Научная статья на тему 'Роль социально-инфраструктурного потенциала в обеспечении сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан'

Роль социально-инфраструктурного потенциала в обеспечении сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
237
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONS / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / REPUBLIC TAJIKISTAN / SO-CIALLY-INFRASTRUCTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафаров Алишер Хикматуллоевич

В статье рассматриваются проблемы социально-инфраструктурного потенциала региона как фактора, определяющего устойчивое сбалансированное развитие отдельных регионов. Выявлены и предложены составные части инфраструктуры региона. Проанализированы и оценены уровни обеспеченности регионов Таджикистана всеми видами объектов инфраструктуры и основные пути развития социальной инфраструктуры региона. В составе социально-инфраструктурного потенциала регионов выделен ряд компонентов, характеризующих отдельные составляющие блоки. Приведена методика оценки социально-инфраструктурного потенциала. Выполнена интегральная оценка социально-инфраструктурного потенциала региона. Выделены регионы с низкой степенью обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в Республике Таджикистан. Определена роль социальноинфраструктурного потенциала в обеспечении сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SOCIALLY-INFRASTRUCTURAL POTENTIAL IN MAINTENANCE OF BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONS OF REPUBLIC TAJIKISTAN

In article problems of socially-infrastructural potential of region as the factor defining steady balanced development of separate regions are considered. Components of an infrastructure of region are revealed and offered. Levels of security of regions of Tajikistan by all kinds objects of an infrastructure and the basic ways of development of a social infrastructure of region are analyzed and estimated. As a part of socially-infrastructural potential of regions a number of the components, characterizing separate making blocks is allocated. The technique of an estimation of socially-infrastructural potential is resulted. The integrated estimation of socially-infrastructural potential of region is executed. Regions with low degree of security objects of a social infrastructure in Republic Tajikistan are allocated. The role of socially-infrastructural potential in maintenance of balanced development of regions of Republic Tajikistan is defined.

Текст научной работы на тему «Роль социально-инфраструктурного потенциала в обеспечении сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан»

УДК: 332.1. 711.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

А.Х. Сафаров

Таджикский национальный Университет, г. Душанбе, Республика Таджикистан

В статье рассматриваются проблемы социально-инфраструктурного потенциала региона как фактора, определяющего устойчивое сбалансированное развитие отдельных регионов. Выявлены и предложены составные части инфраструктуры региона. Проанализированы и оценены уровни обеспеченности регионов Таджикистана всеми видами объектов инфраструктуры и основные пути развития социальной инфраструктуры региона. В составе социально-инфраструктурного потенциала регионов выделен ряд компонентов, характеризующих отдельные составляющие блоки. Приведена методика оценки социально-инфраструктурного потенциала. Выполнена интегральная оценка социально-инфраструктурного потенциала региона. Выделены регионы с низкой степенью обеспеченности объектами социальной инфраструктуры в Республике Таджикистан. Определена роль социально-инфраструктурного потенциала в обеспечении сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, сбалансированное развитие регионов, транспортная инфраструктура, социально-инфраструктурный потенциал, Республика Таджикистан.

Введение. Обеспечение сбалансированного развития отсталых территорий сильно связано с уровнем развития социальной и инновационной инфраструктуры того или иного региона. Недостаточное внимание к вопросам региональной политики в первые годы рыночных реформ привело к высоким экономическим и социальным издержкам, нарастанию пространственных диспропорций регионов как по уровню развития и качеству жизни, так и по обеспеченности объектами инфраструктуры. Определяющей тенденцией современного развития является обеспечение всестороннего развёртывания инфраструктурных процессов, поскольку без них невозможно ни экономическое, ни полноценное социальное жизнеобеспечение регионов и страны в целом [8].

Актуальность темы. Исследование показывает, что в последнее время все чаще наблюдается существенное различие на уровне социально-экономического развития субъектов Республики Таджикистан. Поэтому на современном этапе развития экономики

Республики Таджикистан стратегические общенациональные цели делают значимой региональную политику правительства, направленную на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Республики Таджикистан, что предполагает выравнивание уровня социально-экономического развития субъектов Республики Таджикистан, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Республики Таджикистан независимо от места их проживания. В этой связи, становится актуальной проблема определения оценки социально и инновационного инфраструктурного потенциала региона как важнейших компонент качества жизни населения. Таким образом, ключевым инструментом обеспечения сбалансированного развития регионов Республики Таджикистан и активизации их экономической деятельности, является уровень развития социально-инфраструктурного потенциала региона. Переход к сбалансированному развитию региона связан с по-

тенциалом рыночной инфраструктуры региона.

Исследование показывает, что сегодня уже ясно, что существует прямая зависимость между социально-экономическим развитием региона и уровнем развития его инфраструктуры. Необходимо отметить, что под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, которые жизненно необходимы населению, так как создают условия для качественного развития индивида, удовлетворения его потребностей, воспроизводства человеческих ресурсов, что способствует повышению уровня и качества жизни населения, развитию человеческого потенциала и, следовательно, общества в целом [1]. В структуре социально-инфраструктурного потенциала регионов необходимо выделять ряд компонентов, характеризующих отдельные составляющие: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культурно-спортивный комплекс, транспорт и связь, торговлю [1]. Таким образом, социально-инфраструктурный потенциал регионов Республики Таджикистан характеризуется сложной структурой показателей, включающих несколько блоков, каждый из которых, в свою очередь, описывается целым комплексом показателей. В этой связи необходимо измерять уровень потенциала по комплексному критерию.

Цель исследования. Для оценки социально-экономического потенциала регионов Таджикистана нам требуется проводить комплексную оценку социально-инфраструктурного потенциала региона и, в значительной степени, его возможностей. Так как комплексная оценка позволяет провести ранжирование регионов Таджикистана, выявить наиболее типичные регионы, передовые и отстающие. Анализ социально-инфраструктурного потенциала при межтерриториальном сопоставлении реко-

мендуется проводить по следующим направлениям:

• определение уровня потенциала здравоохранения региона;

• определение уровня жилищно-коммунального потенциала региона;

• определение уровня образовательного потенциала региона;

• определение уровня потенциала транспорта и связи региона;

• расчет интегрального показателя социально-инфраструктурного потенциала региона;

•формирование сравнительной шкалы оценок уровня социально-инфраструктурного потенциала региона при межтерриториальном сопоставлении.

Таким образом, потенциал одного тела измерить нельзя, но можно его измерить при помощи другого тела, которое называется «эталонным», «эталоном», «носителем потенциала» [4].

В дополнение к существующей теории капиталовложений в инфраструктуру, работа пытается представить новый метод для того, чтобы измерить индекс накопленных капиталовложений в инфраструктуру - модифицированный индекс развития социально- экономической инфраструктуры (IDSEI) [6]. Методика оценки социально-инфраструктурного потенциала состоит из двух уровней. На первом уровне определяется комплексная оценка потенциала в рамках блоков (отраслей социальной инфраструктуры), а на втором - в рамках показателей блоков. В нашем исследовании состав системы показателей будет охватывать такие показатели как обеспеченность регионов Таджикистана объектами здравоохранения, образования, жилья и коммунальных услуг и других объектов социальной инфраструктуры. Это обусловлено возможностями официальных статистических данных в условиях Таджикистана. Потенциал обеспеченности регионов Таджикистана объектами здравоохранения в 2015 г. приведен в таблице 1.

Рассчитано автором на базе данных: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015.

Таблица 1

Потенциал обеспеченности регионов Таджикистана объектами здравоохранения в 2015 г.

Название показателя Х)1 Регионы Таджикистана РПП-как отстающий регион 1 Хатлонская область как отстающий регион 2

Республика Таджикистан г. Душанбе Города и РПП Согдийская область Хатлонская область ГБАО ат £ н СП С? X и Р? Р? р? и Л](%) значимости ат СП > н СП 'с? X II р? Р? р? и Л ЛХ%) значимости

Х1.1 Численность врачей всех специальностей на 10000 населения, чел. 20,34 75,55 12,44 20,04 10,60 23,12 75,55 0,1647 0,0948 9,48 75,55 0,1403 0,0639 6,393

Х2.1 Численность среднего медицинского персонала, на 10000 населения, чел. 48,37 76,70 33,35 57,88 39,87 84,54 76,7 0,4348 0,2505 25,05 76,7 0,5198 0,2368 23,684

Хз.1 Больничные учреждения на 10000 населения, ед. 0,56 0,54 0,39 0,64 0,53 1,62 0,54 0,7222 0,4160 41,60 0,54 0,9815 0,4472 44,718

х4.1 Число коек на 10000 населения, ед. 47,71 70,73 29,31 60,93 39,13 92,20 70,73 0,4144 0,2387 23,87 70,73 0,5532 0,2521 25,206

Е 1,7361 1,0000 100,00 2,1948 1,00

С1 0,174 17,4 0,219 21,9

Значения показателя С1з представленного в табл. 1, отражают значимости показателей в потенциале обеспеченности городов и районов республиканского подчинения и Хатлонской области объектами здравоохранения. Таким образом, потенциал обеспеченности городов и РРП в области объектами здравоохранения в 2015 г. составляет 17,40% от потенциала эталонного объекта, т.е. объектив-

но в г. Душанбе существует резерв в размере 82,6%. Потенциал обеспеченности Хатлонской области объектами здравоохранения составляет 21,9% от потенциала эталонного объекта и резерв в размере 78,1%. На низкую степень обеспеченности объектами здравоохранения в городах и РРП прежде всего, влияют низкий показатель численности врачей всех специальностей на 10000 населения

и число коек на 10000 населения. Так как соотношение этих показателей с регионом эталона составляет 0.4348 и 0.4144 соответственно. На степень отсталости Хатлонского региона в области обеспечения объектов здравоохранения, прежде всего, повлияли низкий показатель численности врачей всех специальностей на 10000 населения, и численность среднего медицинского персонала, на 10000 населения. Соотношение этих показателей с показателями района эталона составляет

0.1403 и 0.5198. Наибольшую значимость для обеспеченности объекта здравоохранения в городах, РПП и Хатлонской области имеет показатель больничных учреждений на 10000 населения. Процент значимости данного показателя (А^%)) составляет 41.60% и для Хатлонской области составляет 44.72%.

В таблице 2 приведена оценка обеспеченности регионов Таджикистана объектами жилья и коммунальных услуг.

Таблица 2

Оценка обеспеченности регионов Таджикистана объектами социально инфраструктурных отраслей в 2015 г (жилье и коммунальные услуги)

Репины Таджикистана ГБАО как отстающий регион 1 г. Душанбе как отстающий регион 2

Название показателя 1 I и ■и о щ 9 С = а 9. ■1 и % 5 и и В е ь X § и £ г? К ¡¿Г 1 я1 Е и ^ Е В | г4 г? X 1 В и ^ Е а | г4

Жилищный фоцд (млн КЕ. метр.) 34,3 3 2 13,3 26,0 29,4 2,9 29.4 0,09 0,041 4,12 294 одз 0,11 10.34

Обеспеченность населения жильем. ке. и на человека 10,7 10,3 10,1 IIД Юр 11.3 Юр 1,31 0,543 54,36 10,5 1,03 0,39 39,93

13.1 Ввод е действие жшых домов на 1000 населения, кв.м. 11,9 14,3 11,6 11,5 11,7 1и 11,7 0,93 0,410 41,03 11,7 1.26 0,49 49,17

Е 2.39 1,00 100 2,57 1,00 100,0

С] 2.39 23,9 2,57 25,7

Рассчитано автором на базе данных: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015.

Среди регионов Таджикистана по показателю обеспеченности жильем и доступа к коммунальным услугам эталонным регионом является Хат-лонская область. По данным показателям ГБАО и г. Душанбе относится к группе

регионов, где коэффициент обеспечения населения жильем значительно ниже, чем в регионе эталоне. Потенциал обеспеченности ГБАО доступа к жилью и коммунальным услугам в 2015 г. составляет 29,3% от потенциала эталонного объекта

и существует резерв в размере 70,7%. Потенциал обеспеченности населения в г. Душанбе жильем составляет 25,7 % от потенциала эталонного объекта и резерв в размере 74,3%. Площадь жилищного фонда в ГБАО составляет всего лишь 2.9 млн.кв.м. Соотношение жилищного фонда в ГБАО по сравнению с регионом эта-

лона Хатлонской области составляет 0.0986 или 4.12%. Соотношение данного показателя для Душанбе по сравнению с Хатлонской областью составляет 0.2789 и 10.84%.

В таблице 3 приведена оценка обеспеченности регионов Таджикистана объектами образования.

Таблица 3

Оценка обеспеченности регионов Таджикистана объектами образования в

2015 на 10000 населения

Регионы Таджикистана ГБАО как отстающий регион 1 Согдийский область

Название показателя § 1 Я" Е-| и ^ О? в Э . к Й Р £ № | С и ы в а X С < Ё п : о" К ЁГ Ы Я £ и С £ 5 | £ г; о"' К 1 и £ и С £ 5 | £

X].] Дневные общеобразовательные учреждения ед. 2,13 22 2.03 1.97 2 29 1,94 22 0,33 0.59 59,15 22 0,39 0,56 56,17

Учреждения среднего про-д ессяонально-го образования ед. 0,06 0, 12 0,07 0,07 0.04 0,05 0.12 0.41 0,27 27,95 0,12 0,53 0,36 36,59

Учреждения высшего про-□ ессионэльно-го образования ед. 0.04 ОДб 0 ООН 0.02 0,05 0 2,6 0.19 013 129 ОДб 0,11 0,07 7Д4

£ 1.49 1,00 100,0 1,59 100,0

С1 14,9 15,9

Рассчитано автором на базе данных: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015

Исследование данных таблицы 3 показывает, что ГБАО и Согдийская область относится к группе регионов, где обеспеченность объектов образовательной инфраструктуры в значительной степени отстает от г.Душанбе. Потенциал обеспеченности ГБАО объектами образовательной инфраструктуры в 2015 г. составляет 14,9% от потенциала эталонного объекта и существует резерв в размере

75,1%. Потенциал обеспеченности Согдийской области объектами образовательной инфраструктуры составляет 15,9% от потенциала эталонного объекта и резерв здесь составляет 74,1%. Однако, необходимо отметить, что в последние годы для выравнивания доступа населения отдаленных регионов с регионом эталона принимаются соответствующие меры. Например, в 2015 г. в ГБАО ввод в

действие общеобразовательных школ составляет 880 ученических мест или 41,86 мест на 10000 жителей. В Согдийской области ввод в действие общеобразовательных школ составляет 3955 или 16,84 мест на 10000 жителей.

В таблице 4 приведена оценка обеспеченности регионов Таджикистана прочими объектами инфраструктуры. Оценка обеспеченности регионов Таджи-

кистана прочими объектами инфраструктуры в 2015 на 10000 населения показывает, что обеспеченность населения объединениями, предприятиями связи общего пользования на 100000 чел составляет 29,6 в ГБАО. Хатлонская область и города и РРП по показателям обеспеченности прочими объектами инфраструктуры отстают в значительной степени от региона эталона.

Таблица 4

Оценка обеспеченности регионов Таджикистана прочими объектами инфраструктуры в 2015г.

Регионы Талжыыктана Хатлонгьая область -отггаклЕгш рзгнон 1 Города и ИШжие отстазсашн рЕгнсн 2

Нл !г-зтттгз ПОЕД.5аТИЯ | Н |

1 =; 1С & и £ Ö 1 i- Города Ti Hill Я 1 к — с l; g s с 1 w С С Ё г щ 1 — 5 К Е1 И Е1 З1 ! и g З1 г- щ 5 М •Е У З1 I g

1

Обеспючшнкль ка-;апзнти о&ъ^ш- Н=Ш[!С*Ш. тт»-| -~ittj~IтГ-ЯП[Я1-Ш£ЕЛШ ООШЕГО псиыо&аннз: на 100000чаи В 4,2 В 7,В 7,6 29,6 29,6 0,26 0,169 16,Я6 2 9,6 0,27 3,13 13,3

¡С;, [

Обеспючшнкль ка-; ап =ния лагковы- [ ТГТТ-1ТГТТГНУД LТТТ-". ци ядтрирбишдднд расч *т*на 10033 ЧИПОЯНЕ, гсг-т 4 6 5.3 2,6 2:7 2.7 0,96 0,632 63,24 2.7 1,44 3,71 71,1

: Чиспо т затрос на млн. жыталай 2 9Л6 0,55 2,55 0.71 4,76 4,76 0,15 0,098 9, ВО 4,76 0,11 3,05 5,6 В

Биолиот ечньсц ф-сш МЛН. 3IC3. 4,97 1,25 1,15 0,95 ■6,1В 6,1В 0,15 0,131 10,10 6,1В 0,20 3,10 9.95

1,52 1,00 100,0 43.24 1,00 100

с, 1.52 15,2 2,03 20,3

Рассчитано автором на базе данных: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015.

Таким образом, исследование объектов социальной инфраструктуры в регионах Таджикистана показал, что развитие регионов Таджикистана имеет диспропорциональный характер, а не сбалансированный. Так как не существует региона, который по всем показателям превосходил другие регионы. Например, исследование показало, что если по показателю доступа к объектам здравоохранения и образования эталонным регионом является г. Душанбе, то по показателям доступа к жилью и коммунальным услугам лучше развита Хатлонская область и другие объекты социальной инфраструктуры в ГБАО. Аналогично была произведена комплексная оценка по остальным блокам социальной инфраструктуры, обозначенным выше по каждому

В таблице 6 приведена группировка регионов Таджикистана по потенциалу

региону. В завершении определяем интегральную оценку потенциала социальной инфраструктуры региона (таблица 5).

Как следует из таблицы, результаты оценки потенциала обеспеченности населения регионов Таджикистана объектами социальной инфраструктуры позволили сгруппировать все регионы в 5 групп согласно интервальным оценкам: если величина оценки составляет менее 20 %, то отмечается весьма низкий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры; от 20,1 до 40 % - низкий потенциал обеспеченности; от 40,1 до 60 % - средний уровень; от 60,1 до 80 % - высокий потенциал; свыше 80,1 % - весьма высокий потенциал обеспеченности региона объектами социальной инфраструктуры.

обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Таблица 5

Оценка обеспеченности регионов Таджикистана инфраструктурой в 2015 г.

на 10000 населения

№ п/п Регион Объекты здравоохранения Жилье и коммунальные услуги Объекты образования Прочие объекты инфраструктуры <

1. г. Душанбе 100 25,7 100 50,93 9,16

2. РПП 17,4 25,7 15,2 20,3 9.65

3. Согдийская Область 30,6 29,3 15,9 29,4 6.30

4. Хатлонская Область 21,9 100 14,5 15,2 7,90

5. ГБАО 57,1 23,9 14,9 100 8,98

Источник: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015.

Таблица 6

Группировка регионов Таджикистана по потенциалу обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры в 2015 г.

п/п Признак группировки Регионы Таджикистана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. менее 20 %, Города и РРП

2. 20,1 до 40 % Согдийская область, Хатлонская область

3. 40,1 до 60 % ГБАО

4. 60,1 до 80 % г. Душанбе

Рассчитано автором на базе данных: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Душанбе 2015.

Проведенная интегральная оценка социального инфраструктурного потенциала региона позволила ранжировать регионы в зависимости от значений индекса развития инфраструктуры и выделять территориальные различия от «низкого» до «высокого» уровня эффективности функционирования инфраструктуры по каждому индексу. Результаты интегральной оценки потенциала социальной инфраструктуры регионов позволяют сделать вывод о том, что в Таджикистане отсутствуют регионы с весьма высоким и очень высоким потенциалом обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, преобладают регионы с весьма низким(19,65), низким (26,30; 37,90%) и средним (48,98%) потенциалом.

В разрезе комплексной оценки по блокам социальной инфраструктуры весьма низкий потенциал обеспеченности объектами здравоохранения, образования, жилья и коммунальных услуг. Весьма низкий потенциал характерен для обеспеченности всех регионов объектами образования. В частности, в РРП, Согдийской области, Хатлонской области и ГБАО данный показатель составляет от 14 до 16%. Низкий потенциал характерен также для объектов здравоохранения и жилищно- коммунальных услуг. Для Хатлонской области он составил 21,9, а

для Согдийской области 30,6%. Средний потенциал для доступа к объектам здравоохранения имеет ГБАО. Процент доступа населения ГБАО по блоку «Здравоохранение» составляет 57,1.

Выводы. Таким образом, основными причинами низкого уровня социально инфраструктурного потенциала для большинства регионов Таджикистана являются неразвитость таких инфраструктурных отраслей как транспорт, электроэнергетика и низкие условия жизни населения. Низкий индекс уровня эффективности функционирования социального инфраструктурного потенциала складывается также из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры (плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования) и низкими условиями жизни населения.

В Республике Таджикистан наиболее доступным видом транспорта остается автомобилный транспорт. На его долю приходиться 91,14% грузооборота в 2015 и последние годы повышается доля автомобильного транспорта в транспортировке грузов. Горный рельеф страны не позволяет развивать железнодорожную инфраструктуру в стране. На его долю приходится лишь 8,75% грузооборота

всех видов транспорта по республике. Исследование состояния транспортной инфраструктуры показывает, что в Таджикистане нет дорог первой категории, а почти половина дорог международного значения покрыты лишь гравийно-битумным слоем и лишь на 30% - асфальтом [5]. Объектами социальной инфраструктуры (по показателям образования и здравоохранения) наиболее обеспечен г. Душанбе.

В области развития производственной инфраструктуры регионов также есть существенная разница. На каждый квадратный километр территории ГБАО приходится 0,04 км дорог общего пользования, в то время как в Хатлонской области этот показатель достигает 0,2 км. Соответственно по автомобильным дорогам необщего пользования уровень их плотности достигает 0,02 и 0,27 км [3].

Наряду с социально инфраструктурным потенциалом региона важнейшим фактором обеспечения сбалансированного развития региона в настоящее время является инновационная инфраструктура региона. Развитие инновационной инфраструктуры регионов является одной из ведущих тенденций современного этапа развития цивилизации. Инновационное развитие экономики отнесено к числу высших приоритетов внутренней государственной политики Республики Таджикистан. Однако, на уровне регионов Таджикистана развитию инновационной структуры уделяется мало внимания. Инновационная деятельность региона является сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование научного и интеллектуального потенциала региона. Все это связано со способностью региона внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает инвестиционное обеспечение инфраструктуры. Во всем мире именно регионы рассматрива-

ются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. Необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации. На данный момент, инновационная активность регионов распределяется неравномерно, районов, где осуществляются инновационные проекты, не так много. Поэтому нужно принять меры для стимулирования инновационного развития инфраструктуры регионов страны.

Одним из элементов механизма инновационного развития региона является региональный механизм финансирования инновационной деятельности, в круг задач которого входит: обеспечение стабильного кругооборота финансовых средств, обеспечение перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования, уменьшение риска потерь финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами. Механизм финансирования можно представить в виде трехуровневой иерархической системы основных взаимосвязанных элементов и их типовых групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию.

Таким образом, инновационная инфраструктура регионов Таджикистана также находится на уровне ниже среднего. Результаты проведенного исследования указывают на необходимость перехода на инновационный путь развития производственного комплекса, научной сферы и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнеева А.С. Оценка социально-инфраструктурного потенциала регионов России // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Том 11, выпуск 3 с. 201

2. Балобанова С.С. Принцип сбалансированности развития территории//Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Эффективное управление устойчивым развитием территории». Казань: ВШГМУ КФУ, 4 июня 2013. Том I. С.28-30.

3. Статический сборник: Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте РТ, 2015.

4. Шаланов Н. В. Исследование развития региональной системы торговли. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 83 с

5. Асадов Ш. Транзитные коридоры Таджикистана и их потенциал для развития региональной торговли Доклад №6, 2012 г., Университет Центральной Азии, Высшая школа развития, Институт государственного управления

и политики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kniga.seluk.ru/k-

ekonomika/1135002-1-tranzitnie-koridori-tadzhikistana-potencial-dlya-razvitiya-regionalnoy-torgovli-shohboz-asadov-doklad-6-2012.php.

6. Ильченко А.Н., Сян Сяо Ган, Степанов В.С. Модельное исследование влияния уровня социально-экономической инфраструктуры на качество жизни населения // Современное наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016№4(48).С.10-20.

7. Xiang Xiao Gang, A Ilchenko. Social and economic infrastructure as China regions economic development leveling instrument // Современное наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013№1(32). С.66-70.

8. Ильченко А.Н., Ма Цзюнь. Интегральная оценка уровня развития социально-экономической инфраструктуры региона // Современное наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. №4(32). С.37-42.

Рукопись поступила в редакцию 03.06.17

ROLE OF SOCIALLY-INFRASTRUCTURAL POTENTIAL IN MAINTENANCE OF BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONS OF REPUBLIC TAJIKISTAN

A. Safarov

In article problems of socially-infrastructural potential of region as the factor defining steady balanced development of separate regions are considered. Components of an infrastructure of region are revealed and offered. Levels of security of regions of Tajikistan by all kinds objects of an infrastructure and the basic ways of development of a social infrastructure of region are analyzed and estimated. As a part of socially-infrastructural potential of regions a number of the components, characterizing separate making blocks is allocated. The technique of an estimation of socially-infrastructural potential is resulted. The integrated estimation of socially-infrastructural potential of region is executed. Regions with low degree of security objects of a social infrastructure in Republic Tajikistan are allocated. The role of socially-infrastructural potential in maintenance of balanced development of regions of Republic Tajikistan is defined.

Key words: social infrastructure, balanced development of regions, transport infrastructure, so-cially-infrastructural potential, the Republic Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.