Научная статья на тему 'Управленческие дисфункции и терминальное управление'

Управленческие дисфункции и терминальное управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ / ДИСФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕРМИНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Туманова Елена Николаевна

В статье раскрыта сущность управленческих дисфункций, рассмотрены ситуации, провоцирующие их возникновение. Обоснованы предпосылки ирольтерминального управления экономикой региона, когда экономика находится в «поворотной точке цикла».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Туманова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие дисфункции и терминальное управление»

Управленческие дисфункции и терминальное управление Administrative dysfunctions and terminal management

Брагина Зинаида Васильевна

профессор кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

доктор технических наук, профессор e - mail: [email protected]

BraginaZynaidaVasilyevna

professor of chair of management, marketing and commerce The Kostroma state university of N.A.Nekrasov DoctorofEngineering, professor

ТумановаЕленаНиколаевна

Аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова

e - mail: [email protected]

TümanovaElenaNikolaevna

Graduate student of chair of management, marketing and commerce

Kostroma state university of N.A.Nekrasov

e - mail:[email protected]

Аннотация: В статье раскрыта сущность управленческих дисфункций, рассмотрены ситуации, провоцирующие их возникновение. Обоснованы предпосылки ирольтерминального управления экономикой региона, когда экономика находится в «поворотной точке цикла».

Summary. In article the essence of administrative dysfunctions is opened, the situations provoking their emergence are considered. Preconditions and a role of terminal management are proved by region economy when the economy is in "a rotary point of a cycle".

Ключевые слова: дисфункциональное состояние экономики, дисфункции управления, терминальное управление, диагностика программ развития территорий.

Keywords: dysfunctional state of the economy, management dysfunctions, terminal management, diagnostics of programs of development of territories.

Принято считать, что экономика циклична, а, согласно Й. Шумпетеру[14], цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Качественное состояние экономики и ее структура претерпевает существенное изменение с определенной амплитудой колебания, что представляет собой цикличность развития экономики, или, как считаетКондратьев Н.Д. [6], волны в экономике. В определенный период времени в силу дисфункции управления в экономическом цикле наступает «поворотная точка цикла» [11, с.246] от процветания к депрессии, где начинают проявляться симптомы спада в позитивном развитии экономики.Если вовремя не выявить эту «поворотную точку цикла», то экономику региона постигает дисфункциональность, или, как часто принято называть, кризис.Однако, как отмечает Сухарев О.С. [11, с.160,182], кризисы вызываются в каждый исторический период своими причинами. Это означает, чтопричины их возникновения неоднородны,факторная основа у каждого своя. Эффективное управление экономической системой должно предусматривать предупреждение кризиса экономической системы. При эффективном управлении кризисов в экономике может и не быть.В экономике

региона управление определяет рамки развития дисфункции в экономике.

2

Сухарев О.С. [10] доказывает, что экономика региона характеризуется

определенной величиной дисфункционального состояния. Это состояние

связано с тем, что экономика региона, должна выполнять необходимые

функции, причём в некотором объёме и определённого качества. Однако в

силу дисфункций управления не всегда эти функции выполняются на

должном уровне, либо теряются.

Для понимания природы управленческих дисфункций рассмотрим

феномен: «управление» в двух аспектах.

В контексте первого аспектауправление понимается как процессы

реализации двух концептов подготовки решений: механистического и

организмического. Механистический концепт реализуется традиционными

(рутиными) инструментами и методами на уровне профессионализма

сотрудников, основанного на формализованных (явных) знаниях.

Организмический концепт реализуется инновационными инструментами и

методами на уровне компетентности сотрудников, основанных наих

креативности и интеллекте.

Соотношение между механистическим и организмическим концептомв

подготовке каждого решения различно. Если механистическийконцепт более

активен, чем организмический, то субъекту хозяйствования трудно адекватно

реагировать на хаотичные изменения (неопределенность, неустойчивость

состояния) внутренней и внешней средыэкономики региона. Если

организмический активнее механистического, то есть когда в подготовку

управленческих решений вовлечен интеллектуальный и креативный

потенциал персонала, то субъект хозяйствования адекватно реагирует на

изменения и устойчиво развивается.

Рассмотрим подробнее роль этих управленческих ресурсовв

исполнении управленческих функций.

Ресурсы профессиональной деятельности специалиста определяет его

профессиональная подготовка. Наряду с его личными деловыми качествами,

она предопределяет эффективность и качество его профессиональной

деятельности. Она формирует представления человека о предмете и объекте

его деятельности, т.е. формируют профессиональный контекст его «Я

-концепции»: самооценку, актуальные цели и осознание собственных

возможностей. В результате профессионального обучения в сознании

специалистаформируется картина организационной действительности.

Каждый специалистимеет свое представление о своем потенциале и

желаемых перспективах его развития и использования, о должности, на

которую он может претендовать, о своей карьере. Эта картина

организационной действительности представляет собой виртуальный мир.

Это те представления, к осуществлению которыхспециалист будет

стремиться всю свою жизнь. Какими ресурсами обладает специалист для

реализации своих представлений? Это, прежде всего, знаниями. Его знания

надо разделять на две самостоятельные группы: формализованные (явные)

знания, т.е. те, которыми владеют и имеют возможность владеть все

специалисты, получившие образования, и не явные,знания, которые

уникальны у каждого специалиста[4].

Формализованные знания произнесены на формальном языке, по

правилам грамматики. Этот вид знаний может, таким образом, передаваться

среди сотрудников свободнои легко. То есть формализованное знание (или

явное знание) может быть выражено словами и цифрами, доступноизложено

и распространено в виде:

• отчета, описания, модели, схемы, матрицы, диаграммы;

• математических, физических и химических, экономических формул;

• алгоритмизированных процессов;

• проектов, бизнес-планов, технической документации;

• методов и методик, учебников, лекций;

• инструкций, положений, уставов, свода общих правил, стандартов,

законов;

• гипотез и концепций и т.д.

Неявные знания характеризуются как подсознательно применяемые

или используемые; трудные для артикуляции; получаемые и развиваемые в

непосредственных действиях и опыте; распространяемые через общение,

наставничество и т.п. Исследователи отмечают, что это персональные,

специфические и поэтому уникальные трудно вербализуемые знания

4

характеризуются уникальными свойствами. Их развитие можно сравнить с приобретением каких-либо навыков. Неявные знания невозможно представить в виде текста. Они находятся в сознании сотрудников в специфическом организационном контексте и включают неосознаваемые факторы, такие как персональные верования, навыки, опыт, ценности. Таким образом, под определение неформализованное знание (или неявное знание)

подпадают:

• субъективное понимание;

• идеалы, разделяемые ценности и испытуемые эмоции;

• предчувствия, прозрения и догадки, личные убеждения, точки зрения

и мнения;

• интеллектуальные модели: сформулированные и высказываемые

убеждения, подходы к решению общих проблем и задач;

• ноу-хау, умения, компетенции.

Рассмотренные обстоятельства позволяют утверждать следующее. Формальное явное знание - это наше отражение видения об объективной реальности, представленное в символической форме, которая выражается вербальным способом или фиксируется на бумажном или электронном носителе. Знание накапливается. Ими владеют - имеют возможность владеть все специалисты определенной профессии. Люди отличаются разной способностью усваивать знания. Индивидуальная способность усваивать знания и создает различия в квалификации специалистов одной профессии. Кроме того, новое знание возникает как результат сравнения наблюдаемого явления (процесса) с его уже осмысленным выражением. Например, подготовка каждого управленческого решения предполагает анализ ранее принятых и выполненных решений (исследований), т.е. что было до принятого решения. Вместе с тем, анализируется и процедура принятия решения и выбирается (обосновывается) метод достижения нового результата, отличающегося от уже известного. Другими словами, бывшее неявное знание становится новым, явным и содержит в себе самом отличие вновь зафиксированного (формализованного знания) отуже известного.

По сути, управленческая деятельность есть процесс формализации представления об объективной реальности как последовательности отличий.Подробно эта проблема рассмотрена в работах Брагиной З.В., Андреевой Н.Ю.[3], Александровой Н.А., Гибало Н.П., Грабовой О.Н., Исаева Н.В.[1].

Аргументированные суждения руководителей и специалистов,

знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях

практической деятельности существенно уменьшают неопределенность

изменения параметров ситуации. Вместе с тем, важно создать условия, в

которых востребовано активное и целенаправленное участие специалистов и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руководителей на всех этапах принятия решений, что позволит существенно

повысить их качество и эффективность.

Известно, что конкурентоспособность экономики в значительной мере

определена интенсивностью генерирования неявного знания[10]. Надо уметь

формализовать неявные знания.

Рассмотрим известные методы формализации неявных знаний: - Структурно-логическая формализация [7]. Процесс структурно-

логической формализации отнюдь не равен процессу математизации. Первым

шагом этого процесса является формулировка системы понятий, категорий и

определений, которые и содержат в себе (отражают) представления об

объективной реальности. Это вербальная формализация.

Второй шаг: семиотическая (знаковая) формализация, т.е. выявление

взаимосвязей между понятиями. Анализ элементарных взаимосвязей приводит к осознанию наличия (или отсутствия) устойчивых взаимосвязейили отображений (т.е. взаимно-однозначного или не взаимнооднозначного соответствия).

Третий шаг: оформление неявного знания в виде известной

формальной структуры: диаграммы; матрицы; графа; блок-схемы и других форм.

-Методы экспертных оценок[2]. Сущность метода экспертных оценок заключается в организации и проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы (ситуации), с количественной оценкой

суждений и формальной (математической) обработкой результатов. Комплексное использование неявного знания экспертов (интуиции, неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок и их математическая обработка позволяет формализовать знания. Метод экспертных оценок включает в себя три этапа: подбор экспертов; разработка рациональных процедур опроса; использование эффективных методов обработки результатов экспертизы. Для обеспечения высокой достоверности

результата принято выполнять следующие условия:

1. Эксперт должен располагать большим объемом рационально

обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации (т.е. его оценки имеют небольшую

погрешность);

2.Мнения экспертов группы расходятся несущественно.

Таким образом, первая предпосылка управленческой дисфункции

определяется включенностью инструментов формализации неявных знаний в

её инструментальный (методический) арсенал. Рутинные процедуры

подготовки управленческих решений должны быть дополнены

организмическими процедурами. Это утверждение не претендует на

оригинальность. В экономической кибернетике хорошо известен «принцип

необходимого разнообразия» Эшби: «сложность управляющей подсистемы

должна быть выше сложности управляемой». Этот же принцип реализован в

теории управления: управленческое решение возникает вследствие двух

этапов: подготовка решения и принятие решения. Если при подготовке

решения используются механистические процедуры, в том числе и рутинные

и новационные, то принятие решений происходит посредством

организмических процедур: осознание предложенной версии, сравнение с

передовыми практиками, ее экспертная оценка (согласование с

функциональными отделами системы управления регионом), публичное

обсуждение в профессиональных группах или административных

совещаниях и др. Такая процедура подготовки и принятия управленческих

решений помогает учитывать постоянно обновляющиеся внутренние и

7

внешние условия хозяйственной деятельности, тем самым предупреждать

управленческую дисфункцию. С одной стороны, специалисты управления

региональными системами, наращивая свой профессиональный опыт,

повышают свою компетентность, что благоприятно проявляется при

обсуждении подготавливаемых решений. С другой стороны, периодическое

изменение нормативно-правовой базы и не устраняемая неопределенность,

порождённая форс-мажорными обстоятельствами, как правило, усугубляет

ситуацию.При положительном влиянии названных обстоятельств на

эффективность функционирования экономики региона, нельзя не видеть и

отрицательных последствий: велика трудоемкость (необходимо рабочее

время большого числа специалистов руководителей); процедура не пригодна

для оперативных решений, в то время как такие решения обладают

значительным потенциалом эффективности, который может быть не

реализован в силу субъективного видения решения проблемы ответственным

руководителем или специалистом.

Следовательно,освоенные, фактически используемыеметоды

подготовки управленческих решений, глубина и широта охвата ими

постоянно обновляющихся внутренних и внешних условий хозяйственной

деятельности предупреждают управленческую дисфункцию.

Второй аспект.Каждую функцию управления надо рассмотреть как

относительно обособленную систему. Каждая функция управления, как одна

из стадий управленческого цикла, имеет свое уникальное назначение (своего

рода миссию). Правомочия деятельности, относящиеся к конкретной

функции, определены нормативно-правовыми актами или положениями.

Способы - технологии деятельности регламентированы инструкциями,

методиками, методическими указаниями, правилами, процедурами.

Исполнение каждой функции организовано, то есть полномочия

ответственность за виды деятельности свойственные назначению функции

закреплены за конкретными должностями. Результаты исполнения

деятельности учитываются и контролируются. Как правило, это

осуществляется через систему показателей, на которые распространяется сфера влияния управленческой функции. И, наконец, анализ (или диагностика) насыщенности, (достаточности) инструментариями и методами, которые создают (обеспечивают) возможность качественного выполнения каждого вида деятельности в пределах управленческой функции. На этом этапе выявляются проблемы, проявляются расхождения между сложностью ситуаций и известными (рутинными) методами их разрешения. Этот элемент управленческой функции как относительно обособленной системы является мотиватором новаций. Дисфункциональность управленческой функции не возникает, если инструментарно-методическое обеспечение ее своевременно дополняется формализованным неявным знанием.

Рассмотрим процесс возникновения управленческой дисфункции на наиболее ярком примере и, к сожалению, распространенном: экономическом кризисе. Смягчение негативного влияния кризиса не экономику призвана обеспечить функция управления, которую принято называть: «антикризисное управление». Однако, если кризис - это результат управленческих воздействий на экономику региона, то при эффективной управленческойдеятельности кризиса может и не быть. Фактически эффективность функционирования экономики характеризуеткачество управления экономикой региона: способность экономики региона к росту, к поощрению инноваций и противодействию рискам, готовность к решению возникающих проблем, мешающих развитию. В таком случае, общий векторсовершенствованияуправления состоит в сокращении числа и глубины дисфункций, возникающих по различным подсистемам экономики региона и в рамках самой системы управления.Именно такое управление, которое призвано не допустить дисфункциональности, кризиса экономики, направлено надостижение целей устойчивого функционирования экономики регионанами понимается как терминальное управление[12].

Терминальное управление представляет собой управление экономикой

региона, которая находится в «поворотной точке цикла». Суть терминального

9

управления состоит в том, что в первую очередь, оно диагностирует симптомы спада, на основании которых вырабатываются управленческие решения, способствующие сглаживанию цикла экономического развития.

Как показывает опыт 2008-2010 гг., гетеродоксальные стабилизационные программы без институциональных коррекций не могут справиться с проявлениями и тем более с причинами кризиса. Это связано с тем, что при подготовке программ экономического развития регионов, программ стратегического развития территорийнеобходимо использовать диагностическийинструментарий. Исходя из практики разработки таких программ исходной (базовой) информацией являются результаты анализа.Диагностики нет, есть точки контроля, анализ которых и осуществляется.

Слово «диагноз» в переводе с греческого означает распознание, определение и по своему содержанию имеет много общего с термином «анализ». Анализ- выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, исследования протекания экономических процессов в зависимости от порождающих их причин и воздействующих факторов[8]. В то время как диагностика подразумевает анализ и оценку достигнутых экономических показателей на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений.Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия быстрых, но важных решений[9].

Таким образом, анализ анализирует достигнутые показатели, а диагностика диагностирует параметры, формирующие эти показатели.

Нужно обеспечивать (предусматривать) уже при разработке

региональных программ экономического развития диагностическое

сопровождениепроцессомисполнения каждой программы. Практикуется

только контроль хода исполнения программы по установленным плановым

10

периодам.Терминальное управление призвано обеспечить не только фиксирование достигнутых результатов, но и диагностику достигнутых параметров программы, выявление причин торможения сроков её выполнения и разработку и осуществление мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей в установленное время. Такого подхода требует реализация принципа необходимого разнообразия, из которого следует, что адекватные ситуации управленческие решения можно принять в случае, если доступна информация о состоянии всего множества параметров управляемой подсистемы (т.е. программы).

Большинство современных программ по экономическому, стратегическому развитию территорий основывается на анализе социально-экономической системы региона. Учеными и экономистами - практиками предлагаются блок-схемы, этапы, порядки анализа состояния социально-экономической системы, основанные на экономико-статистическом анализе. Особого внимания заслуживает блок-схема проведения анализа социально-экономической системы, предложенная А.П. Егоршиным, В.А. Кожиным[13], затрагивающая совокупности локальных проблем (функциональных подсистем). Согласно предложенной блок-схеме проведения анализа состояниясоциально-экономической системы, анализ проводится на основе генплана развития региона и экономико-статистического анализа, т.е. затрагивает стратегические аспекты развития территории. Такой подход очень важен, так как все целевые программы разрабатываются каккомплекс стратегическихмероприятий. Однако, если их рассматривать только в стратегическом аспекте, нет гарантии, что программа будет выполнена.

Эффективность управления кроется в грамотно выстроенной, обеспеченной методологией и инструментариями подготовки управленческих решений для стратегической, оперативной и текущей управленческой деятельности. Все эти уровни управления необходимы для устойчивого экономического развития региона. В связи с этим, для понимания отличий

стратегического, текущего и терминального управления в таблице 1

приведена их сравнительная характеристика.

Таблица 1. Характеристика терминального, текущегои стратегического

управления(авторская версия)

характерист ики Терминальное управление Текущее управление[5] Стратегическое управление[5]

Цель управления Обеспечение устойчивого развития экономики региона: предотвращение экономического спада, сокращение числа экономических и управленческих дисфункций Поддержание функционирования основных систем жизнеобеспечения и удовлетворение потребностей населения. Развитие основных параметров территории, приобретение нового, более высокого качества жизни людей

Объект управленчес ких воздействий Субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности различных секторов экономики в «поворотной точке цикла» Преимущественно предприятия и учреждения публичного сектора экономики Население, субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, общественные организации

Ресурсы, используемы е для управления Преимущественно средства бюджетов различных уровней Преимущественно средства местного бюджета и государственная и муниципальная собственность Преимущественн о средства хозяйствующих субъектов и населения

Формы управления Преимущественно непосредственное управление Преимущественно непосредственное управление Преимущественн о опосредованное управление

Методы управления Диагностирование; мониторинг; структурно- логические, расчетно- аналитические Планирование, нормирование, муниципальный заказ, управление публичными предприятиями и Преимущественн о индикативные методы. Координация взаимодействия различных

методы;инструмента учреждениями, субъектов

рии диагностики, правоприменение, управления.

основанные на санкции, Создание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

актуализации администрировани условий для

интеллекта и е развития.

креативности, и Осуществление

использовании целевых

документированной программ

информации

Как видно из таблицы 1, у терминального управления есть тесная увязка по мотивации деятельности как с текущим, так и стратегическим управлением, однако методы и инструменты серьезно отличаются.

Для более полного представления сущности терминального управления в таблице 2 представлена его характеристика по элементам структуры.Роль каждогоэлемента структурытерминального управления в обеспечении устойчивого развития региона нами определена в соответствии с известной теорией полезности. Как принято, полезность каждой характеристики принимается за единицу, и в долях единицы выделена значимость элемента каждой характеристики для эффективного терминального управления. Так, например, по характеристике времени, наибольшее влияние на состояние экономической системы, терминальное управление оказывает на оперативном уровне управления (коэффициент полезности 0,5). Значимое влияние (коэффициент полезности 0,3) проявляется в тактическом управлении. И наименьшее влияние на эффективность экономики оказывает стратегическое

управление (0,2). Далее по аналогии.

Таблица 2.Роль элемента в обеспечении устойчивого развития региона

Характеристика Элементы структуры характеристики Роль элемента

в обеспечении

устойчивого

развития региона

По времени Стратегическое 0,2

Тактическое 0,3

Оперативное 0,5

Преимущество Явное 0,3

используемых Не явное 0,7

знаний

Методические Традиционные (рутинные методики, 0,2

ресурсы, базирующиеся на формализации

используемые в методическом знаний) Производственный опыт и передовая 0,3

обеспечении практика, содержащиеся в 0,5

терминального управлении компетентности специалистов Интеллект экспертов

Инструментари Диагностика состояния экономики 0,33

и подготовки региона 0,33

управленческих инструментарии, основанные на

решений актуализации интеллекта креативности инструментарии, основанные и на 0,33

использовании документированной

информации

По коэффициентам полезности, очевидно, что терминальное управление наиболее значимо (актуально) на оперативном уровне реагирования. В этом проявляется неисчерпаемый потенциал преимущественно неявных знаний, основанных на креативности специалистов системы управления регионом. К основным инструментариям подготовки управленческих решений на этом уровне управления относится диагностика состояния экономики региона, основанная на актуализации интеллекта и креативности специалистов и использовании документированной информации.Данные характеристики объясняют главную функцию терминального управления - диагностирование «поворотной точки цикла» экономического развития, что немаловажно при оценке целевых комплексных программ, когда требуется решить вопросы реструктуризации,

повысить эффективность использования результатов.

Специфическая особенность терминального управления состоит в том,

что его эффективное влияние может быть обеспечено не столько рутинными инструментами, сколько инструментами, основанными на активизации творческого потенциала специалистов и экспертов, их креативности и интеллекта.

Терминальное управление охватывает все многообразие целей, методов, инструментариевразработки программ развития экономики региона. Онозамотивировано (настроено) на поиск наиболее эффективных способов достижения цели - предотвращения, торможения экономического спада. Обеспечение устойчивого развития экономики региона достигается путем включения интеллектуального и креативного потенциала персонала органов государственного управления и использования документированной информации.Разработанный нами инструментально-методический комплекс организационного обеспечения терминального управления экономикой региона будет представлен в следующей статье.

Библиографический список:

1. Александрова Н.А., Гибало Н.П., Грабова О.Н., Исаев Н.В. Экономическое образование как основа фундаментальности организации управления и производства общественных благ. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.

- 188с.

2. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980 - с.380.

3. Брагина З.В., Андреева Н.Ю. Управление организационным знанием промышленного предприятия: создание условий для проявления и использования творческой активности и предприимчивости персонала. - М.: ИНФРА-М, 2014.-198с.

4. Брагина З.В., Гибало Н.П., Грабова О.Н. Экономическое образование как фактор инновационного развития. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

- 150с.

5. Воронин А.Г. Стратегическое планирование и управление развитием территории / А. Г. Воронин. - М., 2007. - 140с. - (Программа сотрудничества ЕС и России).

6. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения.-М.: Экономика, 2002. - С.369.

7. Методы и модели информационного менеджмента. Д.В Александров, А.В. Костров, Р.И. Макаров, Е.Р. Хорошева; под ред А.В. Кострова. -М.: Финансы и статистика, 2007,-336с.

8. Современный экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://economic-enc.net/woгd/yyekonomicheskij-analiz-6142.html(дата обращения 18.08.2014)

9. Современный экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://economic-enc.net/word/diagnostika-yyekonomicheskoj-sistemy-

1043.Мт1(дата обращения 18.08.2014)

10. Сухарев О.С. Теория дисфункции экономических систем и институтов и

региональное управление. [Электронный ресурс]. URL: http://inecon.org/docs/Sukharev paper Saratov.pdf (дата обращения 30.07.2014)

11. Сухарев О.С. Управление экономикой. Введение в теорию кризисов и роста / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 280 с.

12. Туманова Е.Н. Терминальное управление не должно допустить кризис.// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/index.php? option=com flexicontent&view=items&id=2972 (дата обращения: 22.08.2014)

13. Управление социально-экономической системой: монография/ Под ред. А.П. Егоршина, В.А. Кожина. - Н. Новгород: НИМБ, 2009. - 288с.

14.Шумпетер Йозеф / Козлова К. Б. // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Т. 29 :Чаган — Экс-ле-Бен. — 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.