Научная статья на тему 'О механизме антикризисного управления экономикой региона'

О механизме антикризисного управления экономикой региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕХАНИЗМ / СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ANTICRISIS MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL-ECONOMIC INDICES / MECHANISM / STABLE DEVELOPMENT / LONG TERM ECONOMY GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турдиматова Парвина Мухамматовна

В статье на основе теоретического осмысления и практического наблюдения сделана попытка формирования механизма антикризисного управления экономикой региона. Объектом такого наблюдения выступали социально-экономические показатели Республики Таджикистан в целом и Согдийской области в частности. Исследовательская работа в этом направлении способствовала формулированию начальных выводов о создании механизма антикризисного управления экономикой Согдийского региона Республики Таджикистан. В статье также рассмотрены приоритеты стратегии развития республики и региона в контексте разработки мер и мероприятий антикризисного потенциала в управлении социально-экономическим состоянием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Mechanism of Anticrisis Management in Regard to Regional Economy

Proceeding from theoretical comprehension and practical observation, the author of the article makes an endeavour to formulate a mechanism of anticrisis management in reference to regional economy. Social-economic indices of Tajikistan Republic upon the whole and Sughd area in particular function as the object of the observation in question. The research work of this trend promoted a formulation of initial inferences on creatian of a mechanism of anticrisis management of anticrisis management in regard to the economy of Sughd area, the largest administrative-territorial unit of Tajikistan Republic. The article dwells also on the strategic priorities of the development both of the republic and the region in the context of elaboration of measures and arrangements of anticrisis potential concerned with a management related to the regional social-political state.

Текст научной работы на тему «О механизме антикризисного управления экономикой региона»

Турдиматова Парвина Мухамматовна,

ассистент кафедры финансов и кредита ТГУПБП

О МЕХАНИЗМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

В системе мер по реализации приоритетов стратегии развития Республики Таджикистан на среднесрочную перспективу особое место отведено задачам регионального экономического развития. Так, в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года в связи с такой постановкой задачи отмечены следующие важнейшие вызовы стабильному и долгосрочному экономическому росту, а также темпам сокращения уровня бедности в Таджикистане, ответы на которые предстоит найти в долгосрочной перспективе в контексте регионального развития, в том числе [1, 6-8]:

- недостаточная эффективность государственного управления;

- слабый предпринимательский и инвестиционный климат;

- недостаточный уровень конкуренции;

- инфраструктурные ограничения роста;

- резкое снижение уровня человеческого капитала;

- проблемы управления внешней миграцией;

- недостаточное осуществление реформ на местах;

- неэффективная структура национальной экономики;

- невысокий уровень исполнения законов, обеспечения прав человека и развития гражданского общества;

- низкая результативность международного сотрудничества.

Все отмеченные вызовы, порождающие соответствующие угрозы стабильному экономическому развитию республики в целом, присущи в том числе экономике регионов страны. Равномерное социально-экономическое развитие регионов страны не раз было отмечено главой государства в официальных выступлениях. В послании Президента РТ Маджлиси Оли от 26 апреля 2013 года по поводу развития регионов страны, наряду с укреплением и совершенствованием организационной и отраслевой структуры экономики страны, отмечено следующее: «На современном этапе успешная реализация этой великой цели и обеспечение долгосрочного развития будут осуществлены в следующих направлениях:...продолжение экономических реформ и обеспечение стабильного развития регионов страны. В годы независимости успешная реализация реформ в большинстве отраслей способствовала стабильному социально-экономическому развитию страны. С учетом национальных интересов развитие городов и районов считается одним из путей, определяющих экономическую политику страны. Поэтому необходимо в рамках реализации

документов национальной стратегии подготовить и реализовать программы социально-экономического развития местностей» [2]. Исходя из положений Национальной стратегии развития, а также поставленных главой правительства задач, возникает объективная необходимость разработки обоснованных научных концепций для отражения угроз стабильному развитию регионов Таджикистана. При этом необходимо принимать во внимание значение неравномерного экономического развития регионов страны, их неодинаковый вклад в создание стоимости ВВП и других признаков, образующих особенность регионального развития Республики Таджикистан в переходной экономике.

В связи с вышеотмеченной актуальностью вопроса, нами ставится цель разработки действенного механизма антикризисного управления экономикой региона для отражения основных угроз стабильному экономическому развитию Таджикистана. Исходя из задач нашего исследования, нам предстоит сформулировать теоретические основы и дать практические рекомендации по разработке и реализации механизма антикризисного управления экономикой региона в контексте мер регионального развития. Цикличность экономического развития и быстрые изменения деловой среды, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами в современной экономике, приводят к возникновению разного рода кризисных явлений, в результате чего появляется необходимость в антикризисном управлении экономикой региона. К тому же в рамках структурной перестройки административного управления в органах государственной власти Таджикистана возрастает роль теории и практики антикризисного управления в региональных образованиях республики.

На уровне методологии нашего исследования, многие специалисты согласны с тем, что «преодоление кризисной ситуации становится неотъемлемой частью региональной экономической политики» [3,213-220]. Присутствие кризисной ситуации в экономике региона на примере Согдийской области, на наш взгляд, можно выразить элементарными расчетами на основе выводов статистического наблюдения за динамикой основных показателей экономики региона. В таком случае состояние развития промышленности принимается нами как сердцевина экономического развития Согдийской области. Данный взгляд связан с тем, что именно от развития отраслей промышленности в регионе зависят уровень занятости, благосостояние населения, уровень преступности и другие характеристики социально-экономического развития. Таким образом, сначала необходимо проанализировать индексы общего объема продукции промышленности регионов республики с выявлением места и роли Согдийской области (таблица 1).

Таблица 1. Индексы общего объема продукции промышленности по регионам

Таджикистана за 2006-2012 гг. (2005 г. = 100%)

Республика и регионы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Республика Таджикистан 105,5 115,9 111,8 104,5 114,1 105,7 110,8

Горно-Бадахшанская АО 103,6 121,8 126,7 117,5 123,0 102,2 114,6

Хатлонская область 100,2 115,8 111,2 104,1 115,9 104,8 111,0

Согдийская область 97,9 105,4 102,1 99,6 121,1 118,5 117,5

г. Душанбе 124,3 158,1 157,0 148,1 167,8 111,1 102,8

Источник: Статистический ежегодник РТ. -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2013.-С. С 252.

Для продолжения наблюдения и формулировки некоторых исходных выводов перенесем данные таблицы 1 в диаграмму 1. Прежде, чем приступить к разбору данных диаграммы, необходимо отметить, что данные индексов с 2006 по 2010 гг. даны по отношению к объему продукции промышленности 2005 года. Данные последних двух лет приведены как процентное отношение к предыдущему году. Поэтому тренд диаграммы за 2011 и 2012 гг. имеет такое резкое колебание, что вызвано в различными подходами при вычислении индексов.

Диаграмма 1. Динамика индексов общего объема продукции промышленности по

регионам Таджикистана

Тем не менее, по данным таблицы 1 и диаграммы 1 можно сделать некоторые исходные выводы, в том числе:

- движение кривых индексов по республике в целом и по регионам в частности показывает различные характеристики развития отраслей промышленности. Это и есть одна из особенностей структуры и динамики промышленности регионов РТ;

- рост или сохранение прежнего уровня индекса объема продукции промышленности всех регионов РТ, вплоть до 2010 года, отнюдь не означает подъема экономики регионов. Такой рост или сохранение уровня индексов объема продукции, на наш взгляд, прежде всего связаны с ростом индекса цен на продукцию промышленности и, соответственно, сырья и тарифов для его производства;

- чтобы получить более корректное представление о состоянии дел в промышленности регионов, в рамках задач нашего исследования необходимо проанализировать структуру хозяйствующих субъектов регионов республики, с выявлением доли действующих и ликвидированных предприятий.

Продолжая ход нашего исследования в выбранном направлении, принимаем ликвидированные предприятия юридических лиц как кризисные субъекты, которые по различным причинам были ликвидированы. Для этого обратимся к данным табл. 2.

Таблица 2. Состояние хозяйствующих субъектов регионов РТ на 1 января 2013 _года

Всего по республике О < м и Хатлонская область Согдийская область г. Душанбе Районы республиканского подчинения

Всего по РТ 256 797 4 666 70 923 78 406 53 289 49 513

Юридические лица 32 684 1 208 9 876 7 695 8 546 5 359

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц 378 0 17 40 298 23

Индивидуальные предприниматели 223 735 3 458 61 030 70 671 44 445 44 131

Действующие хозяйствующие субъекты

Юридические лица 31 875 1 206 9 805 7 577 8 059 5 228

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц 336 0 16 35 265 20

Индивидуальные предприниматели 161 242 3 112 48 879 50 119 27 470 31 662

Ликвидированные хозяйствующие субъекты

Юридические лица 809 2 71 118 487 131

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц 42 0 1 5 33 3

Индивидуальные предприниматели 62 493 346 12 151 20 552 16 975 12 469

Источник: Статистический ежегодник РТ/ Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2013.-С. 206.

Самое банальное наблюдение за структурой хозяйствующих субъектов на территории РТ в целом и Согдийской области в частности, приводит к следующим доводам в пользу разработки перспективных мер антикризисной политики региона для обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов:

- во-первых, юридические лица, которые в большей части являются субъектами хозяйствования в отраслях промышленного производства, составляют ничтожную долю в их общем количестве (12,7% по республике и 9,8 по Согдийской области). Таким образом, доводы в пользу «оживления» в динамике индексов объема продукции промышленности будут оставаться необоснованными даже при таком начальном статистическом наблюдении;

- во-вторых, на начало 2013 года в Согдийском регионе ликвидировано более 20 675 хозяйствующих субъектов, из которых 118 юридических лиц и 5 филиалов или представительств иностранных юридических лиц. Индивидуальные предприниматели в этом составе составляют 99,4%. Большое количество представителей формы хозяйствования было «фирмами-однодневками», которые совершали сомнительные хозяйственные операции и ликвидировались через коррумпированную систему администрирования.

Тут необходимо отметить некоторые особенности, или, вернее, трудности, связанные с характеристикой национальной статистики. На первый взгляд, организационная структура государственной статистики в Республике Таджикистан полностью отвечает интересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные, получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистических органах регионов Таджикистана, а затем окончательно суммируются в Агентстве по статистике при Президенте РТ.

Однако, поскольку в прежней централизованной экономике регион не являлся в полной мере экономической подсистемой (экономическим субъектом) национальной экономики, это отражалось на содержании и структуре региональной статистики. Деятельность региональных подразделений государственной статистики в большей степени ориентировалась на передачу отдельных блоков данных в центр и на информационное обслуживание хозяйств местного подчинения. В гораздо меньшей степени региональная статистика была настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик. В частности, на региональном уровне официально не рассчитывались главные макроэкономические показатели и не составлялся синтетический экономический баланс.

Повышение роли регионов - областей Таджикистана в экономической жизни -необходимо обеспечить качественным усилением региональной статистики, приближением ее к структуре национальной статистики, что, согласно целям работы, является одной из задач нашего исследовательского труда.

Исходя из контекста нашего исследования, антикризисное управление экономикой региона - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Таковыми в нашем статистическом наблюдении являлись хозяйствующие субъекты, проявившие крайнюю экономическую неустойчивость в региональной среде. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления экономики в полосу кризисного развития. Антикризисное управление на государственном и региональном уровнях - это управление, охватывающее гораздо более широкие аспекты, чем установлено программами антикризисных мер, в том числе и связанные с созданием условий, обеспечивающих сохранение вектора развития социально-экономических систем макро- и мезоуровней [4,211-214].

Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: пред-

кризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Антикризисное управление регионом выражается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

- к кризисам можно и необходимо готовиться;

- кризисы можно смягчать;

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;

- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Основные отличия антикризисного управления территориальным образованием:

- временные рамки стадий кризиса. Процесс вывода экономики региона в стабильное состояние и дальнейшее развитие может занять десятилетия, период депрессии может затянуться;

- время принятия решения. В период кризисных явлений в регионе сложно принимать оперативные управленческие решения, т.к. это связано с перераспределением бюджетных ресурсов по разным направлениям;

- процедура ликвидации практически не может быть применима к региону. Если рассматривать регион как совокупность территории и населения, то территорию нельзя ликвидировать, население теоретически можно переселить, хотя практически это осуществимо лишь для малых населенных пунктов. При управлении регионом значительную роль играют вопросы социальной политики [5, 28].

Антикризисное управление на уровне региона должно основываться на применении следующего механизма (рис. 1).

разработка и последующее внедрение мер по преодолению кризисной ситуации

V____________________________)

Рисунок 1. Схема механизма антикризисного управления регионом

разработка антикризисной стратегии региона для преодоления кризисной ситуации и обеспечения дальнейшего развития

Механизм антикризисного управления регионом нацелен на разработку и внедрение мер по преодолению кризисной ситуации, выработку стратегии обеспечения дальнейшего развития региона.

В механизме антикризисного управления региональными предприятиями приоритеты должны отдаваться:

- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуации, профессионализму;

- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

- интеграции по ценностям профессионализма;

- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Для сглаживания последствий кризисов в регионе целесообразно создавать

резервные фонды. Накопленные средства необходимо использовать в случае реализации кризисных сценариев для выполнения ключевых социальных обязательств. Важнейшим направлением защиты региона от кризисов является повышение устойчивости экономики.

В новой экономической парадигме научно-технический прогресс, знания в целом выступают в качестве главных факторов роста экономики региона. Именно они составляют основу новой, инновационной экономики. Ее отличительным признаком становится постоянное появление новых продуктов и услуг [6, 25-29].

Современной наукой доказано, что преодоление кризисных явлений и улучшение конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и стран в целом невозможно без повышения роли инновационных компонентов в экономическом развитии регионов.

Экономисты приходят к мнению, что мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией, является грамотно проводимая инновационная политика [7;8;9;10; 11].

Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности. Для достижения положительных сдвигов в экономическом развитии страны необходимо дальнейшее совершенствование инновационной политики с целью создания системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал регионов республики. Благодаря использованию новых информационных технологий, этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности [12].

В целом антикризисное управление на уровне региона должно строиться на основании комплексных антикризисных мероприятий с предварительным выяв-

лением факторов кризиса в регионе, обоснованием факторов конкурентоспособности, которые рассматриваются как условия для будущего развития, разработкой плана перехода от экстенсивного к интенсивному направлению развития. Следует создать систему предвидения кризиса, основанную на мониторинге социальноэкономического и финансового состояния региона, а также повышать устойчивость экономики региона. Предлагаемый подход позволит повысить качество и эффективность на основе проведения инновационной региональной политики.

Список использованной литературы

1. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Одобрена постановлением Правительства РТот 3 апреля 2007 года №166. -Душанбе, 2007. -С 6-8.

2. Послание Президента РТМаджлиси Оли РТ от 26 апреля 2013 года. Душанбе, 2013.

. vrezident. и. (дата обращения: 15.11.2013.)

3. Соколов В.Н. Антикризисное управление в регионе на базе показателей устойчивости предпринимательской деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 11. - № 32. - С. 213-220.

4. Курочкина Л.П., Туманова Е.Н. Антикризисное управление в системе управления развитием региона // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарных наук. - 2012. - № 3. - С. 211-214.

5. Дулова Е.Н. Совершенствование механизма антикризисного регионального управления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 8-32. - С. 28-28.

6. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В., Лыщикова Ю.В. Инновационная деятельность региона: сущность, измерители, оценка // Сборник научных трудов Sworld. Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ' 2012».

- Вып. 2. Т. 23. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - С. 25-29.

7. Гюнтер И.Н., Степаненко И.А., Баюринов А.В. Современные проблемы кредитования малого бизнеса // Путеводитель предпринимателя. - 2012. - № 15. - С. 118-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Глотова А.С. Некоторые аспекты управления ликвидностью банковского сектора в условиях глобализации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2007. - № 4. - С. 386-389.

9. Антонова М.В., Кутищева Е.В. Тенденции развития банковского сектора Липецкой области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2012. - № 1. - С. 284-289.

10. Лещинская Я.В. Экономический механизм реструктуризации предприятий // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. -2008. -№ 4. -С. 250 -252.

11. Гюнтер И.Н. Качественный сервис - залог успеха банка // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 1. - С. 107-109.

12. Чистникова И.В., Антонова М.В. О проблемах инновационной политики государства // Вестник СевКавГТИ, 2012. - № 12. - С. 168-172.

П.М Турдиматова

О механизме антикризисного управления экономикой региона

Ключевые слова: антикризисное управление, экономика региона, социально-экономические показатели, механизм, стабильное развитие, долгосрочный экономический рост

В статье на основе теоретического осмысления и практического наблюдения сделана попытка формирования механизма антикризисного управления экономикой региона. Объектом такого наблюдения выступали социально-экономические показатели Республики Таджикистан в целом и Согдийской области в частности. Исследовательская работа в этом направлении способствовала формулированию начальных выводов о создании механизма антикризисного управления экономикой Согдийского региона Республики Таджикистан. В статье также рассмотрены приоритеты стратегии развития республики и региона в контексте разработки мер и мероприятий антикризисного потенциала в управлении социально-экономическим состоянием региона.

P.M. Turdimatova

On Mechanism of Anticrisis Management in Regard to Regional Economy

Key words: anticrisis management, regional economy, social-economic indices, mechanism, stable development, long term economy growth

Proceeding from theoretical comprehension and practical observation, the author of the article makes an endeavour to formulate a mechanism of anticrisis management in reference to regional economy. Social-economic indices of Tajikistan Republic upon the whole and Sughd area in particular function as the object of the observation in question. The research work of this trend promoted a formulation of initial inferences on creatian of a mechanism of anticrisis management of anticrisis management in regard to the economy of Sughd area, the largest administrative-territorial unit of Tajikistan Republic. The article dwells also on the strategic priorities of the development both of the republic and the region in the context of elaboration of measures and arrangements of anticrisis potential concerned with a management related to the regional social-political state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.