Научная статья на тему 'Формирование эффективной системы управления развитием региона в условиях трансформации экономики'

Формирование эффективной системы управления развитием региона в условиях трансформации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REGION / THE CONTROL SYSTEM OF REGIONAL DEVELOPMENT / THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT SYSTEMS / HUMAN POTENTIAL / THE REGION COMPETITIVENESS / STRATEGIC MANAGEMENT / FORSYTHE TECHNOLOGIES / SOCIAL AND HUMANITARIAN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акперов Имран Гурруевич

Сложившаяся в настоящее время в стране рыночная экономика часто не учитывает финансовые, хозяйственные, управленческие и социальные различия между субъектами Федерации. Поэтому необходимо формировать такую систему регионального управления, в основе которой находилась бы региональная составляющая. В статье рассмотрены основные направления реструктуризации системы управления развитием региона. Теоретические выводы и методические разработки могут быть использованы в деятельности региональных органов власти при реформировании системы управления развитием региона, а также в проведении учебных курсов и спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating an effective region development management system in conditions of transformation of the economy

Contemporary market economy of the country often does not take into account financial, economic, administrative and social differences between regions. Therefore, a system of regional governance containing regional component must be created. The article considers main directions of the restructuring of management development in the region. The theoretical conclusions and methodologies can be used in the activities of regional authorities in reforming management development in the region, as well as training courses and special courses.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной системы управления развитием региона в условиях трансформации экономики»

УДК 332.1:338.2 ББК 65.9(2) А-40

Акперов Имран Гурруевич, доктор экономических наук, профессор, ректор Института управления, бизнеса и права, т.: 8(863)2924373.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

(рецензирована)

Сложившаяся в настоящее время в стране рыночная экономика часто не учитывает финансовые, хозяйственные, управленческие и социальные различия между субъектами Федерации. Поэтому необходимо формировать такую систему регионального управления, в основе которой находилась бы региональная составляющая. В статье рассмотрены основные направления реструктуризации системы управления развитием региона. Теоретические выводы и методические разработки могут быть использованы в деятельности региональных органов власти при реформировании системы управления развитием региона, а также в проведении учебных курсов и спецкурсов.

Ключевые слова: регион, система управления региональным развитием, эффективность системы управления, человеческий потенциал, конкурентоспособность региона, стратегическое управление, Форсайт технологии, социально-гуманитарные технологии

Akperov Imran Gurruevich, Doctor of Economics, professor, rector of the Institute of Management, Business and Law, tel.: 8 (863) 292-43-73.

CREATING AN EFFECTIVE REGION DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM IN CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

(reviewed)

Contemporary market economy of the country often does not take into account financial, economic, administrative and social differences between regions. Therefore, a system of regional governance containing regional component must be created. The article considers main directions of the restructuring of management development in the region. The theoretical conclusions and methodologies can be used in the activities of regional authorities in reforming management development in the region, as well as training courses and special courses.

Key words: region, the control system of regional development, the effectiveness of management systems, human potential, the region competitiveness, strategic management, Forsythe Technologies, social and humanitarian technologies.

Современные тенденции развития экономики в изменяющихся рыночных условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности страны, роста качества жизни населения.

В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в их состав хозяйствующих субъектов.

Необходимость развития системы управления регионом обуславливается как объективными факторами, так и сложившимися традиционными недостатками и новыми несоответствиями в самой управленческой системе: отсутствием четкого представления о функционировании механизма управления регионом и механизма развития экономики региона; превалированием отраслевого подхода в формировании региональных органов управления; дублированием функций управления по ряду направлений деятельности; недостаточным уровнем компетентности и творчества работников органов регионального управления; фрагментарностью организационных действий по развитию системы управления регионом и др [1].

Первоначально в трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания. Регион не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. Напротив, в современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система и может быть определен как административнотерриториальная и социально-экономическая подсистемы страны и одновременно сложная многоаспектная социокультурная и производственно-хозяйственная система, обладающая специфическим потенциалом, определенной степенью целостности, комплексности, единством внутренней структуры, взаимосвязей и функций, формирующих воспроизводственные процессы, характеризующейся собственными рыночными интересами и особенностями социальноэкономических преобразований, имеющей соответствующие органы управления, призванные обеспечивать устойчивое развитие территории и повышение качества жизни регионального сообщества в условиях федерализма и глобализации.

В настоящее время регион Российской Федерации рассматривается как квазигосударство, которое представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Он аккумулирует все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти - регулирование экономики региона. Взаимодействие региональных и федеральных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики. Тем не менее, хозяйственную деятельность многих субъектов Российской Федерации нельзя назвать успешной, большинство их остаются дотационными, а состояние части из них носит депрессивный характер.

Поэтому, в сложившихся условиях видится целесообразным представлять регион как квазикорпорацию, являющуюся крупным субъектом собственности и экономической деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Модель функционирования региона как квазикорпорации

В таком качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. Примером могут служить защита торговой марки местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.

В данном случае, как и в любой корпорации, основным элементом региональной системы выступает человеческий потенциал (рис. 2), определенную долю которого составляет внешний приток специалистов (иммиграция рабочей силы), однако важнейшей составляющей этой системы является внутренний рынок рабочей силы, на котором представлены работоспособные специалисты, постоянно зарегистрированные в данном регионе. Основное пополнение внутреннего регионального человеческого потенциала происходит за счет разного уровня и статуса учебных программ, представленных как учебными заведениями базовой подготовки, так и организациями или отделами предприятий, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

Рис. 2. Основные элементы региональной системы

Система управления региональным развитием представляет собой сложную совокупность компонентов, включающую органы управления, целевые стратегические установки, закономерности, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, организационную культуру, компетенции, технологии и инструменты, тесно взаимосвязанные между собой, образующие различные подсистемы в их интеграционной целостности и формирующие механизм воздействия на региональное хозяйство, воспроизводственный потенциал, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения (рис. 3).

В настоящее время система управления экономикой региона нуждается в создании и совершенствовании эффективных прогрессивных форм и инструментов регионального развития. Так, в связи с изменяющимися общественными и рыночными условиями на передний план экономического развития регионов выдвигаются кластерные формы хозяйствования.

Рис. 3. Элементы системы управления региональным развитием (РР)

Кластер - это не просто сумма взаимосвязанных предприятий, а сетевое интегрированное взаимодействие всех его элементов и процессов. Создание кластера приводит к синергетическому эффекту, который заключается в количественном и качественном росте многих составляющих социально-экономического развития региона, определяющих повышение его конкурентоспособности:

• увеличение количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы;

• увеличение числа работающих мест;

• появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом;

• возникновение условий для структурной перестройки экономики региона;

• рост инвестиционной привлекательности региона;

• повышение политической значимости региона.

Преимущества для бизнеса региона в целом выражаются в следующем:

• снижение трансакционных издержек;

• улучшение возможностей для более результативного выхода на глобальные рынки;

• активизация инновационной деятельности и появление новых знаний;

• совершенствование и модернизация рыночной инфраструктуры;

• стимулирование малого бизнеса.

Комплексная поддержка кластерного подхода к развитию региональной экономики нашла отражение в Областной долгосрочной целевой программе инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. Вузы, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро и предприятия, работающие в одной сфере, уже сейчас объединяются в инновационные кластеры. Так, среди кластеров высоких медицинских технологий и медицинского оборудования, космических и оптико-электронных технологий, агропромышленных технологий особое место занимает кластер социально-гуманитарных технологий, призванный мобилизовать, капитализировать и развить человеческий капитал региона как стратегического ресурса инновационного социальноэкономического развития территории, а также объединить усилия населения, власти и бизнеса по поводу регионального развития (рис. 4).

Рис. 4. Механизм функционирования кластера социально-гуманитарных технологий

Для формирования эффективной системы управления регионального развития целесообразно создание центров инновационных социально-гуманитарных технологий, которые будут выполнять функции прогнозирования, планирования и программирования инновационного развития территории. При этом для повышения эффективности управления будут определять «точку безубыточности региона». Это та минимальная величина дохода регионального бюджета, при которой полностью окупаются все расходы региона.

Основной формой взаимодействия в рамках данного центра является частно-государственное партнерство (ЧГП), которое представляет собой организационно-экономические отношения между бизнесом, государственными структурами, муниципальными образованиями и общественными организациями, основанный на интеграции определенных процессов и видов деятельности и разрешении существующих и возникающих между ними противоречий и препятствий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе переговоров. ЧГП предполагает организацию и развитие форм взаимодействия и сотрудничества всех участников, базирующихся на долгосрочных, устойчивых, равноправных и взаимовыгодных принципах, обеспечивающих разграничение, согласованность и координацию деятельности по конкретным функциональным сферам в разнообразных областях регионального развития.

Возможны различные направления и формы взаимодействия региональных органов управления и бизнеса. При этом взаимодействие должно основываться на обсуждении с участием представителей бизнес-сообщества вопросов и планов повышения конкурентоспособности региона и отдельных компаний, выявления и устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности. Далее необходимо привлечь представителей бизнес-сообщества к участию в разработке проектов нормативных актов; процессу формирования региональных программ и планов повышения эффективности использования средств из различных источников, направленных на инновационные и инфраструктурные проекты, проведение НИОКР, коммерциализацию результатов научных разработок. Следует организовать формы совместного участия в развитии высшего и среднего профессионального образования, модификации рыночной инфраструктуры, а также в поддержке отраслевых и территориальных бизнес-ассоциаций. При этом функции координации различных видов и форм частно-государственного партнерства в регионах целесообразно возложить на министерства (департаменты) экономического развития, которые должны привлечь все другие министерства и ведомства к тесному сотрудничеству. Расширение направлений и форм частно-государст-венного партнерства будет служить эффективным средством интеграции усилий различных категорий регионального сообщества при достижении целей экономического развития региона.

Основной технологией функционирования таких центров являются Форсайт технологии - один из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Они позволяют направлять и фокусировать деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей, в единое русло, и, соответственно влиять на постановку целей и задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего. В том числе, как наиболее уязвимых, так и обладающих потенциалом точках роста.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование:

• прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идёт речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

• форсайт всегда подразумевает участие (часто путём проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определённых групп населения (жителей региона, молодёжи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

• третье отличие Форсайта от традиционных прогнозов - нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Предложенные и обоснованные в теоретические и методологические положения формируют современный способ практического эволюционного преобразования системы управления экономикой региона, что обеспечит рост эффективности, инновационности и конкурентоспособности региона и тем самым - повышение уровня жизни регионального сообщества.

Литература:

1.Ахтариева Л.Г. Современное развитие системы управления регионом: методология, инструментарий, механизмы: монография. // Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010.

2. Джексон Т. Хосин канри: как заставить стратегию работать / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. - 248 с.

3.Коробова О.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. 104 с.

4.Методологические аспекты и опыт стратегического планирования территориального развития в регионах России и развитых странах Запада: методическое пособие / Под ред. А.И. Гаврилова, - Нижний Новгород, 2005. - 95 с.

References:

1. Akhtarieva L.G. Modern development of regional management: methodology, tools and mechanisms: a monograph. Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2010.

2. Jackson T. Hosine kanri: how to make the strategy work: trans. from English. M.: Institute of Complex Strategic Studies, 2008. - 248 p.

3. Korobova O.V., Gerasimov B. I., Bykovsky V.V. Regional Economy: restructuring of the management of development in the region / Ed. B.I. Gerasimov. Tambov: Tambov State Technical Univ. Press, 2012. 104p.

4. Methodological aspects and experience in strategic planning of territorial development in the regions of Russia and countries of the West: a handbook / ed. A.I. Gavrilov. Nizhny Novgorod, 2005. 95 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.