Научная статья на тему 'Современные закономерности, принципы и задачи управления регионом на современном этапе'

Современные закономерности, принципы и задачи управления регионом на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛИЗМ / REGIONALISM / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL GOVERNMENT / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / DYNAMICAL DEVELOPMENT / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / STRUCTURAL REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лабазанов Ибрагим Магомедович

Определены основные подходы к определению региона. Дан научный анализ категории «региональное управление». Определены основные закономерности, отражающие сущность и взаимосвязи процессов регионального управления, а также сформулированы его важнейшие принципы и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT LAWS, PRINCIPLES AND OBJECTIVES OF THE REGION AT PRESENT STAGE

The basic approaches to region definition are defined. The scientific analysis of a category «regional government» is given. The basic laws reflecting essence and interrelations of processes of regional government are defined, and also its major principles and problems are formulated.

Текст научной работы на тему «Современные закономерности, принципы и задачи управления регионом на современном этапе»

ЛАБАЗАНОВ И.М

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Определены основные подходы к определению региона. Дан научный анализ категории «региональное управление». Определены основные закономерности, отражающие сущность и взаимосвязи процессов регионального управления, а также сформулированы его важнейшие принципы и задачи.

LABAZANOV Ш.

MODERN LAWS, PRINCIPLES AND PROBLEMS OF MANAGEMENT OF REGION AT THE PRESENT STAGE

The basic approaches to region definition are defined. The scientific analysis of a category «regional government» is given. The basic laws reflecting essence and interrelations of processes of regional government are defined, and also its major principles and problems are formulated.

Ключевые слова: регион, регионализм, региональное управление, системный подход, динамичное развитие, структурная перестройка, инновационная модель развития, эффективность.

Keywords: region, a regionalism, regional government, the system approach, dynamical development, structural reorganization, innovative model of development, efficiency.

Регион является сложной многофункциональной, многоаспектной системой, нуждающейся в многокритериальных оценках. В настоящее время сложились четыре подхода к определению региона:

Регион - квазигосударство, который рассматривается как относительно обособленная подсистема национальной экономики. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше ресурсов, принадлежавших центру. Развитие различных форм межрегиональных экономических отношений обеспечивает функционирование региональных экономик.

Регион - квазикорпорация, который рассматривается как крупный субъект региональной и муниципальной собственности и экономической деятельности, взаимодействующий с национальными и транснациональными корпорациями и являющийся участником конкурентной борьбы. Такие регионы обладают большим ресурсным потенциалом для саморазвития.

Регион - рыночный ареал, который предполагает усиление внимания к общим условиям экономической деятельности, таким как предпринимательский климат, особенности региональных рынков.

Регион - социум, который рассматривается с позиций обеспечения воспроизводства социальной жизни и развития системы расселения и включаю-

щий культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни.

Поскольку экономика региона является сложной системой, она характеризуется наличием специфических функций и своеобразной структурой, имеет многоотраслевой, многоуровневый и многоаспектный характер функционирования. Структура экономики региона является одним из основных факторов, влияющих на эффективное функционирование и развитие региона, и структурная перестройка экономики региона, проводимая в соответствии с требованиями внешнего и внутреннего рынка, будет означать очередную жизненную стадию развития региона. Она должна служить основой для повышения эффективности воспроизводственных процессов, формирования полюсов роста, широкого распространения инноваций, улучшения условий местного развития и перехода к постиндустриальному обществу. Группа известных ученых [2] указывала, что «путь России- поиск устойчивой целостности в региональном многообразии при усиливающемся неодинаковом воздействии глобализации на разные части национального пространства». Таким образом, в современных условиях регионы России не могут находиться вне поля глобализации и их развитие должно отвечать общемировым закономерностям и тенденциям с учетом российской специфики, территориальных особенностей и конкретных местных условий.

Исследуя категорию «региональное управление», необходимо охарактеризовать сравнительно новый термин «регионализм», под которым известные ученые В.Н.Лексин и А.Н.Швецов понимают «систему доказательных представлений о сути современных территориально опосредованных процессов общественного бытия, их генезисе и трансформации. Регионализм разворачивает реалистичную характеристику расстановки сил и соотношений интересов субъектов любых территориально опосредованных отношений, базируемую на четком знании правоустановленных и неформальных действий всех участников этих отношений-властей разных уровней, населения и его отдельных групп, независимых субъектов рынка, регионально и местно ориентированных организаций, учреждений и предприятий социальной и инженерной инфраструктуры, крупнейших корпораций и естественных монопо-лий»[2]. Таким образом, региональное управление должно строиться на основе учета теоретических основ регионализма.

Региональному управлению присущи такие базовые функции управления, как планирование, организация, кадровое обеспечение, стимулирование, контроль. Ряд ученых выделяет координацию как базовую функцию управления, однако более правильной является позиция, когда координацию рассматривают как основу управления, так как каждая из управленческих функций -это деятельность по координации.

Одним из важных свойств управления является «проектирование новых частей и свойств в процессе развития, а также направленность на ликвидацию старого, отжившего»[1], которое неизбежно проявляется в функционировании регионального управления.

Объективная необходимость в управлении социально-экономическим развитием в регионе связана с потребностью в координации хозяйственной деятельности субъектов различных форм собственности, размеров и масштабов функционирования и обеспечением сбалансированности воспроизводственных процессов в регионе. В то же время необходимость управления регионом связана с реализацией государственной социально-экономической политики по территориям страны с учетом специфики каждого региона. Таким образом, региональное управление является специфическим видом менеджмента, который охватывает экономическую, социальную, организационно-структурную, финансовую, инновационную, общественную, политическую сферы жизнедеятельности регионального сообщества.

По нашему мнению, региональное управление, обеспечивающего координацию хозяйственной деятельности, реализацию собственного потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения региона в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального использования ресурсов с учетом региональных факторов и местных особенностей, представляет собой систему форм, методов и инструментов комплексного воздействия на социально-экономические процессы в регионе.

Выделим основные закономерности, отражающие сущность и взаимосвязи процессов регионального управления. Поскольку регион является сложной многофункциональной и многоаспектной системой, управление регионом предполагает системный подход, позволяющий выделить элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования.

Использование системного подхода в региональном управлении позволит оценить критические переменные и ограничения в их взаимосвязях в социально-экономических процессах функционирования различных элементов региональной экономики, выработать оптимальные для различных структурных элементов и для всей системы в целом организационно-экономические решения.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования в региональной системе отношений совместимости интересов населения, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований и региональной администрацией. Региональное управление должно быть ориентировано на достижение целостности, совместимости, неразрывности социально-экономических интересов, целей, мотивов в региональной системе, должно обеспечивать приведение разнообразных интересов в региональном сообще-стве в определенное соответствие.

Поскольку динамичное развитие региона невозможно без эффективной реализации имеющегося социально-экономического потенциала, региональное управление должно опираться на объективную информацию о собственном потенциале, возможностях, условиях его эффективного использования. Очень важно учитывать потенциал домашних хозяйств региона, поскольку они являются потребителями многих конечных продуктов, произведенных

предприятиями реального сектора экономики, а также рассматриваются обобщенно как население, получающее в ходе распределения через государственные каналы различные нематериальные блага. Они являются не только закономерными потребителями производимых в общественном производстве товаров и услуг, но и субъектом социально-экономических отношений, определяющим развитие и повышение конкурентоспособности региона. Поэтому необходима организация полноценного учета экономического потенциала домашних хозяйств в совокупном потенциале региона.

Региональное управление должно быть ориентировано на повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов, создание стимулирующих условий, благоприятной среды для повышения результативности хозяйствования и роста качества жизни населения. Учеными выявлена определенная зависимость между полнотой реализации накопленного потенциала и качеством регионального управления, которая проявляется в том, что чем выше профессиональный уровень регионального управления, тем лучше используется и приумножается имеющийся потенциал региона, то есть степень реализации собственного потенциала региона предопределяется уровнем регионального управления.

Структурная перестройка и переход к инновационной модели развития региона являются составными процессами общегосударственных преобразований и предполагают не только упорядочение звеньев хозяйственной системы региона, но и внедрение в эту систему принципиально новых организационных и социально-экономических элементов и устранение устаревших структур. Кроме этих внешних, заданных федеральным центром перемен, существуют и внутренние источники перемен, связанные с возрастающим интеллектуальным потенциалов регионального сообщества, увеличением объема и качества знаний, усилением информационно-коммуникационных связей.

В последние годы эффективность регионального управления оценивается как с учетом повышения конкурентоспособности региона во всероссийском пространстве, так и с позиции вхождения региона в систему мирохозяйственных связей и процессов, осуществляемых с учетом внешних факторов и условий. Таким образом, можно сформулировать следующие закономерности современного регионального управления:

❖ системность в осуществлении анализа, проработок, решений, действий;

❖ взаимообусловленность процессов управления и изменение совместных интересов региональных субъектов;

❖ эффективность регионального управления определяет уровень реализации социально-экономического потенциала региона;

❖ результативность регионального управления определяется конкурентоспособностью региона.

Перечисленные закономерности определяют важнейшие принципы регионального управления. В научной литературе к этим принципам принято

относить децентрализацию, партнерство, субсидиарность, мобильность, адаптивность, принцип выделенной компетенции.

Принципы централизации и децентрализации являются основными принципами функционирования и управления сложной организационной системы. Устойчивое развитие региона зависит от возможности обеспечения баланса интересов региональных сообществ, сочетания централизации и децентрализации управленческих функций, причем децентрализация предполагает передачу региональной администрацией отдельных функций другим организационным структурам, обладающим определенной самостоятельностью, к которым можно отнести муниципальные образования, объединения предпринимателей, ассоциации и т.д. В изменяющихся ситуациях региональное управление должно опираться на сбалансированное сочетание централизации и децентрализации, что позволит повысить эффективность управленческих воздействий, обеспечить появление в региональном сообществе зон совместной компетенции и взаимной ответственности, субсидиарное™, взаимного делегирования полномочий и перераспределения функций.

К перечисленным базовым принципам регионального управления можно добавить следующие, наиболее актуальные с учетом современных тенденций и закономерностей развития:

❖ принцип стратегичности, который предполагает оценку процессов нестабильности и случайности внешних и внутренних факторов, определения возможности адаптации к ним и снижения угроз и используется при разработке системы стратегического управления;

❖ принцип научной обоснованности региональной политики, которая часто подчинена политическим приоритетам развития;

❖ принцип инновационности, который предполагает аккумуляцию новых знаний внутри системы управления, регулирование инновационных изменений в различных сферах экономики региона, систематическое проведение организационных, структурных, экономических и социальных инноваций, поиск и внедрение новых форм и технологий управления, проведение прогрессивной структуризации и обновления регионального управления;

❖ принцип государственно-частного партнерства, который становится приоритетным в современных условиях развития, в частности укрепления взаимодействия государственных органов, региональных структур и субъектов бизнеса в разработке и реализации современных моделей развития регионального сообщества.

Характеризуя задачи, стоящие перед региональным управлением, можно отметить их большое разнообразие. Главными задачами органов регионального управления являются:

❖ эффективное управление государственной собственностью;

❖ санация убыточных предприятий и предприятий-банкротов;

❖ формирование развитого фондового рынка, обеспечивающего эффективный перелив капитала;

❖ постоянный контроль управленческими структурами процессов приватизации и приобретения акций частными компаниями в силу подвижности границ государственного сектора экономики .

Помимо перечисленных задач, в соответствии со спецификой современного этапа можно выделить следующие задачи регионального управления:

❖ создание благоприятной среды для расширенного воспроизводства всех видов ресурсов;

❖ формирование базовых экономических, организационных, институциональных условий для устойчивого развития региональной экономики;

❖ создание благоприятных условий для укрепления собственного потенциала;

❖ стимулирование роста деловой активности домашних хозяйств и расширение предпринимательской деятельности;

❖ ориентация хозяйствующих субъектов различных форм собственности на удовлетворение потребностей в товарах и услугах на внутрирегиональном, внутрироссийском и международном рынках;

❖ разработка и реализация собственной социально-экономической политики и стратегии развития, а также оценка, прогнозирование, планирование, программирование развития региона и организация выполнения разработанных мероприятий по определенным направлениям;

❖ проведение институциональных преобразований структурной пере -стройки экономики региона , стимулирование инновационных процессов;

❖ укрепление и расширение финансово-экономической базы муниципальных образований;

❖ развитие в регионе рыночной, энергетической, транспортной, инженерно-коммунальной, научной, информационно-коммуникационной, социально-культурной, рекреационной инфраструктуры;

❖ регулирование и координация социально-экономических процессов, происходящих в регионе на основе использования эффективных инструментов воздействия.

Нами были приведены укрупненные задачи регионального управления, из которых можно выделить множество различных задач экономического, организационного, финансового, инновационного, инвестиционного, правового, социального характера. Несмотря на имеющийся огромный научный задел и определенный опыт, пока теорией и практикой регионального управления не сформулированы теоретически обоснованные и результативные методологические установки для решения существующих проблем развития регионов. Поэтому перед наукой регионального управления стоит задача разработки методов, средств, механизмов, позволяющих обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач развития региона. Средства не могут быть универсальными в силу специфичности каждого региона, однако потреб-

ность в разработке общих методологических принципов и механизмов управления остается.

_Литература_

1. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./под общей ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина. - М.: Издательство РАГС, 2002.

2. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. -М.:УРСС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.