Научная статья на тему 'Формирование компонентов педагогических инноваций в обучении'

Формирование компонентов педагогических инноваций в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВИЗНА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саломова Малика Зохировна

В этой статье рассматривается проведение обучения в интерактивном режиме. В статье говорится о компонентах инновационного обучения. Также в статье подчеркиваются интеллектуальные инновации, которые используются преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компонентов педагогических инноваций в обучении»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ Саломова М.З.

Саломова Малика Зохировна — преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается проведение обучения в интерактивном режиме. В статье говорится о компонентах инновационного обучения. Также в статье подчеркиваются интеллектуальные инновации, которые используются преподавателем. Ключевые слова: новизна, педагогические технологии, мышление, развитие, самообразование.

В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. В связи с этим, одними из основных задач, которые должен ставить перед собой современный преподаватель, являются следующие: проведение обучения в интерактивном режиме; повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни, а именно: формирование навыков коммуникации, адаптация к быстроменяющимся условиям жизни, социализация, обучение навыкам урегулирования конфликтов и т.д. Таким образом, основная задача качественно новой образовательной системы сводится к достижению устойчивого интереса студентов к изучаемому предмету, к самообразованию ещё с первых курсов обучения, а также привлечение к научным поискам.

Здесь уместно будет вспомнить слова И.А.Каримова, которые он произнёс в своём Выступлении на открытии международной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» (16.05.2014): «Становится очевидным, что недаром XXI век назван «веком знаний и интеллекта, человеческого разума». Не случайно в мире все больше укрепляется истина, что «самые востребованные и окупаемые средства - это средства, вкладываемые в человеческий капитал».[1]

Мы полагаем, что педагогическую инновацию можно сравнить с любым новым действием, которое направлено на улучшение обучения студента.

Можно выделить следующие компоненты инновационного обучения, это: новизна, изменение, педагогические технологии, мышление, развитие, применение и человеческие взаимоотношения. Данные формальные категории были выделены нами в ходе анализа данных многих зарубежных исследователей, таких как А. Хэннан, Ф. Столлер и другие, а так же на основе собственного педагогического опыта.

Каждая из рассматриваемых категорий своеобразна и уникальна. Рассмотрим их более подробно, а также их иерархию и взаимосвязь.

1. Новизна, которая состоит из:

• Новшества, характеризующегося объективной новизной, не имеющих аналогов;

• Оригинальности, так как педагогические инновации, прежде всего, должны удивить студентов;

• Качественного своеобразия, так как педагогические инновации прямо противоположны обычным педагогическим приёмам;

• Противоречия нормам, выражающегося в обратном направлении, используя методы, противоположные главной тенденции.

2. Изменение так же можно разбить на следующие составляющие части:

• Изменение. (Замена одного другим. Радикальное, глубокое изменение.)

• Адаптация. (Средства педагогических инноваций должны быть приспособлены к данной, конкретной ситуации.)

• Превосходство. (Педагогические инновации должны иметь главную или перспективную позицию.)

• Временность. (Временные в том смысле, что они подходят в данный отрезок времени, они не постоянны.)

• Неограниченность. (Педагогические инновации не имеют рамок. (тип, область применения)).

3. Мышление, основные компоненты которого:

• Педагогическое мышление, так как педагогическая инновация - это педагогическое мышление.

• Интеллектуальное мышление. Интеллектуальные инновации - это такие, которые используются преподавателем, если тема сложная и необходимо подумать как её лучше преподнести студентам.

• Психологическое мышление. В младших курсах педагогические инновации больше направлены на психологию студентов.

Развитие мышления преподавателя происходит в процессе применения инновационных технологий или в процессе работы с аудиторией.

Таким образом, мы создаём инновации для студентов, но и одновременно вместе со студентами, а также при помощи конструктивной критики коллег. Инновационные методы обучения формируются в отношениях «преподаватель - внешний мир - студент». Задачей педагогических инновационных технологий является взаимное расширение кругозора обучаемого и педагога.

Список литературы

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17.02.2012 22:27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/ (дата обращения: 18.05.2018).

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ Норова Р.Ф.1, Зарипова Ш.2

'Норова Рахима Файзуллоевна - преподаватель, кафедра английского языка; 2Зарипова Шахло - студент, факультет химической и пищевой технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается преобразование социальной и культурной жизни Узбекистана. В статье говорится об использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Также в статье подчеркивается изучение опыта отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: информационная технология, развития, информационная культура, навыки, мультимедиа.

Развитие системы образования не может быть в стороне от изменений, происходящих в обществе. Преобразования в экономической, социальной и культурной жизни Узбекистана и других странах мира, связаны с повсеместным использованием информационных технологий. В современном обществе информация становится катализатором социализации человека, основной движущей силой технического и экономического прогресса. Человечество переживает трудный процесс перехода из многовековой индустриальной эпохи, в новую научно-техническую фазу своего развития. Наблюдаемый процесс перехода общества к качественно новой эпохе, назван учеными информационным обществом.

Информатизация образования рассматривается как система пронизывающая все сферы обитания человека, составляющая материальный фундамент информационного общества. Требования сегодняшнего дня таковы, что каждый гражданин Республики Узбекистан, должен имеет высокий уровень общеобразовательной подготовки, информационной культуры, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения.

Процесс обучения в современном обществе немыслим без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.