110
3. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М., 1980.
4. Пушкарев Н. Ф. и др. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие. М., 1999.
5. Самсонова Н. В., Черняева Т.Н. Тренинг в курсе «Конфликтология»: Учеб.-практ. пособие. Калининград, 2004.
6. Ушакова Н. В. и др. Основы психологии общения (для бортпроводников). М., 1986.
7. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
Об авторе
Гринько З. И. — начальник библиотеки нормативной документации авиакомпании «КД Авиа», асп. РГУ им. И. Канта.
УДК 378.1
Е. А. Нечаева
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматриваются и анализируются сложившиеся на настоящий момент научные подходы в поликультурном образовании для определения целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мульти-культурном коллективе учащихся.
Scientific approaches that have formed lately in multicultural education are considered and analyzed for the definition of the targets and main concept ideas of teacher-training to professional activity in multicultural classroom.
Изучение комплекса исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических литературных источников позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликуль-турного образования, на которые мы опираемся в рамках своего исследования по подготовке педагога к профессиональной деятельности в условиях мультикультурного коллектива учащихся.
Аккультурационный подход. С этим подходом связано появление самого термина «поликультурное образование». Первоначальные теоретические и практические многокультурные элементы, внесенные в педагогическую жизнь различных стран в 1960 — 70-е годы, известны как многоэтническое образование (multiethnic education), ставившее своей целью создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп. Однако, под влиянием новой волны эмигрантов, нахлынувшей в 1970—80-е годы (США, Канада, Германия и др.), эти многоэтнические перспективы довольно быстро претерпели существенные трансформации, что привело к современному пониманию поликультурного образования как процесса освоения этнической,
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 107 -110.
Научные подходы в поликультурном образовании
общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [1, с. 11].
В рамках аккультурационного подхода большая часть зарубежных исследователей придерживается мнения о том, что поликультурное образование должно как ориентироваться на культуру переселенцев, так и включать в себя изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [2, с. 359].
В русле аккультурационного подхода к поликультурному образованию выдержаны и работы отечественного исследователя Р. Хайрул-лина, исследующего состояние и перспективы развития национальных систем образования в России и рассматривающего интернационализацию сознания обучающихся через поликультурное образование как оптимальный путь подготовки личности к жизни в поликультурном окружении [3].
В целом в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил значительного распространения, ибо для России более актуальным является сохранение и обогащение как русской культуры, выступающей в нашей стране в качестве доминирующей, так и национально-культурного своеобразия других народов, населяющих Россию.
В этой связи большее значение для нашего исследования приобретает диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Суть этого подхода заключается в рассмотрении готовности педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся как средства приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство.
К диалоговому подходу относится деятельностная концепция поли-культурного образования, авторы которой (Е. Ф. Тарасов и Ю. А. Сорокин) считают, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности. По их мнению, осуществлению собственно деятельности предшествует этап ориентировки в условиях деятельности: на этом этапе происходит осознание усваиваемых фрагментов чуждой культуры, «переформулирование» чуждой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры: происходит перенос мыслительных действий, отработанных в одной сфере деятельности, в другую сферу, когда какая-либо задача не может быть решена прежними способами. В этом же духе высказывается и Г. Помме-рин, который определяет поликультурное образование как педагогический ответ на реальность мультикультурного общества, как открытую деятельностно-ориентированную концепцию, воспринимающую все общественные изменения и инициирующую инновационные процессы. Поликультурное образование рассматривается Поммериным как вклад в
111
112
Е. А. Нечаева
воспитание в духе мира путем разрешения межкультурных конфликтов. Автор исходит из идеи признания индивидуальных различий каждой личности и считает поликультурное образование деятельностно-ориентированным и открытым новым знаниям и новому опыту [4]. Данную точку зрения разделяет ряд зарубежных исследователей поликультур-ного образования (М. Хоманн, Зандфукс, Циммер). В частности, М. Хо-манн выделяет два основных направления поликультурного образования: во-первых, совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано, во-вторых, обогащение за счет диалога с чужими культурами [5].
Социально-психологический подход к подготовке педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся складывается из концепций и отдельных теоретических положений, появившихся в последнее время в ходе педагогических дискуссий по проблемам поликультурного образования. Его отличительными признаками являются рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих и педагогу и его воспитанникам осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям. В этой связи определенное значение приобретает выдвинутое Г. Д. Дмитриевым теоретическое положение о многокультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, студенты различных специальностей, особенно педагогических, «должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [6, с. 116].
Многие научные труды последних лет в области педагогики мульти-культурализма разработаны на основе компетентностного подхода (Т. В. Поштарева, Е. М. Щеглова, А. И. Сурыгин), где он рассматривается не только с позиции профессионализма, но и как собственно определяющая составляющая результата образования. Современные педагоги должны понимать, что если в образовательном процессе не учитываются национально-психологические особенности учащихся, своеобразие стиля воспитания в моно- и мультикультурных семьях, особенности межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст (в том числе этнокультурный), в котором рос и развивался ребенок-мигрант, специфика региона, то проблема формирования личности, владеющей навыками межкультурного общения и способной эффективно функционировать в мультикультурной среде, позитивно не разрешается, пока не будет сформирован высокий уровень поликультурной компетентности педагогов, их позитивное отношение к мультикультурному образованию и готовность к реализации его задач.
В последнее время в мулитикультурном образовании становится популярным конфликтоориентированный подход, где главной целью является становление конфликтной компетентности. По мнению
Научные подходы в поликультурном образовании
педагога-психолога К. Бютнера возможно научиться как насильственным формам поведения, так и более конструктивным и миролюбивым. Здесь особое значение приобретают модели, образцы взаимодействия в конфликте, предлагаемые человеку его окружением. Для учащихся это в первую очередь образцы поведения в конфликтах педагогов и родителей. Межкультурные конфликты не присущи современной образовательной школе, и к сожалению учителя не всегда могут справиться с конфликтной ситуацией или даже сами являются источником конфликтных отношений с учащимися. Необходимо отметить, что важным в профессиональной подготовке студентов — будущих учителей — является формирование у них готовности к разрешению межкуль-турных педагогических конфликтов. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов. Кроме того, неразрешенные межкультурные конфликты могут перейти в разряд внутриличностных конфликтов, которые способны влиять на психическое, физическое здоровье индивида и на его дальнейшую судьбу. Дополненный подход, ориентированный на встречу культур, их диалог, предполагающий становление межкуль-турной компетентности (с информационным и языковым компонентами), несет большую пользу для развития у педагогов и у детей толерантных установок в поведении [7, с. 31].
Анализ основных подходов к определению целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся показывает, что все эти подходы содержательно дополняют друг друга и могут рассматриваться как акцентуации деятельности педагогов на различных этапах реализации поликультурного образования учащихся.
Список литературы
1. Колобова Л. В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006.
2. Boos-Nming U., Hohmann M., Reich H., Aufnahmeunterricht, Mutter-sprachlicher Unterricht, Interkultureller Unterricht. Ergebnisse einer vergleichenden Untersuchung zum Unterricht fur auslandische Kinder in Belgien, England, Frank-reich und den Niederlanden. Munchen, 1983.
3. Хайруллин Р. З. Социальное образование аборигенных народов Севера в Канаде // Социальная работа: теория, технологии, образование. 2003. № 1.
4. Pommerin G. Migrantenliteratur und ihre Bedeutung fur die interkulturelle Erziehung // Zielsprache Deutsch. 1996. H. 3. S. 41, 106.
5. Hohmann M. Interkulturelle Erziehung — eine Bestandsaufnahme / / Auslanderkinder in Schule u. Kindergarten. 1983. H. 4. S. 4.
6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование // Народное образование. М., 1999.
7. Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen in Alltag. Opladen, 1995.
Об авторе
113
Е. А. Нечаева — асп. РГУ им. И. Канта, [email protected].