Научная статья на тему 'Научные подходы в поликультурном образовании'

Научные подходы в поликультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1897
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Е. А.

Рассматриваются и анализируются сложившиеся на настоящий момент научные подходы в поликультурном образовании для определения целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific approaches in multicultural education

Scientific approaches that have formed lately in multicultural education are considered and analyzed for the definition of the targets and main concept ideas of teacher-training to professional activity in multicultural classroom.

Текст научной работы на тему «Научные подходы в поликультурном образовании»

110

3. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М., 1980.

4. Пушкарев Н. Ф. и др. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие. М., 1999.

5. Самсонова Н. В., Черняева Т.Н. Тренинг в курсе «Конфликтология»: Учеб.-практ. пособие. Калининград, 2004.

6. Ушакова Н. В. и др. Основы психологии общения (для бортпроводников). М., 1986.

7. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.

Об авторе

Гринько З. И. — начальник библиотеки нормативной документации авиакомпании «КД Авиа», асп. РГУ им. И. Канта.

УДК 378.1

Е. А. Нечаева

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматриваются и анализируются сложившиеся на настоящий момент научные подходы в поликультурном образовании для определения целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мульти-культурном коллективе учащихся.

Scientific approaches that have formed lately in multicultural education are considered and analyzed for the definition of the targets and main concept ideas of teacher-training to professional activity in multicultural classroom.

Изучение комплекса исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических литературных источников позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликуль-турного образования, на которые мы опираемся в рамках своего исследования по подготовке педагога к профессиональной деятельности в условиях мультикультурного коллектива учащихся.

Аккультурационный подход. С этим подходом связано появление самого термина «поликультурное образование». Первоначальные теоретические и практические многокультурные элементы, внесенные в педагогическую жизнь различных стран в 1960 — 70-е годы, известны как многоэтническое образование (multiethnic education), ставившее своей целью создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп. Однако, под влиянием новой волны эмигрантов, нахлынувшей в 1970—80-е годы (США, Канада, Германия и др.), эти многоэтнические перспективы довольно быстро претерпели существенные трансформации, что привело к современному пониманию поликультурного образования как процесса освоения этнической,

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 107 -110.

Научные подходы в поликультурном образовании

общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде [1, с. 11].

В рамках аккультурационного подхода большая часть зарубежных исследователей придерживается мнения о том, что поликультурное образование должно как ориентироваться на культуру переселенцев, так и включать в себя изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [2, с. 359].

В русле аккультурационного подхода к поликультурному образованию выдержаны и работы отечественного исследователя Р. Хайрул-лина, исследующего состояние и перспективы развития национальных систем образования в России и рассматривающего интернационализацию сознания обучающихся через поликультурное образование как оптимальный путь подготовки личности к жизни в поликультурном окружении [3].

В целом в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил значительного распространения, ибо для России более актуальным является сохранение и обогащение как русской культуры, выступающей в нашей стране в качестве доминирующей, так и национально-культурного своеобразия других народов, населяющих Россию.

В этой связи большее значение для нашего исследования приобретает диалоговый подход, основанный на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма. Суть этого подхода заключается в рассмотрении готовности педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся как средства приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство.

К диалоговому подходу относится деятельностная концепция поли-культурного образования, авторы которой (Е. Ф. Тарасов и Ю. А. Сорокин) считают, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности. По их мнению, осуществлению собственно деятельности предшествует этап ориентировки в условиях деятельности: на этом этапе происходит осознание усваиваемых фрагментов чуждой культуры, «переформулирование» чуждой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры: происходит перенос мыслительных действий, отработанных в одной сфере деятельности, в другую сферу, когда какая-либо задача не может быть решена прежними способами. В этом же духе высказывается и Г. Помме-рин, который определяет поликультурное образование как педагогический ответ на реальность мультикультурного общества, как открытую деятельностно-ориентированную концепцию, воспринимающую все общественные изменения и инициирующую инновационные процессы. Поликультурное образование рассматривается Поммериным как вклад в

111

112

Е. А. Нечаева

воспитание в духе мира путем разрешения межкультурных конфликтов. Автор исходит из идеи признания индивидуальных различий каждой личности и считает поликультурное образование деятельностно-ориентированным и открытым новым знаниям и новому опыту [4]. Данную точку зрения разделяет ряд зарубежных исследователей поликультур-ного образования (М. Хоманн, Зандфукс, Циммер). В частности, М. Хо-манн выделяет два основных направления поликультурного образования: во-первых, совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано, во-вторых, обогащение за счет диалога с чужими культурами [5].

Социально-психологический подход к подготовке педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся складывается из концепций и отдельных теоретических положений, появившихся в последнее время в ходе педагогических дискуссий по проблемам поликультурного образования. Его отличительными признаками являются рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих и педагогу и его воспитанникам осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям. В этой связи определенное значение приобретает выдвинутое Г. Д. Дмитриевым теоретическое положение о многокультурности как важной составляющей профессионализма. Исходя из этого положения, студенты различных специальностей, особенно педагогических, «должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе» [6, с. 116].

Многие научные труды последних лет в области педагогики мульти-культурализма разработаны на основе компетентностного подхода (Т. В. Поштарева, Е. М. Щеглова, А. И. Сурыгин), где он рассматривается не только с позиции профессионализма, но и как собственно определяющая составляющая результата образования. Современные педагоги должны понимать, что если в образовательном процессе не учитываются национально-психологические особенности учащихся, своеобразие стиля воспитания в моно- и мультикультурных семьях, особенности межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст (в том числе этнокультурный), в котором рос и развивался ребенок-мигрант, специфика региона, то проблема формирования личности, владеющей навыками межкультурного общения и способной эффективно функционировать в мультикультурной среде, позитивно не разрешается, пока не будет сформирован высокий уровень поликультурной компетентности педагогов, их позитивное отношение к мультикультурному образованию и готовность к реализации его задач.

В последнее время в мулитикультурном образовании становится популярным конфликтоориентированный подход, где главной целью является становление конфликтной компетентности. По мнению

Научные подходы в поликультурном образовании

педагога-психолога К. Бютнера возможно научиться как насильственным формам поведения, так и более конструктивным и миролюбивым. Здесь особое значение приобретают модели, образцы взаимодействия в конфликте, предлагаемые человеку его окружением. Для учащихся это в первую очередь образцы поведения в конфликтах педагогов и родителей. Межкультурные конфликты не присущи современной образовательной школе, и к сожалению учителя не всегда могут справиться с конфликтной ситуацией или даже сами являются источником конфликтных отношений с учащимися. Необходимо отметить, что важным в профессиональной подготовке студентов — будущих учителей — является формирование у них готовности к разрешению межкуль-турных педагогических конфликтов. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов. Кроме того, неразрешенные межкультурные конфликты могут перейти в разряд внутриличностных конфликтов, которые способны влиять на психическое, физическое здоровье индивида и на его дальнейшую судьбу. Дополненный подход, ориентированный на встречу культур, их диалог, предполагающий становление межкуль-турной компетентности (с информационным и языковым компонентами), несет большую пользу для развития у педагогов и у детей толерантных установок в поведении [7, с. 31].

Анализ основных подходов к определению целей и ведущих концептуальных идей подготовки учителя к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся показывает, что все эти подходы содержательно дополняют друг друга и могут рассматриваться как акцентуации деятельности педагогов на различных этапах реализации поликультурного образования учащихся.

Список литературы

1. Колобова Л. В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006.

2. Boos-Nming U., Hohmann M., Reich H., Aufnahmeunterricht, Mutter-sprachlicher Unterricht, Interkultureller Unterricht. Ergebnisse einer vergleichenden Untersuchung zum Unterricht fur auslandische Kinder in Belgien, England, Frank-reich und den Niederlanden. Munchen, 1983.

3. Хайруллин Р. З. Социальное образование аборигенных народов Севера в Канаде // Социальная работа: теория, технологии, образование. 2003. № 1.

4. Pommerin G. Migrantenliteratur und ihre Bedeutung fur die interkulturelle Erziehung // Zielsprache Deutsch. 1996. H. 3. S. 41, 106.

5. Hohmann M. Interkulturelle Erziehung — eine Bestandsaufnahme / / Auslanderkinder in Schule u. Kindergarten. 1983. H. 4. S. 4.

6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование // Народное образование. М., 1999.

7. Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen in Alltag. Opladen, 1995.

Об авторе

113

Е. А. Нечаева — асп. РГУ им. И. Канта, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.