Научная статья на тему 'Проблемы разработки и использования технологии обучения в преподавании дисциплины «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте»'

Проблемы разработки и использования технологии обучения в преподавании дисциплины «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки и использования технологии обучения в преподавании дисциплины «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте»»

УДК 378.147

Е.О. Ширшова

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ»

Рассматриваются методические и практические проблемы разработки и использования технологий обучения студентов в преподавании дисциплины «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» на факультете физической культуры и спорта Российского государственного университета им. И. Канта, а также связанные с ними вопросы проектирования содержания обучения.

The article examines methodological and practical problems of the development and use of education technologies in teaching "Modern information technologies in physical culture and sports" course at the Faculty of Physical Culture and Sports in I. Kant State University of Russia. Special attention is paid to the contents of the course.

Одной из стратегических целей государственной политики в области образования на современном этапе его развития является превращение образования в сферу освоения способов мышления и деятельности. Следовательно, информатизация общества, соответствующая ей информатизация образования и требования к повышению его качества определяют необходимость постоянного внедрения в подготовку специалистов новых форм и средств обучения. Все это приводит к изменению деятельности преподавателя по организации учебно-воспитательного процесса.

Традиционная система образования предполагала деятельность преподавателя в основном в виде передачи информации, организации контроля ее усвоения, обеспечения формирования определенных знаний и навыков. При таком подходе к организации учебного процесса преподаватели ограничивались конструированием отдельных учебных занятий и планированием собственной деятельности. С получением свободы в выборе средств достижения целей, отраженных в государственном стандарте высшего образования, внимание специалистов все больше обращается к проектированию содержания обучения по конкретным дисциплинам [5, с. 360].

Педагогическое проектирование направлено на информационную подготовку планируемых изменений в педагогической системе, осмысление и описание изменений в форме действий участников образовательного процесса (как обучающих, так и обучаемых), т. е. на разработку и апробацию новых способов организации учебного процесса.

54

Процесс педагогического проектирования включает в себя уточнение и формулировку целей, подготовку учебно-методических материалов, планирование организации учебного процесса, разработку критериев и способов оценки текущих и итоговых результатов, возможности внесения корректив в процесс обучения.

Одним из важнейших вопросов в педагогическом проектировании является проблема определения степени необходимости технологиза-ции процесса обучения. Данный вопрос вызывает большое количество споров у педагогов, поскольку технология предполагает способ реализации сложных процессов как систему последовательных взаимосвязанных операций.

С одной стороны, использование в педагогическом процессе технологий обучения позволяет сделать его стабильным, контролируемым, управляемым, алгоритмизация обучения дает возможность повысить самостоятельность обучаемых, что в целом позволяет попытать эффективность учебного процесса.

В то же время, учитывая сложность структуры учебно-воспитательного процесса, многофакторность, сложность объектов и субъектов образовательного процесса, нужно отметить, что применение технологий может снизить эффективность отдельных компонентов обучения, в частности его творческую составляющую. Разработка и использование педагогических технологий и технологий обучения и образования не заменяет всего многообразия деятельности [9, с. 13], т. е. не освобождает преподавателя от профессиональной необходимости развития различных способностей, совершенствования педагогического мышления, формирования умений и т. д. Кроме того, развить педагогические способности и научить творческому подходу к учебно-воспитательному процессу аудиторно нельзя, этого можно добиться только в процессе педагогической практики [2, с. 12].

Таким образом, необходим поиск оптимального соотношения различных способов организации и управления учебной деятельностью студентов.

Условия информатизации профессионального образования в сфере физической культуры и спорта подчеркивают приоритетность педагогических средств и методов относительно технологических средств подготовки при одновременном повышении значимости информационных потоков, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности. Это обусловливает необходимость взаимодействия педагогики и информатики. Следовательно, возрастает роль расширения системы средств и методов обучения, внедрения новых форм организации, повышения интеграции компонентов содержания образования и расширения возможностей обучаемых в поиске и использовании знаний.

Совершенствование подготовки студентов на факультетах физической культуры идет несколькими взаимодополняющими путями: интеграция практического и теоретического компонентов, дифференциация методов и форм организации, стимулирование научно-исследовательской работы студентов, расширение межпредметных взаимосвязей, внедрение элементов дистанционного обучения [1; 3; 7, с. 15; 4, с. 26].

Важным элементом профессиональной подготовки является формирование положительного отношения к учебной деятельности и потребности в деятельности по овладению профессионально-значимыми знаниями, умениями, навыгками, что обеспечивается преобладанием положительных эмоций от обучения.

Современные методы обучения эффективно способствуют не только усвоению знаний, но и формированию личности будущего специалиста по физической культуре и спорту, отдельных компонентов профессиональной готовности с учетом специфики сферы деятельности. Так, модульные технологии обучения стимулируют формирование личностно и общественно значимых мотивов познавательной деятельности будущих преподавателей [8, с. 23]. Комплексно-концентрированная технология позволяет формировать умения творческой деятельности при разработке учебно-методических материалов [6, с. 40]. Дистанционные технологии обладают достаточной гибкостью, позволяющей обучаемому самостоятельно выбирать время занятий и определять их интенсивность, находясь при этом в контакте с преподавателем. Для студентов физкультурного профиля это особо значимо из-за необходимости сочетания учебной деятельности со спортивной, связанной с интенсивным тренировочным процессом, значительным количеством учебно-тренировочных сборов и соревнований [1, с. 47].

С учетом вышеперечисленного, нами разрабатываются взаимосвязанные учебно-методические материалы по ряду специальных профессиональных дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте», «Методы математической статистики в физической культуре и спорте», в которыгх предполагается сочетать различные средства и методы обучения с элементами технологизации учебного процесса. При разработке данных материалов учитываются взаимосвязи компонентов содержания учебных дисциплин, особенности организации учебно-воспитательного процесса на факультете физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта, современные требования к построению учебных программ.

Разрабатываемый учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» предполагает его реализацию с помощью соответствующей педагогической технологии, сочетающей алгоритмизацию деятельности обучаемых с различными средствами и методами обучения, в том числе интерактивными и дистанционными. Такое построение учебного процесса по дисциплине призвано обеспечить индивидуализацию темпов и траекторий обучения, сохраняя возможности проявления творчества за счет самостоятельности выбора и конструирования студентами практических задач, средств их решения, способов поиска, обработки и представления информации.

На первом этапе проводится предварительная диагностика, позволяющая определить уровень теоретической и информационно-технологической подготовленности студентов, т. е. уровень знаний, умений и навыков восприятия, использования и производства профессионально

55

56

значимой информации с помощью информационных технологий. Далее технология обучения по данной дисциплине предполагает замкнутый цикл последовательных и (или) параллельных операций. Их повторяемость определяется индивидуальными различиями в уровне подготовленности и темпами обучения студентов, сформированностью у них мотивации и навыжов учения.

В обучении используются традиционные формы лекционных и семинарских занятий, вводные и проблемные лекции, кейс-технология дистанционного обучения, метод проектов, выполнение лабораторных работ (в том числе по инструкциям-алгоритмам), различные способы представления информации, выбора и решения профессиональных и учебных задач по различным дисциплинам учебного плана (глоссарное обучение, модульное построение содержания учебного материала, моделирование), сочетаются индивидуальные и групповые формы обучения. Критерии оценки эффективности также определяются в соответствии с целями обучения, требованиями образовательного стандарта и индивидуальными особенностями студентов. В целом технологию обучения по дисциплине «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте» можно представить в виде циклической модели (см. рис.).

Рис. Схема реализации технологии обучения в преподавании дисциплины «Современные информационные технологии в физической культуре и спорте»

Использование данной технологии и совершенствование материально-технического обеспечения позволяет повышать эффективность теоретического и практического обучения; наблюдается существенный рост качества лабораторных работ и использования современных информационных технологий в учебной деятельности студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта. Однако внедрение технологии обучения связано не только с проблемами научно-методического, теоретического обоснования, но и практическими особенностями ее реализации.

Одной из таких проблем разработки и использования технологии обучения является низкий уровень общей информационно-технологической подготовленности студентов факультета. Это вызывает опреде- 57

ленные трудности в планировании учебного процесса, повышает объем материала для усвоения.

В последнее время темпы информатизации общества, быта, организации досуга (широкое применение мультимедиа, снижение стоимости компьютерной техники) значительно повышают начальный уровень навыков работы с информационными технологиями у студентов. С одной стороны, это положительно сказывается на их подготовленности, с другой — усиливает разницу в уровнях подготовленности отдельных студентов, затрудняет формирование групп для выполнения заданий, требует постоянной переработки содержания практического обучения.

Это также повышает степень владения практическими навыками выполнения отдельных операций (например, копирования, сохранения и обработки изображений) при отставании теоретической подготовленности и способностей обработки информации (например, проведения анализа данных, сопоставления, выделения общих закономерностей).

Решение этих проблем связано с проектированием содержания обучения и определением оптимального соотношения средств и методов в соответствии с особенностями конкретного контингента и реализацией индивидуального подхода.

В заключение необходимо подчеркнуть практическую значимость технологизации обучения как одного из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в связи с тем, что среди современных требований к методическому обеспечению дисциплин называется наличие целостных учебно-методических комплексов на основе современных информационных технологий. Внедрение технологий обучения в учебный процесс позволяет создавать такие комплексы и эффективно их использовать. Таким образом, решение проблем разработки и использования технологии обучения в преподавании специально-профессиональных дисциплин является важным компонентом подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Список литературы

1. Вучева В.В. и др. Использование дистанционной технологии с целью активизации познавательной деятельности студентов в системе профессионального физкультурного образования / / Теория и практика физической культуры.

2002. № 9. С. 46 —49.

58

2. Карпушин Б.А. Педагогика и профессиональная подготовка студентов вузов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2001. № 10. С. 11-14.

3. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры. 2003. № 9. С. 11-12.

4. Сячин В Д., Новоселов М.А. Проблема дистанционного образования в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12. С. 26.

5. Федоров А.И. Спортивно-педагогическая информатика: Теоретико-методологические аспекты информатизации системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Монографич. М., 2003.

6. Холодов Ж. К., Платонов В.Д. Методика комплексно-конструктивной технологии обучения в системе физкультурно-педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2005. № 12. С. 39 — 40.

7. Шабалина О.Л., Шалгин А.Н. Совершенствование общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2000. № 12. С. 15 — 18.

8. Шевцова В.В., Короткова Е.А. Повышение качества учебных достижений студентов по дисциплине «Плавание» на основе модульно-рейтинговой технологии обучения // Теория и практика физической культуры. 2005. № 3. С. 19 — 23.

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2002.

Об авторе

Е.О. Ширшова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, е-та11:8ЫгвЬо¥а. rgu@rambier.ru

УДК 796.071

О.Б. Томашевская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Рассмотрены механизмы формирования педагогической позиции студентов. Определены внешние и внутренние механизмы, которые обеспечивают данный процесс; раскрыто их содержание данных механизмов.

The article explores the mechanisms of the formation of the students' pedagogical position. Both internal and external mechanisms of the formation process are described.

Требования Государственного образовательного стандарта, современные тенденции образования, специфика деятельности педагога по физической культуре и спорту обозначили задачу формирования педагогической позиции будущего специалиста по физической культуре. Педагогическая позиция должна способствовать развитию у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.