СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Н.А. Юдина, канд. хим. наук, доцент
Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)
Аннотация. В статье анализируются ^ технологии применительно к системе высшего образования. Рассмотрены основные требования к электронным рабочим программам и тестовым заданиям. Показано, что основным источником обеспечивающим связь образовательной деятельности и технологий выступает квалифицированный преподаватель.
Ключевые слова: ^ технологии, высшее образование, дисциплина «химия», социальные сети, ЭОР, РПД.
В настоящее время роль информационно-социальных технологий в образовании трудно переоценить. IT технологии обеспечивают всеобщую компьютеризацию позволяющую решать, основные задачи:
- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса;
- развитие единого информационного пространства со свободным доступом в любое время;
- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
XXI век - это век информатизации и технологизации всех процессов в обществе. Информационное обеспечение процесса обучения - важная часть образования. Системно описывать все компоненты обучения, давать возможность на каждом этапе оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий - это цель современного обучения. Цель достигается с помощью использования компьютера. Единая информационная среда для функциональных образовательных задач обеспечивается различными программными средствами, например, применение в учебном процессе мультимедийных, интернет и Web-технологий, благодаря которым реализуется информационная направленность обучения. Быстрый и относительно дешевый доступ - одно из главных преимуществ Интернета. Доступность
контента еще одно безусловное преимущество. Можно связываться с помощью электронной почты, когда возникают вопросы по поводу обучения, возможность дискуссии и обмена информации.
В Докладе ЮНЕСКО об основных направлениях деятельности в области образования и информатики после Первого Международного конгресса «Информатика и образование» указано, что важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом [1]. Основным помощником в освоении учебного материала является квалифицированный специалист-преподаватель, который не только организует самостоятельную работу студентов (тестирование, контрольные и курсовые работы), но в условиях регламента времени на изучение дисциплины умеет выбрать наиболее важные аспекты для изучения. В настоящее время преподаватели, преследуя подобные цели, создают авторские педагогические программные средства на сайтах в сети Интернет.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - понятие условное и представляет собой систему взаимопроникающих частей информатизации образования. ИКТ - позволяет объединить несколько информационных сфер: текст, графика, фото, видео, анимация, речь, звук и музыка. Дидактически эту систему обучения можно реализовать через рабочую программу дисциплины (РПД) или её электронный аналог электронный образовательный ресурс (ЭОР) с большими, чем
у традиционной модели возможностями (скорость, память, обратная связь, самопроверка, самообучение, гиперссылка) [2, С. 575-578].
Одним из компонентов ЭОР является электронный учебник, предназначенный для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построенный на гипертекстовой основе. Гипертекст позволяет работать по индивидуально выбранной навигационной модели. Электронный учебник - специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник. В отличие от печатного издания электронная версия - это совокупность текстовой, графической, видео и фотографическая информации. В разных высших учебных заведениях Российской Федерации специалистами сформулированы свои требования к электронным курсам и принципам их построения. Основное требование - это экономичность и доступность информационной базы учебника, его наглядность. В качестве главных принципов построения электронных курсов можно выделить логичность и структурированность материала, его функциональность, привлекательность и удобство в использовании, четкое деление визуального ряда на логические и функциональные зоны (навигационные элементы, заголовки, основная информация, комментарий, выводы, тесты и т. п.).
Применение ИКТ по естественным дисциплинам позволяет педагогу вуза сделать преподавание естественных дисциплин содержательнее и эффективнее. Как показывает практика, компьютерные технологии можно использовать в различных ситуациях на разных этапах, например, на аудиторных занятиях электронная версия учебника выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Онлайн-тестирование - одна из форм проведения контроля знаний, умений и навыков. Эта форма имеет ряд преимуществ (экономия времени при проверке; объективность в оценке знаний, статистика усвоения материала отдельным студентом и всей группой/потоком).
Кроме ЭОР преподаватель и студенты могут пользоваться Интернет-сервисами, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс. Самыми используемыми являются Электронная почта (E-mail) и социальные сети.
E-mail - услуга, предоставляемая компьютерными сетями, с возможностью передачи сообщений, для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации студента с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией студентов друг с другом.
Социальные сети - интерактивный многопользовательский веб-сайт. Дидактически использовать ресурс можно как:
- доска объявлений. Может использоваться преподавателем для официальных сообщений и анонсов предстоящих событий;
- каталог библиотечных ресурсов по дисциплинам;
- организация тематических групп для постоянной консультационной и информационной поддержки всех участников образовательного процесса. Группа в социальной сети - это действенный метод руководства, при котором, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки.
В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) социальные сети используются для дополнительных и самостоятельных занятий [3, С. 183188]. Создаваемые в процессе обучения виртуальные группы применяются в качестве дополнения к аудиторным и внеаудиторным занятиям в форме взаимодействия студентов и преподавателя. Такое сочетание подошло и студентам и преподавателям с точки зрения организации студенческих научных работ и формирования у обучающихся в рамках системы академического образования навыков самоорганизации и самообразования. Кроме того работа в социальных сетях вырабатывает профессиональную компетенцию - способность работать с компьютерными технологиями.
Таким образом, ИКТ - это новые возможности в образовательной деятельности, где главную роль играет преподава-
тель, который своими личностными каче- ствами увлекает студенческую аудиторию.
Библиографический список
1. Современные информационные технологии в образовании http://charko.narod.ru/tekst/an5/2.html (дата обращения: 01.02.2018).
2. Бехтерева Л.Г., Марголис Н.Ю., Никитенко В.А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. 2015. №6. С. 575-578. URL https://moluch.ru/archive/86/16261/ (дата обращения: 01.02.2018).
3. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А. С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. Вып. 54. Ч. 7. С.183-188.
MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AND TRAINING PROCESS IN THE UNIVERSITY
N.A. Yudina, candidate of chemistry sciences, associate professor Kazan state power engineering university (Russia, Kazan)
Abstract. The article analyzes IT technologies applied to the system of higher education. The main requirements for electronic work programs and test tasks are considered. It is shown that a qualified teacher is the main source of communication for educational activities and technologies.
Keywords: IT technologies, higher education, discipline "chemistry", social networks, ESM, RPD.