучения в системе физкультурно-педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2005. № 12. С. 39 — 40.

7. Шабалина О.Л., Шалгин А.Н. Совершенствование общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12. С. 15 — 18.

8. Шевцова В.В., Короткова Е.А. Повышение качества учебных достижений студентов по дисциплине «Плавание» на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Теория и практика физической культуры. 2005. № 3. С. 19 — 23.

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002.

Об авторе

Е.О. Ширшова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, е-та^вЫгвЬота. rgu@rambler.ru

УДК 796.071

О.Б. Томашевская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рассмотрены механизмы формирования педагогической позиции студентов. Определены внешние и внутренние механизмы, которые обеспечивают данный процесс; раскрыто их содержание данных механизмов.

The article explores the mechanisms of the formation of the students' pedagogical position. Both internal and external mechanisms of the formation process are described.

Требования Государственного образовательного стандарта, современные тенденции образования, специфика деятельности педагога по физической культуре и спорту обозначили задачу формирования педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре. Педагогическая позиция должна способствовать развитию у студентов

Механизмы формирования педагогической позиции студентов

творческой индивидуальности и определению собственного лица как педагога [1; 2; 5; 6].

Педагогическая позиция рассматривается как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в его отношении к педагогической деятельности. При определении путей формирования педагогической позиции необходимо учитывать психологические механизмы, за счет которых будет осуществляться данный процесс. Психологические механизмы понимаются нами как целостный набор психических состояний и процессов, реализующий движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью [3].

На основе теории отношения [10], концепции деятельностного подхода [9], принципах формирования профессионально зрелой личности [7] и концепции психического воздействия [3] нами были определены механизмы формирования педагогической позиции.

Процесс превращения требований к педагогу в требования «самого к себе» идет от вынужденного принятия требований, остающихся для студентов внешними, к их добровольному, осознанному принятию, к превращению идущих извне требований в личностные требования к себе. С учетом этих механизмов была построена работа со студентами.

В качестве внутреннего механизма выступает удовлетворение потребности в объединении, присоединении. Данный механизм включает осознание общности цели преподавателя и студента, где выделены такие компоненты: важность предмета; познавательный интерес; потребность в достижении, стремлении получить одобрение преподавателя.

В качестве внешнего механизма рассматривается принудительная сила обстоятельств, которая предполагает осознание студентами требований таких вуза, как необходимость сдачи зачета, экзамена, невозможность уклониться от выполнения заданий преподавателя, а также быть не хуже других студентов.

Рассмотрим механизмы внешнего воздействия с учетом контингента учащихся факультетов физической культуры и спорта, физкультурных вузов. В вуз приходят молодые люди не только с полученными в школе знаниями и умениями, но и с некоторым индивидуальным жизненным опытом. И если в предыдущем опыте студента заложены установки на высокопроизводительную деятельность, то высшей школе легче выполнить задачу — подготовить высококвалифицированного специалиста. Однако на практике мы часто видим студентов, которые поступают в университет ради дальнейшей возможности заниматься спортом, ради диплома, отсрочки от армии и т. д. У таких студентов можно наблюдать равнодушие или даже негативное отношение к необходимости получения знаний по предмету. Многие студенты считают, что спортивно-педагогические дисциплины, в том числе и «Плавание», не являются для них необходимыми, что в практической деятельности они не будут сталкиваться с вопросами обучения плаванию.

Поэтому студенты подходят к обучению формально, считают главным только получить зачет. Такие настроения порождают пассивность, иждивенческое отношение студента по отношению к учебе. Поэтому

59

60

прежде всего необходимо обеспечить психологическую готовность будущего специалиста к восприятию, осознанию требований вуза.

Движущимися силами любого развивающегося явления являются противоречия, среди которых для данной ситуации имеют значение привычные нормы поведения и новые требования, с которыми студент сталкивается в стенах вуза. Ему необходимо осознать, что сдача зачета и экзамена осуществляется не ради них самих. Весь процесс обучения решает задачи формирования нового отношения у студентов к процессу обучения, помогает им создать представление о требованиях по предмету «Плавание», осознано подойти к изучению различных тем.

Будущий специалист должен осознать, что сдача зачета, экзамена предполагает не только формальное действие, а прежде всего выполнение определенного объема требований, направленных на приобретение двигательных навыков, педагогических знаний и умений и на формирование определенного отношения (личного видения) к проблеме обучения плаванию. Требования включают в себя посещение учебных практических занятий, выполнение самостоятельных видов работ, сдача нормативов, просмотр и проведение занятий по учебной практике, составление конспектов и т.д. Таким образом, мы оказываем внешнее воздействие на развитие личности студента, формирование его позиции.

Безусловно, сдача зачета и экзамена необходима для перевода на другой курс, получения стипендии и т. д. Однако студент должен осознать, что это промежуточный этап приобретения им знаний, способ формирования и становления его как специалиста-профессионала.

Педагогические наблюдения показывают, что для студентов немаловажным является желание быть не хуже других. Это стимулирует их к мобилизации своих сил: они стараются не пропускать занятия, более внимательны и исполнительны на лекционных и практических занятиях, следят за ходом мысли преподавателя, стараются не прослушать задание, конспектируют учебный материал, меньше отвлекаются. Тем самым у студентов формируется умение выполнять все виды и формы учебной деятельности и организовывать свою деятельность.

Таким образом, осознание требований вуза вырабатывает собственные требования к предмету, самому себе. Эти требования становятся стимулом развития студента, определяя его отношение к учебе, поведение.

Для формирования педагогической позиции у будущих специалистов необходимо объяснить им цели изучения предмета и добиться осознания учебной задачи, требующей разрешения. Поэтому перед нами стояла задача показать студентам важность спортивно- педагогической дисциплины «Плавание», а именно: во-первых, то, что двигательное действие — умение плавать — является жизненно необходимым, социально значимым навыком, так как во многом обеспечивает безопасность жизни и предотвращает несчастные случаи на воде; во-вторых, показать значение дисциплины «Плавание» для профессионального становления будущего специалиста по физической культуре и спорту, так как педагогическая деятельность осуществляется в системе физического воспитания, где плавание является одним из базовых

Механизмы формирования педагогической позиции студентов

видов спорта и требует от студентов навыков практической работы; в-третьих, это необходимость соответствующей теоретической подготовки, так как без знания теоретических основ обучения плаванию невозможно в полном объеме решать поставленные задачи.

Рассмотрим внутренние механизмы. В процессе вузовской подготовки студентов имеют место различные виды деятельности, однако наиболее значимые — учение, общение и исследовательская работа. Учение как особый вид деятельности, по С.Л. Рубинштейну, определяется через цель, которая заключается в подготовке к будущей самостоятельной деятельности и в развитии способностей самостоятельного добывания знаний.

Учение как деятельность характеризуется наличием определенных целей и мотивов. Поэтому необходимо создание положительной мотивации к учению. Мотивация выступает сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения; этот механизм определяет способы осуществления конкретных форм деятельности. Интерес к учению, осознание важности для педагогической деятельности изучаемых вопросов начального обучения плаванию является результатом воспитания широких социальных мотивов деятельности.

Мы считаем, что студенту прежде всего надо предоставить возможность проявить в учении интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Для этого будущим специалистам предлагались задания, которые требовали от них активной поисковой деятельности. Это касалось, прежде всего, выполнения индивидуальных заданий, когда студентам надо было подготовить сообщение и показать связь теоретических знаний по плаванию с его значимостью для своего вида спорта; либо обосновать значение умения плавать для учащихся различных возрастных групп; либо подобрать или придумать для каждой группы подготовительные упражнения для того, чтобы освоиться в воде, соответствующую игру или образные выражения.

Составление конспектов уроков по плаванию, подбор соответствующих средств, методических указаний и приемов — все это убеждало студентов в необходимости получения новых знаний или применения имеющихся знаний в новой ситуации. Однако трудность учебного материала должны быть посильной, преодолимой для студента.

Важной предпосылкой возникновения интереса к учебному материалу является его новизна. Мы пытались достичь это путем подбора соответствующего материала: знакомили студентов с различными частными подходами, позициями специалистов, тренеров по плаванию в вопросах начального обучения, в новых видах двигательной активности в воде и т. д. Педагогические наблюдения показали, что примеры, взятые из практики, являются для студентов более убедительными, наглядными, вызывают у них интерес.

Важным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив достижения.

Потребность в достижении переживается студентом как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем

62

исполнения и настоящим уровнем, это как соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуаций, в которых будущий специалист мог бы испытать удовлетворение от достижения успеха. В учебной деятельности студентов такими ситуациями могут быть практические и семинарские занятия, микрозачеты, зачеты и т. д.

Прежде всего, мы пытались создавать студентам такие ситуации на практических занятиях в бассейне, когда им надо было выполнять различные упражнения, осваивать технику спортивного и прикладного плавания; на учебной практике, когда будущим специалистам надо было научить детей выполнять упражнения на суше и в воде; при сдаче зачета, когда оценивали прежде всего понимание вопроса и умение привести нужные примеры.

Необходимо учитывать, что обратной стороной потребности в достижении является потребность в избежании неудач. Здесь студенты следуют традиционным методам, боятся творчества, учатся для того, чтобы избавиться от неприятностей, связанных именно с неуспехом. Поэтому необходимо развивать потребность в достижении, которая не только вызывает эффект облегчения учения, способствует состоянию удовлетворения учением, но и положительно влияет на формирование личности студента.

Список литературы

1. Гаврикова О.Ю. Формирование гуманистической педагогической позиции студентов физкультурного вуза на основе активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.

2. Дементьев В.Л. Новый методологический подход в подготовке специали-стов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА // Теория и практика физической культуры. 2003. № 12. С. 45 — 48.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

5. Ефимова С.В. Формирование профессионально-педагогической позиции у студентов высших учебных заведений физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2004.

6. Конькова Р.В. Подготовка преподавателя физической культуры в классическом университете: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Кемерово, 2003.

7. Кузнецов Ю.Г., Толмачев А.А. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: Метод. пособие. М., 1990.

8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.

Об авторе

О.Б. Томашевская — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.