И.Р. ЛЯПИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и торговое дело» Орловского государственного института экономики и торговли E-mail: marketing-ogiet@mail.ru
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА: РОЛЬ И МЕСТО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Управление экономикой региона должно иметь системный характер. В этой связи статья посвящена характеристике системы управления экономикой региона, ее сущности и состава. Изучены детерминанты развития системы управления экономикой региона на современном этапе, учет которых необходим в процессе совершенствования механизма управления регионом.
Ключевые слова. Экономика региона, управление регионом, система управления экономикой региона, детерминанты развития системы управления экономикой региона.
Сегодня научная проблема создания адаптивной и устойчивой системы управления экономикой региона остается приоритетной как с точки зрения государства, так и с позиций регионального сообщества. Это определено как объективными внешними и внутренними факторами, так и недостатками в самой системе управления, в том числе: отсутствием системных представлений о функционировании механизма управления экономикой регионов; превалирование отраслевого и территориального подходов в формировании региональных органов власти; дублирование функций управления по ряду направлений деятельности; недостаточный уровень компетентности и творчества руководства регионов; фрагментарность организационных действий по развитию системы управления регионом и др.
Модернизация системы управления призвана создавать условия для стабильного развития бизнеса и повышения качества жизни населения регионов на основе имеющегося экономического и организационно-управленческого потенциала. Выполнение этой функции в условиях происходящего перехода страны к постиндустриальному развитию экономики и общества ставит принципиально новые задачи перед органами регионального управления.
© И.Р. Ляпина
Вопросам модернизации системы управления экономикой регионов уделяется достаточно много внимания и Президентом РФ. Так, в своем выступлении он отметил: «... регионам и муниципалитетам должны быть представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня. Излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе на местах, будет устранено, а система финансовой поддержки региональных бюджетов будет в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов. Наконец, главы регионов получат право ставить вопросы делегирования значительного числа публичных полномочий с федерального на региональный уровень, если они будут к этому готовы, конечно. При этом часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам в силу федерального закона, прежде всего тех, которые прямо влияют на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий» [2].
Наиболее значимыми результатами в исследовании системы управления экономикой регионов являются труды как ученых-регионалистов (А.А. Адамеску, А.В.Андреева, С.Ю. Глазьева, Н.В. Зубаревича, В.В. Ивантера, В.В. Кистанова, О.В. Кузнецовой, А.М. Лаврова, Ю.И. Любимцева, В.Н. Лексина, С.Б. Мельникова,
П.А. Минакира, В.П.Орешина, О.С. Пчелинцева, Б.А. Райзберга, Е.Ф. Самофаловой, С.А. Суспи-цина, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова, Р.А. Шни-пера, Б.М. Штульберга и других), так и работы экономистов, исследовавших системный подход в управлении (Р.Л. Акоффа, Л.Берталанфи,
A.В. Игнатьевой, З.М. Макашевой, В.М. Мишина,
B. Д. Могилеского, В.И. Мухина, А. А. Попова,
C.В. Рогожина, В.Н. Садовского, Е.В. Фрейдиной и других). Несмотря на повышенный интерес к вопросам формирования системы регионального управления, многие проблемы в этой области требуют дельнейшего исследования, особенно в условиях модернизации системы управления территориями, в т.ч.: совершенствование концепции системы регионального управления, дополнение методологии организационно-институционального развития системы управления экономикой региона. Система управления экономикой региона - это наиболее сложная совокупность компонентов (органов управления, их функций и структуры; целевых стратегических установок; принципов, методов, технологий и инструментария управления; ресурсов, воспроизводственного потенциала, организационной культуры, компетенций), тесно взаимосвязанных между собой, образующих управляющую, управляемую, инструментальную и сопутствующую подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения уровня социально-экономического развития региона и качества жизни населения в нем (рис. 1), отвечающая следующим требованиям:
- соответствие целеполагания, стимулирования и регулирования развития региона общегосударственной социально-экономической политике и рыночным условиям хозяйствования;
- обеспечение координации процессов структурной перестройки и интеграции экономических интересов при условии целостности, сбалансированности регионального хозяйства;
- наиболее эффективная реализация собственного потенциала на основе оптимальной комбинации факторов расширенного воспроизводства, гибкости и адаптивности регионального хозяйства;
- стимулирование и поддержка креативности во всех сферах жизнедеятельности регионального сообщества и содействие формированию инновационной модели региональной экономики;
- обеспечение конкурентоспособности региона при взаимовыгодном межрегиональном сотрудничестве и активном внедрении в систему мирохозяйственных связей.
Основным структурным элементом в предложенной модели является механизм управления экономикой региона, который раскрывает как процессы воздействия и используемый для этого организационно-экономический инструментарий. Это наиболее «подвижная» часть системы управления, содержание которой должно соответствовать целям реализуемой социально-экономической политики.
Таким образом, оценка развития системы управления экономикой регионов в постсоветский период позволила, во-первых, выявить следующие закономерности трансформации регионального управления:
1) существенная зависимость характера и интенсивности воздействий от решений вышестоящих уровней власти;
2) взаимообусловленность развития управления и обновления совместных интересов регионального сообщества;
3) системный характер анализа, разработок, решений, действий органов управления;
4) профессиональный уровень регионального управления предопределяет степень реализации специфического потенциала региона;
5) стратегическая ориентация регионального управления, нацеленная на достижение конкурентоспособности региона.
Во-вторых, сделать вывод, что, несмотря на уже проведенные определённые преобразования, система управления экономикой регионов, по-прежнему, характеризуется существенными недостатками. Таким образом, исходя из того, что на современном этапе хозяйствования происходит модернизация системы управления экономикой региона, совершенствованию, в первую очередь, должен быть подвержен механизм управления, как наиболее гибкий и адаптивный ее элемент (табл. 1).
Таблица 1 Детерминанты развития системы управления экономикой региона на современном этапе
Управляющая подсистема
Цель управления
......... '
ностй региона
населения'
Субъекты управления
*----- Федеральные органы государ- V | V___ ственного управления 1
С ;:; X; Фёгйоналвныё органы: :управ-;:;:; X
Воздействующая подсистема
Целевая составляющая
Инструментальная составляющая
х^хОх-: у
хуяравяёния: <
Стратегия
У
ш
Функциональная составляющая
::х:х:];::х;х-х:: ::
Функции управления
Принципы и
задачи управления
Компетенции
Технологии управления
Процессы управления
Управляемая подсистема
Объекты управления
§
и
о
5
I
Л
£
н О
л о о Я
"!
Я
§
Я
ч т
«
3
Я й
Я к
3 н с ^
4 =Я £ «
§ з
Й О
* §
2 э
® I
£ I
а ч О
" 3 я й о я
^ а
я я
Р
ш о я
з=3 х -о
е §
Я и
О х
Я 5
с с
Я с
Я С
я
с
:з
Рис.1. Система управления экономикой регионов с позиций структурно-процессного подхода
Таблица 1
Детерминанты развития системы управления экономикой региона на современном этапе
Группировка факторов развития системы управления регионом Позитивно воздействующие Негативно воздействующие
Внешние (определяющие необходимость совершенствования механизма управления экономикой регионов) • модернизация экономики, формирование инновационной модели развития страны • включение России в международное сотрудничество; • усиление конкуренции на национальном и международном уровне; • изменение системы государственной поддержки отдельных сфер в связи с вступлением в ВТО; • ориентация на повышение результативности управления социально-экономическим развитием • несоответствие содержания государственной региональной политики процессам модернизации; • несоответствие содержания модернизации условия хозяйствования в регионах; • отсутствие системности и последовательности процессов реформирования регионального управления
Внутренние (определяющие необходимость дифференциации механизма управления экономикой регионов) • повышение требований хозяйствующих субъектов к качеству предоставления государственных услуг; • повышение роли, значения и влияния сообщества на социально-экономические процессы; • повышение уровня знаний, компетенций и творчества всех работников органов управления; • усиление самостоятельности регионального управления; • обеспечение прозрачности системы управления для регионального сообщества; • возрастание роли и влияния регионального управления; • совершенствование организационных структур регионального управления, повышение эффективности их функционирования • необъективность и несимметричность предоставляемой информации; • преобладание бюрократической составляющей в системе управления; • высокая дифференциация как по ресурсному обеспечению, так и по уровню социально-экономического развития (таблица 2); • различный уровень мотивации и ответственности государственных служащих
Анализ особенностей развития регионов России и выявленная тенденция усиления масштабов дифференциации социально-экономического развития (табл.2) требует не просто совершенствования, а дифференциации механизма управления.
Таблица 2
Показатели масштабов дифференциации социально-экономических показателей развития регионов в 2010 г. [3]
Показатель Масштабы дифференциации в 2010 году
наибольшее значение наименьшее значение разница
1. Площадь территории, тыс. км2 3083,5 р.Саха (Якутия) 1,1 г.Москва 2803 раза
2.Численность населения, тыс. человек 11551,9 г. Москва 42,6 Ненецкий АО 271 раз
3.Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 50843,7 Ненецкий АО 7540 р. Калмыкия 6,7 раза
4.Уровень экономической активности населения (%) 79,8 Чукотский АО 57,6 Республика Тыва 1,4 раза
5.Уровень безработицы (%) 42,7 Чеченская р. 0,6 г. Санкт-Петербург 71 раз
6. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 30078 г. Москва 3198 р. Ингушетия 9,4 раза
7.Валовой региональный продукт, млн. руб. 7157536,8 г. Москва 18654,1 р. Ингушетия 384 раза
8.Продукция сельского хозяйства - всего, млн. руб. 198933 Краснодарский край 499 Чукотский АО 399 раз
9.Оборот розничной торговли, млн. руб. 1016780 Московская область 4930 Вологодская область 206 раз
10. Оборот организаций, млрд. руб. 18240,7 г. Москва 3,9 р. Алтай 4677 раз
11 .Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 1051070 Тюменская область 4380 Чукотский АО 240 раз
12. Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения, 2010 г. 2787 Томская область 364 Чеченская р. 7,7 раз
Такая высокая степень дифференциации социально-экономического развития регионов, с одной стороны, обусловлена природно-климатическими и ресурсными особенностями, с другой - деятельностью органов регионального управления.
Так, при реализации современного механизма управления не учитывается ответственность за социально-экономическое развитие территории, вклад органов управления в социально-экономическое развитие территории. Достаточно полно масштабы дифференциации отражены в выступлении Д. Медведева: «Нам уже давным-давно пора признать, что Россия настолько сложна как федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия более тщательно, создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах» [1]. «Возможно,
потребуется и дифференцированный подход в зависимости от готовности регионов принимать дополнительные полномочия».
С позиции интеграции процессного и системного подходов предложена модель системы управления экономикой региона, включающая совокупность структурных компонентов, сгруппированных в соответствии с принадлежностью к управляющей (цели управления и субъекты управления), воздействующей (целевая, инструментальная и функциональная составляющие) и управляемой (объекты управления и области воздействия) подсистемам, и классифицированным на относительно устойчивые (меняющиеся только под воздействием глобальных факторов) и подвижные (меняющиеся в результате незначительных трансформаций социально-экономической системы).
Библиографический список
1. Выступление Д. Медведева на заседании Государственного совета 26 декабря 2011 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kremlin.ru/news/
2. Послание Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kremlin.ru/news/
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. gks.ru
I.E. LJAPINA
CONTROL SYSTEM OF REGIONAL ECONOMY: THE ROLE AND THE PLACE OF MANAGEMENT MECHANISM IN TERRITORY DEVELOPMENT
Management of regional economy should have system character. Therefore the article is devoted to the characteristics of a control system in regional economy, its essence and structure. The article studies determinants of a control system development in regional economy at the present stage account of which is necessary to make the mechanism of regional management perfect.
Key words: Regional economy, management of a region, control system of regional economy, determinants of control development system in regional economy.