Научная статья на тему 'Современные формы управления персоналом и развитием организационных структур в органах ГПС МЧС России'

Современные формы управления персоналом и развитием организационных структур в органах ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зенин Ю.Н., Федянин В.И., Брянцева Л.В., Квашнина Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы управления персоналом и развитием организационных структур в органах ГПС МЧС России»

Современные формы управления персоналом

и развитием организационных структур в органах ГПС МЧС России

Ю. Н. Зенин, начальник института, В. И. Федянин, д-р техн. наук, профессор, Л. В. Брянцева, д-р экон. наук, доцент Г. А. Квашнина, канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Работа с персоналом - одно из направлений управленческой деятельности по приведению в соответствие задач, стоящих перед органами ГПС МЧС России и подготовки организационно-кадровых ресурсов, необходимых для их выполнения [2-7].

В традиционном представлении управление персоналом выступает в виде кадровой работы, которая понимается как деятельность по учету персонала и оформлению документации, осуществляемой в первую очередь непосредственными руководителями и работниками кадровых служб.

На смену представлению о работе с персоналом как кадровой работе пришло представление об управлении персоналом как особом направлении в системе управленческой деятельности, призванной не столько учесть имеющийся персонал, сколько создать внутриорганизационные процессы формирования кадрового потенциала, развития персонала вместе с развитием организации в соответствии с выбранными целями и принципами корпоративной политики. Таким образом, кадровая работа, понимаемая как учетная деятельность, сменилась управлением персоналом - в полном смысле слова, управленческой деятельностью по сопоставлению и координации экономических, технологических, информационных, структурных процессов, идущих в организации и вне ее, с определенными кадровыми процессами — развитием персонала, формированием новых мотивацион-ных сфер, профессионализацией, социализацией и т. д

Еще один подход к работе с персоналом - управление человеческими ресурсами - выводит кадровые процессы из оперативного и тактического рассмотрения на стратегический уровень и поднимает их на уровень корпоративного управления [1, 9].

Парадигма работы с персоналом требует определения стратегических целей, технологических принципов и конкретных кадровых мероприятий. Конкретизация этих параметров, сделанная с учетом специфики корпоративной культуры, может быть названа кадровой политикой организации.

Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации,

конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения (рис. 1) [4].

В рамках выбранной стратегии организации и кадровой политики детально разрабатываются конкретные направления работы с человеческими ресурсами (рис. 2) [1, 2]:

- планирование человеческих ресурсов (human resource planning) — анализ и определение потребностей в человеческих ресурсах для обеспечения достижения целей в органах ГПС МЧС России (учитывая качественные и количественные запросы, т. е. сколько, когда и какой персонал потребуется организации);

- подбор персонала (recruiting) — процесс создания базы данных о работниках необходимой квалификации для удовлетворения потребностей организации в персонале;

- отбор персонала (selection) — процесс выбора кандидатов с необходимыми квалификациями для заполнения конкретных позиций в органах ГПС МЧС России;

- ориентация или адаптация (orientation) — спланированное ознакомление новых работников с структурой органов ГПС, работниками и содержанием работы;

- развитие человеческих ресурсов (human resource development) — деятельность, направленная на развитие способностей работников с целью их постоянного роста и развития. Включает в себя все виды обучения, ротацию и другие взаимосвязанные процессы;

- оценка персонала (performance appraisal) — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в достижении целей;

- планирование карьеры (career planning) — процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Рис. 2. Направления работы с персоналом организации

В соответствии с выработанной кадровой стратегией и политикой каждый из процессов «подгоняется» под нужды конкретного органа ГПС, выделяются приоритеты работы, не являющиеся необходимыми и оправданными, процедуры элиминируются или заменяются другими [7;11;12].

Конкретизация миссии, цели и принципов кадровой политики осуществляется в рамках отдельных кадровых мероприятий — действий, направленных на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящихся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

В соответствии со сформулированными выше целями работы с персоналом можно выделить следующие направления кадровых мероприятий:

- стратегическое планирование структуры персонала;

- формирование системы привлечения;

- адаптация вновь принятых на работу служащих;

- инспекция труда, оценка и аттестация;

- планирование карьеры;

- формирование кадрового резерва;

- создание системы стимулирования;

- социальная защита персонала.

Библиографический список

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ Общ. ред. и предисловие д. э. н. В. И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985.233 с.

2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. М.: Высш. шк. 1994. 251 с.

3. Волкова К. А., Казакова Ф. К. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика», 2000. 290 с.

4. Квашнина Г. А. Рациональное управление развитием персонала организации на основе когнитивного динамического моделирования: монография Квашнина. Воронеж: ВГТУ, 2004. 174 с.

5. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999.

6. Козорезов Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом // Управление персоналом. 1999. № 5. С. 33-41.

7. Мордовии С. К. Управление человеческими ресурсами: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Модуль 16. М.: ИНФРА-М, 1999

8. Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука. 1996. 208 ^

9. Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 103- 107.

10. Моделирование ситуаций управления кадрового персонала подразделений МЧС, анализа производительности труда и мотивации по методу когнитивного моделирования / Г. А. Квашнина, А. С. Бородин, А. Р. Емельяненко, В. И. Федянин // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2008. Ч. II. С. 213-219.

11. Квашнина Г. А. Интеллектуализация управления развитием персонала организации на основе компетенций когнитивного моделирования: монография / Г. А. Квашнина, Е. П. Вялова. Воронеж: ВГТУ, 2008. 128 с.

12. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др./ Под. ред. Б. М. Генкина. — М.: Высш. школа, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.