Е.В. Жилина, канд. псих. наук, доцент, кафедра психологии, Е.Е. Мищенко, студент,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия, [email protected]
ФЕНОМЕН ОПТИМИЗМА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОТРПРОВОДНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования общекультурных и профессиональных компетенций бортпроводника, труд которого является комбинацией различных профессий. Несмотря на видимую простоту профессии, компетентный бортпроводник должен не только иметь солидный запас знаний и практических навыков, но и обладать сильным и решительным характером. Рассматриваются важность сохранения основных личностных характеристик, способствующих сохранению психологического здоровья личности, и процесс формирования профессионально-личностных ценностей в отношениях — как опора для моральных и духовно-нравственных принципов. Определена также проблема внутреннего равновесия личности. В связи с этим особую значимость приобретает проблема субъективного благополучия и профессиональной деятельности бортпроводника как проблема поиска удовлетворенности жизнью. Авторы исследуют оптимизм как устойчивую личностную позицию в формировании субъективного благополучия, самосовершенствования и развития личности в профессиональной деятельности бортпроводников гражданской авиации. Особое внимание уделяется роли оптимизма в профессиональном становлении личности, проблеме осознания, осмысления себя субъектом собственной жизни. Оптимизм рассматривается как системное качество, имеющее различные формы и внутриличност-ные детерминанты. Результаты исследования демонстрируют наличие в группах кандидатов на должность бортпроводника и в группах бортпроводников с различным стажем работы «активных» и «пассивных» оптимистов. В широком смысле оптимизм рассматривается в качестве фактора позитивного развития общества, который может стать критерием для прогнозирования и оценки успешности и эффективности профессионального развития. Ключевые слова: жизнеутверждающая позиция, субъективное благополучие, оптимизм, профессиональная деятельность, саморазвитие личности, самопознание.
Человеческий фактор в авиации является важнейшим условием безопасности и успешности полета. Важно подчеркнуть, что он включает в себя особый уровень развития личности: личностные новообразования, способности и формирование психологической установки на то, что по-
«Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, переменив свое отношение к ней» Уильям Джеймс
лет — это творческая, ответственная и высоконравственная деятельность, направленная на обеспечение защиты пассажиров, их веры в профессиональное и гражданское мужество экипажа.
Актуальность проблемы формирования профессиональной элиты в авиации
обусловлена тем, что само понятие «элита» цессе трудовой деятельности. В ряду таких
в современной науке понимается как некая профессий, безусловно, стоит профессия
социальная группа, обладающая глубокими бортпроводника. В ней — пожалуй, в одной
познаниями в сфере важнейших законов из немногих — при оценке достижений боль-
жизни и существова- =
ния человека, способная принимать значимые решения в области ведущей деятельности человечества, регулирующая и контролирующая многие процессы, происходящие в социуме. И именно этот слой представляет собой активное меньшинство населения. =
В связи с вышеизложенным хотелось бы указать, что при подготовке профессиональной элиты в авиации представляется важным уделять особое внимание тому, чтобы ее представители овладевали актуальными общекультурными и профессиональными компетенциями, соответствующими требованиям времени, но при этом придерживались принципов гуманизма, преемственности и созидательности в собственной активности, понимая, что человеческий фактор в авиации — главный ресурс реализации безопасности полетов.
Сегодня летное сообщество существенно изменилось, профессиональные особенности управления воздушным судном в определенной степени следуют законам поведения робота, поэтому область психологических качеств приобретает особенный смысл. Сами отношения людей друг к другу должны создать прочную опору для моральных и духовно-нравственных принципов как характера, стержня их труда, а это значит, что летающий человек не утрачивает свой небесно-летный ресурс, то есть профессионализм, особенно для преодоления возникающих во время полета экстремальных ситуаций. Вот почему в мировоззренческом статусе главная задача сводится к формированию профессионально-личностных ценностей.
Профессия предъявляет к человеку сплав требований, выработанных многими поколениями. Человек может наиболее ярко раскрыть свои деловые, идейные, нравствен-
Мировая профессиональная общность бортпроводников, зародившаяся менее века назад, растет, однако с совершенствованием авиатехники усложняются и условия труда: усиливается влияние психогенных и стрес-согенных факторов, неуклонно повышаются профессиональные требования к профессии.
шого коллектива человек приобретает особое значение, а индивидуальность и психологическая зрелость выступают как мера общественной полезности. В сознании большинства сложился следующий устойчивый образ бортпроводника: красивая, умная, молодая, приветливая, невозмутимая, уверенная, всегда улыбающаяся девушка.
Профессия бортпроводника зародилась относительно недавно, однако за 85 лет своего существования она модифицировалась в связи с изменением мотивации труда, контингента пассажиров, географии полетов. Престиж авиации в обществе XXI века делает ее все более актуальной и социально значимой. Во взаимодействии общества и человека активную роль играет индивид, активность и динамичность которого определяется подвижностью, субъективным благополучием, изменчивостью его внутреннего состояния, которое и называется социокультурной мобильностью.
Мировая профессиональная общность бортпроводников, зародившаяся менее века назад, растет, однако с совершенствованием авиатехники усложняются и условия труда: усиливается влияние психогенных и стрес-согенных факторов, неуклонно повышаются профессиональные требования к профессии — в связи с существованием реальной угрозы террористических актов на воздушном транспорте. Риск — это постоянный фон, на котором осуществляется профессиональная деятельность бортпроводника. В связи с этим особенно важно сохранять необходимые в деятельности бортпроводника основные личностные характеристики, способствующие личностному и профессиональному росту — уверенность в себе, организованность, коммуникабельность, тактичность, оптимизм, эмоциональную выдержку, решительность, выносливость,
ные и творческие качества только в про- способность к творчеству, гуманность, са-
мокритичность, надежность. Они проявляются в способности жить «настоящим» и видеть свою жизнь целостной во временном континууме, и — что важно — способствуют сохранению психологического здоровья личности.
Проблема внутреннего равновесия личности, а именно: понимание факторов, из которых оно складывается, многообразие эмоциональных отношений, лежащих в его основе, особенности его участия в регуляции поведения — все это и составляет основной предмет исследования психологов в последнее десятилетие. Физическое и психическое здоровье, благополучие личности представляют собой непрерывный процесс осуществления личностной самоактуализации. -
В отечественной науке значительное внимание уделяется исследованию субъективного благополучия личности в различных аспектах
Риск - это постоянный фон, на котором осуществляется профессиональная деятельность бортпроводника.
субъективное благополучие — понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности5.
Процесс формирования и развития субъективного благополучия как фактора самоактуализации личности неразрывно связан с понятиями «счастье», «удовлетворенность жизнью», «оптимизм». С позиции гуманистического подхода оптимизм рассматривается как вера в человеческую природу, вера в позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается и разви-~ вается в соответствующих условиях.
В отечественной литературе в настоящее время не существует четкого определения понятия «оптимизм». Это
(работы Р. Шамионова1, Л. Пучковой2, Н. Ба- связано с тем, что оптимизм как психоло-
харевой3, А. Созонтова4 и др.), в том числе гическая категория — понятие весьма емкое
и во взаимосвязи с профессиональной дея- и многозначное. В повседневной жизни под
тельностью. По мнению P.M. Шамионова, оптимизмом чаще всего подразумевают-
ся такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех и в то, что в мире господствует положительное начало. В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как два противоположных отношения к ходу событий: оптимизм — это убеждение и вера в будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливо -стью, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства6.
Исходя из психологической концепции структуры личности А.И. Щербакова, как пишет К.К. Платонов, оптимизм представляет собой компонент социально значимых качеств личности, определяющих ее поведение. Его можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности человека в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, основанной на вере в силу человеческой природы и в собственные ресурсы7.
Накопленные на сегодняшний день социально-психологические знания, рождение такой отрасли науки, как акмеология, дают новые возможности для изучения профессиональной деятельности и профессионального развития. В связи с этим особую значимость приобретает проблема субъективного благополучия и в конкретной профессиональной деятельности — как проблема поиска качества жизни, смысла жизни, удовлетворенности жизнью.
Профессиональная деятельность представляет собой один из путей достижения благополучия, субъек-тно-психологической реальности «Я», возможно, целостности в ощущении и осознании собственной уникальности, неповторимости личностных качеств в реальной социальной ситуации.
Н.Е. Водопьянова отмечает, что оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и миро-
Оптимизм представляет собой компонент социально значимых качеств личности, уверенности человека в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, основанной на вере в силу человеческой природы и в собственные ресурсы.
воззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и является важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное качество может иметь различные формы и внутриличностные детерминанты. В связи с этим диагностика оптимизма должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, способствующего социальной адаптации и удовлетворенности качеством жизни8.
Целью авторского исследования явилось экспериментальное обоснование роли оптимизма в процессе формирования субъективного благополучия личности, которое служит основанием для ее внутреннего равновесия, понимания, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, как оно участвует в регуляции поведения и как помогает в решении проблем. Высокий уровень субъективного благополучия, являясь одновременно и фактором и результатом самоактуализации, оказывает влияние на общий ее уровень, определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных проблем и способствует сохранению психологического здоровья личности9.
Исследование проводилось в период весна — осень 2014 года. Выборку испытуемых составили бортпроводники российских авиакомпаний. Общее число бортпроводников различных специальностей и кандидатов на должность бортпроводника ВС, принявших участие в исследовании, составило 100 человек. Респонденты были разделены на три группы: 37 человек — кандидаты на должность бортпроводника, 28 — бортпроводники со стажем работы в данной профессии до 10 лет, 35 — бортпроводники со стажем работы более 10 лет.
Результаты исследования по методике «Шкала оптимизма и активности» (Н.В. Во-
Моо,ццчМдРТ9П1ц ДИСКУССИЯ !
|М_ О |\ЛМГ I ¿и I О журнал научных публикаций *
Таблица 1
Уровень выраженности оптимизма и активности респондентов
Характеристики личности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Исследуемые группы выраженности (кол-во человек) выраженности (кол-во человек) выраженности (кол-во человек)
Кандидаты на должность Оптимизм 32 1 -
«бортпроводник» Активность 5 26 2
Бортпроводники Оптимизм 24 6 —
со стажем работы > 10 лет Активность 4 20 6
Бортпроводники Оптимизм 34 4 —
со стажем работы < 10 лет Активность 1 23 14
допьянова, М. Штейн) в группе бортпроводников с различным стажем работы и кандидатов на должность бортпроводника (стажа работы нет) представлены в табл. 1 и 2.
Из сводных результатов по трем группам, представленных в табл. 1, видно, что у кандидатов на должность бортпроводника преобладает высокий уровень выраженности оптимизма, а по характеристике личности «активность» — средний уровень выраженности. Таким образом, можно сказать, что у большинства исследуемых кандидатов, возможно, сформировано такое миро- и самовосприятие, которое придает им жизненные силы, способность идти вперед, преодолевая препятствия, но при этом, вероятно, свою энергию они расходуют в меру, понимая, когда, куда и на что ее лучше направить.
Далее из сводных результатов таблицы заметно, что высокий уровень выраженности оптимизма показали бортпроводники со стажем работы менее 10 лет, что значительно больше по сравнению с другими уровнями. По шкале «активность» большинство бортпроводников этой группы показывают средний уровень выраженности. Следовательно, можно сказать, что респонденты этой группы доброжелательны и открыты для общения. При сложных жизненных ситуациях у них, возможно, всегда есть внутренняя готовность к действию.
Результаты исследования демонстрируют также, что группа бортпроводников со стажем работы более 10 лет показала в большей степени высокий уровень выраженности по характеристике личности оптимизм. По характеристике «активность» в той же степени, но со средней выраженностью, бортпроводников этой группы большинство. Значит, можно предположить, что благодаря своей оптимистичности респон-
денты данной группы гораздо чаще используют положительную переоценку жизненных ситуаций, но при этом для изменения тех же ситуаций не проявляют высокой активности.
Анализируя результаты, полученные по шкалам «оптимизм» и «активность», можно сделать следующие выводы.
1. Все три группы респондентов, а именно: группа кандидатов на должность бортпроводника, группа бортпроводников со стажем работы менее 10 лет и группа бортпроводников со стажем работы более 10 лет обладают на высоком уровне выраженности такой характеристикой личности, как оптимизм. Следовательно, независимо от стажа работы в гражданской авиации или отсутствия такового кандидатам в бортпроводники и бортпроводникам в большинстве своем свойственно развиваться в позитивном направлении, видеть светлые стороны жизни, верить в лучшее будущее, в успех.
2. Такое свойство личности бортпроводников, как активность, во всех трех исследуемых группах у большинства респондентов имеет умеренную выраженность. В связи с этим можно сказать: независимо от стажа работы, профессиональных навыков, каких-либо знаний или отсутствия их кандидатам на должность бортпроводника, бортпроводникам со стажем работы менее 10 лет и бортпроводникам со стажем работы более 10 лет свойственно поддерживать определенный уровень активности, не перенапрягая своих сил.
3. Из приведенных в табл. 1 данных можно увидеть, что респондентов группы кандидатов на должность бортпроводника с такими личностными характеристиками, как оптимизм и активность, больше по сравнению с двумя другими контрольными
группами. Можно предположить, что уверенность в правильно поставленной цели, успешные теоретические и практические занятия дают респондентам этой группы осмысленность, ясность мыслей, психологическую устойчивость и уверенность в себе. Возможно, в поиске смысла жизни у респондентов превалирует оптимистичное мировоззрение — это и дает право предположить, что людей со свойством личности «оптимизм» больше именно в данной группе.
4. Бортпроводники со стажем работы менее 10 лет показывают значимо более высокие результаты по шкале «активность», что может означать их высокую готовность к деятельности, подвижность, энергичность. Бортпроводники со стажем работы более 10 лет показывают также значимо более высокие результаты по шкале «оптимизм» по сравнению с контрольными группами. Следовательно, они в большей степени позитивны в своем воззрении на мир
и складывающиеся обстоятельства, верят в свое будущее и успех.
По результатам, представленным в табл. 2, видно, что в группе кандидатов на должность бортпроводника преобладают такие типы личности, как «активные оптимисты» (15 человек из 33) и «пассивные оптимисты» (17 человек из 33). Таким образом, кандидаты на должность бортпроводника преимущественно оптимисты. Следовательно, можно предположить, что они жизнерадостны, мало подвержены унынию или плохому настроению, скорее всего склонны верить в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее. Часть этой группы, возможно, предпринимает активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Другая часть группы кандидатов, скорее всего, отличаясь уверенностью в том, что «все будет хорошо», не предпринимает для этого никаких усилий. Это группа «пассивных оптимистов». Вероятно, эти респон-
Таблица 2
Выраженность типов личности среди респондентов
Исследуемые группы Психологический тип личности (количество человек)
Реалисты Активные оптимисты Активные пессимисты Пассивные пессимисты Пассивные оптимисты
Кандидаты на должность «бортпроводник» 1 15 0 0 17
Бортпроводники со стажем работы > 10 лет 5 12 0 0 13
Бортпроводники со стажем работы < 10 лет 2 9 0 0 27
денты больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы.
В этой группе находится также респондент с психологическим типом «реалист», который, как можно предположить, адекватно оценивает текущую ситуацию по своим силам и не пытается «прыгнуть выше головы», довольствуется тем, что имеет.
По результатам, представленным в табл. 2, видно, что в группе бортпроводников со стажем работы менее 10 лет преобладают такие типы личности, как «активные оптимисты» (12 человек из 30) и «пассивные оптимисты» (13 человек из 30). Можно заметить, что группа почти равномерно распределилась между активными и пассивными оптимистами. Большинство бортпроводников этой группы — оптимисты. При условии, что в этой группе больше оптимистов, всё же они отличаются разными подходами к достижению целей. Активные оптимисты этой группы — 12 человек — прикладывают усилия для решения поставленных задач. Вторая же половина группы — 13 человек — скорее всего склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений. В группе бортпроводников со стажем работы менее 10 лет также имеется психологический тип «реалист» (5 человек). Можно предположить, что эти бортпроводники адекватно оценивают текущую ситуацию, довольствуются тем, что имеют. Скорее всего эти бортпроводники устойчивы к психологическому стрессу.
По результатам, представленным в табл. 2, видно, что в группе бортпроводников со стажем работы более 10 лет преобладают такие типы личности, как «активные оптимисты» (9 человек из 38) и «пассивные оптимисты» (27 человек из 38). Таким образом, можно сказать, что бортпроводники со стажем работы более 10 лет являются преимущественно оптимистами (36 человек из 38). Следовательно, у этих бортпроводников может быть жизнерадостное мироощущение, при котором они во всем видят
Изучение оптимизма как неотъемлемого компонента субъективного благополучия в развитии личности позволит выделить условия формирования профессионального взаимодействия, которое, в свою очередь,
может стать критерием при прогнозировании и оценке успешности и эффективности профессионального развития.
светлые стороны, верят в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало. Заметим, что в этой группе большинство респондентов относятся к типу личности «пассивные оптимисты» (27 человек из 38), которые, возможно, склонны в большей степени надеяться на случай, на удачу. Однако скорее всего их отличительной чертой будет являться недостаток активности. Бортпроводников со стажем работы более 10 лет с психологическим типом «реалист» в этой группе меньшинство. Скорее всего они оценивают ситуацию по своим возможностям, не делают больше, чем могут; вероятно, им достаточно того, что у них есть и, возможно, они устойчивы к психологическому стрессу.
Таким образом, по сводным результатам выявления типов личности с помощью методики «Шкала оптимизма и активности» были получены следующие результаты.
1. В исследуемых группах кандидатов на должность бортпроводника и бортпроводников с различным стажем работы максимально выражены такие психологические типы личности, как «активные оптимисты» и «пассивные оптимисты». Во всех трех группах представлены преимущественно оптимисты. В группе кандидатов на должность бортпроводника, в группе бортпроводников со стажем работы мене 10 лет, в группе бортпроводников со стажем работы более 10 лет в меньшей степени представлен психологический тип «реалисты». Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды имеют временный характер, что они неповинны в них, а причины неудач они приписывают обстоятельствам или другим людям. Поражение не способно сломить оптимистов. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активностью, настойчивостью) борются с ней.
2. В отличие от бортпроводников первой группы без стажа работы и бортпроводников со стажем работы менее 10 лет, где пси-
хологические типы «активные оптимисты» и «пассивные оптимисты» представлены почти в одинаковом соотношении, у бортпроводников со стажем работы более 10 лет тип «пассивные оптимисты» встречается чаще. Предположительно можно сказать, что представители этой группы, хоть и отличаются позитивным отношением к жизни, но при этом не проявляют активности, надеясь, что все разрешится без их участия, то есть склонны к пассивному ожиданию.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что оптимизм является профессионально характерным качеством бортпроводников, независимо от стажа, и, с другой стороны — влияет на уровень их субъективного благополучия.
Дальнейшее изучение оптимизма как неотъемлемого компонента субъективного благополучия в развитии личности позволит выделить условия формирования профессионального взаимодействия, которое, в свою очередь, может стать критерием при прогнозировании и оценке успешности и эффективности профессионального развития. I'
Литература
1. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. 240 с.
2. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. пси-хол. наук. Хабаровск, 2003. 163 с.
3. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 150 с.
4. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105-114.
5. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. 2002. № 2. С. 143.
6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 320.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 128.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. С. 19.
9. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. . канд. пси-хол. наук. Хабаровск, 2003. 163 с.
THE PHENOMENON OF OPTIMISM AS A FACTOR OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF PERSON IN FIGHT ATTENDANTS' PROFESSIONAL ACTIVITIES
E.V. Jilina, Candiate of psychology, Docent, the department of psychology,
E.E. Mishenko, student, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected]
The article deals with a formation of modern requirements in terms of general cultural and professional competences in the field of labor attendant who can be considered as a combination of different professions. Despite the apparent simplicity of the profession, a competent flight attendant must have not only knowledge and practical skills, but also must have a strong resolute character. Considering the importance of basic personality's characteristics which promote psychological health ofperson, the formation process ofprofessional and personal values in relationships, it is like a support for the moral and spiritual principles which are the core of work. The article defines a problem of personality's internal balance: it is an understanding of factors it consists of. In this regard, the particular importance of this is a problem of subjective well-being and professional activities of flight attendants, as a problem of finding life satisfaction. The authors focus on the study of optimism as a stable personal position in formation of subjective well-being, self-improvement and personal development in professional activity of civil aviation flight attendants. Special attention is paid to the role of optimism in the professional formation of the person, the problem of awareness, self-reflection ofpersonality to be a subject of his own life. Optimism is considered as a system quality having different shapes and intrapersonal determinants. In the current study, the author substantiates the role of optimism in the process of building an effective professional growth. Results of the study demonstrate that a candidate for a job of flight attendants and flight attendants with different work experience the most pronounced psychological personality types are «active optimists» and «passive optimists.» In the broad sense of optimism it is considered as a factor of society's positive development and should be a criterion for predicting and evaluating success and efficiency of professional development.
Key words: life-affirming attitude, subjective well-being, optimism, professional activity, personal self-development, self-knowledge.
References
1. Shamionov R.M. Sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaia kartina i factory [Subjective well-being personality: a psychological pattern and factors]. Saratov, Izd-vo Saratovskogo universiteta Publ., 2008. 240 p.
2. Puchkova G.L. Sub"ektivnoe blagopoluchie kak faktor samoaktualizatsii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. Nauk [Subjective well-being as a factor of self-actualization. Candidate of psychol. sci. dis.]. Khabarovsk, 2003. 163 p.
3. Bakhareva N.K. Sub"ektivnoe blagopoluchie kak siste-moobrazuiushchii faktor tolerantnosti: dis. ... kand. psikhol. Nauk [Subjective well-being as a system factor of tolerance. Candidate of psychol. sci. dis.]. Khabarovsk, 2004. 150 p.
4. Sozontov A.E. Gedonisticheskii i evdemonisticheskii podkhody k psikhologicheskomu blagopoluchiiu [Hedonistic and eudemonistic approaches to psychological well-being]. Voprosy psikhologii — Questions of psychology, 2006, no. 4, pp. 105-114.
5. Shamionov P.M. Psikhologiia sub"ektivnogo blago-poluchiia: (k razrabotke integrativnoi kontseptsii) [Psychology of subjective well-being: (to develop an integrative concept)]. Mir psikhologii — The world of psychology, 2002, no. 2, p. 143.
6. Filosofskii slovar' / pod red. I.T Frolova [Philosophical dictionary. Ed. by I.T. Frolov]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 560 p.
7. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti [The structure and development of personality]. Moscow, Nauka Publ., 1986. 256 p.
8. Vodop'ianova N.E. Psikhodiagnostika stressa [Psychological stress]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 336 p.
9. Puchkova G.L. Sub"ektivnoe blagopoluchie kak faktor samoaktualizatsii lichnosti: dis. . kand. psikhol. Nauk [Subjective well-being as a factor of self-actualization. Candidate of psychol. sci. dis.]. Khabarovsk, 2003. 163 p.