Научная статья на тему 'Проблемы и пути повышения эффективности управления экономикой в регионе'

Проблемы и пути повышения эффективности управления экономикой в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1668
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОБСТВЕННОСТЬ РЕГИОНА / ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / OWNERSHIP OF THE REGION / EFFECTIVE CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Владислав Юрьевич

Автором в статье определены причины необходимости государственного вмешательства в экономику региона. Также выявлены актуальные проблемы на пути к повышению эффективности управления экономикой в регионе и предложены пути их решения. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью совершенстования механизмов управления экономикой в регионе в связи с современными изменениями в экономической системе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS TO INCREASE EFFICIENCY OF ECONOMIC MANAGEMENT IN THE REGION

The author in article defined the reasons of need of the state intervention in region economy. Actual problems on a way to management efficiency increase by economy in the region are also revealed and ways of their decision are offered. The urgency of a considered problem is caused by need of improvement of mechanisms of management of economy in the region in connection with modern changes in economic system of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути повышения эффективности управления экономикой в регионе»

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ В РЕГИОНЕ

В. Ю. ГРИШИН

Автором в статье определены причины необходимости государственного вмешательства в экономику региона. Также выявлены актуальные проблемы на пути к повышению эффективности управления экономикой в регионе и предложены пути их решения. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью совершенстования механизмов управления экономикой в регионе в связи с современными изменениями в экономической системе России.

Ключевые слова: региональное управление, экономика региона, предпринимательская деятельность, собственность региона, эффективная система управления.

Изменения в политической и экономической системе России предполагают глубокое реформирование государственного регулирования регионального развития.

Изменение общественно-экономических отношений ставит вопрос о необходимости создания методологии регионального управления, соответствующей новой социальной и инновационно-экономической среде и отношениям между ее элементами [4].

Социально-экономические преобразования требуют переосмысления законов регионального воспроизводства, отражающих зависимости между элементами экономики региона. Исследования этих проблем на протяжении многих десятилетий велись в отрыве от теории региональной экономики, а система управления экономикой региона строилась без учета законов воспроизводства [3].

Впервые идеи относительно воспроизводственного подхода к управлению экономикой региона были выдвинуты доктором экономических наук Р. И. Шнипером еще в 60-х гг.

В середине 90-х гг. с опорой на фундаментальные идеи теории регионального воспроизводства была поставлена задача исследовать основные проблемы регионального управления с учетом происходящих в регионах России социальноэкономических изменений. На основе дальнейшего развития воспроизводственного подхода к управлению регионом были получены новые научные результаты в области разработки механизма управления социально-экономическими процессами региона, включая разработку методов системной диагностики и прогнозирования развития города, методов государственного регулиро-

вания рыночных процессов, приоритетов социально-экономической и финансовой политики региона, принципов его устойчивого развития, методов взаимодействия государственных и рыночных структур и т. д.

Проведенные исследования показали, что в рыночных условиях методологической основой управления экономикой региона по-прежнему остается региональный воспроизводственный подход, охватывающий взаимосвязи субъектов экономики региона, дающий возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач экономического и социального развития региона. Воспроизводственный подход означает, что управление экономикой региона любого ранга опирается на принципы, которые устанавливаются в соответствии с законами общественного воспроизводства и отражают внутренние взаимосвязи региональной системы.

В настоящее время экономика региона является подсистемой общеэкономической системы федеративного государства, т. е. она должна быть взаимоувязана с другими региональными экономическими подсистемами и с экономическими субъектами центра. В связи с этим, сегодня в условиях рынка актуальной задачей становится разработка как практических, так и теоретических основ функционирования относительно обособленной экономики каждого региона при одновременной его интеграции в хозяйственную систему федеративного государства .

Причины необходимости повышения эффективности управления экономикой в регионе:

1. Правовые и рыночные регуляторы действуют в отлаженном хозяйстве в развитой рыноч-

ной инфраструктуре с общей высокой рыночной культурой нации в четком и жестком правовом пространстве.

2. Многие российские регионы и предприятия оказались совершенно не готовы и не адаптировались до сих пор к частичному уходу государства из сферы управления экономикой.

3. Автоматические рыночные регуляторы в состоянии эффективно действовать только в условиях сбалансированного хозяйства.

4. Страны со сложившейся рыночной экономикой, как правило, стремятся к гибкому сочетанию государственного регулирования с рыночными механизмами на основе стимулирования предпринимательской активности и оживления покупательского спроса населения.

Важное значение в эффективной работе региона имеет его высшее руководство. К нему, как правило, в регионе относятся глава администрации, заместители главы администрации, руководители ведущих департаментов и управлений [1].

Роль и эффективность каждого звена в цепоч-

членов команды ключевого персонала.

Безусловно, ключевую позицию в этом списке занимает глава администрации. Чем более он профессионален, тем более сильных заместителей и руководителей ведущих подразделений он подбирает.

Одним из путей повышения эффективности регионального управления является делегирование полномочий. В практике регионального управления считается, что эффективность работы руководителя напрямую зависит от того, насколь-

никам, чьи знания и опыт наиболее необходимы

обязанности, вытекающие из определенного для него задания;

- систематически контролировать работу подчиненных.

При делегировании необходимо выполнять ряд требований: оно должно производиться с уче-

том способностей сотрудников; выступать как форма поощрения растущей компетентности; способствовать активизации знаний и умений сотрудников, их творческого потенциала.

Эффективность делегирования полномочий зависит от:

а) умения и желания руководителя делегировать свои полномочия;

б) желания подчиненных взять на себя ответственность.

Для того чтобы добиться эффективности регионального управления с передачей ответственности, глава администрации должен:

- заботиться о том, чтобы его подчиненные обладали высокой квалификацией и деловой инициативой и соответствовали данному стилю руководства;

- предоставить им самостоятельность в принятии решений;

- регулярно информировать своих сотрудников о продвижении к цели и решении задач в регионе;

- при освобождении должности определить, есть ли среди сотрудников администрации специалист, который может занять ее;

- обеспечивать сотрудничество различных сфер хозяйственной деятельности в регионе.

Эффективное развитие предпринимательской деятельности как одного из ключевых элементов экономики региона, в настоящее время зависит от государственного регулирования и государственной поддержки. Работа над концепцией государственного регулирования предпринимательской деятельности определяет возможность структурной перестройки производства, повышения его технического уровня, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, реализации крупных социальных программ с целью построения высокоэффективной гибкой экономики, восприимчивой к нововведениям, экономики социально ориентированной, основанной на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, выбора профессии и места работы, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества [2].

Основная роль государства заключается в быстром выявлении негативных тенденций в различных экономических сферах, которые отрицательно повлияют на предпринимательскую деятельность, выявлении причин их возникно-вения и в принятии необходимых мер по их устранению. Чтобы государство вмешалось, необходимы

ке названных структурных образований разная и зависит от таких факторов, как:

- стиль управления главы администрации региона;

- тип организационной структуры управления;

- личностные и профессиональные качества

ко хорошо он делегирует.

Делегировать значит:

- преобразовать проблему в целевые задачи и поручить их решение сотрудникам;

- умело передавать полномочия тем сотруд-

для выполнения поставленных задач;

- убедительно разъяснить сотруднику его

следующие условия: негативные явления в экономике (инфляция, дефицит бюджета, высокий уровень безработицы, спад производства, инвестиционный спад и т. д.),социальная напряженность в обществе, ухудшение состояния окружающей среды, требования национальной безопасности и т. д.

Сегодня финансовая политика государства является одним из основных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Она обязана обеспечивать финансовыми ресурсами государственные программы экономического и социального развития. Для осуществления данной цели государству необходимо обеспечить меры, способствующие финансовой стабилизации, направленной на снижение инвестиционных рисков; укрепление законности и правопорядка как основы для развития предпринимательской активности. Для осуществления финансовой стабилизации необходимо строить финансовую систему, адекватную рыночной экономике, с принципами главенства права, строгой финансовой ответственности, экономической эффективности принятия решений, основанной на анализе и детальных расчетах, безусловного исполнения финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами, что позволит добиться увеличения реальных налоговых поступлений в бюджет, привлечения частных инвестиций, стабилизации национальной валюты, прекращения утечки капитала из страны и положительного торгового баланса.

Также необходимо совершенствование системы по сбору налогов. Понижение налоговой нагрузки на производителей за счет корректировки структуры налогов при одновременном расширении налогооблагаемой базы позволит укрепить финансовое положение реального сектора экономики при обеспечении стабильного поступления доходов в бюджеты разных уровней. Необходима реализация основных направлений налоговой реформы, предусматривающие:

- уменьшение местных налогов и сборов с товаропроизводителей, в том числе НДС, налог с прибыли, лицензионные сборы;

- введение прогрессивных региональных налогов на имущество юридических и недвижимость физических лиц, на сверхприбыль торговопосреднических и финансовых структур;

- введение действенного контроля за взиманием налогов, сокращением недоимок, в том числе путем их оформления в векселя и акции, с последующим использованием на рынке ценных бумаг и при формировании товарных фондов округа;

- введение системы налогового стимулирования участия в территориальных программах выхода из кризиса и выполнения территориального заказа.

Осуществление инвестиционной политики предполагает опору на механизм, являющий собой совокупность методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности, сочетающий в себе макроэкономические, микроэкономические и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами при социальной ориентации процесса.

При ограниченности финансовых возможностей государства и необходимости преодоления спада производства инвестиционную политику целесообразно осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

- усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Собственность регионов занимает важное место в стратегии их развития и в связи с этим остро встает вопрос об эффективности управления государственной собственностью.

Основной целью управления и распоряжения государственной областной собственностью является «обеспечение эффективного использования государственного имущества и увеличение на этой основе доходов бюджета области».

Достижение вышеуказанной основной цели может обеспечиваться путем решения следующих задач:

- создание и эффективное взаимодействие системы органов, осуществляющих управление и распоряжение государственной областной собственностью;

- обеспечение учета государственного областного имущества и государственной регистрации прав на него;

- обеспечение постоянного контроля над - разработка концепции преобразования

использованием государственного областного имущества, проведение необходимых мероприятий с целью повышения эффективности его использования.

Основными среди сложившихся на данный момент формами управления и распоряжения государственной и региональной собственностью являются:

- передача объектов из региональной, федеральной, муниципальной и иных форм собственности, а также закрепление объектов в государственной региональной собственности при их движении в обратном направлении;

- закрепление имущества за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения;

- закрепление имущества за государственными учреждениями на праве оперативного управления;

- сдача государственного имущества в аренду;

- передача имущества в безвозмездное пользование;

- продажа (приватизация) имущества и приобретение имущества в интересах региона.

Следует подчеркнуть необходимость комплексного и всестороннего подхода к оценке эффективности управления и распоряжения государственным региональным имуществом.

В целом сложившаяся структура собственности и реализуемые в регионах отношения собственности недостаточно эффективны, не улучшают общеэкономическую ситуацию в стране и более того -являются одной из причин системного кризиса. Несмотря на то, что в мировой практике давно существует тенденция отхода от отраслевой ориентации предприятий из-за высокой прибыльности и многоцелевого использования ресурсов предприятия, функции и структура российских государственных органов управления хозяйством региона сохраняют старые черты существовавшей системы управления, базировавшейся на отраслевом принципе. Система государственного управления остается консервативной, не учитывает специфику регионального хозяйственного образования как объекта управления, а также характер изменений, произошедших в экономических отношениях вследствие реформирования института собственности.

Повышение эффективности региональной системы государственного управления отношениями собственности тесно связано с отработкой механизмов комплексного развития экономики региона и требует решения следующих задач:

системы управления экономикой региона, выработка в ее составе стратегии совершенствования блока государственного регулирования отношений собственности;

- создание правового базиса для возвращения собственности из частной в государственную, если за этим стоят соображения экономической целесообразности и социальной справедливости;

- четкое разделение сфер деятельности, устранение несогласованности задач и дублирования функций соответствующих региональных органов управления, усиление роли функционального подхода к построению организационных управленческих структур;

- расширение интервала управляющего воздействия государства прежде всего в «зонах» естественных монополий, повышение уровня управляемости развитием хозяйства региона;

- создание единого органа управления государственной собственностью субъекта РФ, построение его подразделений по функциональному признаку.

Одной из проблем управления на региональном уровне является отсутствие четкой системы управления региональным воспроизводственным процессом, особенно в фазах распределения и обмена. Поэтому главной задачей в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития становится объединение имеющихся отдельных элементов управления в целостную систему. Формирование новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру (отраслевую, корпоративную, кластерную), во-вторых, для управления составными элементами этой системы требуется разработка специфических механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно не противоречивы [3].

Эффективная система управления строится на целом ряде причинно-следственных связей, сформулированных на базе стратегии развития региона, и включает взаимосвязанные оценочные показатели, информацию о промежуточных этапах ее функционирования, а также ряд элементов, необходимых для реализации ее стратегических целей. Прежде всего в ней должны быть сформулированы миссия, отражающая видение региона, которое обсуждено и поддержано населением, а также ожидаемые результаты. Кроме того, в ней содержится модель взаимосвязи между целями и задачами отдельных объектов региона и целями всего региона.

Эффективная система должна обеспечивать необходимую обратную связь. Разработанные гипотезы развития региона в период реализации, при наличии устойчивой обратной связи, имеют возможность тестирования и определения актуальности, а также уточнения или изменения. И наконец, эффективная система управления должна позволять регулярно уточнять и пересматривать стратегию развития региона, что чрезвычайно важно для процесса стратегического управления региона.

Подведя итог, нам хотелось бы выделить следующие критерии, по нашему мнению необходимые для новой эффективной системы управления экономикой региона:

- демократичность, направленность на достижение желаемых результатов;

- обладание достаточной силой воздействия;

- эффективность и недопущение снижения эффективности регулируемых процессов;

- использование системы социально-психоло-гических мотиваций;

- достаточная простота для понимания;

- основание на практическом опыте;

- адаптивность;

- учет долговременных интересов;

- стимулирование инновационного развития.

Литература

1. Малин А. С. «Региональное управление». М., 2006.

2. Никитина Ю. С. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в муниципальном образовании на примере южного административного округа как территориально-адми-нистративной единицы города Москвы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

3. Новоселов А. С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. 2008. Вып. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Региональная экономика / под ред. В. И. Видя-пина, М. В. Степанова. М., 2007.

* * *

PROBLEMS AND WAYS TO INCREASE EFFICIENCY OF ECONOMIC MANAGEMENT IN THE REGION

V. Yu. Grishin

The author in article defined the reasons of need of the state intervention in region economy. Actual problems on a way to management efficiency increase by economy in the region are also revealed and ways of their decision are offered. The urgency of a considered problem is caused by need of improvement of mechanisms of management of economy in the region in connection with modern changes in economic system of Russia.

Key words: regional management, regional economy, entrepreneurship, ownership of the region, effective control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.