Научная статья на тему 'Подготовка персонала для виртуальных учебных сред'

Подготовка персонала для виртуальных учебных сред Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

92
28
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Соловов Александр Васильевич

Рассматриваются направления и примерное содержание подготовки персонала об! разовательных учреждений для работы в виртуальных учебных средах электронного обучения. Формулируются требования к уровням подготовки различных категорий персонала. Описывается опыт реализации этих требований в мультимодульном кур! се по методам и технологиям электронного обучения.

Training of virtual learning environments personnel

Training of educational institutions teaching staff for professional activity in virtual learning environments of electronic learning are examined. Requirements to various categories of the personnel competence level are formulated. Experience of these requirements realization in a multi)modular course according to methods and technologies of electronic learning is described.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Соловов Александр Васильевич,

Текст научной работы на тему «Подготовка персонала для виртуальных учебных сред»

вательных технологий в ДО происходит само по себе, но будучи сознательно направляемым, даст шанс сформировать личность, способную ориентироваться и выбирать, что, в свою очередь, не может не повлиять на систему образования в целом. «Потому что e-Learning - это неотъемлемая часть образовательного процесса в любой форме получения образования, а использование e-Learning как инструмента предполагает создание новых путей развития методик и форм обучения, в частности обогащение традиционных форм обучения, реализацию смешанных моделей обучения, различные комбинации обучения на рабочем месте с другими формами получения образования. E-Learning в этом смысле позволяет преобразовывать контент образования, повышать мобильность и креативность учебных планов и программ, открывает возможности проектирования и конструирования разнообразных инструментов формирования профессиональной компетенции» [5].

Литература

1. См.: Якимова Е.В. Социальное конструи-

рование реальности: соц.-психол. подходы: науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1999. 115 с.

2. Джерджен К. Социальное конструирова-

ние и педагогическая практика // Образовательные практики: амплификация маргинальности. Альманах № 4. Минск: Технопринт, 2000. С. 74.

3. Кирилова Н. Что такое медиакультура? //

ТелеЦЕНТР. 2005. №4(12), август-сентябрь

4. См.: Став Дж. Б. Общеевропейский обра-

зовательный проект: опыт использования аудио- и видеосредств связи // Высшее образование в России. 2007. №4. С. ЮЗ-105; Пухальская В. Подкастинг - новый образовательный ресурс // Высшее образование в России. 2008. №12. С. 130133.; Андреев А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 114-116.

5. Рубин Ю. Е-Learning: от экстремального обу-

чения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 36.

KALMYKOV A. E-LEARNING AS AN INSTRUMENT OF MEDIA EDUCATION The article substantiates the necessity of common media education development in connection with complication of info-communicative environment. E-Learning is considered as an intellectual instrument which could be used as a counterweight to danger of manipulative influence of mass media. In this sense media education appears as a normalizing factor of sociality.

Keywords: social constructionism, media-culture, information culture, distance education, web 2.0, e-Learning.

Подготовка персонала

А.В. СОЛОВОВ, профессор Ы

Самарский государственный для виртуальнЫХ

аэрокосмический университет учебных сред

Рассматриваются направления и примерное содержание подготовки персонала образовательных учреждений для работы в виртуальных учебных средах электронного обучения. Формулируются требования к уровням подготовки различных категорий персонала. Описывается опыт реализации этих требований в мультимодульном курсе по методам и технологиям электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, виртуальные учебные среды, информационно-коммуникационные технологии, системы управления обучением, подготовка персонала.

Education Online

33

Многие учебные заведения в последние годы связывают свои перспективы с использованием методов и технологий электронного обучения. Развитие электронного обучения (ЭО) является адекватным откликом систем образования цивилизованных стран на происходящие в мире процессы интеграции в контексте формирования информационного общества. В России электронные дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин, в основном из-за недостаточно широкого распространения технических средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время технические проблемы уже не так остры.

Одним из главных препятствий для внедрения ЭО сегодня является низкий уровень подготовленности персонала учебных заведений к работе в этой сфере. К настоящему моменту сложилось три традиционных направления подготовки персонала учебных заведений в сфере ИКТ.

Первое направление связано с компьютерным ликбезом - освоением ИКТ общего назначения (текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, сервисов электронной почты, Интернет-браузеров и поисковых систем).

Второе направление подготовки персонала учебных заведений по ИКТ - овладение системами автоматизации профессиональной деятельности в сфере преподаваемых дисциплин(например,в технических дисциплинах - это САД/САМ/ CAE/PDM-системы).

Третье направление - освоение специализированных ИКТ, позволяющих автоматизировать профессиональную деятельность персонала учебных заведений: автоматизированных обучающих систем (электронных учебников, систем контроля знаний, тренажеров, виртуальных лабораторий и др.) и автоматизированных систем управления (типа систем или подсистем АСУ «Кадры», «Успеваемость», «Деканат» и т.п.).

В последние годы указанные направления дополняются новыми сферами применения ИКТ в образовании. Одной из них являются виртуальные учебные среды [1].

Виртуальные учебные среды. Электронное обучение в существенной мере ориентировано на Интернет-технологии. Их применение в учебном процессе базировалось сначала на сервисах общего назначения (электронная почта, www, электронные доски объявлений, телеконференции, видеоконференцсвязь и т.п.). Затем стали появляться специальные сервисы, интегрирующие отдельные функции электронного обучения (например, виртуальный класс), эволюция которых привела к концепции создания виртуальных учебных сред (от англ. Virtual Learning Environments).

Концепцию виртуальных учебных сред (ВУС) в настоящее время реализуют сетевые системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS). Основные функции LMS состоят в регистрации учащихся и преподавателей, доставке содержания (контента), обеспечении различных видов взаимодействия учащихся между собой и с преподавателями, контроле успеваемости, сборе статистики по учебной работе, генерации отчетов и т.п.

Современные LMS базируются на международных стандартах электронного обучения, что позволяет им интегрироваться с более совершенными (нежели собственные) технологическими средствами подготовки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - с так называемыми авторскими системами, репозитариями ЭОР, автоматизированными системами управления учебным заведением. Таким образом, развитие LMS идет по пути интеграции в единой автоматизированной системе основных функций образовательного учреждения, причем не только учебного, но и организационно-административного характера.

Концепция ВУС предусматривает трансформацию электронного обучения из категории новой технологии в категорию

новой образовательной парадигмы: использование индустриальных подходов в обучении, внедрение унификации и стандартизации учебных процедур, что влечет за собой разделение труда и специализацию персонала [2].

Персонал ВУС состоит из разработчиков электронных курсов (авторов содержания, методистов, инженеров-технологов), тьюторов (преподавателей, ведущих обучение), управляющего персонала (менеджеров), учебно-вспомогательного персонала (диспетчеров учебного процесса, специалистов по поддержке технических, программных и других средств обеспечения) [3].

Дополнительные направления подготовки персонала ВУС. Принципиальные отличия в организации, методах и формах обучения в ВУС требуют дополнительной подготовки, причем не только в технологической сфере, но и прежде всего - в психо-лого-педагогических и организационно-методических аспектах обучения.

Электронное обучение в силу своей инновационности еще не имеет сложившихся традиций, а потому требуется более четкое психолого-педагогическое обоснование используемых методов и форм учебного процесса. Например, знакомя учащихся с учебным материалом в лекционной аудитории, вы легко можете скорректировать в зависимости от реакции учащихся как элементы содержания, так и форму изложения. Готовя же электронное учебное пособие, вы должны рассчитывать на то, что учащийся будет осваивать учебный материал в существенной мере самостоятельно. Поэтому необходимо уметь дидактически правильно проектировать электронные учебные материалы (тексты, упражнения для компьютерного тренинга, контрольные вопросы, мультимедийные иллюстрации). Наш опыт работы в сфере ЭО показал, что важно повышать активность и заинтересованность студентов в процессе изучения материала, широко вовлекать учащихся в общение с преподавателем и между собой с помощью средств ВУС (электронная по-

чта, форумы, совместная работа над проектами и т.п.). Поэтому, несмотря на отсутствие непосредственного контакта преподавателя с учащимися, роль преподавателя в ЭО очень велика. Чтобы качественно организовать процесс ЭО, необходимо проявить педагогическое мастерство и затратить на это немало усилий и времени.

К дополнительным направлениям подготовки персонала ВУС можно отнести следующие.

Введение в проблематику ЭО: терминология ЭО, тенденции мирового образования, развитие дистанционных форм обучения, ЭО как новая парадигма в образовании, дидактика ЭО, эволюция ЭО - от АОС к виртуальным учебным средам.

Дидактические основы ЭО: дидактические принципы и их реализация в ЭО, таксономия дидактических показателей, структуризация содержания учебного материала, логика изложения учебного материала и механизмы навигации в ЭО, обратные связи и управление в сценариях ЭО.

Психологические механизмы усвоения знаний: бихевиоризм как концептуальная основа программированного обучения, линейное и разветвленное программирование, ассоциативно-рефлекторная теория усвоения, теория поэтапного формирования умственных действий, гештальт-психология как основа мультимедиа в ЭО.

Эргономика ЭО: подготовка текстов, проектирование иллюстраций, зонирование информации на экране, кодирование информации, психофизиология цвета.

Проектирование ЭОР: классификация и дидактическое целеполагание различных видов ЭОР, комплексный подход к компьютерной поддержке процесса обучения, методики проектирования различных видов ЭОР (электронных учебных пособий, компьютерных тестов, тренажеров, виртуальных лабораторий, учебных пакетов прикладных программ).

Унификация и стандартизация в ЭО: предыстория, требования к ЭОР, структуризация ЭОР в SCORM, спецификации

Education Online

35

LMS, модель описания свойств учебных объектов в IEEE LOM.

Технологические средства ВУС: использование ИКТ общего назначения, авторские системы для подготовки и эксплуатации ЭОР, сетевые системы управления содержанием ЭО, системы управления процессом обучения, репозитарии ЭОР.

Организационные аспекты ЭО: ВУС как организационно-техническая система, средства маркетинговых коммуникаций ВУС, технологии и целевые группы ЭО, разделение труда и основные специализации персонала ВУС.

Коммуникации в ВУС: дистанционное педагогическое общение с учетом индивидуальных особенностей и возраста учащихся, продуцирование текстов в жанрах педагогической электронной коммуникации, взаимодействие между различными службами ВУС.

Методы и формы обучения в ВУС, реализующие основные этапы познавательной учебной деятельности (восприятие новых знаний, их осмысление и закрепление,

контроль знаний, формирование практических умений и навыков, проектно-исследовательская учебная деятельность).

Анализируя деятельность различных категорий персонала ВУС, можно дифференцировать требования к уровню его квалификации (табл.). Требуемая квалификация здесь классифицирована по трем уровням: знакомство (+), владение в типовых ситуациях (++), владение в нетиповых ситуациях (+++).

Курс по методам и технологиям ЭО. Существенную часть рассмотренного выше содержания подготовки персонала ВУС составляет курс по методам и технологиям ЭО, изучаемый на факультете повышения квалификации преподавателей Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ). В состав курса входят 7 модулей: 1) введение в проблематику ЭО; 2) проектирование учебных мультимедиа-комплексов; 3) проектирование электронных учебников; 4) авторские инструментальные системы; 5) тренажеры и виртуаль-

Таблица

Основные направления и уровни подготовки различных категорий персонала ВУС

Х'Категории Направлениям^ Мене- джеры Авторы содер- жания ЭОР Мето- дисты Инже- неры- техно- логи Тью- торы Специалисты организационной поддержки учебного процесса Специалисты технологической поддержки учебного процесса

1 Введение в проблематику ЭО ++ + ++ ++ ++ ++ ++

2 Дидактические основы ЭО + + +++ + ++ + +

3 Психологические механизмы усвоения знаний в ЭО + + +++ + ++ + +

4 Эргономика ЭО + + ++ +++ + + +

5 Проектирование ЭОР + + +++ + + + +

6 Унификация и стандартизация в ЭО + + ++ ++ + + +

7 Технологические средства ВУ С ++ + ++ +++ ++ ++ +++

8 Организационные аспекты ЭО +++ + ++ + ++ +++ +

9 Коммуникации в ВУС ++ ++ ++ ++ +++ ++ ++

10 Методы и формы обучения в ВУС ++ + ++ + +++ ++ ++

ные лаборатории; 6) системы управления содержанием и процессом обучения; 7) организационные аспекты ЭО.

Курс ориентирован на сотрудников учебных заведений и учебных центров предприятий (менеджеров, преподавателей, методистов, специалистов технологической поддержки учебного процесса). Каждый обучающийся может выбрать индивидуальную траекторию изучения курса. Доставка содержания предусматривает различные способы (на бумаге, компакт-диске, по сети). Это позволяет организовать учебный процесс в зависимости от контингента слушателей, их предпочтений и технологических возможностей в различных вариантах: традиционные аудиторные занятия, полностью дистанционная форма с использованием сетевой системы управления обучением (LMS), построенной на основе инструментария Moodle (http:// moodle.org), различные комбинации этих форм (Blended Learning). Последний вариант наиболее предпочтителен. Он предполагает чтение обзорных лекций по каждому модулю курса и проведение установочных лабораторных занятий. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает осмысление и закрепление теоретического материала модулей с помощью печатных и электронных пособий на компакт-диске, выполнение заданий курсовой работы с использованием инструментальных программных средств системы КАДИС и LMS. Контроль знаний по теории осуществляется в сети. Отчеты по заданиям курсовой работы обучающиеся также отправляют в LMS. Преподаватель проверяет и оценивает их, используя соответствующие сервисы этой системы управления обучением. Консультации проводятся с помощью сетевых электронных

форумов и других сервисов LMS. Таким образом, обучающиеся на практике собственной учебной работы знакомятся с различными технологическими средствами ЭО.

Курс подготовлен на основе монографии [4]. Материалы курса представлены в приложении к книге на CD. Сетевая версия курса размещена по адресу: http:// lms.ssau.ru. Записаться на курс для традиционного (в течение двух недель) или дистанционного (сроки и длительность не фиксированы) обучения можно по e-mail (fpkp@.ssau.ru) или телефону (846) 335-1816. Обучение осуществляется за счет госбюджета (в том числе командирование слушателей) в соответствии с приказом Рособразования о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России (см.: http://www.mirea.ru/ qualification/) либо на коммерческой основе (цена договорная). Успешно завершившие курс получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации в объеме 72 часов.

Литература

1. См.: Иванников А.Д, УсковВ.Л., Усков А.В.

Перспективные технологии для электронного образования // Информационные технологии. 2007. № 2. С. 32-38.

2. См.: Соловов А.В. Электронное обучение -

новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 104-112.

3. См.: Соловов А.В. Организационные аспек-

ты электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 89-94.

4. Соловов А.В. Электронное обучение: про-

блематика, дидактика, технология. Самара: Новая техника, 2006. 464 с.

SOLOVOV A. TRAINING OF VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENTS PERSONNEL Training of educational institutions teaching staff for professional activity in virtual learning environments of electronic learning are examined. Requirements to various categories of the personnel competence level are formulated. Experience of these requirements realization in a multi-modular course according to methods and technologies of electronic learning is described.

Keywords: electronic learning, virtual learning environments, information-communication technologies, learning management systems, development of personnel.