Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессиональной компетентности бортпроводников'

К вопросу о формировании профессиональной компетентности бортпроводников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько З. И.

Рассмотрена проблема профессиональной подготовки бортпроводников. Предлагается модель профессиональной подготовки и структуры профессиональной компетентности бортпроводников, разработанная на основе системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on formation of professional competence of stewards«

This article is devoted to a problem of vocational training of stewards. The author offers a model of vocational training and structure of professional competence of the stewards, developed on the basis of a systemic approach.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессиональной компетентности бортпроводников»

104

носиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и уважать чужое мнение.

В заключении можно сделать вывод, что использование информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по обозначенным направлениям способствует решению задач совершенствования педагогического процесса, повышению эффективности учебного процесса, обеспечению оперативного доступа студентов к современным знаниям, становления нового качества профессиональной подготовке специалистов в условиях информационного общества.

Список литературы

1. Ваграменко А. Я. О направлениях информатизации российского образования / / Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. М., 1996. № 8. С. 27—28.

2. Федоров А. И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. М., 2000. № 12. С. 56 — 59.

3. Ширшова Е. О. Исследование уровня информационной культуры студентов факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта // Теория и практика физической культуры и спорта в современных условиях развития образования. Калининград, 2005. С. 64 — 65.

4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров М., 2001. С. 272.

Об авторе

И. В. Лищук — ассист., РГУ им. И Канта, listchuk@ albertma. га.

УДК 377.35

З. И. Гринько

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БОРТПРОВОДНИКОВ

Рассмотрена проблема профессиональной подготовки бортпроводников. Предлагается модель профессиональной подготовки и структуры профессиональной компетентности бортпроводников, разработанная на основе системного подхода.

This article is devoted to a problem of vocational training of stewards. The author offers a model of vocational training and structure of professional competence of the stewards, developed on the basis of a systemic approach.

В настоящее время, в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой в нашем обществе большое значение приоб-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 101—107.

ретает профессиональная компетентность специалистов различных сфер и уровней производственной и общественной жизни. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также способного удовлетворять потребности личности в получении соответствующего образования. Сегодня востребован гибкий, динамичный специалист, способный жить и работать в новых, постоянно изменяющихся условиях, который не только отлично знает свою специальность, но и является развивающейся личностью. Актуальным является вопрос о конкурентоспособности выпускаемых вузами специалистов, их высокой квалификации. Это напрямую касается работников сферы сервиса, в частности бортпроводников.

Требования к профессиональной подготовке бортпроводников должны соответствовать международным стандартам, поскольку уровень конкурентости в авиабизнесе стремительно растет. Существующие российские программы подготовки не содержат четкого определения профессиональной компетентности бортпроводников, не отличаются системным походом к их обучению, таким образом, они требуют изменений в новых условиях.

Перед бортпроводниками ставятся серьезные задачи: обеспечивать высокий уровень безопасности полетов и авиационной безопасности на борту воздушного судна (ВС) путем безусловного выполнения требований нормативных документов в области ГА и стандартов авиакомпании; предоставлять клиентам высокое качество сервиса на борту ВС выше уровня конкурирующих компаний путем постоянного повышения уровня квалификации, внедрения новых форм и методов работы с пассажирами.

Соответственно, разработка структуры профессиональной компетентности бортпроводников и релевантной ей модели профессиональной подготовки представляется актуальной.

Проведенный анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что в ней практически не рассмотрены вопросы, связанные с образованием бортпроводников, затронуты некоторые проблемы профессиональной этики и профессионального общения, но вопросы подготовки к профессиональной деятельности, в частности решения проблемы формирования профессиональной компетентности бортпроводников, не нашли должного отражения в работах педаго-гов-исследователей.

Для раскрытия сущности профессиональной компетентности будущих бортпроводников целесообразно использовать системный подход, выделяя компоненты профессиональной компетентности и их содержание как элементы целостной системы [7].

Понятие «компетентность» (лат. сompetentia, от competo — «совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу») трактуется как «об-

105

106

ладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». Что касается понятия профессиональной компетентности, то в настоящее время в науке достаточно эффективно разрабатывается и разносторонне рассматривается эта проблема. Понятие профессиональной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В частности, согласно одному из подходов, под профессиональной компетентностью понимается система знаний, умений и навыков, профессионально-значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня. Профессиональная компетентность — это интегральное качество специалиста, характеризующее умение решать профессиональные проблемы с использованием знаний, имеющегося опыта и отношения к профессиональной деятельности, включающее в себя мотивационную, информационную и операционную составляющие; готовность к самообразованию в профессиональной среде для постоянного повышения квалификации [2].

Изучение научной литературы позволило определить формирование профессиональной компетентности как развитие профессиональной направленности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека.

Компетентностный подход предполагает определение компетентности как одного из важнейших критериев качества образования. В соответствии с современными социокультурными требованиями общества базовые показатели качества образования в виде знаний, умений и навыков уже полностью не удовлетворяют эти требования и условия. В этом смысле компетентность выступает в качестве новой единицы измерения образованности человека и социального требования общества.

Для выделения основных видов компетентностей, образующих структуру профессиональной компетентности бортпроводников, необходимо было проанализировать документы, регламентирующие их профессиональную деятельность. Анализ нормативных документов и руководства для бортпроводников авиакомпании «КД Авиа» показал, что к основным областям, входящим в структуру деятельности бортпроводника, относятся: построение коммуникаций, сервисные услуги, организация групповой работы (для старшего бортпроводника), обеспечение техники безопасности пассажиров и экипажа, организация спасения пассажиров в аварийных ситуациях, проведение информационной работы на иностранных языках, поддержание трудовой и исполнительной дисциплины, а также презентация имиджа авиакомпании.

К выделенным нами видам профессиональной компетентности бортпроводника, на наш взгляд, относятся: межкультурная коммуникативная, социальная, психологическая, конфликтная, медицинская. Межкультурная коммуникативная компетентность выступает в качестве реального требования времени и специфики профессиональной

деятельности бортпроводников, связанной с международными авиаперелетами. Она предполагает подготовку специалиста, готового к межкультурному взаимодействию, в том числе на иностранном языке. Формирование такой компетентности в процессе обучения должно опираться на понимание и уважение представителей различных наций, осознание растущей независимости народов и наций, необходимости международной солидарности и кооперации, готовности принимать участие в разрешении проблем этнического характера. Обучение правилам взаимоотношений с представителями других лингвосоциокультурных сообществ является одним из этапов подготовки будущих бортпроводников [6].

Под социальной компетентностью понимается умение организовывать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения. Психологическая компетентность включает знания в области психологии индивидуальных различий, умения распознавать типы личности, навыки эффективного взаимодействия с ними. Конфликтная компетентность связана с эффективностью поведения в конфликте и конструктивного выхода из него. Медицинская компетентность подразумевает знания, умения и навыки оказания скорой медицинской помощи.

Выделенные типы профессиональной компетентности позволили прийти к структуре профессиональной компетентности бортпроводников, которая может быть представлена как взаимосвязь основных ее компонентов: содержательного, технологического и личностного. К содержательному относятся профессиональные знания в следующих областях: сервис, теория межличностного общения (в том числе этика), основы психологии конфликта, основы межкультурной коммуникации на иностранном языке, основы психологии индивида и группы, основы скорой медицинской помощи. Технологический компонент составляют операционально-технологические умения: конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, бесконфликтного взаимодействия, толерантного общения, умения организовать людей в ситуации паники и др. К личностному компоненту относятся характеристики личности специалиста, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности: этническая толерантность, эмпатия, коммуникативность, добросовестность, самокритичность, доброжелательность и др., а также ценностное отношение к своей профессиональной деятельности.

Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования компонентов профессиональной компетентности.

Основным принципом, положенным в основу разработки организационных форм обучения будущих бортпроводников, выступает моделирование [1]. Теория моделирования учебного процесса лежит в основе эффективного осуществления образовательной деятельности. Под моделированием мы понимаем процесс, который заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих по задаче обучения ответные реакции, действия или отношения обучающихся людей. В основу такого подхода к моделированию учебного процесса положено

107

108

понятие психологического моделирования. Согласно психологическому моделированию «исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения)» [1, с. 51]. Моделирование учебного процесса — это создание различных модельных ситуаций, релевантных ситуациям будущей профессиональной деятельности.

Для обучения бортпроводников релевантны такие обучающие модели, как: аварийные ситуации на воздушном судне во время полета, конфликтные ситуации при общении с пассажирами и др. Так, в частности, для формирования навыков поведения в аварийной ситуации применяется специальный тренажер, который воспроизводит параметры ситуации, такие, как пожар, декомпрессию, «болтанку» и др. [3]. Для формирования навыков поведения в конфликтных ситуациях будущие бортпроводники участвуют в социально-психологическом тренинге [5]. Программа тренинга состоит из типичных ситуаций, где в форме ролевых игр студенты обучаются распознавать конфликтные ситуации, прогнозировать конфликт, выбирать оптимальный стиль поведения, а также знакомятся с основными типами конфликтных личностей.

Таким образом, для создания программы подготовки бортпроводников были сформулированы следующие задачи:

1. Построение модели профессиональной деятельности бортпроводников.

2. Выделение релевантных специфике профессиональной деятельности бортпроводников методов обучения.

3. Создание портрета «идеального» бортпроводника.

4. Выделение профессионально-важных качеств.

5. Создание профессионально-квалификационной модели поведения.

6. Выделение принципов формирования эффективных авиационных коллективов с участием бортпроводников.

Для решения первой задачи были обозначены принципы разработки обучающей модели: 1) выделение единиц анализа профессиональной деятельности бортпроводников; 2) выделение единиц анализа поведения.

В качестве единиц анализа профессиональной деятельности бортпроводников выступают ситуации, типично возникающие до, во время и после полета, к таковым, например, относятся: аварийные ситуации, ситуации угрозы во время полета (со стороны пассажиров и техники), ситуации ухудшения работоспособности и др.

Типология ситуаций предполагает типологию поведения, где поведение понимается в широком смысле. В качестве единиц анализа поведения в ситуациях мы выделили следующие процессы: межличностное общение, интроспекция, мотивация, стереотипы реагирования и др. Таким образом, моделируя какую-либо единицу поведения в специально созданной ситуации, например мотивацию, где мотивация рассматривается как метод, с помощью которого отбирается данный способ поведения из множества возможных, мы формируем поведение, релевантное требованиям ситуации. К моделирующим средствам мы от-

носим, например, игровые модели (ролевые игры), обучающие модели (анализ видеопортретов и др. видеоматериала).

Структура профессиональной компетентности и разработанная модель профессиональной подготовки бортпроводников послужили базой для определения форм организации образовательного процесса, способствующих формированию содержательного, технологического и личностного компонентов профессиональной компетентности, релевантных выделенным ситуациям профессиональной деятельности бортпроводников.

Для подготовки бортпроводников наиболее подходят активные методы обучения, к которым относятся: анализ конкретных ситуаций, решение задач в профессиональной области, ролевые игры (инсценировки), тематические дискуссии, а также деловые игры [4].

Активные методы обучения учат принимать решения в условиях неопределенности или неполной информации, выбирать критерии и находить по ним оптимальные решения; развивают способности ставить проблему, находить причины явлений, устанавливать зависимость между причинами и следствиями.

Например, деловая игра, как активный метод обучения, — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений в профессиональной деятельности. Для деловой игры характерны: жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры, отсутствие полной информации, динамичность, наглядность последствий принимаемых решений и др. Деловая игра в модели обучения бортпроводников позволяет формировать такие профессиональноважные навыки и умения, как: коммуникативные, организаторские, навыки поведения в конфликте, умение анализировать эффективность собственных действий, навыки конструктивного поведения в ситуациях взаимодействия и др. Одной из тем деловой игры может быть «Портрет идеального бортпроводника», цель которой — формирование образа идеального бортпроводника и оценка собственных качеств на предмет соответствия этому образу. Пространство обучения бортпроводника» на первом этапе обучения позволяет актуализировать скрытые резервы участников процесса обучения, выявить возможности и способности студентов. По результатам игры, а именно поведения студентов в игре, преподаватели составляют индивидуальные планы профессиональной подготовки для каждого студента.

В заключении следует подчеркнуть, что профессия бортпроводника мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики, как психология, педагогика, юриспруденция, социология, медицина и др. Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений. Поэтому вопросы разработки модели подготовки будущих бортпроводников представляются сложными и одновременно актуальными.

Список литературы

109

1. Никандров В. В. Метод моделирования в психологии. СПб., 2003.

2. Овсейчик Н. В. Формирование профессиональной компетентности при подготовке специалистов: Мат-лы всерос. науч. конф. с междунар. участием. Омск, 2005.

110

3. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М., 1980.

4. Пушкарев Н. Ф. и др. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие. М., 1999.

5. Самсонова Н. В., Черняева Т.Н. Тренинг в курсе «Конфликтология»: Учеб.-практ. пособие. Калининград, 2004.

6. Ушакова Н. В. и др. Основы психологии общения (для бортпроводников). М., 1986.

7. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

Об авторе

Гринько З. И. — начальник библиотеки нормативной документации авиакомпании «КД Авиа», асп. РГУ им. И. Канта.

УДК 378.1

Е. А. Нечаева

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются и анализируются сложившиеся на настоящий момент научные подходы в поликультурном образовании для определения целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мульти-культурном коллективе учащихся.

Scientific approaches that have formed lately in multicultural education are considered and analyzed for the definition of the targets and main concept ideas of teacher-training to professional activity in multicultural classroom.

Изучение комплекса исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических литературных источников позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликуль-турного образования, на которые мы опираемся в рамках своего исследования по подготовке педагога к профессиональной деятельности в условиях мультикультурного коллектива учащихся.

Аккультурационный подход. С этим подходом связано появление самого термина «поликультурное образование». Первоначальные теоретические и практические многокультурные элементы, внесенные в педагогическую жизнь различных стран в 1960 — 70-е годы, известны как многоэтническое образование (multiethnic education), ставившее своей целью создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп. Однако, под влиянием новой волны эмигрантов, нахлынувшей в 1970—80-е годы (США, Канада, Германия и др.), эти многоэтнические перспективы довольно быстро претерпели существенные трансформации, что привело к современному пониманию поликультурного образования как процесса освоения этнической,

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 107 -110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.