Научная статья на тему 'Профессия бортпроводника: преимущества и ограничения'

Профессия бортпроводника: преимущества и ограничения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4435
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРТПРОВОДНИК / ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / НЕДОСТАТКИ ПРОФЕССИИ БОРТПРОВОДНИКА / ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФЕССИИ БОРТПРОВОДНИКА / СООТНОШЕНИЕ РАБОТА/СЕМЬЯ / FLIGHT ATTENDANT / ATTITUDE TO WORK / JOB SATISFACTION / PROFESSIONAL DISADVANTAGES OF FLIGHT ATTENDANTS / PROFESSIONAL ADVANTAGES OF FLIGHT ATTENDANTS / "WORK-FAMILY" BALANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е.О.

Любая профессия имеет свои достоинства и недостатки. Профессия бортпроводника овеяна ореолом романтичности и легкости, однако это лишь внешние проявления. Данная профессия имеет немало «подводных камней», о которых можно узнать лишь из уст самих представителей профессии. Статья посвящена изучению преимуществ и недостатков профессии «бортпроводник» на основе анкетного опроса среди стюардесс. Основные проблемы, рассмотренные в статье: отношение бортпроводников к своей работе, причины выбора профессии, удовлетворенность различными профессиональными аспектами, удовлетворенность соотношением работа/семья, отношение к профессии в референтной группе (членов семей бортпроводников), профессиональные планы и цели стюардесс. Эмпирической базой для данной статьи послужило социологическое исследование в группе бортпроводников крупнейших российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Сибирь», «Нордстар», «U-Tair» и др.), выборка насчитывает 151 респондента. Основной целью проведения опроса было выявление брачно-семейных, детородных установок и проблем соотношения работа/семья, поэтому выборка была ограничена женским полом. Следовательно, выводы, сделанные по результатам анализа, относятся только к бортпроводникам-женщинам, которые представлены во всех авиакомпаниях в большинстве (примерно 70-80 % представителей бортпроводников женщины). Наше исследование позволило развеять некоторые мифы о профессии бортпроводника: например, наличие высоких зарплат, простота профессиональных задач, невозможность планирования и ощущение постоянной нехватки времени на личную жизнь. Благодаря исследованию мы также выяснили, какие мотивы приводят людей в данную профессию, почему эта профессия так желанна для многих. На эти и многие другие вопросы дает ответы наше исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSION OF FLIGHT ATTENDANT: ADVANTAGES AND LIMITATIONS

Each job has its advantages and disadvantages, and the job of flight attendant is no exception. It is surrounded with an aura of romance and lightness, however, this impression appears erroneous. This job has a lot of pitfalls, which one can learn only from flight attendants themselves. The article is devoted to the study of the job’s advantages and disadvantages, on the basis of the questionnaire survey of stewardesses. The major issues include the attitude of flight attendants towards their job, the reasons for choosing this job, satisfaction with various professional aspects, as well as satisfaction with the “work-family” balance, with the attitude to the profession in the reference group (family members of workers) and the career plans and goals of stewardesses. The paper is based on the empirical sociological investigation in a group of attendants in the largest Russian airline companies (such as “Aeroflot”, “Siberia Airlines”, “NordStar”, “UTair” and the others), comprising 151 respondents. The purpose of the survey was to define the family, marital and childbearing attitudes as well as the problem of “work-family” balance. Thus, the survey was carried out among the female workers, and the results obtained apply to the stewardesses representing the majority of staff in all the airline companies (approximately 70-80% of flight attendants are women). The research enables to unveil certain professional myths, including those concerning the substantial wages, simplicity of professional tasks and lack of time for private life planning. The authors clarify the professional motives and the desirability of this job for many employees.

Текст научной работы на тему «Профессия бортпроводника: преимущества и ограничения»

DOI 10.15593/2224-9354/2017.2.6 УДК 316.444.5

Е.О. Тарасова

ПРОФЕССИЯ БОРТПРОВОДНИКА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ

Любая профессия имеет свои достоинства и недостатки. Профессия бортпроводника овеяна ореолом романтичности и легкости, однако это лишь внешние проявления. Данная профессия имеет немало «подводных камней», о которых можно узнать лишь из уст самих представителей профессии. Статья посвящена изучению преимуществ и недостатков профессии «бортпроводник» на основе анкетного опроса среди стюардесс. Основные проблемы, рассмотренные в статье: отношение бортпроводников к своей работе, причины выбора профессии, удовлетворенность различными профессиональными аспектами, удовлетворенность соотношением работа/семья, отношение к профессии в референтной группе (членов семей бортпроводников), профессиональные планы и цели стюардесс.

Эмпирической базой для данной статьи послужило социологическое исследование в группе бортпроводников крупнейших российских авиакомпаний («Аэрофлот», «Сибирь», «Нордстар», «и-Таю> и др.), выборка насчитывает 151 респондента. Основной целью проведения опроса было выявление брачно-семейных, детородных установок и проблем соотношения работа/семья, поэтому выборка была ограничена женским полом. Следовательно, выводы, сделанные по результатам анализа, относятся только к бортпроводникам-женщинам, которые представлены во всех авиакомпаниях в большинстве (примерно 70-80 % представителей бортпроводников - женщины).

Наше исследование позволило развеять некоторые мифы о профессии бортпроводника: например, наличие высоких зарплат, простота профессиональных задач, невозможность планирования и ощущение постоянной нехватки времени на личную жизнь. Благодаря исследованию мы также выяснили, какие мотивы приводят людей в данную профессию, почему эта профессия так желанна для многих. На эти и многие другие вопросы дает ответы наше исследование.

Ключевые слова: бортпроводник, отношение к работе, удовлетворенность работой, недостатки профессии бортпроводника, преимущества профессии бортпроводника, соотношение работа/семья.

Профессия бортпроводника существует почти 90 лет. В конце 1920-х годов впервые на борт воздушного судна включили третьего члена экипажа -стюарда. Ранее его функции выполнял второй пилот самолета, что негативно сказывалось на безопасности полета. Профессия бортпроводника изначально было мужская, женщин стали привлекать в 1930 году в США [1, с. 1]. Причин для привлечения женщин было несколько: они меньше весили (в те времена это имело большое значение при сохранении устойчивости самолета), также женский образ использовали для рекламы авиаперевозок. В 1940-50-х годах американские авиакомпании решили создать на борту самолета атмосферу домашнего уюта и комфорта. Маркетологи предложили представить стюардессу в образе матери или жены [2, с. 176]. От кандидаток на должность стюардесс требовался презентабельный внешний вид, молодой возраст (до 25 лет) и «свободный» семейный статус (отсутствие супруга и детей). В США в конце 70-х

© Тарасова Е.О., 2017

Тарасова Екатерина Олеговна - соискатель ученой степени канд. социол. наук на кафедре социологии и политологии в ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: tarasova_eo@mail.ru.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

77

эти требования были отменены, что повлекло за собой и изменение в названии должности - со «стюардессы» (stewardess) на «бортпроводник» (flight attendant) [3, с. 56]. А в конце 90-х в международной авиации было принято решение заменить название flight attendant (дословно «летный помощник») на cabin crew (дословно «член экипажа салона лайнера») с целью повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна [4, с. 1]. В связи с этими структурными изменениями в профессии лица, занимающие должность бортпроводника, часто рассматривают свою работу скорее как карьеру, нежели как временную занятость [5, с. 69].

Профессия бортпроводника по сей день, несмотря на высокий процент занятых в ней мужчин, считается преимущественно женской. Например, в авиакомпании «Сибирь» соотношение мужчин и женщин - 1 к 4. А в компании «Нордстар» бортпроводниками работает 199 женщин и 84 мужчины (70 и 30 % соответственно) [6, с. 1]. Но, несмотря на преобладание женщин, данная профессия по многим параметрам сходна с «мужскими» профессиями: частые и длительные командировки, ночные смены (в нашем случае -рейсы), нестабильный график и «вредность» профессии (условия, дающие право на досрочный выход на пенсию) [7, с. 209].

Стюардесса в общественном мнении имеет романтический ореол, она представляется широким массам как внешне привлекательная девушка, занятая «несложным» трудом, много путешествующая и всегда улыбающаяся. Но так ли это на самом деле? Согласно исследованиям профессиональной компетентности бортпроводников, профессия бортпроводника достаточно сложна и мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики, как психология, педагогика, юриспруденция, социология, медицина и др. Чтобы стать профессионалом в этой сфере, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений [8, с. 110]. В нашей статье мы рассмотрим некоторые преимущества и сложности профессии бортпроводника.

В апреле 2016 года нами было проведено исследование среди бортпроводников крупнейших авиакомпаний России, в выборку попала 151 бортпроводница. В исследовании принимали участие только представители женского пола, так как основная его цель была изучение брачно-семейных и детородных установок. В первом блоке анкетного опроса мы изучали отношение к профессии, удовлетворенность стюардесс теми или иными ее аспектами. Результаты данного анализа мы и представили в этой статье.

Для выявления всех достоинств и «подводных камней» профессии бортпроводника мы провели многосторонний анализ по следующим критериям:

• Отношение к работе.

• Причины выбора профессии.

• Удовлетворенность различными сторонами профессии (отношения в коллективе, профессиональная самореализация, карьерные возможности, содержание труда, доходы).

78

PNRPU Sociology and Economies Bulletin. 2017. No. 2

• Удовлетворенность соотношением работа/семья.

• Отношение к профессии в референтной группе (ближайшего социально значимого окружения бортпроводниц, а именно членов их семей).

• Профессиональные планы и цели стюардесс. Разберем каждый из них подробнее.

Отношение к работе. Как мы выяснили, 91 % стюардесс ответили, что им нравится их работа (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Как Вы относитесь к своей работе?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Очень нравится 82 54

Скорее нравится 62 41

Безразлично 4 3

Скорее не нравится 2 1

Совсем не нравится 1 1

Итого 151 100

Однако всего лишь 13 % пожелали бы такую же работу своим детям, а треть стюардесс (33 %) ответили, что не хотели бы, чтобы их дети выбрали себе такую работу (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети выбрали себе карьеру стюардессы?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Да 20 13

Затрудняюсь ответить 81 54

Нет 50 33

Итого 151 100

Причины неодобрения для детей профессии бортпроводника могут быть связаны со сложностями [9, с. 21], с которыми сталкиваются стюардессы в процессе своей деятельности, это было выявлено нами с помощью вопроса «Изменилось ли Ваше мнение о работе стюардессы после того, как Вы стали ею заниматься?» (рис. 1).

Почти половина стюардесс (45 %) отмечает высокую степень напряженности, связанную с разными типами пассажиров. Более трети стюардесс (36 %) указали, что у них исчезла иллюзия романтики, которой овеяна их профессия в массах, 28 % отметили, что у них ухудшилось здоровье. Можно предположить, что эти факторы, несмотря на преимущества профессии бортпроводника, явились решающими для формирования нежелания такой профессии своим детям.

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотюэ ВиНейп. 2017. N0. 2

79

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Изменилось ли Ваше мнение о работе стюардессы после того, как Вы стали ею заниматься?» (в % от числа опрошенных)

Кроме того, работу бортпроводника усложняет и то обстоятельство, что профессия эта связана, прежде всего, с эмоциональным трудом. Работники сферы услуг (на примере работы бортпроводников) могут испытывать отчуждение от своих наигранных эмоций [10, с. 279].

Причины выбора профессии. По какой же причине стюардессы выбрали себе «небесную» профессию и какие преимущества своей работы они отмечают? Они мечтали путешествовать и увидеть мир - это основная причина, которой они объясняют свой выбор [11, с. 51]. И наше исследование подтверждает этот факт. Главное преимущество профессии - путешествия, возможность посмотреть мир [12, с. 1] (рис. 2). Большая часть стюардесс (42 %) выбрали свою профессию, так как хотели много путешествовать. Каждая четвертая стюардесса (25 %) мечтала об этой профессии с детства. На высокую зарплату рассчитывали 28 % стюардесс, однако наше исследование показало, что эти ожидания далеко не у всех оправдались.

В качестве преимущества профессии стюардессы 82 % респондентов отмечают возможность посмотреть мир (рис. 3). Почти половина опрошенных (46 %) считает преимуществом профессии требование специальной профессиональной подготовки. После личного общения со стюардессами хочется дополнить следующее: стюардессы очень часто гордятся своей профессией, осознавая, что она доступна далеко не каждому.

80

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «По какой причине Вы выбрали именно профессию бортпроводника?» (в % от числа опрошенных)

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Как Вы считаете, в чем преимущества Вашей профессии?» (в % от числа опрошенных)

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

81

Особые требования к профессиональной подготовке (46 %), здоровью (35 %) и, во многих случаях, уровню владения английским языком (28 %) дают стюардессам ощущение значимости и важности своей профессии, с чем сложно поспорить. Много опрошенных (40 %) считают преимуществом профессии льготы, которые дает им работа в авиации, например, ранний выход на пенсию.

Часть стюардесс (14 %) отметили другие преимущества своей профессии, которые можно разделить на несколько групп:

1. Удовлетворение коммуникативных, социальных потребностей: общение с людьми, повышение уровня коммуникабельности, помощь людям.

2. Фактор выгоды: льготы, социальная поддержка, удобный график работы.

3. Романтическое восприятие профессии (фактор удовольствия, ощущения новизны): любовь к небу, к людям, постоянное ощущение новизны, постоянное движение, работа в удовольствие.

4. Фактор свободы: гибкость графика, которая дает возможность заниматься саморазвитием в свободное время.

Удовлетворенность различными сторонами профессии. Наиболее значимыми социальными показателями удовлетворенности трудом являются состояние трудового (эмоционального) сознания и удовлетворенность конкретными процессами трудовой деятельности [13, с. 33]. Конкретизируя выделенные показатели, мы выделили следующие аспекты профессиональной деятельности, которые в совокупности, на наш взгляд, формируют наиболее полную картину удовлетворенности стюардесс своей профессией в целом: отношения в коллективе, профессиональная самореализация, карьерные возможности, содержание труда и доходы.

Отношения в коллективе удовлетворяют большинство стюардесс - 86 % (табл. 3). Пожалуй, из выделенных нами параметров это самый сильный фактор, влияющий на удовлетворенность профессией. Удовлетворены профессиональной самореализацией 74 % стюардесс. Содержание труда удовлетворяет 64 % стюардесс. Карьерные возможности занимают четвертое место по уровню удовлетворенности: 60 % стюардесс отмечают, что удовлетворены карьерными возможностями. Наименее удовлетворительным аспектом труда стюардесс являются их доходы, которые не удовлетворяют 58 % стюардесс. Однако это не означает, что бортпроводники не удовлетворены своей работой в целом.

Таблица 3

Удовлетворенность различными аспектами профессиональной деятельности (в % от числа опрошенных)

Аспект Полностью Скорее Скорее не удов- Совершенно не

удовлетворена удовлетворена летворена удовлетворена

Отношения в коллективе 28 58 13 1

Профессиональная самореализация 26 48 19 7

Карьерные возможности 20 40 32 8

Содержание труда 17 47 28 7

Ваши доходы 7 36 40 18

82

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотс ВиНейп. 2017. N0. 2

Вышеперечисленные факторы намного сильнее фактора влияния инструментальных ценностей, таких как деньги. Есть ряд исследований, которые рассматривают удовлетворенность работой как составляющую «счастья» индивида [14, с. 91]. На наш взгляд, ощущение полезности намного сильнее влияет на уровень «счастья», нежели оплата труда. Этим можно объяснить любовь бортпроводников к своей профессии, несмотря на низкий уровень доходов.

В общественном мнении, тем не менее, распространена точка зрения, что у стюардесс «хорошие зарплаты». Однако это только лишь мнение. Сами стюардессы опровергают подобные предположения.

Удовлетворенность соотношением работа/семья. Молодые женщины, работающие бортпроводниками и имеющие семью, вынуждены сталкиваться со сложностями совмещения семьи и профессиональной карьеры, что создает стресс и вызывает раннее профессиональное «выгорание» [15, с. 26].

Одной из гипотез нашего исследования было предположение, что график стюардессы не оставляет достаточно времени на частную жизнь. Однако результаты исследования показали обратное. Большинство стюардесс (70 %) отметили, что им хватает времени на личную жизнь, различные интересы, хобби, спорт и встречи с друзьями (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Достаточно ли времени рабочий график оставляет Вам на личную жизнь, внерабочие интересы, хобби, спорт, встречи с друзьями?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Вполне достаточно 50 33

Скорее достаточно 56 37

Скорее недостаточно 35 23

Совершенно недостаточно 10 7

Итого 151 100

Можно предположить, что семейные стюардессы должны чаще жаловаться на недостаток времени, так как семья и дети требуют внимания и присутствия. Однако это предположение опровергается нашими данными. Семейные стюардессы даже чаще удовлетворены количеством времени на свои интересы и личную жизнь и реже не удовлетворены (табл. 5).

Отношение к профессии в референтной группе. На восприятие своей профессии оказывает влияние отношение к ней ближайшего окружения. Наиболее социально значимым окружением для любого индивида являются его родители. Положительное отношение стюардесс к своей профессии усиливается фактом гордости и одобрением профессии родителями. Более половины стюардесс отметили, что родители гордятся работой своих дочерей (табл. 6).

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотюэ ВиНейп. 2017. N0. 2

83

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Достаточно ли времени рабочий график оставляет Вам на личную жизнь, внерабочие интересы, хобби, спорт, встречи с друзьями?» в зависимости от семейного положения (в % от числа опрошенных в группах по семейному положению)

Вариант ответа Семейные Несемейные

Вполне достаточно 35 31

Скорее достаточно 36 38

Скорее недостаточно 24 22

Совершенно недостаточно 4 9

Итого 100 100

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Как Ваши родители относятся к Вашей работе?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Гордятся мной 80 53

Принимают мою работу как должное, оставляя свои мысли при себе 47 31

Другое 21 14

Осуждают меня 3 2

Итого 151 100

Для семейных стюардесс социально значимым окружением является семья, в которой они живут, т.е. супруг и дети, а 41 % замужних стюардесс отмечают, что супруг гордится их профессией (табл. 7).

Таблица 7

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Как Ваш супруг относится к Вашей работе?» (в % от числа замужних стюардесс)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Гордится мной 26 41

Принимает мою работу как должное, оставляя свои мысли при себе 19 30

Другое 15 24

Осуждает меня 3 5

Итого 63 100

Более трети (36 %) стюардесс-матерей отмечают, что дети гордятся их профессией. А у каждой пятой стюардессы (21%) дети хотят иметь такую же работу (табл. 8).

84

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотс ВиНейп. 2017. N0. 2

Таблица 8

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Как Ваши дети относятся к Вашей работе?» (в % от числа стюардесс, имеющих детей)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Гордятся мной 10 36

Хотят в будущем иметь такую же работу 6 21

Принимают мою работу как должное, оставляя свои мысли при себе 3 11

Другое 8 29

Осуждают меня 1 4

Итого 28 100

В качестве другого ответа на вопрос об отношении детей к профессии матери респонденты отмечают слишком маленький возраст детей, не позволяющий еще четко сформулировать свое мнение.

Профессиональные планы и цели стюардесс. Отношение стюардесс к профессии можно выявить с помощью выяснения планов по ее смене. Мы задали стюардессам открытый вопрос: «Как долго Вы еще планируете работать стюардессой?» (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Сколько Вы еще планируете работать стюардессой?» (в % от числа опрошенных)

Как показали ответы, 47 % стюардесс все-таки имеют представления о четких сроках завершения работы по профессии. Не имеет четких сроков и планов относительно смены профессии каждая 4-я стюардесса (25 %). Ограничивают

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотюэ ВиНейп. 2017. N0. 2

85

сроки своей карьеры в профессии стюардессы изменением в семейном статусе (вступление в роль супруги и/или родителя) лишь 6 % стюардесс.

Следует уточнить, что в группу ответов «как получится» были включены также такие ответы респондентов: «как сложится», «пока не задумываюсь», «пока не знаю», «время покажет» и т.д. В группу ответов «более 8 лет» были включены также ответы «долго».

Группу тех, кто отметил, что планирует работать «до летной пенсии»1 можно причислить к группе ответивших «более 8 лет», так как самая старшая стюардесса среди ответивших «более 8 лет» имеет возраст 34 года, а максимальный стаж работы бортпроводником среди них - 3 года. Таким образом, можно сделать вывод, что 25 % стюардесс ближайшие 8 лет не планируют расставаться со своей профессией.

Одним из вопросов исследования был открытый вопрос: «Какие у Вас планы на будущее? Планируете ли Вы в будущем менять профессию? Чем хотели бы заниматься?» (табл. 9). Проанализировав массив подробных ответов, мы выяснили, что менять в будущем профессию намерены 45 % стюардесс, не исключают такую возможность 8 %. Не имеют в планах смену профессии треть стюардесс (35 %).

Таблица 9

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Планируете ли Вы менять профессию?» (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Да 68 45

Нет 53 35

Не знаю 16 11

Возможно 12 8

После достижения летной пенсии 2 1

Итого 151 100

Однозначно не планируют менять профессию чаще стюардессы до 23 лет (72 %) и старше 30 лет (42 %) (табл. 10). Можно объяснить это тем, что первая группа только начала карьеру в авиации и пока не имеет в планах ее менять. Группа старше 30 лет, напротив, уже приближается к завершению карьеры, поэтому не видит смысла менять работу. Стюардессы от 23 до 30 лет в большинстве своем отвечают, что планируют менять профессию.

1 В среднем в 45 лет стюардесса уже получает пенсию. При этом она должна отработать 10 лет именно стюардессой и 20 лет всего (общий стаж) [16].

86

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотс ВиНейп. 2017. N0. 2

Таблица 10

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Планируете ли Вы менять профессию?» (в % по возрастным группам)

Возраст Да Возможно После достижения летной пенсии Не знаю Нет

Младше 23 лет 17 0 0 11 72

От 23 до 26 лет 58 8 2 15 17

От 26 до 30 лет 46 11 0 7 37

30 лет и старше 38 8 4 8 42

Из всего числа респондентов мы выделили категорию желающих сменить профессию - это те, кто на вопрос «Планируете ли менять профессию?» ответил «да», «возможно», «после достижения летной пенсии». Их численность составила 82 респондента (54 % от всей выборки). У выбранных стюардесс мы определили характер желанной в будущем (после смены профессии бортпроводника) работы (табл. 11).

Таблица 11

Распределение ответов респондентов на вопрос анкеты «Чем хотели бы Вы хотели заниматься в будущем?» (в % по возрастным группам)

Вариант ответа Частота Доля ответов, %

Собственный бизнес 29 35

Работа в авиации 10 12

Другое 9 11

Не знаю 9 11

Работа по специальности 8 10

Работа с людьми 5 6

Домохозяйка 4 5

Работа в сфере красоты 3 4

Работа в творческой сфере 3 4

Ресторанный бизнес 2 2

Итого 82 100

Несмотря на тенденцию снижения численности предпринимателей в России [17, с. 148], создание собственного бизнеса остается желанным этапом профессионального развития для бортпроводниц. Почти каждая 3-я стюардесса (35 %) хотела бы иметь собственный бизнес по завершении работы бортпроводником. Продолжать работать в сфере авиации, только на земле, изъявляют желание 12 % стюардесс. Каждая десятая (10 %) стюардесса хотела бы найти работу по специальности, т. е. в соответствии с полученным образованием. Остальные предпочли бы по завершении летной карьеры за-

Р^РУ БосЫоду апЬ Есопотюэ ВиНейп. 2017. N0. 2

87

няться работой, связанной с людьми (преподавание, журналистика), заняться домом и семьей, еще реже стюардессы отмечали, что планируют заниматься ресторанным бизнесом, творческой работой (вокал, рукоделие) или работой в сфере красоты (визажист, парикмахер).

Подводя итоги, отметим, что наше исследование развеяло некоторые мифы о «небесной профессии», один из них - простота труда. Профессия бортпроводника достаточно тяжела в физическом и эмоциональном плане, но те, кто выбрал себе эту профессию, несмотря на сложности, относятся к ней с любовью, считая свой выбор призванием. Референтная группа бортпроводниц также положительно относится к профессии бортпроводника, чаще всего члены семьи гордятся своими стюардессами или же принимают их профессию как должное.

Основная причина выбора профессии бортпроводника - возможность посмотреть мир. Эту же особенность профессии стюардессы отмечают в качестве главного ее преимущества.

Уровень удовлетворенности бортпроводников своей работой складывается из нескольких индикаторов, среди которых отношения в коллективе являются самым сильным фактором удовлетворенности стюардесс, а доходы, напротив, в наименьшей степени удовлетворяют представителей этой профессии, что развеивает миф о высоких зарплатах в их профессиональной среде.

Наше исследование также опровергло миф о недостатке времени у стюардесс на личную жизнь и неудовлетворенность рабочим графиком. Большинство бортпроводниц, напротив, отмечают, что профессия позволяет достаточно времени проводить с семьей, уделять время друзьям и личным увлечениям.

Выясняя планы стюардесс на будущее, мы пришли к выводу, что все-таки большинство стюардесс планирует менять профессию и основными приоритетами бортпроводников в профессиональной сфере становится создание собственного бизнеса или продолжение работы в авиации, только «на земле».

Список литературы

1. Бортпроводник [Электронный ресурс]. - URL: http://jetworks.ru/kak_ oni_rabotayut/bortprovodnik/ (дата обращения: 15.11.2016).

2. Tiemeyer P. Plane Queer: Labor, Sexuality, and AIDS in the History of Male Flight Attendants. - University of California Press, 2013. - Ed. 1. - 302 p.

3. Barry K.M. Femininity in Flight: A History of Flight Attendants. - Duke University Press, 2007. - 89 p.

4. Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. Справка. [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/society/20081207/156681051.html (дата обращения: 6.09.2016).

5. Levy D.E., Faulkner G.L., Dixon R.D. Work and family interaction: the dual career family of the flight attendant // Humboldt Journal of social relations. -1984. - Vol. 11, no. 2. - P. 67-86.

88

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

6. Официальный сайт авиакомпании «Нордстар». - URL: http://www.nord-star.ru/about/company/ (дата обращения: 25.11.2016).

7. Мальцева И.О., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. - 2-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 295 с.

8. Гринько З.И. К вопросу о формировании профессиональной компетентности бортпроводников // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Филология, педагогика, психология. - 2007. - № 11. - С. 104-110.

9. Reardon J. Safety and health experience of pilots and flight attendants // Monthly Labor Review. - 1992. - Vol. 115, no. 4. - P. 18-24.

10. Турчик А.В. Заоблачная мобильность // Отечественные записки. -2012. - № 5 (50). - С. 273-284.

11. Филипьева Т.В. Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 285 с.

12. Профессия - бортпроводник [Электронный ресурс]. - URL: http://www.proforientator.ru (дата обращения: 15.11.2016).

13. Харченко К.В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений // Социологические исследования. -2009. - № 7. - C. 32-38.

14. Смирных Л.И. Удовлетворенность работой на Российском рынке труда // Вестник ВГУ. Экономика и управление. - 2009. - № 2. - С. 90-100.

15. Бай Ю., Ли С. Анализ профессионального выгорания бортпроводников // Components of Scientific and Technological Progress. - 2014. - № 3 (21). - С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Пенсия стюардессы: от чего она зависит [Электронный ресурс]. -URL: http://avia.pro/blog/pensiya-styuardessy-ot-chego-ona-zavisit (дата обращения: 10.10.2016).

17. Селеткова Г.И., Лазукова Е.А. Социологический анализ социального статуса предпринимателей и руководителей (на примере Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 3. - С. 147-155.

References

1. Bortprovodnik [Flight attendant]. Available at: http://jetworks.ru/kak_oni_ra-botayut/bortprovodnik/ (accessed 15 November 2016).

2. Tiemeyer P. Plane queer: Labor, sexuality, and AIDS in the history of male flight attendants. University of California Press, 2013, 302 p.

3. Barry K.M. Femininity in flight: A history of flight attendants. Duke University Press, 2007, 89 p.

4. Stiuardy i stiuardessy: istoriia professii i trebovaniia. Spravka [Stewards and stewardesses: the history of the profession and requirements. Inquiry]. Available at: https://ria.ru/society/20081207/156681051.html (accessed 6 September 2016).

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

89

5. Levy D.E., Faulkner G.L. and Dixon R.D. Work and family interaction: the dual career family of the flight attendant. Humboldt Journal of social relations, 1984, no. 2, vol. 11, pp. 67-86.

6. Ofitsial'nyi sait aviakompanii "Nordstar" [The official website of "Nordstar" Airline Company]. Available at: http://www.nordstar.ru/about/com-pany/ (accessed 25 November 2016).

7. Mal'tseva I.O., Roshchin S.Iu. Gendernaia segregatsiia i trudovaia mobil'nost' na rossiiskom rynke truda [Gender segregation and labor mobility in the Russian labor market]. 2nd ed. Moscow, Higher School of Economics, 2007, 295 p.

8. Grin'ko Z.I. K voprosu o formirovanii professional'noi kompetentnosti bortprovodnikov [On the professional flight attendant competence formation]. Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Filologiia, pedagogika, psikhologiia, 2007, no. 11, pp. 104-110.

9. Reardon J. Safety and health experience of pilots and flight attendants. Monthly Labor Review, 1992, no. 4, vol. 115, pp. 18-24.

10. Turchik A.V. Zaoblachnaia mobil'nost' [Sky-high mobility]. Otechest-vennye zapiski, 2012, no. 5, vol. 50, pp. 273-284.

11. Filip'eva T.V. Psikhologicheskoe soderzhanie truda bortprovodnika vozdushnogo sudna grazhdanskoi aviatsii [The psychological labor content of a civil aircraft flight attendant]. Ph. D. thesis. Moscow, 2006, 285 p.

12. Professiia - bortprovodnik [The profession of flight attendant]. Available at: http://www.proforientator.ru/ (accessed 15 November 2016).

13. Kharchenko K.V. Diagnostika udovletvorennosti trudom pri regulirovanii sotsial'no-trudovykh otnoshenii [Job satisfaction diagnostics in regulation of social and labor relations]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2009, no. 7, pp. 32-38.

14. Smirnykh L.I. Udovletvorennost' rabotoi na Rossiiskom rynke truda [Job satisfaction at the Russian labor market]. Vestnik VGU. Ekonomika i upravlenie, 2009, no. 2, pp. 90-100.

15. Bai Iu., Li S. Analiz professional'nogo vygoraniia bortprovodnikov [The analysis of flight attendant professional burnout]. Components of Scientific and Technological Progress, 2014, no. 3, vol. 21, pp. 24-28.

16. Pensiia stiuardessy: ot chego ona zavisit [Flight attendant's pension: what it depends on]. Available at: http://avia.pro/blog/pensiya-styuardessy-ot-chego-ona-zavisit (accessed 10 October 2016).

17. Seletkova G.I., Lazukova E.A. Sotsiologicheskii analiz sotsial'nogo statusa predprinimatelei i rukovoditelei (na primere Permskogo kraia) [Sociological analysis of entrepreneurs and managers' social status (by the example of Perm Krai)]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 3, pp. 147-155.

Оригинальность статьи - 90 %

Получено 12.12.2016

90

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

E.O. Tarasova

PROFESSION OF FLIGHT ATTENDANT: ADVANTAGES AND LIMITATIONS

Each job has its advantages and disadvantages, and the job of flight attendant is no exception. It is surrounded with an aura of romance and lightness, however, this impression appears erroneous. This job has a lot of pitfalls, which one can learn only from flight attendants themselves. The article is devoted to the study of the job's advantages and disadvantages, on the basis of the questionnaire survey of stewardesses. The major issues include the attitude of flight attendants towards their job, the reasons for choosing this job, satisfaction with various professional aspects, as well as satisfaction with the "work-family" balance, with the attitude to the profession in the reference group (family members of workers) and the career plans and goals of stewardesses.

The paper is based on the empirical sociological investigation in a group of attendants in the largest Russian airline companies (such as "Aeroflot", "Siberia Airlines", "NordStar", "UTair" and the others), comprising 151 respondents. The purpose of the survey was to define the family, marital and childbear-ing attitudes as well as the problem of "work-family" balance. Thus, the survey was carried out among the female workers, and the results obtained apply to the stewardesses representing the majority of staff in all the airline companies (approximately 70-80% of flight attendants are women).

The research enables to unveil certain professional myths, including those concerning the substantial wages, simplicity of professional tasks and lack of time for private life planning. The authors clarify the professional motives and the desirability of this job for many employees.

Keywords: flight attendant, attitude to work, job satisfaction, professional disadvantages of flight attendants, professional advantages of flight attendants, "work-family" balance.

Ekaterina O. Tarasova - Postgraduate Student, Dept. of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: tarasova_eo@mail.ru.

PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2017. No. 2

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.