Научная статья на тему 'Система управления деятельностью персонала на основе модели интеллектуального управления людьми'

Система управления деятельностью персонала на основе модели интеллектуального управления людьми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления деятельностью персонала на основе модели интеллектуального управления людьми»

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О пожарной безопасности».

3. Гладышев А.Г. Социальное управление. Учебное пособие /

A.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. -М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

4. Основы управления в органах внутренних дел: учебник /

B.Г. Булавчик, Т.А. Грищенко, Н.А. Игошин. Под ред. Бугель Н.В. - М.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. - 239 с.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЛЮДЬМИ

В.И. Федянин, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор

Г.А. Квашнина, доцент, к.т.н., доцент И.С. Малышева, преподаватель, к.ю.н.

С.А. Шуткина, доцент, к.ю.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников, получил название управления персоналом (кадрами). Специфический, потому что в управлении людьми необходимо учитывать такую неопределенную, ненадежную вещь, как «человеческий фактор».

Управление в широком понимании этого термина - непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Для того чтобы организация работала эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления.

Ненадежные элементы в контексте управления - это элементы, о состоянии которых нельзя получить достоверную информацию и поведение которых невозможно спрогнозировать с высокой степенью вероятности. В теории управления ненадежными элементами, прежде всего, являются люди. Системы, элементами которых являются люди, обладают рядом особенностей, которые затрудняют процесс управления. Это напрямую связано с биологической, эмоциональной особенностью людей, что и делает их ненадежными элементами.

Для решения вышеописанных проблем разрабатывается система управления деятельностью персонала систем МЧС. В основу системы закладываются модели интеллектуального управления людьми. Главной

особенностью системы будет то, что она сама будет учитывать психологические особенности людей (человеческий фактор) в коллективе, что позволит учесть многие ситуации в работе с людьми. Зная психологию человека и особенности конкретного работника, можно влиять на мотивы его деятельности, т.е. управлять им с целью получения заданного результата.

Тогда управленческий процесс рассматривается как управление деятельностью по задаче: планирование и выполнение работ, координация действий специалистов и организаций, участвующих в решении задачи. Управленческий процесс можно разбить на управленческие процедуры, которые относятся к планированию, контролю выполнения задач и воздействию на исполнителей.

Система управления на основе управленческих процедур должна обеспечивать эффективную реализацию плана решения задач профессиональной деятельности путем отслеживания критических точек, учета ненадежности сотрудников и применения целенаправленного воздействия на субъекты и объекты управления (персонал подразделений опасных профессий) с целью обеспечения выполнения ими плана профессиональной деятельности.

На концептуальном уровне проектирования системы управления ненадежными элементами необходимо четкое определение общей аксиоматики описания процессов управления, т.е. фиксация исходных положений дальнейшего исследования, описание модели системы управления.

Модель системы управления - совокупность представлений о системе. Необходимо определиться с основными структурными элементами модели управления. В совокупности эти элементы должны образовывать полный и непротиворечивый набор моделей, характеризующий все базовые компоненты системы управления ненадежными элементами.

Применительно к задаче управления персоналом системы МЧС при решении ими профессиональных задач набор элементов модели системы управления включает:

1. модель профессиональной деятельности, определяющую цели и задачи деятельности, план решения, ограничения и взаимосвязь ресурсных потоков;

2. модель «ненадежного элемента» (человека) как объекта и как субъекта управления, определяющая ролевые взаимоотношения в коллективе, характеристики ненадежных элементов;

3. модель управленческого процесса.

Рассмотрим модель профессиональной деятельности (МПД). Цель разработки модели профессиональной деятельности: формализация способа описания и планирования деятельности, описание множества

состояний выполняемой деятельности и взаимосвязей ее элементов, формализация алгоритма оценки эффективности деятельности на всех этапах по заданным критериям. На основе МПД формируется система агрегированного представления планируемых бизнес-процессов, описание взаимосвязи параметров ресурсных потоков, а также представление отслеживаемых параметров выполнения деятельности для возможного вмешательства системы с целью обеспечения выполнения плана решения персоналом структур МЧС.

Профессиональная деятельность - это последовательность имеющих начало и конец действий по решению задач, преследующая определенные цели и использующая соответствующие ресурсы.

Процесс построения модели конкретной профессиональной деятельности можно разбить на следующие процедуры:

Процедура 1. Формулирование профессиональной деятельности

(ПД).

Процедура 2. Планирование ПД.

Процедура 3. Выполнение ПД.

При определении модели профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие определяющие элементы этой ПД:

- цель профессиональной деятельности - конечный результат, выход, продукция, определяемая в терминах затрат, качества и времени реализации.

- сложность. Для достижения целей профессиональной деятельности необходимо решить множество подзадач. Отношения между подзадачами могут быть довольно сложными.

- ограниченность во времени. Подзадачи имеют начало и конец. Для их реализации необходима временная концентрация ресурсов. Если будет необходимо, то ресурсы используются на другие цели.

- жизненный цикл. По мере реализации подзадач, изменяется потребность в тех или иных ресурсах. Это изменение идет в определенной предсказуемой последовательности.

Модель профессиональной деятельности системы управления должна обеспечить достижение целей проекта путем выполнения следующих мероприятий:

На этапе формулирования ПД:

- планирование профессиональной деятельности с определением подзадач.

- определение необходимых ресурсов.

На этапе планирования ПД:

- упорядочивание уровня сложности между подзадачами;

- распределение ресурсов между подзадачами.

- на этапе выполнения ПД:

- выделение параметров контроля выполнения каждого этапа.

Модель человека (МОЧ) - сотрудника МЧС.

Существующие программные системы управления, элементами которых являются люди, обладают рядом особенностей, которые затрудняют процесс управления. Это напрямую связано с биологической, эмоциональной особенностью людей, что и делает их «ненадежными элементами».

Ненадежность человека как объекта/субъекта управления отрицательно влияет на ход выполнения профессиональной деятельности.

Интеллектуальная система должна иметь знания о сотрудниках, содержащие:

1) Информацию о каждом сотруднике: тип поведения, его должностные обязанности - для определения методов мотивационного воздействия и определения видов поручаемых задач;

2) Знания об общих видах ненадежности людей при решении профессиональных задач - для применения знания об оправданных в данном случае методах мотивационного воздействия из «Банка Знаний системы о ненадежности и мотивации»;

3) Ответственность, определяемую для каждого сотрудника в отношении подзадач - для закрепления людского ресурса за подзадачами ПД;

4) Историю поведения: информацию о деятельности и реакции каждого сотрудника на виды мотивации - для ведения общедоступной статистики, как мотивационного инструмента повышающего активность сотрудников, представления отчетности для руководителей, а также определения наиболее успешных методов мотивации.

В модели человека выделим следующие понятия:

1) Субъект управления, который осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивает достижение поставленных целей. Субъект управления называют управляющей системой.

2) Объект управления, на который направлено управленческое воздействие в целях обеспечения функционирования и развития системы. Объект управления иногда называют управляемой системой.

Управление осуществляется некоторым субъектом по отношению к некоторому объекту (или объектам). Оправдано рассмотрение субъектов и объектов управления в иерархии управления, поскольку на разных ступенях иерархии один и тот же объект управления может быть как субъектом, так и объектом. Процессу управления всегда должно предшествовать определение субъекта и объекта управления в заданной иерархии отношений между ними, а также определение свойств и характеристик, отрицательно влияющих на выполнение профессиональной деятельности людьми.

Для разработки модели необходима формализация особенностей управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления), определение возможных «блокирующих» воздействий (тормозящих осуществление деятельности по заданному плану решения), определение возможных и оправданных способов мотивации для предотвращения «блокирующих» воздействий данного «ненадежного элемента».

На основе МОЧ формируется система представления персонала подразделений опасных профессий как субъекта и объекта управления.

Модель интеллектуальной системы управления. Цель разработки модели интеллектуальной системы управления - формализация способа описания и планирования деятельности, описания множества состояний выполняемой деятельности и взаимосвязей ее элементов, формализация алгоритма оценки эффективности деятельности на всех этапах по заданным критериям. Необходимо сформировать систему агрегированного представления планируемых бизнес-процессов, описание взаимосвязи параметров ресурсных потоков, а также представление отслеживаемых параметров выполнения деятельности для возможного вмешательства системы с целью обеспечения выполнения плана решения персоналом подразделений опасных профессий.

В рассматриваемой модели системы ресурсами являются люди. Поэтому необходимо учесть в модели «ненадежность» человека: формализовать особенности человека как субъекта и объекта управления, определить возможные «блокирующие» воздействия (тормозящие осуществление деятельности по заданному плану решения), определить возможные и оправданные способы мотивации для предотвращения этих «блокирующих» воздействий. При этом необходимо учитывать особенности конкретного «ненадежного элемента».

Закладываемые в систему знания об управлении персоналом подразделений опасных профессий как «ненадежными элементами» (процедуры управления) должны быть представлены в виде наполняемой базы знаний. Используя эти знания, система будет принимать интеллектуальные управленческие решения. Таким образом, необходима формализация мероприятий по достижению показателей эффективности, а также формализация применения приемов защиты от «блокирующих» воздействий «ненадежных элементов» и применения способов мотивации. Необходимо определение алгоритма, позволяющего вмешаться в ход выполняемой деятельности и применить необходимые для данной ситуации и для данного «ненадежного элемента» управляющие процедуры, чтобы обеспечить выполнение плана решения задач профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Мордовии С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Модуль 16. М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Развитие организации - через развитие персонала / Е. Монахова, В. Митин, А. Кудина, Ю. Алюдина // PC WEEK. 2000. -№ 13.

3. Модель принятия решений по подбору кандидатов в структуры МЧС на основе множества качественных характеристик / Г.А. Квашнина, Е.З. Арифуллин, А.Р. Емельяненко, В.И. Федянин // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: ВГТУ, 2008. - Ч.2 - С. 116-122.

4. Антонова Е.И., Рябцев Т.В., Бенгер Р.В. Модель интеллектуальной системы управления деятельностью коллективов // Материалы IX Международной конференции «Интеллектуальные системы и компьютерные науки» (23-27 октября 2006 г.), Т.2, Ч.1. - М.: Изд-во ММФ МГУ, 2006 - С. 41-44.

5. Орлов А.И. Современный этап развития теории экспертных оценок //http: //orlovs. pp.ru/diff/antorlov/expertoc. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.