Научная статья на тему 'Инновационные технологии обучения иностранным языкам'

Инновационные технологии обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЗМ / КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОНОМИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Гулшод Умарбоевна

В данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения иностранным языкам. Данные технологии являются важнейшей частью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии обучения иностранным языкам»

Эффективное функционирование ИОС зависит: от уровня развития информационно - телекоммуникационной инфраструктуры образования и взаимодействия данной инфраструктуры с обучаемыми; от целого комплекса психолого-педагогических условий; от контроля мотивационного фона и его развития; учета индивидуальных особенностей обучаемых; от языкового сотворчества всех участников учебного процесса.

Структурно ИОС организуется в виде модели, представляющей собой совокупность участвующих в процессе обучения субъектов, связи между которыми реализуются с помощью информационных потоков, организованных, в соответствии с целями и задачами учебного процесса в функциональные блоки. Каждый из блоков (программно-тренажерный, информационно - методический, коммуникационный, инструментальный, социокультурный, мотивационный и идентификационно-контролирующий) направлен на реализацию стратегий освоения иностранного языка, а также контроль за ходом учебного процесса.

Участие в информационно - коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языкового, социокультурного, познавательного,

лингвострановедческого; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся (поиск и отбор релевантной информации, её анализ, обобщение и классификация). Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения Интернет - ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры. Таким образом, инновационные технологии, которые мы сегодня рассмотрели, существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.

Список литературы

1. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / Выпуск 2. Самара: Профи, 2007. 92 с.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Ахмедова Г.У.

Ахмедова Гулшод Умарбоевна - преподаватель, кафедра «Языки»,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения иностранным языкам. Данные технологии являются важнейшей частью образовательного процесса.

Ключевые слова: динамизм, культура, современные технологии, автономия, интеграция, социокультурные знания, коммуникативные умения.

Современному обществу необходимы образованные, квалифицированные специалисты, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Важнейшая часть образовательного процесса - личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, которое требует изменения основных тенденций, совершенствования образовательных технологий. Именно изучение иностранных

языков может рассматриваться, как одно из важнейших средств гуманизации и гуманитаризации образования.

В XXI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии.

Технология проблемного обучения предполагает самостоятельное решение познавательных и творческих задач через критическое переосмысление и приумножение знаний и умений; и позволяет реализовать условия формирования у учащихся познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, включение эмоциональной сферы ребенка, личная заинтересованность ученика, совместный поиск истины, самооценивание, самокоррекция, самодостаточность.

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы

Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3) продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости. [1; с. 12].

Виды проектов:

1) ролевые игры, драматизации, инсценировки (сказки, телешоу, праздники,

музыкальные представления и т.д.);

2) исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические, экологические и т.д.);

3) творческие (сочинения, перевод, сценарии, стенгазеты и т.д.)

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т. е., определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Таким образом, метод проектов позволяет реализовать не только образовательные задачи, но и социокультурные, воспитательные, задачи гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса [2, с. 92].

Личностно-ориентированный подход получил широкое распространение в современной зарубежной и отечественной методике. Однако отечественные методисты считают использование этого подхода в его радикальном понимании неприемлемым для условий преподавания иностранного языка в школе и других общеобразовательных учреждениях, работающих по единым государственным стандартам и программам.

Список литературы

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход -основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе, 2002. № 2. С. 11-15.

2. Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / Выпуск 2. Самара: Профи, 2007. 92 с.

3. Известия Научно-координационного центра по профилю «Филология» (ВГПУ -ВОИПКиРО). Выпуск IX. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. 466 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Ахмедова Г.У.

Ахмедова Гулшод Умарбоевна - преподаватель, кафедра «Языки»,

Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается организация самостоятельной работы по иностранному языку студентов неязыковых вузов. А также анализируются классификации заданий по самостоятельной работе студентов. Ключевые слова: самостоятельная работа, знания, учебный материал, объём, внеаудиторные занятия, высокий уровень, навыки, мотивация.

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является особой формой самообразования. Она носит многофункциональный характер и помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры.

Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. При этом содержание и объём программ не претерпели существенных изменений. Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем, заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов (СРС) по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов.

Самостоятельная работа наиболее точно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне

мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» Эффективность самостоятельной работы студента обусловливается рядомфакторов, среди которых важнейшими являются:

- готовность обучаемого к самостоятельной работе;

- оптимальная организация самостоятельной работы и коррекция ее педагогом.

Готовность студентов к самостоятельной работе определяется:

- наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.