Научная статья на тему 'Анализ развития системы автосервисных услуг в Согдийской области'

Анализ развития системы автосервисных услуг в Согдийской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСЕРВИС / АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / РЕМОНТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АВТОМАСТЕРСКАЯ / СЕРВИСНАЯ УСЛУГА / CAR SERVICE / MOTORIZATION / REPAIR / MAINTENANCE / AUTO REPAIR / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неьматуллоев Азамат Абдуахатович

В статье рассматривается региональная система автосервисных услуг в Согдийской области Республики Таджикистан как основа для формирования и развития современной системы управления социально-экономической деятельности региона. Автором обосновывается роль и значение сервисной деятельности в автомобильном транспорте, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения и развитие регионального рынка транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития системы автосервисных услуг в Согдийской области»

Анализ развития системы автосервисных услуг в Согдийской области Analysis of the development of the system of car-care services in the Sughd region

Неъматуллоев А.А.

A. Nematuloev

В статье рассматривается региональная система автосервисных услуг в Согдийской области Республики Таджикистан как основа для формирования и развития современной системы управления социально-экономической деятельности региона. Автором обосновывается роль и значение сервисной деятельности в автомобильном транспорте, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения и развитие регионального рынка транспортных услуг.

The article examines the regional system of car-care services in the Sughd region of the Republic of Tajikistan as the basis for the formation and development of a modern system of managing the socio-economic activities of the region. The author justifies the role and importance of service activities in road transport, ensuring the satisfaction of the needs of the population and the development of the regional transport services market.

Ключевые слова: автосервис, автомобилизация, ремонт, техническое

обслуживание, автомастерская, сервисная услуга.

Keywords: car service, motorization, repair, maintenance, auto repair, service.

Автомобильный транспорт стал необходимым атрибутом повседневной жизни каждого гражданина в не зависимости от места его проживания. От технического состояния и надежности автомобильного транспорта зависит ее безопасность, экономическое и социальное состояние страны.

На сегодняшний день техническая эксплуатация подвижного состава автомобильного транспорта зависит от предприятий автомобильного сервиса. На данный момент в Согдийской области существует 179 единиц [1] предприятий и индивидуальных предпринимателей по оказанию сервисных

услуг обслуживания и ремонта автомобилей.

Парк подвижного состава автомобильного транспорта Согдийской области составляет 169015 единиц автомобилей различного типа, структура которого состоит из 18166 единиц грузовых автомобилей, 142241 единиц легковых автомобилей, 6878 единиц автобусов и 1330 единиц автомобилей специального назначения. Из них 7192 автомобиля принадлежат хозяйственным субъектам и 161823 автомобиля принадлежит частным лицам. (рис.1).

1%

4%

1%

I \ в Грузовой

в Автобусы в Легко вне автомобили в Спец1 ильное

Рис. 1. Структура парка подвижного состава автомобильного транспорта Согдийского области [2].

Методика проведения исследований

Развитие предприятий автомобильного сервиса зависит от структуры парка подвижного состава, большое количество автомобилей составляют легковые автомобили - более 84 %, структура легковых автомобилей по маркам выглядит таким образом, что, в данной структуре преобладает автомобили европейского производства с пробегом.

В таблице 1 приведено количество мастерских и крупных предприятий автомобильного сервиса по районам Согдийской области. Преобладающее количество крупных предприятий и автомастерских приходится на г. Худжанд и Б.Гафуровский район. Такая дислокация объясняется тем, что г. Худжанд является областным центром, а Б. Гафуровский район расположен по границам Худжанда. Вся инфраструктура Согдийской области сосредоточена в указанных территориально-административных субъектах,

хотя по плотности автомобильных дорог, типу расселения жителей города Гулистон, Бустон, Худжанд и районы Б.Гафуров, Ашт являются более развитыми относительно указанных ранее районов.

Таблица 1.

Количество предприятий автомобильного сервиса в Согдийской области.

№ Город и районы Согдийской области К-во мелких К-во крупных

автомастерских (ед.) предприятий (ед.)

1. г. Худжанд 44 6

2. г. Гулистон 2 -

3. г. Бустон 1 3

4. Пенджикентский район 1 4

5. Аштский район 9 -

6. Зафарабадский район 2 -

7. Гафуровский район 37 3

8. Джаббар-Расуловский район 8 -

9. Исфаринский район 8 -

10. Канибадамский район 5 3

11. Матчинский район - 1

12. Спитаменский район 4 -

13. Истаравшанский район 38 -

Как показывают данные таблицы 1, более половины городов и районов Согдийской области вообще не имеют крупных автотранспортных предприятий, в то время как 40% таких предприятий сосредоточены в г. Худжанд, что указывает на неравномерное распределение автотранспортного потенциала в области.

Вместе с тем, продолжая анализ автотранспортного потенциала территории, следует отметить, что производственная мощность предприятий автомобильного сервиса коррелируется с количеством заездов легковых автомобилей для получения сервисных услуг (К) и трудомкостью этих услуг (Т).

Число автомобилей, приходящихся на одну тысячу жителей (п), в городах и районах Согдийского области разный, а коэффициент, учитывающий долю автовладельцев, пользующихся услугами автосервиса, (Кс) составляет - 0,75. В свою очередь коэффициент, учитывающий объем работ (КК), зависит от количества станций технического обслуживание в регионе. Все эти показатели позволяют количественно и качественно оценить

автотранспортный потенциал региона, что необходимо для эффективного планирования регионального развития.

Важным показателем, характеризующим автотранспортный потенциал региона, является уровень автомобилизации населения, который рассчитывается на основе показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. Этот показатель в среднем по Таджикистану составляет 45 единиц на 1000 жителей. В свою очередь в Согдийской области он составляет 69 единиц на 1000 жителей [2]. По этому показателю регион занимает 2 место в Таджикистане, а в мировом рейтинге республика по этому показателю занимает 133 место [3]. Динамика изменения этого показателя в Согдийский области республики Таджикистан по годам приведена на рис 2.

2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Динамика автомобилизации населения, среднее количество индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей в Согдийской области [1].

Из рисунка 2 видно, что плотность автомобилей на 1000 жителей каждый год увеличивается на 2-3 %, а число жителей - на 5%. В том числе анализ показал, что количество автомобилей в Согдийской области увеличивается на 6% в год. Все это указывает на естественный рост потребностей в услугах автосервиса в регионе и требует разработки подходов для регулирования рынка автосервисных услуг Согдийской области. В этой связи важно рассмотреть емкость предложения этих услуг на рынке, опираясь на количественные и качественные показатели, и в частности К и Кн.

Значение этих коэффициентов зависит от количества станций анализируемого региона. Если количество станций в регионе становится меньше, такие коэффициенты увеличиваются и мощность проектируемой станции повышается, а в целом трудоемкость работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (Р) увеличивается.

Трудоемкость работ по ТО и Р зависит от годового пробега автомобиля (Ьг), количества обслуживаемых автомобилей на станции (К), относительной трудоемкости ТО и Р на 1000 км пробега (1) и доли работ ТО и Р. Система отношений этих показателей, определяющих трудоемкость работ, выражается формулой (1).

Рассмотрим основные показатели, характеризующие сервисное обслуживание в городах и районах Согдийской области (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели для сервисного обслуживания в Согдийской области

Город и районы Согдийский область Rжи, числ-сть жителей, Ш, кол-во автомоби п, число автомобилей, Lг, средногодо вой пробег, Т, трудоемк ость, чел -

тыс. Чел. лей, тыс. авт приходящихся на 1000 жителей, авт. Км час

г. Худжанд 169,7 14,777 87 16000 169700

г. Истиклол 15,6 1,363 87.4 13000 15600

г. Гулистон 43,0 2,777 65 14000 43000

г. Бустон 31,9 2,879 90 14000 31900

Айнинский р-н 75,6 2,479 33 10000 75600

Аштский р-н 147,5 13,570 92 13000 147500

Деваштичский р-н 150,5 5,260 35 10000 150500

Зафарабадский р-н 65,9 3,074 47 13000 65900

Гафуровский р-н 339,8 21,383 63 15000 339800

Джаббар-Расуловский р-н 122,2 6,341 52 14000 122200

Исфаринский р-н 246,1 14,608 59 14000 246100

Канибадамский р-н 192,5 14,561 76 15000 192500

Горно-Матчинский р-н 22,3 0,520 23 10000 22300

Матчинский р-н 110,3 3,840 35 11000 110300

Пенджикентский р-н 265,1 8,786 33 13000 265100

Спитаменский р-н 125,6 5,111 41 14000 125600

Истаравшанский р-н 239,5 14,786 62 15000 239500

(Источник : Рассчитано автором используя [2])

В результате расчетов и последующего анализа выявлено,что большое количество автомобилей имеется в г. Худжанде, Аштском районе, Б. Гафуровском районе, в г. Исфаре, Канибадамском районе и в Истаравшанском районе. Показатели плотности автомобилей на 1000 жителей населения оказались выше в г. Бустоне и Аштском районе.

Согласно табл. 2 показатели трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту в г.Худжанде, Аштском районе, Б.Гафуровском районе, г.Исфаре, Канибадамском районе и в Истаравшанском районе выше, чем в других районах области. В свою очередь спрос на сервисное обслуживание автомобилей в Аштском районе увеличивается, потому что существует дефицит станций технического обслуживания, и владельцы автомобилей вынуждены обращаться к другим городским или районным станциям Согдийской области.

В результате можно заключить что сервисное обслуживание автомобильного парка в Согдийском районе развивается, и это связано с развитием спроса на услуги автосервиса. [1]. Литература

1. Статистический ежегодник Согдийской области. Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области. - Худжанд-2016

2. Главное управление Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан в Согдийской области, Худжанд-2017

3. Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек : [Электронный ресурс]: Уровень автомобилизации в странах мира URL: https://ru.wikipedia.ru (дата обращения: 10.11.2017).

4. Асадуллин Э.З., Закирова Т.Р. Исследование состояния и структуры рынка автосервиса, проектирование и строительство станций технического обслуживания. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 2. С. 244-250.

5. Бурменко Т.Д., Кузьминич Г.Г. Некоторые аспекты специфики деятельности и производства услуг автосервисных предприятий. Известия Байкальского государственного университета. 2015. Т. 25. № 4. С. 583-589.

6. Бычков, В.П. Б959 Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе: учебное пособие / В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 304 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-8265-0690-5.

7. Великанов Н.Л., Корягин С.И., Геоджиевайте И. Система предприятий автосервиса в Калининграде №1(31) 2015

8. Латышев, М. В. Управление качеством в процессах автосервиса : моногр. / М. В. Латышев, А. Г. Сергеев ; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2005. - 160 с.

9. Либенков А.Н., Тихомиров П.В. Анализ сезонных колебаний услуг автосервиса. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 5-3 (25-3). С. 279-283.

10. Ломакин Д.О. Комплексная оценка уровня качество услуг притприятий автосервиса: монография -Орел : ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011 . — 84 с.

11. Лянденбурский В. В. Анализ снижения трудоемкости динамичной системы технического обслуживания автомобилей. 2014 №6 (25). С. 1-14

12. Михалев В. Д. Конкурентоспособность услуг автосервиса. №4(10) 2009

13. Регионы Республики Таджикистан. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Душанбе-2014

14. Сарбаев, В. И. Условия функционирования и выбор стратегии развития предприятий автосервиса: Учеб.пособие / В. И. Сарбаев, В. В. Тарасов; под ред. В. И. Сарбаева. - 2-е изд., перераб. и допполн. - М.: МГИУ, 2002. - 116 с.

15. Автосервис и перевозки с позиций теории систем массового обслуживания. Гарькина И.А., Данилов А.М., Карев М.Н. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 225.

16. Таджикистан в цифрах. 2016. Юбилейный статистический сборник. -Душанбе, 2016. В кратком статистическом сборнике.

17. Тенденции и динамика развития услуг автосервиса. Губайдуллин Э.А., Ибрагимова Н.У. В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. Кафедра экономики предприятия "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2015. С. 67-70.

18. Тохиров Т.И. Особенности автомобильного транспорта в системе производственной и социальной инфраструктуры региона. Экономика природопользования. 2014. № 6. С. 25-30.

19. Тохиров Т.И. Организация станций технического обслуживания автомобилей. Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 9 (55). С. 110-112.

20. Упоров Д.Ю., Иванов А.Н. Влияние экономического кризиса в стране на деятельность предприятия сервиса. Молодежь и наука. 2016. № 5. С. 224.

21. Усуфов М.М. Современные особенности развития автосервиса. 2012 №2 (20) . С. 55-60.

22. Усуфов М.М. Перспективы развития автосервиса. 2012 №1(19) . С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.