Терминальное управление не должно допустить кризис.
Terminal management shouldn't allow crisis.
ТумановаЕленаНиколаевна
Аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
e - mail: kostromihka@rambler.ru
TumanovaElenaNikolaevna
Graduate student of chair of management, marketing and commerce
Kostroma state university of N.A.Nekrasov e - mail:kostromihka@rambler.ru
Аннотация.В статье рассмотрено влияние дисфункции управления экономикой региона на состояние и развитие экономики региона. При этом выделено терминальное состояние экономики, когда появляются предвестники нарушения устойчивого развития,предложено соответствующееэтому состояниютерминальное управление, сглаживающее цикличность развития экономики региона в условиях спада и позволяющее перейти к упреждающему управлению экономикой региона.
Summary.In article influence of dysfunction of management by region economy on a condition and development of economy of the region is considered. Terminal state of the economy when there are harbingers of violation of a sustainable development is thus marked out, the terminal management corresponding to this condition smoothing recurrence of development of economy of the region in the conditions of recession and allowing to pass to anticipatory management of region economy is offered.
Ключевые слова: дисфункция управления экономикой региона, дисфункциональность экономики региона, терминальное состояние, терминальное управление, кризис.
Keywords:dysfunction of management of region economy, disfunktsionalnost of economy of the region, terminal condition, terminal management, crisis.
Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов[2].
Совершенно очевидно, что решение проблем модернизации экономики и вопросы улучшения качества жизни населения все больше перемещается на региональный уровень.В этой связи возрастает роль регионального управления, так как процессы управления пронизывают экономику региона, все ее уровни, выстраивают экономику, обеспечивают ее функционирование. Эффективность управленческих решений определяет эффективность функционирования экономики. При неэффективном управлении экономика может потерять устойчивое развитие.
На современном этапе развития региональных экономик особенно важно обеспечениекачества управленияконкретными государственными и региональными программами развития экономики, предусматривающее нужную динамику развития секторов региональной экономики.Важно отметить, что в регионахдо сих пор не организован контроль за исполнением этих программ в аспекте системы индикаторов, отражающих социально-экономические изменения, для обеспечения которых эти программы созданы,отсутствует своевременная корректировка программ в процессе их исполнения, в том числе по причине «сжатия» потребности в этих функцияхв
силу дисфункции управления экономикой. Дисфункция управления экономикой провоцирует дисфункциональное состояние конкретных подсистем региональной экономики:дисфункциональность финансовых, социальных, нормативно-правовых институтов. Природа расстройства функций в каждом конкретном регионе своя, невозможно указать стабильный набор причин повышения дисфункциональности экономики региона, причем какая-то степень дисфункции всегда присуща региональной экономике. Некоторый уровень дезорганизации возникает в экономике региона по факту организационного изменения, а факторы, провоцирующие исполнение неэффективных методов управления, способствуют формированию дисфункциональности экономики региона.
В свою очередь необходимость принятия своевременных и обоснованных качественных управленческих решений активизирует поиск современных знаний, использование которых может способствовать предупреждению дисфункции управления. При этом основным становится не только идентификация дисфункций управления экономикой региона, возникающих в определенном субъекте, но и принятие управленческих решений, сглаживающих эти дисфункции.
В связи с этим на первый план выходит необходимость исследования возникающих дисфункций управления экономикой, определение ее индикаторов и формирование управленческих инструментов, воздействующих в сторону сокращения числа и глубины дисфункций управления экономикой, а также определение объема инвестиций в человеческий капитал, при котором такое число дисфункций будет минимальным.
Одним из первых о дисфункции управления упоминает О.С. Сухарев, рассматривая ее как «дисфункцию по времени, когда неверно распределено время, в том числе и время принятия управленческих решений, их подготовки и реализации [3, с.96]...Здесь важно отметить, что пять функций управления - планирование, организация, мотивация, контроль и
координация - могут выполняться неэффективно, либо теряться, и это приводит к углублению «дисфункции управления [3, с.97]».
Основываясь на суждении О.С. Сухарева о представлении данного процесса, дисфункцию управления экономикой региона будем рассматривать как возникновение риска деструктивных результатов в экономике региона. Соответственно, дисфункции управления экономикой региона понимаются нами как нарушение устойчивого развития экономики региона.
Дисфункция управления очень быстро ввергает экономику в дисфункциональность, вплоть до катастрофических потрясений. Чтобы показать, как не достичь дисфункциональности экономики, будем рассматривать состояние экономики, обозначив его как терминальное, когда наиболее ярко проявляется роль управленческих ресурсов и особенно важно показать момент, когда появляются предвестники нарушения устойчивого развития.
Терминальное состояние (от лат. termmaHs - относящийся к концу) -переходное состояния между жизнью и биологической смертью[1]. Несмотря на то, что термин «терминальное состояние» используется преимущественно в медицине, оно наилучшим образом отражает состояние экономики региона в период нарушения устойчивого развития, когда исходом этого процесса может стать как ее реанимирование и переход к устойчивому развитию, так и деградация и кризис.
Смена положительной динамики индикаторов, характеризующих состояние развития экономики региона, в обратное направление, как правило, свидетельствует о наступлении новой стадии общего процесса развития экономики (диаграмма 1). Стадия роста сменяется стадией спада, которая вовлекает экономику в кризис. Кризис экономики означает рост числа дисфункций и общей дисфункциональностиэкономики региона. Глубина кризиса связана как раз с глубиной дисфункцииуправления экономикой региона. Преодоление возникших дисфункций
управленияэкономикой требует системности действий - особого типа управления.
В этой связи особенно актуальным становится оперативное реагирование органов региональной власти на происходящие события. Результат такого реагирования выражается первоначально в замедлении негативной динамики индикаторов функционирования экономики региона и в дальнейшем к их отсутствию.
Такое реагирование реализуется в рамках терминального управления экономикой региона (диаграмма 1), под которым нами понимается исполнение управленческих решений, обеспеченных аргументированными инструментами их подготовки, и направленных на достижение целей устойчивого функционирования экономики региона.
2,5
1,5
0,5
л
1 / \ /
11111
Влияние терминального управления на развитие экономики
фактически регистрируемая цикличность развития экономики региона
0,5
1,5
2,5
2
1
0
0
1
2
Диаграмма 1. Принципиальная схема сглаживания цикличности развития экономики региона под воздействием терминального управления.
Дисфункции управления экономикой региона возникают в результате снижения качества либо потери одной или нескольких функций управления этой системой. Влияние дисфункции управления на развитие экономики региона представлено на рисунке 1.
Состояние экономики региона
«Статусы» качества управления
Устойчивое развитие
Терминальное состояние: замедляющиеся темпы роста, экономика теряет механизмы преодоления дисфункций
Деградация: критическая масса дисфункций
Кризис: макродисфункция, закрепляющая отсталость экономики региона
Рисунок 1. Проявления дисфункции управления экономикой региона
Рассматривая состояние экономики региона как результат качества управления этой системой, можно утверждать, что каждый из «статусов» качества управления (рис. 1) подразумевает то или иное управление экономикой региона с учетом развития этой системы. Под «статусами» качества управления нами понимается тип управления экономикой региона, соответствующий состоянию развития экономики.
Эффективное управление не должно допустить дисфункциональности подсистем экономики за счет подбора адекватных инструментов управления и регулирования, планирования и контроля, результатом которого является устойчивое развитие экономики региона, а общий рост должен превзойти предыдущий участок роста. Эффективное управление отражает верхнюю точку качества управления. Если же появляются «дефекты» качества управления экономикой региона, то происходит нарушение роста, возникает дисфункция управления экономикой региона, экономика впадает в терминальное состояние. На данном этапе важно не допустить деградации экономики региона, в этом и состоит основная функция терминального управления экономикой региона.
Сократив глубину дисфункции, преодолев отрицательную область эффективности управления экономикой региона, задачей терминального управления становится стабилизация функционирования экономики региона. Стабилизация функций экономики позволяет направить вектор внимания регионального управления экономикой на поиск тех «точек роста», стимулирование которых первоначально обеспечивает некуюимпульсацию экономики. Чем интенсивней будет происходить эта импульсация, тем быстрее экономика примет траекторию роста, преодолеет терминальное состояние, и в конечном итоге приведет к ее устойчивому развитию.Если же с данной задачей справиться не удается, то происходит потеря контроля над управляемостью экономикой региона, что свидетельствует о низком качестве управления.
Таким образом, терминальное управление является частью управления развитием экономики региона (рис.2). Общий вектор терминального управления направлен на достижение роста.
Рисунок 2 - Терминальное управление в системе управления развитием экономикой региона
Исходя из представленной схемы значимости терминального управления в системе управления развитием экономики региона, можно утверждать, что если происходит кризис в экономике региона, это значит, что управление дисфункционально, а управление, которое способно предотвратить кризис либо его исключить, считать эффективным.
Таким образом, терминальное управление не должно допустить кризис, который бы вернул экономику региона на позиции, усугубляющие ее состояние по сравнению с предыдущим спадом. Величина циклических колебаний также должна снижаться, если экономикарегиона правильно управляется. Терминальное управление тем самым должно сокращать амплитуду, частоту циклических колебаний, продолжительность депрессий и рецессий, увеличивать длительность и величину роста региональной экономики. Иными словами оно должно сглаживать экономический цикл.
Все выше сказанное обуславливает необходимость формирования управленческих инструментов, воздействующих в сторону сокращения глубины и числа дисфункций управления экономикой региона. А исследование вопросов управления развитием экономики региона в условиях ее терминального состояния становится актуальной задачей современной региональной экономики.
Только качественные управленческие решения дают возможность реализовывать основные задачи терминального управления -предотвращение возникновения либо сглаживание дисфункции управления экономикой региона - с рациональным использованием имеющихся региональных ресурсов.
Библиографический список:
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. URL: http://slovari.yandex.ru/~KHra^/BC3/~Te/22/(^aTa обращения: 4.05.2014)
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
3. Сухарев О.С. Теория дисфункции экономических систем и институтов/ М.: ЛЕНАНД, 2014. - 144с.
References
1. Big Soviet encyclopedia: In 30 t. - M: «The Soviet encyclopedia», 1969-1978.URL:http://slovari.yandex.m/~книги/БСЭ/~Tе/22/(address date: 4.04.2014)
2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020: order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 No. 1662-r(edition of 08.08.2009).
3. Sukharev O. S. Theory of dysfunction of economic systems and institutes / M: LENAND, 2014. - 144р.