Научная статья на тему 'Перспективы информационно-коммуникативных технологий в высшем образовании'

Перспективы информационно-коммуникативных технологий в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT ТЕХНОЛОГИИ / ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / POSSIBILITIES OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES / IT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герич А.А.

В статье рассматриваются IT технологии в системе высшего образования, анализируются основные направления нововведений в учебном процессе подготовки бакалавров и магистрантов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Автором проанализированы возможности применения информационных технологий во время практических занятий, проведен поиск новых форм контроля знаний, включая компьютерное тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

The article considers IT technologies in the system of higher education. The main directions of innovations in the educational process of training bachelors and undergraduates with the use of information and communication technologies are analyzed. The author analyzes the possibilities of using information technologies during practical classes, searched for new forms of knowledge control, including computer testing.

Текст научной работы на тему «Перспективы информационно-коммуникативных технологий в высшем образовании»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

А.А. Герич, заведующий архивом

Казанский государственный энергетический университет (Россия, г. Казань)

Аннотация. в статье рассматриваются ^ технологии в системе высшего образования, анализируются основные направления нововведений в учебном процессе подготовки бакалавров и магистрантов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Автором проанализированы возможности применения информационных технологий во время практических занятий, проведен поиск новых форм контроля знаний, включая компьютерное тестирование.

Ключевые слова: ^ технологии, возможности применения информационных технологий

В современном технологичном мире значительно повышается статус информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде вуза. В настоящее время основной задачей системы образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности студента, так как компетентность интегрирует знания, умения и усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям в новой ситуации [1]. При этом формирование информационно-коммуникационной компетентности как обязательной составляющей профессиональной компетентности выпускника становится актуальной проблемой, решение которой в значительно части зависит от базового образования. Информационно-коммуникационная компетентность - это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ) и использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающих увеличение производительности труда.

Важным является вопрос внедрения современных информационных технологий в образовательную среду вуза [2, С. 183188]. Информационно-коммуникативные технологии должны охватывать как учебный процесс, так и внутреннюю работу организации. Информационные технологии это часть электронной системы документации, издание электронных учебников и пособий, дистанционное обучение, научно-исследовательская работа и т. д. Результативность внедрения информацион-

ных технологий в процесс обучения зависит от наличия технических средств (компьютерная техника) и компетенции преподавателя. Основные педагогические цели использования информационных технологий заключаются в следующем:

- выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя);

- интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения).

Эффективность компьютеризации обучения в высшей школе находится в зависимости, как от качества используемых педагогических программных средств, так и от умения их применить в образовательном процессе.

Информатизация образования дает преподавателю простор для проявления дистанционных форм и методов взаимодействия со студентами, что в свою очередь даёт возможность овладению студентами новыми информационными технологиями.

В наше время преподавателю высшего образования доступна технология дистанционного обучения, как система научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения. В рамках дистанционного обучения можно выделить такие функции:

- передача учебной и методической литературы посредством компьютерных телекоммуникаций;

- технология организации видеоконференций посредством обмена данными по сети в режиме реального времени;

- применение кейс-технологии, понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, мультимедийных и аудиовизуальных учебно-методических материалов с рассылкой для самостоятельного изучения обучаемым;

- электронные справочники, энциклопедии, словари получили широкое распространение в системе образования.

Наиболее функциональным является электронно-образовательный ресурс

(ЭОР), который включает в себя рабочую программу дисциплины (РПД), состоящую из следующих элементов:

- лекций (текстовый вариант);

- практических занятий (включают темы и вопросы раздела Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины, которые, с целью лучшего усвоения студентами материала курса, дополнительно оснащены тестовыми вопросами;

- самостоятельной работы (которая поясняет и углубляет изучение вопросов практических занятий);

- комплектов аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным и практическим (семинарским) занятиям (дополнительных ссылок на видео- и мультимедиа-материалы);

- оценочно-диагностических средств (тестов и тем эссе (рефератов));

- информационным обеспечением дисциплины (списком литературы и источников);

- глоссарием.

Электронный образовательный ресурс позволяет студентам не только эффектив-

но осуществлять подготовку к практическим занятиям, но и помогает самостоятельно получить знания по дисциплине, пользуясь заданиями типа «лекция» и отвечая на вопросы тестов.

Важной частью процесса обучения являются методы контроля полученных знаний. Перевод от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию имеет ряд преимуществ: высокая скорость получения результатов, простота обработки и презентации результатов. Однако, несмотря на наличие программных решений для дистанционного обучения и проведения компьютерного тестирования, существует ряд проблем, часто связанных с консерватизмом преподавателей и их низким уровнем подготовки в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, с качеством тестовых материалов, а также с выбором программных средств по реализации компьютерного тестирования. Комплексное решение указанных проблем позволит превратить компьютерное тестирование в высокоэффективный инструмент контроля знаний обучающихся [3; 4, С. 28-34]. Информационные технологии и программные продукты, в которых они реализованы, важны, но без материально-технической базы их внедрение в образовательный процесс невозможно. Материальная база вуза должна быть достаточно подготовлена к использованию технологического решения в процессе обучения др.

Таким образом, современные технологии позволяют эффективно организовать учебный процесс при условии, что они будут применяться комплексно и систематически.

Библиографический список

1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]. 2013. Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/41d49f3cb61f7b636df2.pdf.

2. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А. С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования, Ялта, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-188.

3. Вылегжанина И. А. Тестирование как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. [Электронный ресурс]: URL: URL: http://www.science-education.ru/111-10685 (Дата обращения: 19.01.2018).

4. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования. 2006. № 36. С. 28-34.

PROSPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IN HIGHER EDUCATION

A.A. Gerych, head of the archive Kazan state power engineering university (Russia, Kazan)

Abstract. The article considers IT technologies in the system of higher education. The main directions of innovations in the educational process of training bachelors and undergraduates with the use of information and communication technologies are analyzed. The author analyzes the possibilities of using information technologies during practical classes, searched for new forms of knowledge control, including computer testing.

Keywords: IT technologies, possibilities of application of information technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.