Научная статья на тему 'Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении'

Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / КАТАЛИЗАТОР / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саломова Малика Зохировна

В этой статье рассматривается развитие системы образования в Узбекистане. В статье говорится о повышении качества образования, развитии и эффективном использовании научно-педагогического потенциала страны. Также в статье подчеркивается развитие информационной культуры студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении»

Говоря о процессе обучения, центральное место занимают инновационные педагогические технологии, которые и будут, является ресурсом развития методической компетентности преподавателя. Будут использованы такие инновационные технологии обучения как «Перекрестная наметка идей», «Морфологическая матрица», «Латеральное мышление», «Лаборатория будущего» и т. д.[1]

Остановимся на одном из таких технологий как Перекрестная наметка идей - это комплексный методический прием обучения, при котором, слушатели, так же как и при мозговом штурме, за короткое время письменно генерируют идеи. Ход проведения технологии описан в пяти этапах:

1. Определение проблемы: в первой фазе участники получают подробную информацию о постановке вопроса или проблемы и им разъясняются правила игры.

2. Собрать предложения решений: затем каждый из шести участников получает лист бумаги с таблицей из трех столбцов и шести строк. Участник сначала записывает в верхней строке в каждой ячейке идею или возникшую мысль.

3. Передача формуляра дальше: затем лист передается следующему участнику (например, по часовой стрелке).

4. Привязка: Этот участник дальше развивает записанные предшествующим участником идеи, т. е. задумывается над ними и записывает усовершенствованные идеи во вторую строку. Опять передает лист дальше и т.д. Каждый лист может находиться у каждого участника не более 5 минут.

5. Оценка: Далее проводится оценка предложений. Имеющиеся предложения решений объясняются и обсуждаются.

Для успешного проведения перекрестной наметки идей существуют следующие основные правила: перекрестная наметка идей - это метод, при котором исключена критика предложений, внесенных другими участниками. При перекрестной наметке идей, прежде всего выдвинутые на первое место идеи должны всегда приниматься в расчет для их дальнейшего усовершенствования, то есть, нет никакой защиты авторских прав - так сказать, все участвуют в работе над одной пригодной для реализации идеей. Кроме этого, следует обращать внимание на то, чтобы идеи были записаны разборчиво и формулированы понятно и следует избегать создающих помехи промежуточных разговоров.[2]

В заключении хотелось бы сказать, что даже самая чётко выстроенная система, если не будет подкрепляться технологиями и методиками отвечающим требованиям сегодняшнего дня эффективность развития компетентности будет мала. Именно поэтому необходимо регулярное развитие и совершенствование методической компетентности с использованием современных технологий обучения педагога, что позволит достигнуть данной цели.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе,доп., испр. и

перераб. М.: Логос, 2000. 284 с.

2. ГромковаМ.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ Саломова М.З.

Саломова Малика Зохировна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается развитие системы образования в Узбекистане. В статье говорится о повышении качества образования, развитии и эффективном использовании научно-педагогического потенциала страны. Также в статье подчеркивается развитие информационной культуры студентов и преподавателей.

Ключевые слова: преобразование, катализатор, информационное общество, цивилизация.

Развитие системы образования, не может быть в стороне от изменений, происходящих в обществе. Преобразования в экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана и

других странах мира, связаны с повсеместным использованием информационных технологий. В современном обществе информация становится катализатором социализации человека, основной движущей силой технического и экономического прогресса. Человечество переживает трудный процесс перехода из многовековой индустриальной эпохи, в новую научно-техническую фазу своего развития. Наблюдаемый процесс перехода общества к качественно новой эпохе, назван учеными информационным обществом.

Информатизация образования рассматривается как система пронизывающая все сферы обитания человека, составляющая материальный фундамент информационного общества. Требования сегодняшнего дня таковы, что каждый гражданин Республики Узбекистан, должен имеет высокий уровень общеобразовательной подготовки, информационной культуры, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения.

В настоящее время в ранг государственной политики Узбекистана возведена проблема формирования единой информационно-образовательной среды, связанная с модернизацией системы образования, которая способна подготовить человека к жизни в новых условиях индустриальной цивилизации.

Основной целью является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-компьютерных технологий.

Для успешного внедрения этих технологий в учебный процесс, которые способны повысить качество образовательного процесса, необходимо развивать информационную культуру всех участников учебного процесса, и в частности преподавателей.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы. Изучение опыта отечественных и зарубежных ученых свидетельствует о том, что в современных условиях процесс формирования информационной культуры стал новой основой образования.[2]

Информатизация образования невозможна без соответствующей подготовки педагогических кадров.

Преподаватель, владеющий информационной культурой, способен к созданию и эффективному использованию в учебном процессе методического обеспечения изучаемых дисциплин нового поколения.

В связи с этим, согласно Указа Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, от 12 июня 2015 года № УП - 4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» на базе Ташкентского государственного технического университета, в Институте повышения квалификации инженерно-педагогических кадров проводятся курсы повышения квалификации, где одним из модулей программы курса является «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».[1]

Основная цель этой программы сформировать у профессорско- преподавательского состава систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и образовании, составляющие основу информационной культуры специалиста.

Умения и навыки, полученные на курсах повышения квалификации слушателями, позволили сформировать у них профессиональный уровень информационной культуры, что в свою очередь способствует тому, что преподаватели в своей профессиональной деятельности начинают создавать и эффективно использовать в учебном процессе методическое обеспечение изучаемых дисциплин нового поколения.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, от 12 июня 2015 года № УП - 4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений».

2. Голиш Л.В. «Современные технологии обучения: содержание, проектирование и реализация». Тошкент-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.