УДК 332.012.2
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
BASES OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT OF REGION ECONOMY
Васильева Инесса Анатольевна ассистент кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова»
e-mail: [email protected]
Индюков Александр Иванович соискатель ученой степени кандидата наук Института экономики, управления и права (г. Казань)
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные элементы организационной структуры управления инновационным развитием региона. Определены основные предпосылки управления региональным развитием, выявлены закономерности регионального управления.
Annotation. In article basic elements of organizational structure of management are considered by innovative development of the region. The main preconditions of management are defined by regional development, regularities of regional government are revealed.
Ключевые слова. организационная структура управления, региональное управление, закономерности управления, инновационное развитие.
Keywords. Organizational structure of management, regional government, regularities of management.
Введение
Вопросы управления в современных условиях развития рыночной экономики и построения федеративного государства в России приобретают все большую значимость. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляются весьма широкие полномочия, помимо этого предприятия приобретают полную самостоятельность, в связи, с чем возникают обострение конкурентной борьбы, усиливается нестабильность, происходит рост глобализации. При этом эффективное управление экономическими системами и подсистемами разного уровня, на наш взгляд, является единственным выходом из сложившейся ситуации и способом устранения угроз внешней среды.
Управление экономическим развитием появилось вследствие эволюции систем управления крупными предприятиями и корпорациями, которая проходила по влиянием изменений производства в 60-70-е годы XX века. Его методы изначально использовали крупные корпорации, обнаружив, что их менеджеры не в состоянии справиться с возрастающими трудностями во внешней среде. В 1981 году американские корпорации столкнулись с затяжным экономическим кризисом и кризисом управляемости. Поиски возможного выхода из него строились как на повышении квалификации управленческих кадров, так и попыткой перехода к новой управленческой системе, основанной на взглядах и идеях крупных ученых и управляющих практиков. Компании стали рассматривать причины своих главных успехов не только во внутренней среде, но и вовне, а также связывать их со способностями компании приспособиться к внешнему окружению, вовремя отреагировать на возникающие угрозы и появляющиеся возможности. В будущем полученные идеи и методы стали использоваться не только корпорациями, но и средними и мелкими, а также органами государственного управления.
Для российской экономики управление развитием экономическими подсистемами является сравнительно новым явлением. Его необходимость обусловлена переходом страны к рыночной экономике, которая подразумевает
неожиданное появление изменений и их непредсказуемость, а также нестабильность внешней среды.
Объективные предпосылки и необходимость управления
На наш взгляд, существует ряд объективных причин, обуславливающих необходимость управления экономикой региона. Во-первых, в настоящее время существует противоречие между старыми институтами, технологиями и методами управления и новым состоянием российского общества.
Во-вторых, в условиях формирования федеративных отношений, особенностью которых является необходимость обеспечения экономической самодостаточности регионов, произошло ослабление государственного регулирования. Углубление рыночных отношений вызвало обособление организаций, ограничило возможности региональной власти в воздействии на наиболее перспективные отрасли экономики и представило сложным обеспечение единства отраслевых региональных комплексов. Однако развитие социально-экономических систем региона не может осуществляться лишь только на основе рыночного саморегулирования. Исходя из мирового и отечественного опыта, можно сказать, что невмешательство государства в развитие экономических процессов может привести к росту социальной напряженности и способно снизить устойчивость экономического регионального развития. Поэтому, на наш взгляд, рынок должен работать с учетом интересов общества, дополняясь инструментами, совершенствующими его.
В-третьих, в настоящее время происходит становление регионального управления - совершенно самостоятельного уровня государственного управления. Это связано прежде всего с:
1) передачей от центра регионам Российской Федерации большей части властных и хозяйственных функций;
2) отменой директивных методов регионального управления;
3) трансформирование отраслевой системы государственного управления, при котором становится необходимым формирование новых отношений между субъектами Федерации и федеральным центром, субъектами Федерации и хозяйствующими субъектами, субъектами Федерации и муниципалитетом, субъектом Федерации и населением;
4) изменением функций субъектов Федерации, которые, с одной стороны, должны подчиняться общей государственной политике, а с другой стороны, развивать предпринимательскую деятельность на своей территории и обеспечивать повышение качества условий жизнедеятельности и благосостояния населения.
В настоящее время перемещение прав в сторону местных органов власти ослабляют роль региона как объекта федерального уровня. Регионы получают все больше самостоятельности и, соответственно, возрастает значимость управленческих функций на региональном уровне. Сегодня субъекты Российской Федерации являются как элементами единого экономического пространства, одного государства, так и относительно самостоятельными государственными образованиями, обеспечивающие свое развитие в условиях самоуправляемости и самофинансирования. Регионы начинают становиться реальными объектами экономических отношений.
Проблемы, возникающие в регионах носят свой специфический характер. Поэтому необходимо учитывать особенности территорий каждого региона и нельзя недооценивать их значение в экономическом пространстве. В связи с передачей значительной части полномочий регионам возникает проблема сбалансированности процесса децентрализации и централизации, то есть получение самостоятельности субъектами Российской Федерации и укрепление позиций центра в государственном регулировании.
В-четвертых, управление регионом и его развитием на сегодняшний день подвержено серьезным изменениям, связанным со следующими обстоятельствами:
1) усиление хозяйственной самостоятельности и возрастание значимости проводимых экономических реформ именно на региональном уровне подразумевает учет специфики каждого региона;
2) в ведущих отраслях производства преобладает частный капитал, который предполагает поиск новых методов государственного регулирования региональной экономики;
3) развитие в России социального общества, создание условий для обеспечения свободного развития общества и достойной жизни, для чего необходимо активное участие региональной власти;
4) отличие реального процесса реформирования экономики региона от теории. Большинство управленческих решений принимается без изучения теории, что на наш взгляд, является ошибкой многих управленцев. К решению проблем сложных социально-экономических процессов, которые происходят в регионе, относятся просто, субъективно, без глубокой проработки.
Регионы всегда находятся в процессе развития, они не стоят на месте, этим и обуславливается необходимость управления. По мере своего развития экономическое, социальное, экологическое, культурное, техническое и другие характеристики субъекта изменяются в ту или иную сторону. По мере роста темпа социально-экономических изменений вопросы управления развитием региона становятся все более актуальными. В связи с этим необходимо разработать новый подход к развитию всех объектов управления, который позволит совместить в регионе экономическое развитие с социальным развитием и экологической безопасностью.
Таким образом, трансформация экономики субъектов Российской Федерации требует разработки и внедрения управления регионом, которое будет совершенным, эффективным и рыночно-ориентированным. Управление должно создавать условия, способствующие удовлетворению социальноэкономических (материальных, духовных, культурных) потребностей личности и общества.
Сущность управления
Региональное управление в экономической науке рассматривается и преподносится по-разному. Есть точка зрения, что «под региональным менеджментом следует понимать такое управление народным хозяйством региона, которое основано на корпоративных принципах и учете территориального разделения труда» [3, с. 103]. По мнению экономиста А. И. Г аврилова, «региональный менеджмент — это управление социальноэкономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям» [1, с.76]. Группа ученых определяет региональный менеджмент как вид специального менеджмента, который представляет собой совокупность принципов и методов, форм и средств воздействия на социальную и экономическую деятельность на региональном уровне [4, с.57].
Халипов В.Ф. дает несколько иное определение данному термину, делая акцент на нормотворческой функции государства: «Система управления - одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики» [5].
Надо отметить, что эти и ряд других определений не содержат важнейшей составляющей, заключающейся в том, что в российской действительности региональное управление является неотъемлемой частью, звеном государственного управления.
Предлагается следующее определение рассматриваемого понятия: «Региональное управление представляет собой совокупность принципов, функций, форм, методов и инструментов системного воздействия на социальноэкономические процессы в регионе, обеспечивающие координацию хозяйственной деятельности, реализацию специфического потенциала, расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения, обновление экономики и социальной сферы региона в соответствии с современными общественными потребностями на основе рационального
использования ресурсов и с разносторонним учетом территориальных факторов и местных особенностей».
Согласно нашим исследованиям, можно выделить следующие закономерности регионального управления: 1) взаимообусловленность
развития управления и обновления совместных интересов регионального сообщества; 2) системность (проработок, анализа, решений, действий); 3) уровень управления предопределяет степень реализации специфического потенциала региона; 4) результативность управления выражается в той или иной конкурентоспособности региона.
Эти закономерности обусловливают содержание и направленность регионального управления в России на современном этапе и оказывают влияние на формирование его важнейших принципов.
Организационно-экономические и институциональные
составляющие структуры управления
Содержание механизма управления инновационным развитием региона конкурентоспособностью может рассматриваться на разных уровнях управления, то есть можно выделить особенности управления инновационным развитием на макро-, мезо- и микроуровнях. По нашему мнению, особую значимость имеет рассмотрение механизма управления инновационным развитием на мезоуровне, т. е. на уровне региона. На этом уровне субъектом управления являются органы власти и управления (как федерального, так и регионального уровня), а объектом - экономический потенциал региона. По нашему мнению, регион обладает необходимыми ресурсами, кадрами и условиями для соответствующего обучения, имеет возможности создавать условия для предпринимательской инициативы.
Механизм управления инновационным развитием региона - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется воздействие на весь экономический потенциал региона, на управляемые параметры внешней среды, с учетом сложившейся конъюнктуры, с целью
непрерывного устойчивого технологического и социального развития. Такой подход подразумевает комплексное функционирование всех элементов механизма управления.
Очевидно, что особенность механизма управления инновационным развитием региона определяется особенностями воспроизводственного процесса на территории региона.
Проведенное исследование позволило сформулировать основные предложения по созданию механизма управления инновационным развитием региона, который включает в себя следующие элементы:
• определение системы целей, задач;
• построение оптимальной организационной структуры управления;
• выбор соответствующих методов управления инновационным развитием региона;
• формирование оценочных показателей;
• анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на инновационное развитие региона;
• периодическую оценку уровня инновационного развития
рассматриваемого региона;
• разработку соответствующих стратегий в условиях высокой степени изменчивости внутренней и внешней среды.
Создание эффективно функционирующего механизма управления инновационным развитием региона базируется на основных методологических принципах, которые используются при формировании системы управления регионом: системность, непрерывность, эффективность, общественное
партнерство, гласность и открытость, интеграцию ресурсов, адаптивность, целенаправленность и приоритетность.
Очевидно, что эффективное функционирование механизма управления инновационным развитием региона определяется наличием достаточного и соответствующего обеспечения этого процесса и в целом стратегии развития региона, включающего в себя следующие элементы: нормативно-правовое,
организационное, методическое, информационное, ресурсное обеспечение. Реализация механизма управления инновационным развитием региона предполагает выполнение классических функций управления, таких как планирование, организация, мотивация и контроль.
И, собственно, само воздействие осуществляется путем использования посредством уже рассмотренных выше методов управления: организационноадминистративных, основанных на прямых директивных указаниях; экономических, обусловленных экономическими стимулами; социальнопсихологических, применяемых с целью повышения социальной активности населения.
К структуре механизма управления инновационным развитием региона нами отнесены:
• формирование эффективных технологических и экономических взаимосвязей между субъектами и объектами на уровне региона, на основе взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов региона;
• определение принципов регионального управления инновационным развитием; к ним могут быть отнесены: принцип обратной связи, управления по результатам, принцип инициативы и самостоятельности, административной централизации, структурности и взаимосвязи, приоритетных задач и направлений, инвестиционной привлекательности, равной социальной защиты и справедливости, взаимного доверия и ответственности, инновации и модернизации, научности, альтернативности, технологической завершенности;
• определение специфики управления инновационным развитием региона, базирующегося на количественных и качественных показателях;
• определение особенностей управления инновационным развитием региона, которые формируются под воздействием факторов как внутреннего, так и внешнего происхождения;
• определение эффективных методов управления инновационным развитием региона;
• формулирование и реализация функций управления инновационным развитием региона (как общие, так и частные);
• определение задач механизма управления инновационным развитием региона на соответствующий период времени.
Кроме перечисленных составляющих, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ.
Заключение
Появление в России регионального уровня управления подразумевает разработку теоретических и методологических подходов, которые связаны с управлением развития существующей социально-экономической системы. На сегодняшний день проблемы управления региональным развитием в научной литературе освещены недостаточно. Из вышеизложенного можно сказать, что эффективное функционирование механизма инновационного управления регионом заключается в непрерывном процессе взаимодействия между всеми его системными элементами.
Библиографический список
1. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учеб. Пособие для вузов / А.И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239с.
2. Гречушкин, А.А. Необходимость и особенности стратегического управления регионом. - Вестник ОГУ. - №12. - 2007. - С.166.
3. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
4. Самофалова, Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Е.Ф. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова. 2-е изд. М.: Кнорус, 2006. 272с.
5. Халипов, В.Ф., Халипова, Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. - М.: Луч, 1996.-271с.